Рабочая система включает в себя комплекс взаимодействующих элементов объединенных одной средой. При эргономическом обосновании дизайн- проекта гардероба, учитываются такие три компонента рабочей системы, как:
1. Человек- потребители, люди всех возрастов
2. Объект- гардероб нулевого этажа
3. Среда- «Дворец молодежи» г. Екатеринбург
Потребителем дворца молодежи является очень разносторонняя публика: люди любых возрастных категорий, любых профессий, должностей, вкусов, предпочтений, социальных слоев населения- в общем все общество в целом (государство, администрация, студенты, дети).
1.Типичные черты потребителя:
Дети: шумные, активные, неспокойные, непослушные и скромные, любознательные или пассивные, у них, как правило с собой много вещей (портфель, сменная обувь).
Взрослые люди: спокойные, внимательные, интеллигентные, нередко после рабочего дня- уставшие и пассивные.
2. Основная деятельность потребителей:
· Снимают одежду, раздеваются, переодеваются
· Сдают одежду
· Берут и сдают бирки
· Стоят у стойки
· Кладут на стойку вещи
· Принимают у стойки одежду
· Сидят на пуфиках, общаются
· Сидят на пуфиках, ожидают спутника(ов)
· Смотрятся в зеркало
· Ходят, передвигаются
· Кладут на пуфики вещи
Характеристика объекта
Гардероб рассчитан на 1600 человек и делится на четыре зоны:
1. гардероб №1- S =91,9 кв.м
2. гардероб №2- S=54 кв.м
3. гардероб №3 S= 43,5 кв.м
4. холл S= 226,4 кв.м
Общая S объекта составляет 415,8 кв.м.
В проектируемом мною помещении в гардеробе №1 располагается 4 колонны (86*86); в гардеробе №2 располагается 4 колонны (78*78), где две из них «вшиты» в гардеробную стойку; в холле по радиальной оси располагаются 8 колонн (50*50), одна из которых находится в зоне гардероба №3.
Потолок балочный, (высота- 5м.), который перекрыт семью нишами размером 4200* 2400. В каждой нише расположено по 5 встроенных светильников, которые закрыты матовым стеклом.
Есть 4 лестницы с выходом на другой уровень.
II. Эргономические требования:
Эргономические требования
Для любого человека крайне важно ощущать удобство, комфорт, безопасность и удовлетворенность - всем этим требованиям должен отвечать любой интерьер, будь то жилой или общественный.
Я проектирую гардеробную зону дворца молодежи, и я думаю, основным эргономическим требованием является- удобный и свободный проход (в дину 2400 м, в высоту 2055), особенно в то время, когда какое- либо мероприятие заканчивается, и все люди одновременно идут в гардероб, образуя большие очереди и столпотворения. Таким образом размеры проходов, свободных зон и расстояния между предметами оборудования должны соответствовать нормируемым значениям: ширина основных проходов, должна быть, не менее: 2,2 при общей площади 401 м. и более.
Зона ожидания расположена вдоль по центру гардероба таким образом, чтобы люди во избежание потери ориентации в помещении, могли видеть вход и выход из любой точки.
Зону ожидания с передвижными пуфами разных размеров можно отнести и к зоне для детей, так как в ней найдется место для всех их сумок и вещей; пуфы станут местом для сидения, зоной ожидания и игровой зоной одновременно (будут передвигать пуфы в качестве развлечения или для обособления от окружающих, чтобы уединиться своей компанией).
В том числе потребитель нуждается в том, чтобы интерьер был решен в современном стиле, и импонировал зрительному восприятию потребителя, а также удовлетворял его эстетическую потребность в красоте, иными словами: гардероб должен являться гармонично организованной предметно- пространственной средой.
Гардероб - достаточно важное место в дворце молодежи, по- моему, это место, где постоянно происходит интенсивное движение людей или просто их переход из одной зоны дворца молодежи в другую. Таким образом, он должен иметь рациональное функциональное зонирование. Гардероб должен включать в себя зону для сидения, чтобы людям было удобно переодеваться либо просто ожидать других людей; зону для зеркала, ведь людям нужно смотреть на себя, когда они приводят себя в порядок, во время переодевания. Из последнего вытекает, что должно быть хорошее освещение (не слишком тусклое и не слишком яркое), чтобы оно не являлось раздражительным фактором для человека.
В моем проекте, совмещенные зона для переодевания с зоной зеркал, отдалены от гардероба, чтобы не создавать чрезмерного столпотворения людей.
Дворец молодежи- общественное место, где собираются совершенно разные люди с абсолютно разными параметрами, следовательно зона досягаемости должна быть спроектирована по самым маленьким и самым большим размерам.
Чтобы люди могли видеть себя полностью, зеркала в гардеробной зоне будут расположены от пола до потолка.
Сама гардеробная стойка должна иметь оптимальную высоту и форму для удобства ею пользования, в том числе пожилым, людям с ограниченными возможностями и детям. Им должно быть удобно класть и забирать вещи со стойки, чтобы не наклоняться слишком низко и, наоборот, не тянуться высоко.
Созданный интерьер должен отвечать и мерам безопасности: пол не должен быть скользким, а используемые материалы при отделке покрытий помещения должны быть, если не экологически чистыми, то по крайней мере безопасными: они не должны выделять опасные химические вещества. Материалы должны быть не маркими, чтобы опять же отвечать человеческим эстетическим потребностям в чистоте и красоте.
Так же должны быть эвакуационные, аварийные выходы и вспомогательные знаки для определения движения к ним, которые должны быть заметны для любого человека из любой точки гардероба.
Двери на путях эвакуации должны открываться по направлению движения людей, в направлении выхода из здания. Двери эвакуационных и аварийных выходов должны открываться изнутри без ключа.
2. Факторы проектирования:
Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов.
1. Антропометрические факторы:
В своем проекте при установлении размера стойки и высоты зеркала и прохода я учитывала высоту среднего человеческого тела (1740 см.) и необходимое ему занимаемое пространство(1830 см.) , при установлении высоты пуфа, я опиралась на оптимальную позу сидя - высоту подколенной ямки женщины (450 см.) и длину от ягодиц до подколенной чашечки (380 см.) +одежда (450 см.)
Для определения ширины гардеробной стойки я учитывала:
· длину вытянутой руки (860 см.)
Для уровня высоты стойки:
· высоту до логтя (1040 см.),
· высоту до плеча (1380 см.),
· высоту для запястья (840 см.).
Гардеробную стойку я спроектировала таким образом, что ее ближняя стенка расположена под углом сверху- вниз (22 °), таким образом, чтобы туда помещалась стопа (290 см.), и чтобы человеку было удобнее подойти вплотную к самой стойке.
На определение уровня зеркала повлиял такой фактор, как оптимальная высота человеческих глаз (140 см.).
2. Психологические, когнитивные факторы:
· Цветовосприятие- используется для предупреждения и непроизвольного внимания, вызывается движением, цветом (яркая гардеробная стойка и большие цифры нумерации бирочной системы).
· Использование материалов, позволяющих легко производить их чистку.
Уровень естественного и искусственного освещения помещений в общественных зданиях должен соответствовать требованиям СП 52.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 и СанПиН 2.1.3.2630.
Освещение только вторым светом можно предусматривать в следующих помещениях: раздевальные ДОО
Помещения общественных зданий, которые допускается, в дополнение к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278, предусматривать без естественного освещения:
СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации пожаротушения автоматическая. Нормы и правила проектирования
СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий