Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Состав оборудования рабочих мест.



Билет 1.

 

  1. Определение, предмет и объект, теоретические основы и задачи эргономики.

 

Эргономика – область знаний, комплексно изучающих трудовую деятельность человека в системе СЧТС с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта (физиологического и психологического).

Предмет: трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами и в условия суествования влияния на него факторов внешней среды.

Объект: СЧТС.

Цели:

  1. Повышение эффективности СЧТС
  2. Безопасность труда.
  3. Условия для развития личности трудящегося.

 

Задачи:

  1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им технической системы и окружающей среды.
  2. Исследование закономерности, взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определение качества его деятельности.
  3. Формирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора.
  4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда исполнителя.
  5. Создание методов исследования, проектирования, эксплуатации СЧТС, обеспечение безопасти, эффективности и удовлетворения трудом работающего в ней человека.
  6. Разработка специфических категорий эргонимики, отражающей особенности ее предмета, содержаний и метода.
  7. Поиск, обнаружение, описание фактов демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и окружающей среды.

 

  1. Пути и механизмы перцепции, ощущение и восприятие.

Перцепция – восприятие и оценка людьми различных социальных объектов, событий.

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают, оценивают другого человека.

Наиболее распространенные механизмы.

  1. Идентификация – является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобления ему.
  2. Рефлексия – самопознание, осмысление собственных действий.
  3. Эмпатия – осознанное эмоциональное сопереживание другому.
  4. Казуальная атрибуция – интерпретация поступков других, стремление к выяснению причин поведения.
  5. Стереотизация – восприятие партнера по общению на основе стереотипа, т.е. как представителя определенной социальной группы.
  6. Эффект «ореола» (гало-эффект) - восприятие человека по образу, который был создан ранее.

 

Ощущение – психологический професс, представляющий собой отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, воздействие на органы чувств, восприятием внешних раздражителей при участии рецепторов ЦНС. (Зрение, слух, обоняние).

 

Восприятие – это отражение предметов, явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

 

Внешняя среда – рецепторы – нейропров.пути – ЦНС – 1. кора 2. мозг

 

  1. Антропометрические измерения в положении сидя, лежа и стоя.

Антропометрические показатели: это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Основные: рост, масса, окружность грудной клетки (максимальный вдох и выдох), сила кистей, становую силу (силу мышц спины) + определение соотношения «активных» и «пассивных» тканей тела (количество жира, массу мышц)

Дополнительные: рост сидя, окружность шеи, размер живота, талии, бедра, голени, плеча, фронтальный диаметр грудной клетки.

Антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей. Рост стоя и сидя изменяется ростомером. Рост измеряется стоя, пациент становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до прикосновения к голове.

 

При измерении роста сидя пациент садится на скамейку, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью.

Измерение роста сидя при сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела.

 

Антропометрические признаки бывают:

Статистическими: размеры тела, измерение однократно в статичном положении.

Динамическими: размеры тела, изменении величин при перемещениях тела в пространстве.

 

 

Билет 2.

  1. Главные принципы эргономики.
  1. Системной эргономичности. Эргономичное проектирование нацелено на достижение наивысших показателей СЧТС при одновременном соблюдении допустимых или оптимальных условий деятельности человека по социальным, психологическим, физиологическим и медико-гигиеническим критериям.
  2. Адаптивной эргономичности. По мере развития и совершенствования информационно-программно-технических средств СЧТС эргономические требования должны пересматриваться в направлении улучшения от допустимых к оптимальным.
  3. Научной эргономичности. Эргономические проектирования должны решаться на основе объективных количественных оценок, на начальных стадиях эргономического проектирования путем расчетно-аналитических, модельных и экспериментальных оценок, проведенных опытно-экспериментальным путем.
  4. Информационной эргономичности СЧТС. Информация об объекте, обслуживаемом СЧТС, предоставляется в виде удобном для принятия решений человеком.
  5. Программно-интеллектуальной эргономичности. Обеспечивает устойчивую тенденцию разумного освобождения человека от рутинных функций, создание условий для творческой реализации.

 

Конкретные принципы непосредственно связаны с работой человека-оператора.

  1. Принцип соответствия функций.
  2. Актуализация функций.
  3. Сосредоточений функций.
  4. Мобилизация функций.
  5. Компенсация функций.
  6. Активизация информационных функций.

 

  1. Системы кровообращения и дыхания при нагрузках.

Изменения крови. Увеличивается количество эритроцитов, гемоглобина. Уровень сахара при длительных нагрузках резко снижается. Изменяется концентрация молочной кислоты.

Изменения дыхательной системы. Увеличивается количество циркулирующей по организму крови, мышечная система лучше обеспечивается кислородом и энергией.

Увеличивается объем выдыхаемого воздуха, увеличивается частота дыхания, насыщенность кислородом. Повышается пульсовое давление, артериальное. При нагрузках сердце бьется в 2.-3 раза чаще.

  1. Пространство, необходимое для работы в зависимости от антропометрических данных.

Рабочая поза менее утомительна, если рабочая зона правильно сконструирована.

Пространственная организация рабочего места – размещение в определенном порядке элементов основного и вспомогательного производственного оборудования относительно работающего человека в заданных пространственных границах.

Пространственная организация должна обеспечивать

  1. Соответствие планировки рабочего места санитарным и противопожарным требованиям.
  2. Безопасность для рабочих.
  3. Свободное перемещение рабочего по территории.
  4. Возможность выполнения основных и вспомогательных операций в рабочем положении.
  5. Достаточную площадь для размещения оборудования.

 

Пространственные и размерные соотношения между элементами рабочего места должны обеспечивать:

  1. Размещение работника с учетом рабочих движений и перемещений согласно техническому процессу.
  2. Расположение средств управления в пределах моторного пространства.
  3. Оптимальный обзор источника визуальной информации.
  4. Смену рабочей позы и положения.
  5. Рациональное размещение основных вспомогательных средств труда.

 

Параметры рабочего места измеряются в различных положениях: сидя, стоя, в позах, руки в стороны, вверх, корпус выпрямлен, наклон в разные стороны.

 

Эргономические антропометрические признаки. Статистические и динамические.

 

Антропометрические данные зависят от возраста, пола, национальности.

 

Билет 3.

 

  1. Факторы, определяющие надежность человека как звена эргономической системы.

Надежность работы человека определяется как потребность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.

В реальных условиях в большинстве систем независимо от степени их автоматизации требуется в той или иной мере участие человека. Там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки квалификации или опыта.

Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния. Интенсивность ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает. Ошибки человека можно распределить по трем уровням и на каждом уровне возможно предусмотрение ошибок. Зависимость эффективности работы человека от уровня нагрузок.Соотношение между качеством работы человека и действующими нагрузками показывает, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство операторов работают неэффективно (так задание кажется скучным и не вызывает интереса) и качество работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека-оператора. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется, главным образом, такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п.

  1. Энергетическое обеспечение физических и умственных нагрузок.
  1. Факторы, определяющие трансформацию информации.

 

Билет 4.

 

  1. Классификации и критерии оценки труда.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника

УТ подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные УТ (1-й класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса.

Допустимые УТ (2-й класс) уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые УТ условно относят к безопасным.

Вредные УТ (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные УТ по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности (3.1, 3.2 , 3.3, 3.4)

Опасные (экстремальные) УТ (4-й класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Допустимое время контакта работников отдельных профессиональных групп, занятых во вредных УТ (защита временем), за рабочую смену и (или) период трудовой деятельности (ограничение стажа работы) может быть установлено учреждениями госсанэпидслужбы или др. организациями гигиенического профиля на основе утвержденных (центрами ГСЭН) методик оценки риска повреждения здоровья работников. Защита временем уменьшает риск повреждения здоровья работника, но не изменяет класс условий его труда.

Критерии: тяжесть, напряженность, условия труда. Химический, биологический, физический факторы.

  1. Функциональное состояние работающего человека.

Работоспособность зависит от внешних условий и психофизических ресурсов индивида.

Работоспособность – свойство человека-оператора, определяемое состояние физиологически и психических функций и характеризующих его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и требуемым интервалом времени.

ФСРЧ изучает физиология труда.

Защита: зависит от тяжести, напряженности и длительности труда, условия 4 класса труда:

оптимальный, в течение дня сохраняется работоспособность.

допустимый (функциональное состояние падает, работоспособность восстанавливается после перерыва)

факторы внешней среды превышают ПДК (такие факторы могут сказаться на здоровье человека)

опасный труд, защита индивидуальная, коллективная, защита временем.

 

4 стадии – врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный «порыв».

 

Врабатывание

- первичная мобилизация, активность анализаторов, переход в состояние готовности.

- гипермобилизация, построение плана деятельности.

- гиперкомпенсация – адаптация к требованиям деятельности.

 

Оптимальная работоспособность. Стабильный параметр деятельности организма, оптимальность психофизических затрат.

Утомление – снижение работоспособности, торможение (естественный процесс). Переутомление – это заболевания.

Стадия конечного порыва – возможное кратковременное повышение работоспособности за счет психофизических резервов организма, ведет к переутомлению.

Состав оборудования рабочих мест.

 

 

Билет 5.

 

  1. Гигиена труда при работе с компьютером.
  1. Роль кислорода в энергообеспечении организма при нагрузках.

При физических нагрузках повышается потребляемость кислорода. Кислород – источник энергии. Больше 90% энергии вырабатывается благодаря кислороду.

Нехватка кислорода приводит к утомлению. Максимальное потребление кислорода зависит от массы работающей мускулатуру и состоянии системы транспортировки кислорода. В мышечной массе изменяется кислородная емкость крови. При физических нагрузках увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина. Комфортная деятельность повышает количество кислорода.

Перераспределение крови при физических нагрузках – увеличивается гемоглобин – увеличивается количество кислорода в артериальной крови.

Коэффициент утилизации кислорода во время физической нагрузки повышен.

 

  1. Принятие решения и процесс управления в системе «человек-техника».

 

Билет 6.

 

  1. Состав и структура эргономики.

Эргономика: гигиенический, психофизический, физиологический, антропометрический, психологический показатели. Эффективность, комфорт.

 

Антропометрический групповой показатель.

Регламентирует соответствие машины размерам и форме тела рабочего человека, подвижность частей тела и других его показателей, обеспечивают рациональную и удобную позу, правильную осанку и т.д.

Гигиенический групповой показатель. Освещенность, вентелируемость, влажность, давление, радиацию, вибрацию, электромагнитное излучение.

Физиологический групповой показатель. Требования определяют соответствие СЧТС силовым, скоростным, слуховым, энергетическим, обонятельным, осязательным особенностям человека.

Психофизический групповой показатель. Соответствие машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики.

Объединяет данные инженерной психологии, психологии труда, социальной психологии.

 

Структуру эргономики формирует ее.

- эффективность СЧТС

- безопасность работы в ней

-создание обеспечения развития личности человека-оператора.

  1. Сенсорные системы организма как системы адаптации к производственным факторам.

Сенсорные системы – часть нервной системы, отвественные за восприятие определенных сигналов (сенсорных стимулов) из окружающей и внешней среды.

Внешняя среда – нейронные пути – кора головного мозга.

 

Анализатор – это совокупность образований, которые передают восприятие анализируемой информации из внешней среды.

Сенсорные системы обладают способностью приспосабливаться к условиям среды и потребностям организма. Сенсорная адаптация – свойство сенсорных систем, заключающееся в приспособлении к длительным раздражителям (фоновым). Адаптация проявляется в привыкании к раздражителю.

Адаптационные процесса начинаются с рецепторов, охватывая все нейронные уровни. По скорости рецепторы делятся на быстро и медленно приспосабливающиеся. Первые не пересылают сигнал после адаптации к раздражителю, вторые слабо.

Абсолютная чувствительность восстанавливается после прекращения действия раздражителя.

Важна роль в регуляции свойств сенсорной системы. Происходит перестройка свойств нейронов на оптимальное восприятие внешних сигналов – уменьшается чувствительность, то есть, эффективность влияния.

Взаимодействие сенсорных систем осуществляется на спинальном, ретикулярном, таламическом и корковом уровне.

Особенно широка интеграция сигналов в ретикулярной формации. В коре головного мозга происходит интеграция сигналов высшего порядка.

Виды адаптации:

Общая, глобальная, локальная, селективная.

Общая и глобальная – снижение абсолютно и повышение дифференциальной чувствительности.

Локальная и селективная – снижение не всей чувствительности сенсорной системы, а какой-либо части.

 

В результате образования множества связей с другими сенсорными и неспециальными системами, корковые нейроны приобретают способность отвечать на сложные комбинации.

 

  1. Роль музыки в трудовой деятельности.

 

Билет 7.

 

  1. Практическая направленность эргономики.

Специфика эргономики в особой практической направленности – направленность на решение задач, проектирование и оптимизации трудовой деятельности человека.

Все это определяет то, какие научные дисциплины и в какой мере вовлекаются в эргономический симнтез, какие методы и средства этих дисциплин использует эргономика и как она их связывает.

Вывод:

- задачи эрогомики не могут быть решены другой дисциплиной, изучающей трудовую деятельность.

- необходимо развивать базовые эргономические дисциплины расширением проблематики.

 

Задачи эргономики:

  1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им технических систем окружающей среды.
  2. Исследование закономерности взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определяющих количество его деятельности.
  3. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора.
  4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека.
  5. Создание методов исследования, проектирования, эксплуатации СЧТС, обеспечения безопасности, эффективности и удовлетворенности трудом человека в ней.
  6. Разработка специализированных категорий эргономики отражающих особенности ее предмета, содержания и метода.
  7. Поиск и обнаружение фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и окружающей среды.
  1. Зрительный анализатор как система адаптации в трудовой деятельности оператора.

Зрительный анализатор – оптикобиологическая бинокулярная (стереоскопическая) система, способная воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра (света), создавая изображение, в виде ощущения (сенсо́рного чувства) положения предметов в пространстве. Зрительная система обеспечивает функцию зрения.

Адаптация к недостатку света.

Зрительная адаптация – приспособление глаза к различным условиям освещения. Адаптация к свету 50-60 с., адаптация к темноте 30-45 минут, когда световая чувствительность повышается в 8-10 тысяч раз.

Зрительная адаптация происходит за счет фотохимических реакций на сетчатке, то есть, переключения зрения с колбочкового на палочковый рецепторный аппарат.

 

Неправильное освещение может стать причиной многих заболеваний, таких как близорукость, спазм и зрительное утомление.

  1. Оптимизация труда с помощью цветовых решений.

 

Билет 8.

  1. Физические и химические факторы рабочей среды.

 

 

Группа факторов Факторы Источники и зоны действия фактора    
Физические Запыленность воздуха рабочей зоны Зоны переработки сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, сварки и плазменной обработки, обработки пластмасс, стеклопластиков и других хрупких материалов, участки дробления материалов и т п.    
Вибрации: общие Виброплощадки, транспортные средства, строительные машины    
   
   
локальные Виброинструмент, рычаги управления транспортных машин    
   
Акустические колебания:      
   
инфразвук Зоны около виброплощадок, мощных двигателей внутреннего сгорания и других высокоэнергетических систем    
   
шум Зоны около технологического оборудования ударного действия, устройств для испытания газов, транспортных средств, энергетических машин    
   
   
ультразвук Зоны около ультразвуковых генераторов, дефектоскопов: ванны для ультразвуковой обработки    
Физические Статическое электричество Зоны около электротехнического оборудования на постоянном токе, зоны окраски распылением, синтетические материалы    
   
   
   
Электромагнитные поля и излучения Зоны около линий электропередач, установок ТВЧ и индукционной сушки, электроламповых генераторов, телеэкранов, дисплеев, антенн, магнитов    
   
   
   
Инфракрасная радиация Нагретые поверхности, расплавленные вещества, излучение пламени    
   
Лазерное излучение Лазеры, отраженное лазерное излучение    
   
Ультрафиолетовая радиация Зоны сварки, плазменной обработки    
   
Ионизирующие излучения Ядерное топливо, источники излучений, применяемые в приборах, дефектоскопах и при научных исследованиях    
   
   
Электрический ток Электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электроприводом и т д    
   
   
Движущиеся машины, механизмы, материалы, изделия, части разрушающихся конструкций и т.п. Зоны движения наземного транспорта, конвейеров, подземных механизмов, подвижных частей станков, инструмента, передач Зоны около систем повышенного давления, емкостей со сжатыми газами, трубопроводов, пневмо-гидроустановок    
   
   
   
   
   
Высота, падающие предметы Строительные и монтажные работы, обслуживание машин и установок    
   
Острые кромки Режущий и колющий инструмент, заусенцы, шероховатые поверхности, металлическая стружка, осколки хрупких материалов    
   
   
   
Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов Паропроводы, газоводы, криогенные установки, холодильное оборудование, расплавы    
   
   
   
Химические Загазованность рабочей зоны Утечки токсичных газов и паров из негерметичного оборудования, испарения из открытых емкостей и при проливах, выбросы веществ при разгерметизации оборудования, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей    
Запыленность рабочей зоны Сварка и плазменная обработка материалов с содержанием Cr2O3, MnO, пересыпка и транспортирование дисперсных материалов, окраска распылением, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями, содержащими бериллий    
Химические Попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки Гальваническое производство, заполнение емкостей, распыление жидкостей (опрыскивание, окраска поверхностей)  
Попадание ядов в же-лудочно-кишечный тракт Ошибки при применении жидкостей, умышленные действия  
Биологические Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) Обработка материалов с применением эмульсолов  
Психофизиологические Физические перегрузки:    
статические Продолжительная работа с дисплеями, работа в неудобной позе  
динамические Подъем и перенос тяжестей, ручной труд  
Нервно-психические перегрузки:    
умственное перенапряжение Труд научных работников, преподавателей, студентов  
перенапряжение анализаторов Операторы технических систем, авиадиспетчеры, работа с дисплеями  
монотонность труда Наблюдение за производственным процессом  
эмоциональные перегрузки Работа авиадиспетчеров, творческих работников  
             

 

Примечание. В тех случаях, когда в рабочей зоне не обеспечены комфортные условия труда, источником физических вредных факторов могут быть повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное или пониженное атмосферное давление, повышенные влажность и скорость движения воздуха, неправильная организация освещения (недостаточная освещенность, повышенная яркость, пониженная контрастность, блесткость, повышенная пульсация светового потока). Вредные воздействия возникают также при недостатке кислорода в воздухе рабочей зоны.

 

  1. Причины различной динамики работоспособности.

Работоспособность зависит от внешних условий и психофизических ресурсов индивида.

Работоспособность – свойство человека-оператора, определяемое состояние физиологически и психических функций и характеризующих его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и требуемым интервалом времени.

 

4 стадии – врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный «порыв».

 

Врабатывание

- первичная мобилизация, активность анализаторов, переход в состояние готовности.

- гипермобилизация, построение плана деятельности.

- гиперкомпенсация – адаптация к требованиям деятельности.

 

Оптимальная работоспособность. Стабильный параметр деятельности организма, оптимальность психофизических затрат.

Утомление – снижение работоспособности, торможение (естественный процесс). Переутомление – это заболевания.

Стадия конечного порыва – возможное кратковременное повышение работоспособности за счет психофизических резервов организма, ведет к переутомлению.

 

Монотонность – длительное многократное воспроизводимое действие раздражителя на один и тот же участок коры головного мозга.

Динамический стереотип – смена рабочего движения.

Необходимо, чтобы время работы совпадало с физиологическими периодами работоспособности.

 

  1. Промышленная эстетика.

 

Билет 9.

 

  1. Тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

  1. Физиологическая рационализация трудовых процессов.

Целью рационализации трудовых процессов является подбор факторов, обеспечивающих минимум затрат времени и энергии.

Принципы: непрерывность (последующий трудовой прием должен выполняться сразу же за предыдущим), параллельность выполнения работы (параллельное протекание технологического и трудового процесса), совмещение трудовых действий и приемов, оптимальная загрузка исполнителя и используемой им техники, синхронность (синхронность работы взаимосвязанных производственных цепочек и действий исполнителей), повышение содержательности труда, соответствие квалификации работника выполняемой им работе.

Принципы рациональных приемов труда:

  • Одновременность движений (по возможности одновременная работа обеими руками);
  • Принцип экономии энергии человека (естественность движений);
  • Ритмичность движений (ритм задается техпроцессом или работником);
  • Привычность движений (строгая последовательность их выполнения).

 

  1. Надежность оператора в зависимости от его функционального состояния.

Работоспособность зависит от внешних условий и психофизических ресурсов индивида.

Работоспособность – свойство человека-оператора, определяемое состояние физиологически и психических функций и характеризующих его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и требуемым интервалом времени.

 

4 стадии – врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный «порыв».

 

Врабатывание

- первичная мобилизация, активность анализаторов, переход в состояние готовности.

- гипермобилизация, построение плана деятельности.

- гиперкомпенсация – адаптация к требованиям деятельности.

 

Оптимальная работоспособность. Стабильный параметр деятельности организма, оптимальность психофизических затрат.

Утомление – снижение работоспособности, торможение (естественный процесс). Переутомление – это заболевания.

Стадия конечного порыва – возможное кратковременное повышение работоспособности за счет психофизических резервов организма, ведет к переутомлению.

 

Монотонность – длительное многократное воспроизводимое действие раздражителя на один и тот же участок коры головного мозга.

Динамический стереотип – смена рабочего движения.

Необходимо, чтобы время работы совпадало с физиологическими периодами работоспособности.

 

Надежность работы человека определяется как потребность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.

В реальных условиях в большинстве систем независимо от степени их автоматизации требуется в той или иной мере участие человека. Там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки квалификации или опыта.

Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния. Интенсивность ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает. Ошибки человека можно распределить по трем уровням и на каждом уровне возможно предусмотрение ошибок. Зависимость эффективности работы человека от уровня нагрузок.Соотношение между качеством работы человека и действующими нагрузками показывает, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство операторов работают неэффективно (так задание кажется скучным и не вызывает интереса) и качество работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека-оператора. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется, главным образом, такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п.

 

 

Билет 10.

 

  1. Факторы внешней среды, влияющие на надежность деятельности оператора.
  1. Системы жизнеобеспечения организма при нагрузках разной степени тяжести.

Тяжесть труда – это степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье человека и его работоспособность

Классы условий труда:

Оптимальные УТ (1-й класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса.

Допустимые УТ (2-й класс) уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые УТ условно относят к безопасным.

Вредные УТ (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные УТ по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности (3.1, 3.2 , 3.3, 3.4)

Опасные (экстремальные) УТ (4-й класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Допустимое время контакта работников отдельных профессиональных групп, занятых во вредных УТ (защита временем), за рабочую смену и (или) период трудовой деятельности (ограничение стажа работы) может быть установлено учреждениями госсанэпидслужбы или др. организациями гигиенического профиля на основе утвержденных (центрами ГСЭН) методик оценки риска повреждения здоровья работников. Защита временем уменьшает риск повреждения здоровья работника, но не изменяет класс условий его труда.

 

  1. Формы представления информации и надежность деятельности оператора.

Слово «информация» – латинское. За долгие годы его значение претерпело целую эволюцию, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под информацией понимали термины «представление», «понятие». Затем – «сведения», «передача сообщений». А в последние годы ученые пришли к выводу, что обычное, всеми принятое значение слова «информация» – слишком эластично, расплывчато, и дали ему следующее значение: «мера определенности в сообщении». В целом же, информация – это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.

Информация – понятие очень емкое, в которое вмещается все разнообразие вещей и явлений, вся история, все тома научных исследований, творения поэтов и прозаиков. И вся эта совокупность отражается в двух формах – непрерывной и дискретной.

Объекты и явления характеризуются значениями физических величин. Например, массой тела, его температурой, расстоянием между двумя точками, длиной пройденного движущимся телом пути, яркостью света и т.д. Природа некоторых величин такова, что величина может принимать принципиально любые значения в каком-то диапазоне. Эти значения могут быть сколь угодно близки друг к другу, исчезающе малоразличимы, но все-таки, хотя бы в принципе, различаться, а количество значений, которое может принимать такая величина, бесконечно велико. Такие величины называются непрерывными, а информация, которую они несут в себе, непрерывной информацией. Слово «непрерывность» отчетливо выделяет основное свойство таких величин – отсутствие разрывов, промежутков между значениями, которые может принимать величина.

Кроме непрерывных существуют иные величины, например, количество людей в комнате, количество электронов в атоме и т.д. Такого рода величины могут принимать только целые значения, например, 0, 1, 2, ..., и не могут иметь дробей. Величины, принимающие не всевозможные, а лишь вполне определенные значения, называют дискретными. Для дискретной величины характерно, что все ее значения можно пронумеровать целыми числами 0, 1, 2 и.т.д. Примеры дискретных величин: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, окружность), буквы алфавита, цвета радуги.

Можно утверждать, что различие между двумя формами информации обусловлено принципиальным различием природы величин. В то же время непрерывная и дискретная информация часто используются совместно для представления сведений об объектах и явлениях.

Надежность человека-оператора в эргатических системах заключается в следующем. В высокоавтоматизированных системах, человек выполняет функции резервного звена. С точки зрения надежности важнейшими качествами оператора являются:


устойчивость к фактору неопределенности,


способность успешно действовать в условиях непредвиденного изменения, зашумленности или неполноты информации об управляемых процессах.


Эти качества обеспечивают высокий уровень надежности системы в целом и делают необходимым участие человека в работе автоматизированных систем управления. Поскольку в настоящее время, к сожалению, ни одна автоматизированная система не располагает достаточным диапазоном возможностей принимать нестандартные, эвристические решения, осуществлять предвидение, экстраполяцию и своевременный прогноз тенденций изменения оперативной ситуации, указанная выше характеристика оператора будет иметь решающее значение. В связи с этим актуальным является психологическое исследование способов оперирования человека с фактором неопределенности, внутренних средств его адаптации к этому фактору.

 

Билет 11.

 

  1. Связь эргономики с другими науками.

Инженерная психология. Задача – изучение и проектирование внешних и внутренних средств и способов трудовой деятельности операторов.

Психология труда. Взаимосвязь личности с условиями, процессом и орудиями труда.

Физиология труда. Изучение изменений функционального состояния организма под влиянем рабочей деятельности, организацией его трудового процесса.

Гигиена труда. Изучает влияние производственной среды и влияние трудовой деятельности на организма человека. Разрабатывает санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.

Охрана труда. Комплекс правовых, организационных, технических, экологических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работников.

  1. Системы жизнеобеспечения организма при нагрузках разной степени напряженности.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

По показателям напряженности трудового процесса различают следующие классы условий труда:

  1. Оптимальный(напряженность труда легкой степени, требующая затрат энергии до 174,1 Дж/с).
  2. Допустимый(напряженность труда средней степени — от 174,1 до 290,5 Дж/с).
  3. Вредный(напряженность труда 1-й и 2-й степеней — более 290,5 Дж/с).

Напряженность также можно оценивать по изменению уровня функционирования соответствующих систем организма сравнительно с исходным состоянием оперативного покоя оператора.

Критериями степени напряженности является выраженное нарушение адекватности физиологических реакций, резкое снижение точности, быстродействия и надежности оператора, ведущее к дезорганизации деятельности.

В физиологическом отношении благоприятны работы, относящиеся к 1-й степени напряженности труда, однако, при такой мобилизации функций невозможны высокая производительность и эффективность труда. Более эффективна работа при II степени напряженности труда, при которой в то же время не возникает явлений переутомления и работу можно выполнять длительное время. При III степени напряженности необходимы дополнительные перерывы или укорочение рабочего дня.

  1. Профессиональная надежность субъекта труда.

Обеспечение заданного (высокого) качества деятельности в различных ее профессиональных сферах в значительной степени определяется уровнем надежности субъекта труда. Профессиональная надежность субъекта труда — это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с технической системой или другими специалистами. Надежность является совокупным качеством, свойством человека, которое обусловливается его профессиональной подготовленностью и опытом, степенью направленности личности на деятельность, уровнем способностей и другими профессионально важными психологическими качествами.
Основным критерием профессиональной надежности являются понятия «отказ» — прекращение действий или деятельности, и «ошибка» — неправильное действие, приводящее к отклонению в деятельности управляемой техники (или человека) за допустимые пределы. Состояние функциональных систем организма и психики, степень развития и реактивности профессионально важных качеств и функций человека влияют на уровень профессиональной надежности человека. Наличие указанной связи определило необходимость использования понятия «функциональная надежность».
Функциональная надежность субъекта труда — это свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством. Данное свойство проявляется в адекватном требованиям деятельности уровне развития профессионально значимых психических и физиологических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях.

Профессиональная надежность субъекта труда — уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций.

Функциональная надежность субъекта труда — свойство функциональных систем человека обеспечивать его
динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с за
данным качеством.

 

Билет 12.

 

  1. Понятие об эргономических системах, их состав.

Эргономические системы – перечень звеньев, входящих в систему при выполнении производственной работы.

Состав эргономической системы будет изменяться соответственно этапам развития взаимоотношений человека и техники.

Состав эргономической системы: человек-оператор, орудие труда, предмет труда, внешняя среда, лица, находящиеся в зоне работы. Воздействия не связанные с работой рассматриваются эргономической системой.

Необходимо четко представлять внутрисистемные связи, это необходимо для понимания внутренней организации системы, определения ее уязвимых звеньев и прогнозирования ее поведения в различных условиях эксплуатации.

  1. Функциональный тонус коры головного мозга и его роль в поддержании оптимального уровня работоспособности.
  1. Путь информационного воздействия.

 

Билет 13.

 

  1. Нормативные документы в области безопасности трудового процесса.
  1. Развитие утомления в процессе труда.

Утомление проявляется в существенном изменении деятельности различных органов и систем - уменьшается мышечная сила и выносливость, меняется частота сердечных сокращений (либо возрастает, либо значительно снижается), удлиняется время зрительно-моторных реакций, т. е. время, необходимое для анализа, переработки и ответа на информацию. Возрастают энерготраты организма, так как движения становятся неэкономичными, появляется масса лишних движений. Возрастает величина систолического и диастолического давления. Меняются технико-экономические показатели, например, возрастает продолжительность выполнения операций, уменьшается продолжительность микропауз, возрастает число ошибочных движений, увеличивается брак.

Определяют несколько степеней утомления: первичное утомление, которое развивается достаточно быстро, в начале рабочей смены и является признаком недостаточного упрочения трудовых навыков. Вторичное, или медленно развивающееся утомление - собственно утомление, которое возникает примерно спустя 2,5-3 часа от начала рабочей смены, а для его снятия необходим отдых.

При длительном выполнении напряженной мышечной работы постепенно исчерпывается запас энергетических ресурсов, в крови накапливаются продукты обмена веществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к нарушению нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Эти изменения сопровождаются субъективными ощущениями, которые затрудняют выполнение физической работы, в результате работоспособность организма понижается, наступает состояние утомления.

  1. Виды памяти и их определение.

Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, которая предназначена для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, многократно использовать ее в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в единое целое.

Хранение – процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития мышления, речи, восприятия мира.

Воспроизведение и узнавание – процесс актуализации элементов прошлого опыта. Простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходства между объектом и образом в его памяти.

Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.

 

Виды памяти:

По сенсорной модальности – зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.

По содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;

По организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

По временным характеристикам - долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

По физиологическим принципам - определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
По наличию цели - произвольная и непроизвольная;

По наличию средств - опосредованная и неопосредованная;

По уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

 

Сенсорная память - сохраняет стимульную информацию возникающую при воздействии стимулов на органы чувств. В сенсорной памяти сохраняется сенсорная информация после прекращения воздействия стимула

Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память — дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему.

 

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти). Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Число Миллера – 7±2

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы

 

Билет 14.

 

  1. Правовые основы операторского труда.
  1. Двигательная активность и утомление.

Лишение рабочего двигательной активности вызывает утомление, поэтому особое значение приобретают специальные физические упражнения, снимающие это утомление.

Для повышения двигательной активности и снижения напряжения рекомендуются комплексы физических упражнений во время перерывов.

  1. Методы изучения трудовой деятельности.

Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов:
1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т. п.) — для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;
2) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности;
3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса;
4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда;
5) самонаблюдение и самоотчет — воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;
6) трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;
7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути;
8) физиолого-гигиенические методы — изучение условий деятельности;
9) эксперимент (естественный и лабораторный) — изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы).

 

 

Билет 15.

 

  1. Эргонометрические основы законодательства по труду.
  1. Сенсомоторные качества человека и утомление.

Сенсомоторный процесс – непрерывная связь восприятия, мышления и др. психических процессов (сенсорный момент) с ответными движениями (моторный момент). Получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, - а те служат для регуляции или коррекции сенсорной информации. Сенсомоторная координация является двигательным навыком.

  1. Метод профессиографии.

Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.

Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии.

Профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии.
Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:
1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;
2) комплексность изучения;
3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);
4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);
5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);
6) использование качественно-количественных методов.
Профессиограмма должна содержать характеристику:
— общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);
— содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.);
— средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);
— условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);
— организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);
— субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.);
Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.

 

Билет 16.

 

  1. Признаки эргономической системы.

Наличие системы безопасности труда.

Постоянное ускоряющееся развитие эргономической системы.

Развитие взаимоотношений между человеком и системой, то есть изменчивость.

Наличие СЧТС и их взаимодействия

Принцип обязательности соответствия особенностей конструкции производственного оборудования анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека.

  1. Особенности трудовой деятельности и условий труда, усугубляющих утомление.

Основным фактором, вызывающим утомление, является нагрузка. На степени развития утомления сказывается еще ряд факторов:

- статический или динамический характер нагрузки;

- Интенсивность нагрузки, т.е. ее распределение во времени;

- постоянный и ритмический характер нагрузки.

Статическая физическая нагрузка при прочих равных условиях ведет к большему развитию утомления, чем динамическая, причем субъективное ощущение усталости в этом случае выражено особенно отчетливо.

Способствуют утомлению:

1) Микроклимат (пониж. содержание кислорода, высокая температура, повышенная влажность и т.д.)

2) Использование техники (изменение состояния воздуха, загрязнение газами, вибрация, ультразвук, шумы, электромагнитные поля и т.д.)

3) Нарушение режима труда и отдыха

 

 

  1. Методики определения сенсомоторных качеств человека.

В трудовом процессе любые рабочие движения связаны с восприятиями, в ответ на которые они совершаются и которыми уточняются. Все, что на рабочем месте определяет ощущения, восприятия, т. е. воздействует на анализаторы и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а все то, на что работающий действует своими рабочими движениями, называется моторным полем.
Связь восприятия и ответного движения в трудовой деятельности может осуществляться в различных формах сенсомоторных процессов, в которых различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции — процесс восприятия; 2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
В зависимости от сложности центрального момента реакции различают так называемые простые и сложные сенсомоторные реакции.
Простая сенсомоторная реакция (или, как ее называют иногда, психическая реакция) есть возможно более быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал.
Простая реакция оценивается по времени. Различают латентное время реакции (скрытое), т. е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называется типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.
Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных условиях, однако, колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).
Все остальные сенсомоторные реакции называются сложными. Если в ответ на один сигнал надо сделать движение, а на другой — нет, говорят о реакции различения. Если центральный момент связан с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных, то такую реакцию называют реакцией выбора. Например, если из ряда кнопок в ответ на определенный сигнал следует нажать только одну, то центральный момент усложняется узнаванием сигнала и выбором кнопок. Центральный момент реакции может быть еще более усложнен путем изменения значения кнопок по дополнительному сигналу. Такая реакция называется реакцией переключения.
В психологической структуре сложной реакции всегда можно отметить следующие элементы: внимание — если оно у реагирующего будет чем-то отвлечено, реакция вообще может остаться незаконченной; память — для выбора правильного действия необходимо помнить, между чем и чем надо выбирать; мышление — хотя бы в его простейших формах, а иногда и в очень сложных; эмоции— более или менее сильно окрашивающие реакцию; волевое усилие — отсутствие которого замедляет реакцию.
Сложные реакции протекают значительно медленнее, чем простые, из-за переработки воспринятого. Поэтому, если вычесть время простой реакции учащегося из времени его сложной реакции, то можно приблизительно представить себе время, затрачиваемое им на переработку восприятия. Время не только сложной, но и простой реакции уменьшается под влиянием упражнения и увеличивается при утомлении. Сложные реакции в отличие от простых имеют и другой показатель кро

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.