Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура как универсальная характеристика жизнедеятельности человека и общества. Культура как технология и как текст. Функции культуры.



 

1. Определение К. Термин К. латинского происхождения, первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование.

Трактовка понятия менялась со временем. К. – превосходное состояние чего-либо. Это основание личности, без которого сама личность невозможна. К. – природа, присущая только человеку.

В философии "К." соотносится с понятием "цивилизация", является оценочным понятием.

В современной философии - два подхода к культуре: узкий и широкий.

К. в узком смысле: система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.

К. включает в себя: 1) знако-символический элемент(знания, зафиксир-е в языке) 2) ценностно-нормативная система 3)Синтетической формой К. называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцом поведения. Обряд - воплощение соц-х идей, коллективн-х чувств, в рез-те происходит усвоение ценностей и норм. Обычай – не писанное правило поведения. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающееся из поколения в поколение.

К. в широком смысле : специфическая, генетическая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которое они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

К. включает: результаты материального и духовного производства. К. истолковывается как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой. Ч/з К. происходит единение природного, рукотворного, духовного и социальных миров.

К.- не только результат деятельности человека, но и способ его существования (человек - результат К.), то есть содержание К. определяется содержанием человеческой деятельности( и наоборот). Человек- единство “натуры” и К. К.- это все искусственно сотворенное человеком, что человек “наслаивает” на природу.

К. как идеальное: весь накопленный народом в идеальной форме опыт, способ духовного производства.

К. материальная. Существует 3 формы предметности культурной реальности (в зависимости от соотношения с природой, человеком, обществом):

- физическая культура (превращение телесной структуры в культурную)

- техническая деятельность с целью создания вещей так называемой “второй природы”

- сфера социально-организационной деятельности людей, создающих самостоятельно общественные институты. Все социальные институты (от семьи до государства) принадлежат одновременно и обществу, и культуре.

К. как качественная характеристика осуществляемой деят-ти:

- целенаправленная

- самоцельная (игра как феномен культуры)

Формы присвоения продуктов материальной, духовной и художественной К..

1) использование полезных предметов по их прямому назначению. (человек, удовлетворяя свои потребности в получении благ, научается нормам и приемам коллективного бытия)

2) передача ценностей от поколения к поколению и от общества к личности (ценности будут приняты в том случае, если они пережиты личностью индивидуально, эмоционально. К. делает возможными сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности. Передача эта и составляет сущность воспитания )

3) восприятие произведений искусства. (носит диалогический характер)

Не всякая деятельность человека творит культуру, а лишь та, которая несет смысл. В К. человек пытается реализовать свои инстинктивные → целью и смыслом К. является максимальная реализация потенциала, заложенного в личности.

 

К. как технология и как текст

 

Функции К.

К. как способ созидательной деятельности.

- объективация фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное.

- К. как основа развития человеческой индивидуальности, личности, воплощающей общечеловеческие цели и устремления.

- как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства или творчества.

 

К. как способ деятельного присвоения человеческого опыта

- К. как способ коммуникации (м/у людьми, поколениями)

- сохранение и передача человеческого опыта, фиксация его в знаках и символах.

 

Вопрос № 29

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.