Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема родовой сущности человека.



Человек предстает перед нами как существо уникальное, сложное и неисчерпаемое. Именно этим объясняется множественность образов человека в истории философии и различные подходы к определению его родовой сущности.

Отношение Индивид – Род – это определенность человека внутри своего мира. Это позволяет выявить человека как существо единое, целостное, конкретно-историческое. Таким образом, можно вести речь о становлении и индивида, и рода.

Родовые свойства – единая, но исторически трансформирующаяся природа человека и его мира.

Род представляет собой первичную социально - этническую общность, появление которого положило начало социальному устройству коллективной жизни людей, и тем самым было закончено существование первобытного человеческого стада.

Социальный мир людей - совокупность общественных отношений - не есть нечто внешнее по отношению к человеку, а составляет его "сущность", т.е. делает Человека общественным существом, формирует и определяет все особенности его деятельности, миросозерцания, восприятия и т.д. Каждый отдельный человек вынужден сразу же после появления на свет активно приобщаться к человеческой культуре, осваивать человеческий способ жизнедеятельности, чтобы стать человеком.

Издавна многие философы считали главной своей задачей постижение человека. И.Канту принадлежит мысль о том, что о человеке можно философствовать отдельно и особо (человек - главный предмет в мире, ибо он сам для себя есть последняя цель).

Фейербах отсылает нас к особой инстанции под названием «родовая сущность» или «природа человека». Родовая сущность человека, согласно Фейербаху, «неизменна». Родовые качества человека неизменны, поскольку даны ему природой, подобно тому, как природа наделяет особыми чертами растения, животных и другие существа. Фейербах утверждал, что труд, сознание и язык являются родовыми признаками человека.

В отличие от Канта и Фейербаха, философия Гегеляподразумевается как антиантропологическая. В 3-й части своей философской системы – Философии духа – Гегель представляет абсолютную идею в качестве предпосылки и субстанции сущности человека. Абсолютная идея приходит к человеческой сущности путем преодоления природы и существует здесь как дух, являясь третьим воплощением абсолютной идеи.

Таким образом, духовность есть, по Гегелю, способ бытия всеобщей родовой сущности человека. В этой определенности сущность человека совпадает с определенностью общества, т.е. все определения общества относятся и к определению сущности человека. Но дело в том, что у Гегеля дух (сущность человека) не существует изначально в своем законченном, чистом виде. Он отягощен материей дважды: а) как душа, связанная с телесностью человека, б) как труд, отягощенный предметностью, своей подчиненностью природе.

Деятельность духа направлена на преодоление телесности, материальности и превращение ее в средство. Человек, по Гегелю, может достичь своей родовой сущности лишь путем преодоления эмпирической сущности, путем ухода от всех форм материальной, предметной деятельности и углубления в свое самосознание. Но это преодоление невозможно, поскольку субъектом деятельности, по Гегелю, является не всеобщий дух, а лишь единичность, индивидуальный человек. Всякая попытка ликвидировать разрыв между родовой и индивидуальной сущностью приводит к возникновению несчастного сознания, т.е. к “сознанию себя как двойной, лишь противоречивой сущности”.

К.Маркс отвергает взгляды старого материализма. Согласно этим взглядам, отношение человека к миру, в сущности, представлялось как способность "созерцать" окружающий мир в сознании, пассивно испытывать его воздействие.

Но К. Маркс подчеркивает, что исходным отношением человека к миру вовсе не является пассивное восприятие, а активность, деятельность не выступает как нечто вторичное. С точки зрения марксизма человек взаимодействует с окружающей его действительностью на основе тех возможностей активного преобразования окружающего его среды, которые он приобретает в процессе своего развития как общественного существа в системе материальной и духовной культуры.

Человек как человек может действительно состояться только в обществе, в общении с другими людьми, в социальной жизнедеятельности. Сущность человека как совокупность общественных отношений с определенностью укладывается в ту или иную историческую эпоху и является результатом, а точнее формой развития чего-то более устойчивого и фундаментального. Это последнее и есть человеческая природа, природа человека. Таким образом, как Гегель, так и Маркс отрицали индивидуальную сущность человека, признавали только родовую сущность.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.