Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды исторических систем устройства вооруженных сил.



Система устройства вооруженных сил всегда зависит от социально-политической и экономичес­кой систем общества, положения государства в мировом сообществе, его природных условий, количественного и качественного состава населения, уровня развития науки и техники и других факторов. При этом непосредственно на систему устройства вооруженных сил влияют принятые в государстве способ комплектова­ния войск личным составом и порядок выполнения гражданами воинской обязан­ности по военной защите государства.

Под системой устройства вооруженных сил (военной системой государства) принято понимать форму организации вооруженных сил, обусловленную способами комп­лектования войск личным составом и порядком выполнения гражданами воинской обязанности.

Складывавшиеся в истории развития человеческого общества различные системы устройства ВС сводят к двум основным системам:

1) устройство ВС на милиционной основе (постоянная армия);

2) устройство ВС на постоянной основе (постоянная армия).

Кроме того, в разные периоды имели место и некоторые промежуточные или смешанные военные системы, основанные на сочетании элементов основных систем устройства.

Милиционная армия как система устройства ВС представляет собой такую военную организацию, при которой военнобязанные граждане в мирное время привлекаются к военному обучению лишь на короткое время, без отрыва их от основных занятий и к тому же по месту жительства. При этом воинские части в боевой готовности не содержатся. Как таковые они создаются и действуют только в военное время.

Милиционные армии имеют следующие основные черты:

- военная служба носит общеобязательный характер, в связи с чем граждане мужского пола ( а в отдельных случаях и женского по­ла ), способные носить оружие, привлекаются к обучению военному делу и несению военной службы;

-воинские части комплектуются по территориальному принципу, в соответствии с которым военнобязанные зачисляются в них по мес­ту своего жительства;

- военнобязанные проходят обучение внеказарменным способом, т.е. без отрыва от места жительства.

Милиционная армия по существу состоит из обучаемых военному делу граждан и воинских частей, которые не содержатся “под ружьем”.

Устройству ВС на милиционной основе присущи как положительные свойства, так и недостатки. В частности, содержание милиционных частей по сравнению с содержанием постоянных войск обходится государству дешевле. В то же время при такой системе нельзя обеспечить защиту страны от внезапного нападения противника, поскольку в мирное время “под ружьм” находятся лишь немногочисленные кадры.

Постоянная армия как система устройства ВС в ходе исторического развития, как правило, приходит на смену милиционной армии.

Постоянной армии присущи следующие характерные чер­ты:

- экстерриториальный принцип комплектования личным составом;

-войсковой (казарменный) способ обучения граждан военному делу с непрерывным пребыванием их на военной службе (в кадрах военной организации) в установленные государством сроки военной службы;

- сроки службы относительно продолжительны;

- воинские части находятся в боевой готовности в мирное время.

Сначала постоянные армии создавались как постоянные наемные войска, комплектовавшиеся на основе вербовки в ВС наемников. Позднее постоянные армии, комплектуемые наемниками-иностранцами, постепенно заменяются войсками, комплектование которых ведется гражданами своего государства путем их вербовки (найма) на военную службу либо путем зачисления в ряды ВС на основе воинской повинности (обязанности). В России всеобщая воинская повинность была введена в 1874 г.

С введением воинской повинности характер системы устройства ВС на постоянной основе несколько меняется. ВС превращаются в постоянные кадровые армии. Постоянная кадровая армия состоит из двух частей: кадра (часть войск, находящихся “под ружьем”) и запаса (резерва) (военнообязанные граждане, получившие военную подготовку главным образом в период нахождения на военной службе в кадровых частях). ВС, действующие на постоянной кадровой основе, имеют несомненные преимущества (особенно) в современной обстановке перед милиционной армией, главным образом в области достижения боеспособности и боеготовности войск.

Система устройства вооруженных сил (военная система государства) должна обеспечивать их быстрое применение для отражения возможной агрессии и для решения других стоящих перед ними задач, а также подготовку военнообученного запаса и быструю мобилизацию ( перевод вооруженных сил с мирного положения на военное ).

Возникновению современных ВС РФ, созданных и функционирующих на постоянной кадровой основе, предшествовал большой исторический путь развития военной системы государства. Постоянная кадровая армия в России была создана в начале 18 века. В последующем, в частности с введением воинской повинности в России в 1874 г. и проведением военной реформы, ВС стали строится и действовать в основном на постоянной кадровой основе. Такая (с небольшими изменениями) военная система государства сохранялась до революции 1917 г.

В советский период в зависимости от способа комплектования ВС и порядка выполнения гражданами воинской обязанности, прохождения ими военной службы принято выделять следующие конкретные формы устройства вооруженных сил:

1) Красная Гвардия. Добровольческая Красная Армия (январь - май 1918 г.);

2) регулярная Красная Армия ( май 1918 г. - август 1923 г. );

3) кадрово-милиционная Красная Армия ( август 1923 г. - сен­тябрь 1939 г.);

4) кадровые Вооруженные Силы СССР (сентября 1939 г.-1992 г.).

 

2. Правовые основы организации Воору­женных Сил РФ.

7 мая 1992 г. был издан указ Президента РФ “О создании Вооруженных Сил РФ”. В соответствии с ним, а также военной доктриной РФ принципами строительства ВС РФ являются:

- подконтрольность органов военного управления и должностных лиц высшим органам государственной власти;

- соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) концепции безопасности России, возлагаемым на них задачам, законода­тельству, международным обязательствам и экономическим возможнос­тям РФ;

- учет геополитического и геостратегического положения стра­ны;

- централизация военного руководства и единоначалие на пра­вовой основе;

-постоянной боевой готовности;

- обеспечение возможностей для наращивания боевой мощи Воо­руженных Сил адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговремен­ное накопление и подготовка мобилизационного резерва;

- обеспечение высокого уровня профессионализма Вооруженных Сил РФ; - создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту;

- соблюдение общегражданских политических прав, свобод и со­циальной защищенности военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы,

- учета национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства.

Главной целью строительства Вооруженных Сил является созда­ние и развитие войск, способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности граждан и других жизненно важных интересов общества и государс­тва.

ВС РФ функционируют на постоянной кадровой основе.Правовые основы системы устройства ВС РФ и их общей организации закреплены в законах “Об обороне”( в ст. 12), “О воинской обязанности и военной службе”, других законодательных актах.

Согласно закону "Об обороне" Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в Тыл ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Вооруженные Силы делятся на виды, рода войск и специальные войска. К видам ВС относятся: РВСН, Сухопутные войска, ВВС, ВМФ. В основе деления Вооруженных Сил на виды лежат особенности их вооружения и выполнения стратегических и крупных оперативных задач в определенной среде (на суше, на море, в воздухе).

Виды ВС могут состоять из родов войск (сил флота), специальных войск и тыла. Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, состоящая из воинских формирований, отли­чающихся вооружением, техническим оснащением, организа­ционной структурой, характером обучения и способностью к выполне­нию специфических боевых задач во взаимодействии с другими родами войск. Специальные войска служат для обеспечения родов войск и содействия им в выполнении боевых задач.

К родам войск относятся мотострелковые войска, танковые войска, ракетные войска и артиллерия.

К специальным войскам относятся: инженерные, химические, ра­диотехнические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные и ряд иных.

Важное место в обеспечении жизни, быта, деятельности войск и сил флота всем необходимым занимает Тыл ВС. В состав Тыла ВС входят автомобильные, дорожные, трубопроводные войска, а также инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и другие тыловые части, подразделения и учреждения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона “Об обороне”ВС РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.

Военной доктриной РФ определяются основные группы задач, стоящих перед Вооруженных Сил.

1. В вооруженных конфликтах и локальных войнах Вооруженные Силы РФ имеют задачей локализацию очага напряженности и прекращение военных действий на возможно более ранней стадии в интересах соз­дания предпосылок для урегулирования конфликта мирными средствами на условиях, отвечающих интересам РФ. Вооруженные конфликты и ло­кальные войны могут при определенных условиях перерасти в крупно­масштабную войну. При необходимости Вооруженные Силы будут раз­вернуты для применения всех имеющихся у них сил и средств.

Для предотвращения войн и вооруженных конфликтов и обеспече­ния сдерживания агрессоров от развязывания любых войн на Воору­женные Силы РФ возлагаются следующие задачи:

- своевременное вскрытие совместно с силами и средствами других министерств и ведомств готовящегося вооруженного нападения или угрожающего развития ситуации и предупреждение о них высшего руководства государства;

- поддержание состава и состояния стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

- поддержание боевого потенциала группировок войск общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального масштаба);

- обеспечение в рамках государственных мероприятий по пере­воду страны с мирного на военное положение стратегического раз­вертывания Вооруженных Сил;

- охрана государственной границы в воздушном пространстве и в подводной среде.

2. Отдельные формирования Вооруженных Сил могут привлекаться для ликвидации внутренних вооруженных конфликтов, которые угрожа­ют жизненно важным интересам РФ и могут быть использованы как по­вод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей применения войск и сил, привлекаемых для локализации и пресечения таких конфликтов, является скорейшая нормализация обстановки, пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.

3. При участии в операциях по поддержанию мира, проводимых по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с междуна­родными обязательствами РФ, на контингент ее Вооруженных Сил мо­гут возлагаться следующие задачи:

- разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;

- обеспечение доставки гуманитарной помощи гражданскому на­селению и его эвакуации из зоны конфликта;

- блокирование района конфликта с целью обеспечения выпол­нения санкций, принятых международным сообществом.

В соответствии со ст. 102 Конституции РФ решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ относится к ведению Совета Федерации России.

Решение перечисленных и других задач осуществляется Вооруженными Силами в тесном взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями РФ. Так, согласно ст. 1 ФЗ“Об обороне” к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, ВВ МВД РФ, Железнодорожные войска РФ и некоторые другие войска.

Выводы:

1. Под системой устройства вооруженных сил (военной системой государства) следует понимать форму организации вооруженных сил, обусловленную способами комп­лектования войск личным составом и порядком выполнения гражданами воинской обязанности.

2. ВС РФ функционируют на постоянной кадровой основе. Система устройства ВС РФ и их общая организация определены законами “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, другими правовыми актами.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.