Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 13: Социальная и политическая философия марксизма. Основные принципы материалистического понимания истории. Роль классовой борьбы и социальной революции в истории.



Социальная и политическая философия марксизма, основные принципы материалистического понимания истории:

Социальная и политическая философия Маркса получила выражение в предисловии к «Критике политической экономии» (1859), в «Манифесте Коммунистической партии (1848)», «Нищете философии», «Капитале», а также в работах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и других произведениях.

Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесь история определяется как «…последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями».

До Маркса все мыслители, как материалисты, так и идеалисты, полагали, что решающая роль в развитии общества принадлежит сознанию людей. Марксизм же дал материалистическое понимание истории.

Создание материалистической диалектики шло в единстве с разработкой материалистического понимания истории. Существенные черты которого Маркс сформулировал следующим образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, не зависящие от их воли отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание. На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро осуществляется переворот во всей громадной надстройке».

Маркс и Энгельс исходили из того факта, что прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т.д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой, а для этого им нужно постоянно трудиться. Труд, материальное производство является основой общественной жизни, политической и умственной истории общества. Труд – специфически человеческая деятельность, сыгравшая решающую роль в становлении человека и последующем развитии человечества.

Потребности человека не ограничены, удовлетворение одних порождает появление новых. Но жизнедеятельность людей не ограничивается материальным производством. Она включает производство других людей. «Индивиды как физически, так и духовно творят друг друга».

«Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, даже если оно не выступает в непосредственной форме коллективного, совершается совместно с другими, проявления жизни – является проявление и утверждением общественной жизни».

История человечества – процесс, в котором, в отличие от природы, «действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, ставящие себе определённые цели» (Энгельс). Без людей нет никакой истории человечества.

Но исторический процесс, будучи результатом деятельности людей, в то же время объективен, закономерен. Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определённые материальные условия, которые сложились до его появления на свет и, следовательно, независимо от него.

Новое поколение своей деятельностью может изменить действительность, но оно может это сделать только при условии, что в этой действительности имеются объективные возможности, условия и средства. Каждое данное состояние общества определяет возможности его преобразования. Социальные законы в общем определяют результаты деятельности людей, независимо от того, совпадают ли они с целями каждого отдельно взятого индивида.

Основные закономерности исторического процесса:

¨ Определяющая роль материальной жизни, и прежде всего способа материального производства в развитии общества;

¨ Соответствие производственных отношений характеру и состоянию производительных сил общества;

¨ Обусловленность политической и идеологической надстройки экономическим базисом общества и обратное влияние надстройки на базис;

¨ Возрастание роли народных масс с расширением масштабов исторического действия.

Объективные закономерности определяют структуру и функционирование общества. «Возьмите определённую ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена … и потребления. Возьмите определенную ступень развития производительных сил, обмена и потребления и вы получите определённый общественный строй, определенную организация семьи, сословий или классов – словом, определённое гражданское общество. Возьмите определённое гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь формальным выражением гражданского общества».

Формационный подход:

Диалектико-материалистический подход к пониманию истории стал предпосылкой, обоснованием формационной теории. Согласно ей каждый исторический тип общества представляется живым, находящимся в развитии организмом, а история – закономерным процессом смены общественных форм, утративших свое прогрессивное значение, новыми формами, создающими более широкие возможности для развития материального производства, общественной жизни в целом. Категория общественно-экономической формации обозначает исторически определенную ступень общественного развития, исторический тип конкретного общества, общественного устройства. В качестве критерия формационного развития человеческого общества наиболее общий, фундаментальный характер имеет способ производства материальной жизни: производственные отношения, типы (формы) собственности, т.е. та сторона общественного способа производства, которая выражает общественные отношения между людьми. Именно это составляет основу формационных ступеней исторического процесса и, соответственно, формационных типов конкретного общества. К. Маркс выделял рабовладельческое (античное), феодальное, буржуазное, коммунистическое общества. Также он обращал внимание на азиатский способ производства. В «Немецкой идеологии», где материалистическое понимание истории обретает зримые черты и определенность, К. Маркс и Ф. Энгельс за основу членения исторического процесса взяли формы собственности, которые выражают различные ступени в развитии разделения труда. Соответственно были выявлены четыре господствовавших в историческом процессе формы собственности: племенная, античная (общинная и государственная), феодальная и буржуазная. Обосновывалась также неизбежность коммунистического общества.

Особо нужно объяснить коммунистическую формацию, ведь именно в её достижении виделась цель исторического процесса. Коммунизм как общественно–экономическая формация проходит в своем развитии две фазы: первую, или низшую, фазу - социализм, и высшую фазу – коммунизм. В основе их различия лежит степень экономической зрелости общества

Социализм (от латинского socialis – общественный) – общественный строй, возникающий в результате ликвидации буржуазного способа производства и установления диктатуры пролетариата. Он основан на общественной собственности на средства производства, существующей в двух формах – государственной (общенародной) и кооперативно – колхозной. Общественная собственность обуславливает отсутствие эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком, отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи работников производства.

При коммунизме возникает единая, всенародная собственность на средства производства. При социализме сохраняются различия между рабочим классом и колхозным крестьянством, при коммунизме же они исчезают. То же самое произойдет и с существующими при социализме различиями между рабочими и крестьянами, с одной стороны, и интеллигенцией - с другой. Коммунизм является высшей формой организации общества, которая будет функционировать на основе высокого уровня развития производительных сил, науки, техники, культуры и коммунистического общественного самоуправления.

 

Роль классовой борьбы и социальной революции в истории:

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы.

Классическое определение общественных классов дал В. И. Ленин в работе "Великий почин". "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

С самого начала цивилизации общество было расколото на классы. В нем есть два класса противостоящих друг другу и опосредованных отношением собственности: те, кто своим трудом производит богатство, и те, кто присваивает плоды этого труда; владеет и распоряжается ими. Возникновение классов – закономерный результат экономического развития общества, появления частной собственности на средства производства.

Борьба классов, борьба между эксплуатируемыми и эксплуататорами - объективная закономерность развития всякого общества, экономическим основанием которого служит частная собственность на средства производства. Маркс утверждает, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, и эта диктатура – переход к уничтожению всяких классов, к обществу без классов. Пролетариат, освободив себя от класса угнетателей и поработителей, т.е. буржуазии, в то же время освободит навсегда все общество от всякого порабощения и угнетения.

Классы и классовая борьба лежат в основе государства, его возникновения и развития. Государство возникло в столкновении классов, «оно, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также и политически господствующим классом» (Энгельс).

Конфликт между производительными силами и производственными отношениями в антагонистических обществах обуславливает объективную закономерность социальной революции.

Социальная революция означает глубокий переворот в социально-политической, экономической, и духовной жизни общества, когда осуществляется прежде всего переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. Революция есть двигатель общественного прогресса: это и разрушение и творчество, она знаменует начало нового периода истории, который требует новых мыслей, чувств, песен и певцов. Она суть историческая необходимость, коренящаяся в экономической жизни общества. Самая глубинная причина социальных революций - конфликт .между производительными силами и производственными отношениями. Он составляет так называемую экономическую основу революции.

То, что социальные революции не случайное, а закономерное явление, с объективной необходимостью вытекающее из развития производства, не означает, что они происходят автоматически. Для их свершения необходимы объективные и субъективные предпосылки. Объективные противоречия в способе производства проявляются в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных классов. Классовая борьба есть политическая основа революции. Субъективной формой выражения этой борьбы является столкновение классовых интересов, стремлений, идей. Социальная революция - высшая форма классовой борьбы угнетенных.

Движущими силами революции выступают те социальные группы и классы, которые кровно заинтересованы в ломке старых порядков, в построении новых и которые совершают революцию. Один из этих классов играет особо активную роль: он увлекает за собой все другие участвующие в революции классы и социальные группы.

Если в относительно мирные периоды истории народные массы находятся как бы за кулисами политики, пребывая в состоянии "исторической спячки", то в разгар революционных событий народ поднимается на авансцену мировой истории и выступает в роли творца нового.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.