Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Избирательное зак-во субъектов РФ (общая характеристика).



Вариант 1:

Зак-во субъектов РФ о выборах – важная составная часть рос. избирательного зак-ва.

Особое место среди региональных источников избирательного права занимают конституции (уставы) субъектов РФ. Применительно к избирательному праву их значение преломляется в том, что они закрепляют правовые основы построения органов гос-ной власти и местного самоупр-я соответствующих регионов, а также устанавливают исходные положения реализации гражданами права избирать и быть избранными на региональных и муниципальных выборах.

В конституциях и уставах некот-х субъектов Федерации имеются главы, посвященные выборам и референдуму (гл. Х Конституции Республики Башкортостан; уставы Приморского края, Псковской, Тамбовской областей и др.).

Законы явл-ся наиболее многочисленными источниками избирательного права и в субъектах РФ. В настоящее время сложилось 3 основных формы законотворческой деят-ти в сфере регулирования избирательных отн-ний на региональном уровне:

1) принятие отдельных законов, посвященных различным видам региональных и муниципальных выборов. Этот способ законодательного регулирования электоральных отн-ний характерен для большинства субъектов Федерации.

2) объединение региональными законами регламентации различных видов выборов. Напр., Закон Камчатской области от 24 июня 1996 г. "О выборах депутатов законодательного (представительного) органа гос-ной власти Камчатской области и губернатора Камчатской области" содержит одновременно нормы, касающиеся и "парламентских" и губернаторских выборов. Аналогичные нормативные акты характерны в той или иной степени для Республики Коми, Вологодской, Ярославской областей, Хабаровского края и др. регионов.

3) принятие избирательных кодексов, комплексно регулирующих круг вопросов, относящихся ко всем видам региональных и муниципальных выборов на территории соотв. субъекта РФ. По такому пути пошло избирательное зак-во Республики Башкортостан, Белгородской, Воронежской, Свердловской, Тюменской областей; ряда иных субъектов РФ. И несмотря на малочисленность этой группы субъектов Федерации, объединение нормативного регулирования выборов в рамках избирательного кодекса - несомненно наиболее привлекательный и перспективный путь развития регионального избирательного зак-ва. Уже более чем в двадцати субъектах РФ имеются избирательные кодексы.

Независимо от избранной различными регионами формы избирательного зак-ва законы субъектов РФ, действующие в данной области, объединяет то, что они должны быть основаны на федеральных законах и не противоречить им. Это, конечно, отнюдь не означает, что они выполняют по отношению к федеральному избирательному законодательству роль актов - копий. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения фед. зак-ва, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отн-ний на региональном уровне.

ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос-ной власти субъектов РФ" особо оговаривает, что образование, формирование и деят-ть органов гос-ной власти на региональном уровне осуществляется в строгом соответствии с Конституцией России, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно ст. ст. 4, 10 и 18 данного Закона субъекты Федерации сами определяют число депутатов законодательного (представительного) органа гос-ной власти, порядок выборов в органы местного самоупр-я в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ" могут предусматривать избрание на должность руководителя высшего исполнительного органа гос-ной власти одного и того же лица более двух сроков подряд; обязаны обеспечить проведение региональных выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Как предусмотрено статьями 15 и 16 данного Закона, представительный орган местного самоупр-я, глава муниципального образования, иные выборные должностные лица избираются гражданами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. При регулировании муниципальных выборов региональным зак-вом необходимо исходить из положений ФЗ, а также учитывать, что обязательность прямых выборов населением главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоупр-я, равно как и само существование этих выборных должностей, может вытекать только из устава муниципального образования. Как следствие, практика назначения выборов глав администраций городов и районов при отсутствии уставов муниципальных образований, повсеместно сложившаяся в российских регионах, не может быть признана соотв. основополагающим принципам фед. зак-ва о местном самоупр-и.

Вариант 2:

Для регионального уровня избирательного зак-ва характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регла­ментирующих аналогичные отношения. Это объясняется целым рядом факторов – социально-политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разно­образием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотн-ний по выборам.

Региональное избирательное зак-во можно разделить на виды

по субъекту правотворчества на:

- законы субъектов РФ;

- подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов РФ;

- нормативные правовые акты органов местного самоупр-я;

по уровню выборов регулируемых региональным избирательным зак-вом, на:

- зак-во о выборах в региональные органы гос-ной власти (законода­тельные и исполнительные);

- зак-во о выборах в органы местного самоупр-я.

Основными элементами системы регионального избирательного зак-ва явл-ся законы субъектов РФ, кот-е можно разделить на 4 основные группы:

1) Конституции, Уставы субъектов РФ,

2) законы, регулирующие от­дельные виды региональных и муниципальных выборов,

3) кодифицированные акты, ком­плексно регулирующие проводимые на территории субъекта РФ выборы всех видов и уровней,

4) законы об отдельных субъектах, процедурах и иных элементах избирательного процесса.

В частности, к системе регионального избирательного зак-ва можно отнести имеющиеся почти во всех субъектах РФ законы об избирательной комиссии субъекта. В ряде субъектов РФ приняты и действуют законы "О порядке и сроках хранения документов о выборах и референдумах" (Тамбовская область), "О территориальных избирательных комиссиях" (Иркутская область) и др.

Главенствующее место среди указанных актов занимают Конституции, Уставы республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Следует отметить, что в отличие от Конституции РФ многие из региональных Конституций и Уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно по­вышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов РФ, эффективность правоприменительной деят-ти". В ряде Конституций и Уставов субъектов РФ содержатся специальные главы – избирательная система или формы непосредственной демократии, в кот-х в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта РФ. В них находят закрепление формы (организация системы) гос-ной власти, отражаются признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосред­ственным выражением власти народа, провозглашается право граждан избирать и быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я, регулируются принципиальные во­просы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоупр-я.

Главы об избирательных системах в Конституциях и Уставах субъектов РФ – это базирующийся на Конституции РФ фундамент регионального избирательного зак-ва, а ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" – явл-ся "несущей конструкцией" регионального избирательного зак-ва.

Независимо от избранной различными регионами формы избирательного зак-ва, законы субъектов РФ должны быть основаны на федеральных законах и не должны проти­воречить им. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального зак-ва, но и осуществлять самостоятельное регулирование различ­ных аспектов избирательных отн-ний на региональном уровне.

Подзаконные нормативные акты органов гос-ной власти субъектов РФ не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодатель­ных (представительных) органов гос-ной власти. Актами органов исполнительной власти мо­гут регулироваться отдельные аспекты организационного, информационного, технического и иного обеспечения деят-ти избирательных комиссий, гос-ных органов и органов местного са­моупр-я по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комис­сиям в подготовке и проведении выборов. Принимаемые на региональном и местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоупр-я по вопросам организации и проведе­ния выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий и встреч с избирателями и т.п.) носят технологический характер.

Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права явл-ся акты избирательных комиссий субъектов РФ. Они могут быть посвящены как регламентации внутри-организационной деят-ти избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения ре­гиональных законов о выборах.

К настоящему времени в субъектах РФ сформировалась достаточно развитая система избирательного зак-ва. Общий массив регионального избирательного зак-ва включает более 300 законов. В 14 субъектах РФ избирательное зак-во кодифицировано. В Костромской области приняты два кодекса – избирательный и о референду­мах, в Свердловской области и Коми-Пермяцком автономном округе кодексы регулируют выборы и отзыв, еще в пяти регионах – выборы, референдумы и отзыв. Как правило, система зак-ва о выборах субъекта РФ состоит из законов о выборах депутатов законодательного органа власти, о выборах в органы местного самоупр-я.

В Тамбовской области в 1995 – 2005 гг. разработано региональное избирательное зак-во, состоящее из более 10 законов об отдельных видах выборов и референдумов: "О выборах депутатов Тамбовской областной Думы", "О выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я в Тамбовской области", "О выборах должностных лиц местного самоупр-я в Тамбовской области", "О Тамбовской областной избирательной комиссии", "О порядке и сроках хранения доку­ментов о выборах и референдумах в Тамбовской области" и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.