Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМА ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ В АРХИТЕКТУРЕ



Тема мысленных образов в последнее время вызывает большой интерес у многих исследов^ области когнитивной психологии. Основной вопрос в области когнитивной психологии — vj\ информация хранится в памяти. Некоторые утверждают, что составные части мысленных о6у< это на самом деле образ, т.е. мы храним в памяти «изображенные» объекты. Другие утвержу вся информация хранится в абстрактной форме и что когда мы субъективно ощущаем мыс/у' образ, на самом деле мы сперва вызываем из памяти абстрактную репрезентацию этого обМзатем восстанавливаем из нее сам образ. Есть те, кто полагает, что некоторая информация^ в виде образов, а некоторая — в абстрактном виде. Как это часто бывает: все знают, что vjj образы, но их когнитивные свойства известны лишь приблизительно. Можно ли отличить oy'j сконструированный в воображении, от того, который воспринимается в действительности? С (



2 а. ш о.

к а.

И О

CD

3I-ф с о то

S

о


\


 



s. и

£ а. i

о § X

о I m

 


233


«образ» является одной из центральных категорий в архитектуре. Вся творческая деятельность архитектора ставит конечной целью создание ярких и запоминающихся средовых образов, которые бы интерпретировались у реципиента (горожанина, зрителя) во множественные картины, соответствующие определенному типу восприятия. Разделяют творческий образ, существующий у автора, и множество образов у пользователей. Эта множественность возникает сообразно личному багажу знаний, пристрастиям, целям нахождения человека в среде. И чем избыточнее среда, тем больше «ключей» для активации того или иного образа у человека. Под мысленным образом понимается представление в уме неприсутствующего объекта или события.

Исследования образов возродились в конце 1960-х годов. Тема мысленных образов является также
частью более широкой проблемы: как информация хранится в памяти и воспроизводится из нее.
Можно утверждать, что зрительная информация кодируется в виде внутренней «картины» и
реактивируется путем воспроизведения этой картины как при просмотре альбома. С другой стороны,
можно утверждать, что зрительная информация фильтруется, суммируется и хранится в виде
абстрактных «высказываний» об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний
осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется
ассоциированный с ним субъективный образ. И наконец можно также утверждать, что некоторая =

информация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. в памяти существуют g-

несколько кодов. Последняя версия называется гипотезой двойного кодирования. Эти два кода — g

образный и вербальный — могут перекрываться при обработке информации — с большим акцентом на §

том или на другом. Например, знакомая и легко называемая картина может быть закодирована и §■

образно, и вербально (словесно), но доступ к вербальному коду затруднен вследствие наличия В

дополнительной информации, — т.е. вербальный код возникает после активации образного. £■


Для архитектурно-дизайнерской деятельности «картина» фиксируется прежде всего образным кодом.

о.

Вообще образный код, видимо, более подходит для конкретной, чем для абстрактной информации, a g

вербальный код скорее пригоден для обработки абстрактной информации. Это не означает, что все з

слова равно «абстрактны», а все картинки равно «конкретны»; некоторые зрительные стимулы — 1
скажем, изображение горы, дерева и т.п. — лучше представлены в образных кодах, чем вербальных.

S

ж

U

Шепард полагает, что связь между мысленным образом и внешним объектом, вызвавшим этот образ, |

аналогична отношению между замком и ключом. Физически замок и ключ различны, но на i

функциональном уровне между ними существует взаимно однозначное соответствие: только °
подлинный ключ откроет конкретный замок. Функция этого объекта (как и ключа) — активировать

нервный процесс. Результаты исследований, проведенных группой Шепарда, представляют собой н

серьезный аргумент в пользу существования умственных образов, которые если не идентичны Ц

структурно реальному объекту, то как минимум связаны с ним функционально. 2.

Способность человека к воображению является мощным свойством памяти. Но образы играют важную роль и в повседневной жизни, когда мы работаем и передвигаемся во внешней среде. Людей и других земных существ объединяет общий трехмерный мир, и люди для выживания должны уметь пользоваться образами, чтобы перемещаться в пространстве и избегать вреда для себя. Существует понятие «когнитивного картирования», которое означает общее знание пространства. Ученые пришли к выводу, что при ориентации люди используют два типа информации знание маршрута и топографическое знание. Знание маршрута касается конкретных путей перемещения из одного места в другое, т.е. описание маршрута. Топографическая информация относится к более глобальным отношениям между элементами среды, а один из способов формирования топографического знания — это изучение карты. Для запоминания географической информации люди используют концептуальные стратегии. Возможно в процессе когнитивного картирования человек создает даже более сложные формы или абстрактную информацию (см. рис. 130, 131).

Можно предположить, что географическая информация структурирована в памяти в виде абстрактных обобщений, а не в виде конкретных образов. Картирование есть форма символьной репрезентации;

234


 

 


U

I

Q.

о

I

о


I a>3-


Рис. 131. Значение прототипа (А); схемы средовых ситуаций (простые и сложные) в профессиональном сознании (Б)

считается что когнитивные карты точно описывают физический, а иногда и концептуальный мир. Большая часть нашей внутренней деятельности связана с использованием символов и манипулированием ими. Превосходство графики в том, что она дает наибольшую информацию за кратчайшее время. Есть предположение, что образ обладает пространственными свойствами, и что чем больше сканируемое расстояние, тем больше времени на это требуется.

Проблема образного восприятияархитектурно-дизайнерской среды является одной из центральных в архитектурной теории. Когнитивная психология подтверждает правильность деления функционирования прототипа на «внешнюю» и «внутреннюю» форму. При этом именно «внешняя» форма функционирования прототипа содержит {рис. 132, 133, 134) в себе знания о закономерностях пространственного поведения людей, особенностях восприятия и умения пользоваться системами информационных знаков и т.д. В то время как «внутренняя» форма (рис. 235, 136) содержит закономерности пространственной организации типа в виде устойчивых пространственных схем, форм, моделей и т.п., что и составляет «паттерн» с набором его устойчивых признаков. Такой тип восприятия выделяет как значение повторяющегося, устойчивого в архитектурном типе или некой архитектурно-дизайнерской системе, так и находит объяснение роли индивидуального при формировании уникальных образов, которые воспринимаются на фоне имеющихся и хранящихся знаний.

Когнитивная психология открывает интересные возможности для осмысления развития архитектурно-дизайнерской среды, т.к. она ориентирована на привнесение научных подходов, связанных с человеком, и может открыть в развитии пространства новые ракурсы и понятия. В полной мере это относится и к определению задач визуальной организации среды в целом, и ее элементов в отдельности.


235



I

m о

ш о

s

u

s я о

X

о

О-

I


Рис. 132. Влияние прототипа на характер жизнедеятельности человека в среде. «Внешняя» форма

функционирования прототипа

Рис. 132—134 даны по кн. 62

236


та

I

I

о

X

в

I

о


Рис. 133. Стереотипы пространственного поведения




I

О о.

I

ф о о.

N.

fT)

I



Рис. 134. Зависимость структуры пространства и способов его освоения человеком


I

га

г

о

 

Re о го


Рис. 135. «Внутренняя» форма функционирования прототипа (А); устойчивые пространственные структуры (Б)

239




Рис. 136. Многообразие средовых паттернов, их опознавание по прототипу (пешеходная улица)

(рис. архит. Т. Малявкиной)


ГЛАВА 13. ВИДЕОЭКОЛОГИЯ

В последние годы все активнее о себе заявляет ВИДЕОэкология — область знаний о взаимоотношении человека с окружающей его видимой средой (см. Филин А.В. Видеоэкология). Ее появление обусловлено тем, что с середины XX века резко изменилась городская визуальная среда в сторону господства темно-серого цвета, преобладания прямоугольных объемов, прямых линий и углов. Достаточно остро проблема организации комфортной визуальной среды стоит при создании интерьеров в заводских цехах и фабриках, школах и институтах, больницах, поликлиниках и т.п.

Массовые средства транспорта также меняют визуальное восприятие окружающей среды, затрагивая два аспекта: движущиеся объекты в поле зрения пешехода и визуальное перемещение статичных объектов для пассажиров транспорта.

Привычную визуальную среду человека изменила и продолжительная работа в помещениях: новые, отличные от природных отделочные материалы, новые источники света и варианты освещения, рассматривание мелких деталей при чтении, письме и на производстве, многочисленные индикаторы, экраны компьютеров и т.д.

Компьютеры и телевизоры создают дополнительную нагрузку на зрение в производстве, быту, на отдыхе. В зонах отдыха, на предприятиях, концертах к ним добавляются резкие световые и цветовые эффекты. Насыщенность визуальной среды зрительными элементами оказывает на человека сильное влияние.

Все это весьма отличается от естественной природной среды, в которой человечество как биологический вид привыкло жить тысячелетиями. В связи с вышеперечисленными факторами, специалисты по видеоэкологии рассматривают постоянно видимую среду и ее состояние как важный экологический фактор.

Были выделены два типа дискомфортных визуальных сред — «гомогенные» и «агрессивные» поля городской среды, которым были присвоены определенные характеристики.

«Гомогенные» поля — голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, перегородки, асфальтовое серое покрытие и пр.

«Агрессивные» поля — преобладание одинаковых ординарных элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный геометрический рисунок обоев и пр.), от которых рябит в глазах.

Оба типа отличаются отсутствием композиционных, привлекающих внимание визуальных структур.

Видеоэкология в настоящий момент не имеет разработанных нормативных документов по формированию визуальной среды, в частности по допустимым размерам «гомогенных» и «агрессивных» полей в архитектуре города, но акцентирует внимание на визуальном качестве среды, подчеркивая актуальность этого фактора для комфортного в ней проживания.

Типы визуальной среды

Гомогенная видимая среда — это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено.

В однородной гомогенной среде (равномерные поверхности большого размера) в сознании человека может возникнуть эффект «пустого поля». Это происходит, если при автоматии саккад на сетчатке не

16 Э 924 24-1


возникает перепада освещенности фоторецепторов — объект становится как бы неподвижен относительно фоторецепторов, и человек перестает его видеть через 1—3 с.

В городской среде существует много видимых гомогенных полей (в частности торцы зданий, фасады из стекла больших размеров, асфальтовые покрытия, панельная нарезка фасадов и др. ориентированые пространства), где взгляду не за что зацепиться после очередной саккады. В такой среде амплитуда саккад увеличивается в 3—5 раз, т.е. автоматия саккад переходит на поисковый режим с максимальной амплитудой, что приводит к быстрому утомлению глаз.

Утверждение по поводу получения интересного эффекта в городской среде от отражения объектов (деревьев, облаков и т.д.) на фасадах зданий, облицованных стеклом, не совсем верно ввиду местных климатических особенностей, т.к. при пасмурной погоде (а таких дней в году в Москве около 70 %) большая часть поверхности остается гладкой, зеленоватой, однородной.

В современной градостроительной практике при многоэтажной застройке увеличиваются разрывы между зданиями, что приводит к созданию незамкнутых внутриквартальных пространств, оторванных друг от друга. В подобной среде отсутствуют камерные интимные пространства, где человек чувствует себя защищенным. С позиций видеоэкологии такую среду также можно отнести к гомогенным полям, т.к. в ней отсутствует достаточное количество элементов для фиксации взгляда. В подобной среде у человека увеличивается нагрузка на зрение, т.к. после очередной саккады нет детали для осуществления фиксации, что ведет к увеличению амплитуды саккадических движений глаз. Длительное пребывание в подобной среде ведет к ощущению дискомфорта. Гомогенная среда вынуждает рассматривать предметы с большей тщательностью, т.к. при попадании в поле зрения гомогенной поверхности в мозг поступает недостаточно информации, что вызывает определенный психологический дискомфорт.

Даже такой прием, как внесение цветовых деталей на плоские торцы зданий, должен сопровождаться организацией их в предметные формы и линии, т.к. цвет без контуров и ориентиров приближает среду к гомогенной.

Агрессивная визуальная среда— это окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое количество одинаковых элементов (рис. 137). Термин «агрессивное поле» повторяет название картины художника Т. Юккера, где несколько тысяч гвоздей вбиты на половину свой длины в плоскость полотна размером 1,5 х 2 м на расстоянии 15 мм друг от друга. На этой картине, согласно законам физиологии, человек в результате неосознанных движений глаз видит только шляпки гвоздей. Подобная плотность расположения абсолютно идентичных объектов превращается для глаз в негативный фактор.

Гомогенные поля воспринимаются глазом легче, чем агрессивные. Из экспериментальных тестов было выяснено, что т.н. тест «прожектор», состоящий из концентрических окружностей, агрессивней чем «ткань в горошек» при положительном контрасте (черный на белом). При частом расположении однородных элементов условия для фиксации взгляда усложняются, при редком расположении фиксация осуществляется проще. Испытуемые, с тем чтобы снизить напряжение глаз, нередко образуют мнимые квадраты, например из 8-ми горошин вокруг одной центральной (рис. 138).

При мобилизации внимания для поиска детали подавляется автоматия саккад. При высокой плотности одних и тех же элементов глаз физически не может справиться с задачей фиксации одного элемента. В архитектуре агрессивная среда угадывается в организации многооконных фасадов панельных жилых домов. Человек не может точно определить, какое окно он зафиксировал до саккады, а какое после нее. Нарушается основная функция зрения — определение направления, куда смотрят глаза, и того, что они видят. Благодаря автоматии саккад взгляд переносится с одного окна на другое через 0,5—1,0 с. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: назойливый повтор — «окно», «окно», «окно». Какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их количества глаз физически не может. Аналогична реакция на здания с


л

О-а

к

S X

га

СО

О О.

I

ф

I

Т S S о

I

О-

m

I


242


о

i

£


243



О. о

т а>

о

О-


Рис. 138. Образцы агрессивных видимых полей и примеры их сочетания: а — «тельняшка», б — «ткань в

горошек», в — «прожектор»


а. с:


 


вертикальным рустом (трудно определить, на какой руст человек смотрит). При большом количестве одинаковых объектов в поле зрения (горошины на ткани, полоски на «тельняшке», концентрические кольца в «прожекторе») человек не может установить, на каком объекте он фиксировал свой взгляд до саккады, а на каком — после. Глаз легко теряет тот объект, который только что фиксировал. При высокой плотности визуальных элементов попытка фиксировать один из них ведет к автоматии саккад. Одновременно наступает стабилизация медленных движений глаз — они стоят, как «вкопанные».

При формирование ритмических рядов в визуальной среде надо иметь в виду, что область ясного видения сетчатки глаза составляет 2°. Так, черная точка размером 7 мм в диаметре хорошо фиксируется на белом листе бумаги с расстояния 0,8 м. В этом случае она вписывается в область ясного видения. Труднее фиксировать 2 точки такого же размера. Они тоже вписываются в область ясного видения, но в этом случае человек уже не знает, какую точку он фиксирует в конкретный момент. Еще труднее рассмотреть 3 одинаковых объекта, т.к. оба крайних попадают на границы области ясного видения и т.д. Для успешной фиксации два одинаковых элемента должны быть разнесены не менее, чем на 2°, а общее число одинаковых элементов не должно превышать 5. Для того, чтобы не наблюдалось явление монотонности, число однотипных объектов в пейзаже не должно превышать 13. Вероятно, в городских условиях эта цифра должна быть еще меньше — 5— 9 одинаковых элементов. Монотонность в пейзаже наблюдается, если однотипные объекты разнесены на 1°—2°. В агрессивном поле число одинаковых элементов доходит до 100 и более.

Оптимальным видимым полем можно считать поле, удовлетворяющее следующим требованиям:

• размер объекта 1°;

• расстояние между объектами 2,5°;

• число однотипных объектов не более 5.

При этом фиксировать по одному объекту из любого ряда легко последовательно, но легче рассматривать ряд разных объектов.


£ О

I О.

I


244


о

§

I

CD


В агрессивных видеополях мозг страдает от избытка одной и той же повторяющейся информации, вызывающей невольное раздражение и уныние, но проблемы видеоэкологии не исчерпываются изучением гомогенных и агрессивных визуальных полей в городской среде.

В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения: бинокулярный аппарат, конвергенция и дивергенция, автоматия саккад. Это приводит к физиологическим и биологическим расстройствам функционирования зрения и в целом мозга. Более того, агрессивная среда провоцирует агрессивность людей (вернее — это один из компонентов целой системы негативных провоцирующих явлений).

Комфортная визуальная среда — это среда с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для нее характерно: наличие разнообразных силуэтов, кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов (особенно в верхней части видимой картины) в виде вершин, заострений и т.п., разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность.

В комфортной визуальной среде все механизмы зрения работают в предпочтительном режиме. Полноценный отдых человека заключается в том, что все автоматийные процессы организма, обеспечивающие основные физиологические функции, работают без насилия, без чрезмерного воздействия со стороны внешних и внутренних факторов. Взаимодействие человека с внешней средой определяется принципом наименьшего принуждения.

Проблемы восприятия среды, поставленные видеоэкологией, решаются в области архитектуры и дизайна с использованием различных приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств и т.п. При этом видеоэкологами приветствуется использование широкой цветовой гаммы с яркими цветовыми акцентами деталей в композиционных узлах, деление больших поверхностей на отдельные цветовые участки, исключение больших монотонных поверхностей, насыщение города скульптурой и т.п. средствами. В интерьерных пространствах предлагается использовать красивоцветущие растения — бегонию, примулу, азалию, фуксию и т.п. При формировании изделий промышленного дизайна видеоэкологи рекомендуют обращаться к образцам природного и растительного мира, тем самым удовлетворяя человеческую потребность в метафоризации. Большая освещенность создает хорошие условия для фиксации взгляда после саккады, поэтому видеоэкологи заостряют внимание на хорошей освещенности интерьеров.

Отсутствие в области видеоэкологии регламентов и нормативов частично восполняется работой экологического Совета, который осуществляет независимые экспертизы проектов рекламных щитов и вывесок. В суммарной оценке качества жизни в различных районах города рассматривается показатель комфортности визуальной среды, который назван как «эстетическая привлекательность и визуальный комфорт». Этот показатель фигурирует при экспертной оценке наравне с транспортными, торговыми, экологическими факторами, а также социальным составом и криминальной обстановкой в районе, которые в совокупности определяют качество и стоимость жилья. Кроме того, специалисты по видеоэкологии настаивают на необходимости проведения анализа и составления карты «загрязнения» видимой среды городов.


245


ГЛАВА 14.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.