По многим (не только медицинским) классификациям именно с 70-летнего возраста принято считать время старости.
КОЕ-ЧТО О ЛЬГОТАХ:
О системе пособий и льгот.Чтобы система категориальных пособий была действительно эффективной, необходимо выполнение трёх важных условий в отношении избранного индикатора. Пример Н. Барра: «Известно, что в некоторой экономике: ТОЛЬКО рыжие бедные; ВСЕ рыжие бедны; НЕ СУЩЕСТВУЕТ краски для волос». Тогда ЦВЕТ ВОЛОС – условие, необходимое и достаточное для выплаты пособия нуждающимся. Поскольку нет провалов, то есть достигается горизонтальная эффективность (только рыжие бедны); нет утечек, то есть налицо вертикальная эффективность (все рыжие бедны); нет демотивирующих эффектов и возможности для обмана или оппортунистического поведения (нет краски для волос). Административные расходы низки, так как индикатор бедности очевиден и легко выявляется.
Болезни престарелых:
Болезни Альцгеймера и Паркинсона, глаукома (вообще проблемы с глазами), тугоухость, гипертония, диабет, неврологические диагнозы, остеопороз (переломы шейки бедра). Ограниченная подвижность предполагает возможность «близкого доступа» к различным культурным активам.
ВОПРОС – ОТВЕТ:
Настя Шаламова:
Не приведёт ли этот закон к массовым сменам гражданства личностям, уклоняющимся от данного закона, по причине нежелания или своим другим причинам?
Михаил Присталов:
Едва ли. В этом (и во многих других) случае мы вправе с Вами рассматривать ситуацию через модель сравнения ВЫГОД и ИЗДЕРЖЕК. Очевидно, что к эмиграции или смене гражданства могут толкнуть только очень значимые риски или угрозы убытков. Поскольку такие действия влекут за собой целый шлейф различных проблем. В данном случае речь идёт о потерях не столь значительных, чтобы из-за них значительное число людей решительно и резко пересмотрело всю сложившуюся модель своей жизни. Кстати, социология вообще говорит о том, что процент людей, готовых на кардинальную трансформацию своего жизненного уклада всегда чрезвычайно мал практически в любом обществе. Модели поведения очень устойчивы, консервативны, инерционны. Если есть МОДЕЛЬ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ С ПОМОЩЬЮ ВЗЯТОК, то её одним устрожением законов никогда не решить. Это нужно иметь в виду и в разговоре на другие темы.
Эта палата считает, что авторитаризм эффективнее демократии.
Аргумент №1.
Демократия – это не только возможность для индивидуальной свободы (индивидуальные права и свободы – скорее либеральные ценности, чем демократические), но и путь к «Человеку толпы», «Человеку массы», то есть именно к тому самому человеку, на чьих плечах и крови и выросли чудовищные тоталитарные режимы, Мордоры 20-го века. В демократии вольготно не индивиду, в ней вольготно – толпе. Большой брат творится толпой и постоянно к ней («мнению народа») апеллирует. Разве не об этом «Дракон» Шварца (Генрих. Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили. Ланцелот. Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?)? Как говорит Бургомистр в «Убить дракона» Марка Захарова: «Это – не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!». Убить дракона – встреча с бургомистром вольного города (https://www.youtube.com/watch?v=U-spXE1yDsM). Или (Убить дракона – Викицитатник):
– Фридрихсон, тебе нужна свобода?
– Мне? Ну что Вы, зачем?
– Может быть Вам, сударыня?
– Зачем мне свобода? Я замужем.
Ещё литературный пример:
«В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь» (слова Молчалина из комедии «Горе от ума» (1824) Грибоедова). В.Г. Белинский (статья «Стихотворения М. Лермонтова»): «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию, и рассуждающих по авторитету, другими словами – из людей, которые не могут сметь свое суждение иметь».
Мнение большинства нередко сомнительно, а то и – губительно. «Избранники масс» не только Муссолини и Гитлер, но и Чавес, Джохар Дудаев, Мугабе. «Незрелые» демократии падки до популистов. Вроде «либерал-демократа» господина Жириновского (в котором либерализма – ровно ноль). Которого любят за «русский солдат омоет сапоги в Индийском океане» и «Каждой женщине – по мужику». За обещания проводить свой отдых только в Крыму, приравнять рубль к доллару и «превратить страны Запада в пепел». За намерение «закрыть McDonald's по всей России», «взять Киев» и «сделать членов ЛДПР вегетарианцами». Общество, не вырастившее подлинные гражданские институты, не привившее своим гражданам «вкус» к точному формулированию обоснованного мнения, насквозь патерналистское (Вот приедет барин – барин нас рассудит), легко поддаётся искушению авантюрными планами. Поиск «козлов отпущения» – один из любимых приёмов демократически избранной власти во времена жёстких кризисов. В общем, как в песенке деникинских юнкеров: Бей жидов, спасай Россию!
ПРИМЕРЫ:
Хрустальная ночь – Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Хрустальная_ночь). Массовые еврейские погромы во многих городах Германии (когда, например, пожарные отказывались тушить пылающие синагоги).
Знаете, что творилось в Германии до 1933 года? Хаос, кризис, безработица. На улицах – бездомные. Многие голодали. Инфляция такая, что моя мама, чтобы купить хлеб, брала мешок денег. Не фигурально. А настоящий маленький мешок с ассигнациями. Нам казалось, что этот ужас никогда не закончится. И вдруг появляется человек, который останавливает падение Германии в пропасть. Я очень хорошо помню, в каком мы были восторге в первые годы его правления. У людей появилась работа, были построены дороги, уходила бедность… Конечно, когда исчезали наши соседи, мы не могли этого не замечать, но нам объясняли, что они в трудовом лагере. Про лагеря смерти никто не говорил. А если и говорили, то мы не верили… Лагерь, где умерщвляют людей? Не может быть… Иностранные политики приезжали к нам, и никто не критиковал политику Гитлера. Все пожимали ему руку. Договаривались о сотрудничестве. Что было думать нам? В 1939 г. у нас не было понимания, какую войну мы развязываем... Я о многом не думала, не понимала. Не хотела понимать. И сейчас, когда я слушаю записи с речами Гитлера – в каком-нибудь музее, например, – я всегда думаю: боже мой, как странно и страшно то, что он говорит, а ведь я, молодая, была среди тех, кто стоял под балконом его резиденции и кричал от восторга… Моя подруга Хельга жила прямо на Вильгельмштрассе. По этой улице часто ездил автомобиль Гитлера в сопровождении пяти машин. И однажды ее игрушка попала под колеса автомобиля фюрера. Он приказал остановиться, дал ей подойти и достать игрушку из-под колес, а сам вышел из машины и погладил ее по голове. Или, например, в здании министерства воздушного транспорта, которым руководил Геринг, для него был построен спортзал. И моя подруга, которая была знакома с кем-то из министерства, могла спокойно ходить в личный спортзал Геринга. И ее пропускали, и никто ее не обыскивал, никто не проверял ее сумку. Нам казалось, что все мы – большая семья. Нельзя делать вид, что всего этого не было. А потом началось сумасшествие – манией величия заболела целая страна. И это стало началом нашей катастрофы.
Хунвейбины – Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Хунвейбины). «Простые» студенты стали агрессивными защитниками кровожадных идей и методов культурной революции.
Толпа кричит Пилату о Христе: «Распни Его!».
Вот описание толпы и Пилата Михаилом Булгаковым:
«Лишь только белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте на каменном утесе над краем человеческого моря, незрячему Пилату в уши ударила звуковая волна: «Га-а-а...» Она началась негромко, зародившись где-то вдали у гипподрома, потом стала громоподобной и, продержавшись несколько секунд, начала спадать. «Увидели меня», – подумал прокуратор... Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама».
Ведьмовские процессы также раздували «простые» люди. Судебный процесс над салемскими ведьмами (https://ru.wikipedia.org/.../Судебный_процесс_над_с...)
В России немало примеров жуткого зверства и ярости толп. Например, еврейские ПОГРОМЫ. Не случайно, погром – одно из немногих русских слов, вошедших во все главные языки мира. Так, в 1905 году толпа резала евреев (женщин, детей, стариков) во время одесского погрома. Вспомним рассказ Куприна, в котором описано то, что случилось в 1905 г. в «Гамбринусе». «Гамбринус» – знаменитая пивная в центре Одессы; ее посещали ломовые извозчики с Молдаванки, фабричные рабочие с Пересыпи, университетские студенты, портовые рабочие и моряки со всего света. Популярность места возникла благодаря известному эстрадному артисту Сендеру Певзнеру, известному как Сашка-скрипач, «кроткому, веселому, пьяному, плешивому человеку» с маленькой собачкой. Сашка гипнотизировал публику своими импровизированными репликами на самые разные заказы — от русской народной мелодии до венского вальса и африканских религиозных песен. Когда ворвались погромщики и зубило каменщика уже было готово вонзиться в голову музыканта, кто-то схватил погромщика за руку и сказал: «Стой, черт, это же Сашка!». Нападавший взглянул и остановился – вместо этого он вышиб мозги собачке.
Возможное возражение на роль толп в демократиях, превращающихся в тоталитарных монстров:
В создании чудовищных режимов XX-го века виноваты не демократии и не толпы. Не какой-то «специальный» дефект «человека в толпе». В это виноват сам Человек. Именно поэтому рождение этих режимов до сих пор остаётся страшным вопросом, обращённым к любому человеку. Что такое он есть? Как бы повёл себя в тех условиях он сам? Если бы фанатизм и дикость не принадлежали человеческой природе (не были её страшной загадкой), а распространялась по воздуху в толпах, как грипп, как всё было бы понятно и просто! Фашизм? Сталинизм? Делов-то! Отсутствие должных санитарно-гигиенических норм и только! Как об этом сказала Ханна Арендт: «Уже много лет мне встречаются немцы, которые признаются, что им стыдно быть немцами. И всякий раз я испытываю соблазн ответить им, что мне стыдно быть человеком» (Организованная вина: Ханна Арендт о добром семьянине и машине смерти в нацистской Германии).