Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Добор баллов осуществляется в форме защиты подготовленных рефератов или отчетов по прочитанной литературе (три любых статьи из приведенного списка).

План занятий по учебному курсу «Этика» для студентов АНТ-Д-2

В первом семестре 2011-2012 учебного года

 

Дата 08.45 – 10.15 10.25 – 11.55
07.09.11 Лекция № 1 Семинар № 1
14.09.11 Лекция № 2 Семинар № 2
21.09.11 Лекция № 3 Семинар № 3
28.09.11 Лекция № 4 Семинар № 4
05.10.11 Лекция № 5 Семинар № 5
12.10.11 Лекция № 6 Семинар № 6
12.10.11 Лекция № 7 Семинар № 7
19.10.11 Лекция № 8 Семинар № 8
26.10.11 Лекция № 9 Семинар № 9
02.11.11 Лекция № 10 Семинар № 10
09.11.11 Лекция № 11 Семинар № 11
16.11.11 Лекция № 12 Семинар № 12
23.11.11 Лекция № 13 Семинар № 13
30.11.11 Лекция № 14 Семинар № 14
07.12.11 Лекция № 15 Семинар № 15
14.12.11 Лекция № 16 Семинар № 16

 

Лекция № 1

Тема: Этика как наука

 

Семинар № 1

Тема: Этика как наука

Практическое задание: составление схемы взаимосвязи науки этики с другими формами гуманитарного знания.

 

Лекция № 2

Тема: История этических учений (часть 1) – Этика Древних цивилизаций.

 

Семинар № 2

Тема: Этика как наука

А) Темы для докладов (доклады выполняются письменно):

1. Объект и предмет этики.

2. Специфика этики как науки.

3. Задачи этики как науки и учебной дисциплины.

Б) Темы для обсуждения:

- Роль искусства в изучении этических представлений эпохи. Примеры драматических и литературных произведений, в которых отражены этические представления соответствующего периода.

- Влияние уровня развития науки и техники на содержание этических представлений эпохи. Примеры взаимосвязи процессов компьютеризации и информатизации с современными этическими представлениями.

- Как вы расцениваете выска­зывание Ф. Ларошфуко: «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться»?

- Если этика – это учение о моральных нормах общества, то не означает ли это, что следование этическим нормам ведет к унификации человеческой личности?

- Любые ли жизненные ситуации подпадают под этические нормативы? Можете ли вы назвать ситуации «вне этики»?

В) Практическое задание:

Тестирование.

Лекция № 3

Тема: История этических учений (часть 2) – Этика Античности.

 

Семинар № 3

Тема: История этических учений (часть 1) – Этика Древних цивилизаций.

А) Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Этика Древней Индии.

2. Этика Древнего Китая.

3. Этика Древней Персии.

4. Этика Древней Иудеи.

Б) Темы для обсуждения:

- Особенности древнейших этических систем.

- Отдельные черты древней этики, живущие в современности.

- Какое значение для регулирования социальных отношений имело кастовое разделение в древнеиндийском обществе? Почему касты просуществовали в Индии такой долгий по историческим меркам срок (до 1953 года)?

- Какое влияние может оказывать на этику, мораль и нравственность убежденность в постоянном перевоплощении души?

- К каким сторонам сознания человека обращены призывы буддийской морали о добровольном отказе от грешных поступков?

- Являются ли этические принципы, провозглашенные в буддизме, универсальными и пригодными для использования вне зависимости от времени и места существования?

- Как, по вашему мнению, сочетаются принципы традиционности и новаторства в современном Китае?

В) Практическое задание:

Тестирование.

 

Лекция № 4

Тема: История этических учений (часть 3) – Этика Средневековья, Возрождения и Просвещения.

 

Семинар № 4

Тема: История этических учений (часть 2) – Этика Античности.

А) Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Этика софистов.

2. Этические воззрения Сократа и его последователей (школы киренаиков, киников).

3. Этическое учение Платона.

4. Этика Аристотеля.

5. Эвдемонизм Эпикура.

6. Этические учения Древнего Рима.

7. Нравственный ригоризм стоиков.

8. Нравственно-очистительный экстаз неоплатоников.

Б) Темы для обсуждения:

- Идеал человека в этике Античности.

- Государство, общество и индивид в этике Античности.

- Почему так покорно принимают люди, о которых рассказано в большинстве древнегреческих мифов, несправедливость от богов?

- Почему именно в форме мифа передаются знания об этических принципах взаимоотношений?

В) Практическое задание:

Тестирование.

 

Лекция № 5

Тема: История этических учений (часть 4) – Этика Нового времени.

 

Семинар № 5

Тема: История этических учений (часть 3) – Этика Средневековья, Возрождения и Просвещения.

А) Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Особенности христианской апологетики и патристики как форм выражения этической мысли.

2. Мусульманская этика Средневековья

3. Этика эпохи Возрождения.

4. Этические учения Декарта и Спинозы.

5. Этические учения Локка и Гоббса.

6. Этические учения французских просветителей – Дидро, Руссо, Гельвеция и Гольбаха.

Б) Темы для обсуждения:

- Обладает ли человека, по мнению Августина Блаженного, свободой воли и морального выбора? К чему это приводит человека?

- Какие возможности для нравственного совершенствования человека, по мнению М. Лютера, даёт постоянный диалог между человеком и богом?

- Почему в эпоху Возрождения возникает культ красоты человеческого лица и тела?

- В чём главное отличие этической системы эпохи Возрождения от средневековой этики?

- Что позволяет говорить о предельной социализации этики эпохи Просвещения?

В) Практическое задание:

Тестирование.

 

Лекция № 6

Тема: История этических учений (часть 5) – Этика ХХ века.

 

Семинар № 6

Тема: История этических учений (часть 4) – Этика Нового времени.

А) Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Этическое учение Канта.

2. Этическое учение Гегеля.

3. Этическое учение Фейербаха.

4. Этическое учение Л.Н. Толстого.

5. Этическое учение В. Соловьева.

6. Этическое учение Н. Рериха.

7. Этическое учение Шопенгауэра.

8. Этическое учение Ницше.

9. Этическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

Б) Темы для обсуждения:

- Какие отличительные черты присущи этике немецкой классической философии?

- На чём основывалось убеждение Канта в том, что все люди связаны некоторой общей моральной связью?

- Может ли быть счастлив человек, исполняющий свой долг до конца, по мнению Канта? Почему он так считал? Что по этому поводу думаете вы сами?

- Марксистская этика исходила из принципов классового деления общества и борьбы между классами. В чём вы видите её прогрессивное значение? Почему марксистская этика была отвергнута нашим обществом?

В) Практическое задание:

Анализ высказываний философов изучаемой эпохи.

 

Лекция № 7

Тема: История морали (часть 1)

 

Семинар № 7

Тема: История этических учений (часть 5) – Этика ХХ века.

А) Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Биологически-инстинктивный механизм нравственной деятельности в трудах З. Фрейда, Э.Фромма.

2. Этические представления в неопозитивизме.

3. Эмотивизм и релятивизм Д. Мура, А. Айера.

4. Экзистенциальная этика (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю и др.).

Б) Темы для обсуждения:

- К какому направлению этической мысли ХХ века относится прагматизм, позитивизм и эмотивизм?

- Какое место в этико-философской культуре ХХ века занимают научно-рационалистические концепции?

- В чём Зигмунд Фрейд видел назначение общественной морали?

- Что является основой этики экзистенциализма?

- Как в этике персонализма видятся пути достижения независимости личности?

В) Практическое задание:

Тестирование.

 

 

Лекция № 8

Тема: История морали (часть 2)

 

Семинар № 8

Тема: История морали (часть 1)

Темы творческих работ (выполняются в группе 2-3 человека в форме «мини-спектакля», подготавливаются заранее дома):

1. Архаическая мораль.

2. Античная мораль: любовь, долг, дружба, патриотизм, мужество.

3. Античная мораль: неравенство, рабство, жестокость, порочность.

4. Средневековая светская и религиозная мораль.

5. Рыцарская мораль – кодекс боя и турнира.

6. Рыцарский идеал Прекрасной дамы и его влияние на женский идеал в культуре 18, 19 и 20 веков в Европе.

7. Мораль угнетенных классов (на примере сравнения нескольких эпох).

8. Пуританская мораль: сравнение Викторианской эпохи в Англии и начала 20 века в США.

9. Мораль эпохи Просвещения (на примере морали различных социальных слоёв – аристократия, буржуазия, крестьяне; или на примере сравнения различных стран – Франции, Германии, России соответствующего периода).

 

Лекция № 9

Тема: Сущность морали (часть 1)

 

Семинар № 9

Тема: История морали (часть 2)

Темы творческих работ (выполняются в группе 2-3 человека в форме «мини-спектакля», подготавливаются заранее дома):

10. Мораль различных народов:

a. Индия,

b. Китай,

c. Япония,

d. северо-американские индейцы,

e. народы стран центральной Африки,

f. народы севера Сибири.

11. Тоталитарная мораль (на примере сравнения официальной морали тоталитарных обществ 20 века – Германия, СССР, Чили, Китай).

12. Мораль движения хиппи.

13. Корпоративная мораль:

a. воинские кодексы чести,

b. кодексы религиозных сообществ,

c. кодексы политических сообществ,

d. мораль творческих объединений,

e. мораль криминальных групп.

 

Лекция № 10

Тема: Сущность морали (часть 2)

 

Семинар № 10

Тема: Сущность морали (часть 1)

А) Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Закономерности развития морали.

2. Моральный абсолют.

3. Этический идеал.

4. Противоречия в моральном сознании.

5. Типы моральной компетентности.

6. Функции морали.

7. Моральные ценности.

Б) Темы для обсуждения:

- Причины формирования низкой моральной компетентности.

- Факторы морального выбора.

- Приведите примеры высказываний и мнений оценочного характера, которые вам приходилось встречать как оценку моральных качеств людей. Насколько часто вы сами высказываете такие замечания и оценки?

- Приведите примеры моральных правил и норм повелительного характера. Насколько неукоснительно выполняют их люди, которые вас окружают?

В) Практическое задание:

Анализ конкретной ситуации.

Лекция № 11

Тема: Высшие ценности (часть 1)

 

Семинар № 11

Тема: Сущность морали (часть 2)

Практическое задание (подготовка проходит в аудитории во время занятия):

Работа в малых группах по отдельным заданиям (карточки с высказываниями выбираются по жребию).

 

Лекция № 12

Тема: Высшие ценности (часть 2)

 

Семинар № 12

Тема: Высшие ценности (часть 1)

А) Темы докладов (выполняются письменно):

1. Добро и зло как основные понятия морального сознания.

2. Сущность нравственной свободы гражданина.

3. Истоки справедливости. Справедливость и гармония.

4. Счастье и нравственная жизнь.

5. Смысл жизни и судьба человека.

6. Свобода и ответственность.

7. Любовь и дружба как жизненная необходимость.

8. Проблема смерти и бессмертия как этическая проблема.

Б) Темы для обсуждения:

- Всегда ли совпадает ценностная ориентация личности и система общественных ценностей? Почему? Приведите примеры.

- Как Добро реализуется в качествах личности? Добро может оставаться неузнанным?

- Как Зло реализуется в свойствах поведения личности? Зло может быть привлекательным? Приведите примеры.

 

 

Лекция № 13

Тема: Прикладная этика (часть 1)

 

Семинар № 13

Тема: Высшие ценности (часть 2)

В) Практическое задание: (подготавливается заранее дома):

Отчет по эссе, посвященным анализу кинофильмов (выполняется индивидуально). Фильмы для анализа выбираются самостоятельно.

Примерный план письменного анализа просмотренного фильма:

- Основной сюжет (очень кратко).

- Основные моральные проблемы, возникшие перед героями фильма.

- Способы решения этих проблем, выбранные героями фильма.

- Способы решения этих проблем, которые существуют, но не были избраны героями.

- Ваше отношение к существу проблемы и способам ее решения.

- Чему учит данный фильм зрителей.

Лекция № 14

Тема: Прикладная этика (часть 2)

 

Семинар № 14

Тема: Прикладная этика

А) Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Этика межличностных отношений.

2. Этика семейных отношений.

3. Этика сексуальных отношений.

4. Этика деловых отношений.

5. Этика гражданственности.

6. Экологическая этика.

В) Практическое задание (подготовка проходит в аудитории во время занятия):

Участие группами (по 2 человека) в дискуссии по вопросам, определенным жребием.

 

Лекция № 15

Тема: Этикет

 

Семинар № 15

Тема: Этикет

Темы творческих работ (подготавливаются заранее дома группами 2-3 человека, темы выбираются по соглашению, выполняются в форме «мини-спектакля»):

1. Придворный этикет 18-19 веков во Франции, Англии, России. Его влияние на современный дипломатический протокол.

2. Этикет в профессиональной среде: врачи, журналисты, педагоги, юристы, политики, социологи.

3. Этикетное поведение в культуре разных народов: арабы, евреи, японцы, китайцы, американцы, англичане, русские и т.д.

4. Этикет в молодежной субкультуре.

5. Этикет знакомства и расставания.

6. Этикет флирта.

7. Этикет застолья и праздника.

8. Этикет траурного ритуала.

9. Этикет интернет – пространства.

10. Этикет покупки – продажи.

11. Этикет гигиены и туалета.

12. Этикет и мода – взаимосвязь и противоречия.

 

Лекция № 16

Конкурс презентаций по темам курса.

Темы работ в форме РР-презентаций (выполняются индивидуально):

1. Смертная казнь: история проблемы и современные способы решения.

2. Сущность нравственной свободы гражданина: основания выполнить или игнорировать долг перед государством.

3. Истоки справедливости. Справедливость и гармония. Справедливость и право.

4. Долг, честь и личный интерес. Совесть и стыд.

5. Трансплантация органов – аргументация противников и защитников.

6. Эвтаназия как моральная и этическая проблема.

7. Проблема абортов.

8. Гражданские браки – близкие и дальние последствия.

9. Воспитывать ребенка – право или обязанность родителей?

10. Многодетность, «однодетность» и бездетность – позиция современного общества.

11. Супружеская верность – современный взгляд.

12. Легализация проституции – аргументы за и против.

13. Гомосексуализм, однополые браки как этическая и демографическая проблема.

14. Мускулинность и феминность в современном обществе – новые нравственные стереотипы мужского и женского поведения.

15. Физическое здоровье человека – право и (или?) обязанность личности его сохранять.

16. Наркотики и алкоголь – сознательный или навязанный выбор?

17. Веротерпимость – основания позиции и ее выражение в поведении.

18. Что должен знать человек о своих болезнях и о болезнях других людей?

19. Конфиденциальность личной информации – способы охраны тайны личной жизни.

20. Жить, чтобы потреблять, или потреблять, чтобы жить.

21. Самоубийство как этическая проблема.

 

 

Семинар № 16

1. Тестирование

2. Добор баллов

Добор баллов осуществляется в форме защиты подготовленных рефератов или отчетов по прочитанной литературе (три любых статьи из приведенного списка).

Темы рефератов

(выполненные рефераты предоставляются в электронном виде на адрес yashik211@rambler.ru в период с 10 по 12 декабря 2011 года):

1. Парадоксы сократовской этики. Диалектический метод Сократа и задачи нравственно-эстетического воспитания.

2. Этика киренаиков.

3. Антисфен как прелюдия кинизма.

4. Платоновский идеал человека и общества (государства).

5. Добродетель, как “золотая середина” в этике Аристотеля.

6. Счастье как высшая цель человека (Аристотель).

7. Эвдемонистическая этика Эпикура как «лекарство для души».

8. Фатализм и принцип природосообразности в этике стоиков.

9. Стоическое учение о долге, апатии и красоте нравственной личности.

10. Исторические формы нравственности.

11. «Категорический императив» И.Канта

12. Принцип ненасилия в этике. Ненасилие как категорический моральный запрет.

13. Оправдание насилия в концепциях И.А. Ильина, Л.Д. Троцкого. Насилие как возмездие. Насилие как функция государства.

14. Роль и место образования в процессе формирования нравственной культуры личности.

15. Мораль в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.

16. Мораль: специфические особенности ее содержания, структура и функции.

17. Единство морали и многообразие нравов. Основные концепции происхождения морали.

18. Добро и зло как основные понятия морального сознания

19. Счастье как основание нравственной жизни.

20. Нравственный идеал и действительность.

21. Этические учения Древнего Востока.

22. Христианская этика.

23. Этика ислама.

24. Этика «разумного эгоизма».

25. Утилитаризм Дж. Ст. Милля

26. Диалектика пессимизма знания и оптимизма веры («Игра в бисер») Г. Гессе.

27. Этика экзистенциализма.

 

Литература для прочтения:

1. Андреев И.Л. Заказное самоубийство (ритуальный уход из жизни как социально-психологический феномен). // Вопросы философии. – М., 2000. – № 12. Апресян А.Г. Понятие общественной морали. // Вопросы философии. – М., 2006. – №5.Бавин П.С. Социальная география ксенофобии и толерантности. // ПолИс: Политические исследования. – М., 2006. – № 6.

2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы. // СоцИс: Социологические исследования. – М., 2003. – № 5.Беленький В.Х. Мораль морали рознь. // СоцИс: Социологические исследования. – М., 2004. – № 1. Бехман Г. Современное общество как общество риска. // Вопросы философии. – М., 2007. – № 1.

3. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян. // СоцИс: Социологические исследования. – М., 2004. – № 7.

4. Ботанина И., Бродовская Е. Проблема аксиологической трансформации // Наука. Политика, предпринимательство. – М., 2004. – № 2.

5. Горохов В.Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе. // Вопросы философии. – М., 2008. – № 10.

6. Горячева Н.В. Модель потребления алкоголя в России // Социологический журнал. – М., 2003. – № 4.

7. Гумницкий Г.Н., Зеленцова М.Г. Понятие человечности в общей теории морали. // Философия и общество. – М., 2008. – №3(51).

8. Гурвич И.Н., Цветкова Л.А., Щур Н.В. Наркопотребление в студенческой среде: поведенческие особенности // Журнал социологии и социальной антропологии. – М., 2004. – № 1.

9. Гусейнов А.И. Соционормативная сфера культуры. // Вопросы философии. – М., 2008. – № 8.

10. Евлампиев И.И. Миф о человеке в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вопросы философии. – М., 2008. – № 11.

11. Журавлева И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового созревания // СоцИс: Социологические исследования. – М., 2004. – №7.

12. Здравомыслова О.М. Представления о справедливости и равенстве и правовой опыт населения (на материале российско-французских исследований) // Мир России. – М., 2004. – № 3.

13. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании. // Вопросы философии. – М., 2002. – № 2.

14. Кантор В.К. Гамлет как «христианский воин» // Вопросы философии. – М., 2008. – № 5.

15. Капустин Б.Г. Заметки об «общественной морали». // Вопросы философии. – М., 2006. – № 12.

16. Кашников Б.Н. «Мораль по соглашению» Давида Готиера как теория российского либерализма. // Вопросы философии. – М., 2006. – № 4.

17. Кеглер Г.Г. Этика после постмодернизма. // Вопросы философии. – М., 2006. – № 3.

18. Козин Н.Г. Искушение либерализмом. // Вопросы философии. – М., 2006. – № 9.

19. Кузнецова Л.В. Дурная бесконечность символического потребления. // Философия и общество. – М., 2008. – №3(51).

20. Левашов В. Мораль, идеология и социополитическая консолидация. // Наука. Политика. Предпринимательство. – М., 2004. – № 1.

21. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры. // Вопросы философии. – М., 2006. – № 4.

22. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. // Вопросы философии. – М., 2001. – №4.

23. Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // СоцИс: Социологические исследования. – М., 2005. – № 6.

24. Летов О.В. Уважение целостности субъекта как принцип биоэтики // Вопросы философии. – М., 2008. – № 7.

25. Мартьянов В. Нормы как продолжение интересов: опыт СНГ и России. // Свободная мысль. – М., 2007. – № 2.

26. Мильдон В.И. Индивидуализм и эгоизм (введение в современную этику) // Вопросы философии. – М., 2008. – № 6.

27. Мягков А.Ю., Журавлева И.В., Журавлева С.Л. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы. // Социологический журнал. – М., 2003. – № 1.

28. Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего. // Вопросы философии. – М., 2008. – № 4.

29. Прокофьев А.В. Концептуализация понятия «общественная мораль»: некоторые проблемы и трудности. // Вопросы философии. – М., 2008. – № 3.

30. Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции // СоцИс: Социологические исследования. – М., 2004. – № 7.

31. Салагаев А.П., Шашкин А.В. Молодежные группировки – опыт пилотажного исследования. // СоцИс: Социологические исследования. – М., 2004. – №9.

32. Соколов В.М. Социология морали: теория и практика // Социология власти. – М., 2004. – № 2.

33. Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «природы». // Вопросы философии. – М., 2006. – №5.

34. Эйдман И. Интернет-общество будущего. // Свободная мысль. – М., 2007. – № 5.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЭТИКЕ

1. Предмет, основные понятия и функции этики.

2. Мораль: сущность, принципы и формы выражения. Структура морали.

3. Мораль как фундамент культуры. Нравственная культура личности.

4. Природа морали и архаическая форма нравственности.

5. Сословно-корпоративная и индивидуалистическая формы нравственности.

6. Основные тенденции развития морали в XX – XXI вв.

7. Мораль как регулятор поведения человека. Этика управления.

8. Мораль и религия. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Декалог Моисея.

9. Моральные идеалы и ценности: их сущность и специфика.

10. Нравственная философия Древнего Востока: этика служения Конфуция, идеал недеяния Лао-цзы, буддистская этика самосовершенствования.

11. Античная этика как философия добродетели. Этический рационализм античных философов. Основные направления античной этики.

12. Эвдемонизм нравственной философии Сократа, Аристотеля, Эпикура.

13. «Никомахова этика» Аристотеля.

14. Ригоризм этических учений Платона, киников, стоиков. Нравственные императивы построения идеального государства.

15. Гедонизм киренаиков. Проблема соотношения долга и удовольствия.

16. Моральная доктрина христианства (Св. Августин Бл., Фома Аквинский).

17. Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения и Нового времени.

18. Этическое учение Т. Гоббса («Левиафан»).

19. «Этика» Б. Спинозы.

20. Идея «разумного эгоизма» в философии Просвещения.

21. Категорический императив И. Канта.

22. Г. Гегель о развитии форм морали и свободе воли человека.

23. Этика «туизма» Л. Фейербаха.

24. Принцип наибольшего счастья в этике утилитаризма Дж. Ст. Милля.

25. Марксистская этика.

26. Этические искания русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв. В.С. Соловьев «Оправдание добра».

27. Мораль рабов и мораль господ в интерпретации Ф. Ницше. Идея «сверхчеловека».

28. Этика непротивления Л.Н. Толстого.

29. Мораль «благоговения перед жизнью» (по книге А. Швейцера «Культура и этика»).

30. Этика П.А. Кропоткина (по работам «Нравственные начала анархизма», «Справедливость и нравственность»).

31. Этика гуманистического психоанализа Э. Фромма (по работе «Человек для себя. Исследование психологических проблем этики»).

32. Важнейшие этические учения XX века: метаэтика неопозитивизма, эмотивизм, экзистенциализм.

33. Добро и зло как основные понятия морального сознания. Диалектика цели и средств ее достижения.

34. Свобода как основание нравственности. Свобода воли и моральная ответственность личности.

35. Категория счастья в системе этических понятий.

36. Проблема смысла жизни в нравственной философии.

37. Моральный долг как регулятор поведения человека.

38. Понятие совести. Стыд и сомнение как формы проявления совести.

39. Справедливость, ответственность и достоинство как категорий морального сознания.

40. Любовь и дружба как категории морального сознания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.