Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие характеристики философии



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) создал всеобъемлющую философскую систему, в которой обобщил все существенные достижения многих отраслей знаний. В основе системы - ряд исходных принципов. Гегель стремился опираться на все накопленные человечеством знаний. Гегелевская философия сложна для интерпретации. Исследователи Гегеля - В. Дильтей (1833—1911) «История молодого Гегеля», П.И. Новгородцев, И.А. Ильин«Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», Шопенгауэр – современник, К. Поппер. Культ научного разума, и активно-творческое отношение к миру. Гегель обнаруживает, что разделение на субъект и объект чревато внутренней разорванностью чел. духа. Он настаивает на тождестве субъекта и объекта. Великая французской революцией (1789-1796 стала важнейшей проблемой творчества. От восторженного отношения к ней Гегель переходил ко все более глубокому осмыслению. В итоге она истолковывается как трагический факт, свидетельствующий о сложности и противоречивости истории и человеческой природы. Трагичность-элемент гегелевской философии. Знание, претендующее на истину, не может быть простым. Гегелевская философия адресована ко всем, однако при соблюдении условия: в процессе усвоения человек д. б. готов изменить свою внутреннюю духовную сущность. Трансцендентальный субъект рассматривается не статически, не в готовом виде, а в развитии. Человек проходит путь от детски-наивного сознания до зрелого. Задача мыслителя — обнаружить закономерности пути, вехи, конечную цель. Первое самостоятельное крупное произведение Гегеля «Феноменология духа» (1807). В нем рассматриваются этапы развития человеческого сознания - одновременно этапы познания мира. Дух человека являет, прозревает, освобождается от иллюзий, страдает и приобретает мужество. Существует различия души и духа. Душа - субъективна. В ее составе: ощущения, восприятия, представления, аффекты (страсти), она пристрастна. В ней особенности характера индивида, индивид. способ восприятия. Но душа способна к восхождению до уровня духа. Дух объективен. На этапе духа человек освобождается от наносного. «Душа обнаруживает способность мыслить; мышление превращает душу в Дух. В мышлении реализуется высшая способность духа — разум. Разум отличен от рассудка. Рассудок оперирует абстрактно-формальным, систематизирует, классифицирует. Разум — способность к теоретическому мышлению. Гегель использует специальный термин «спекулятивное», или «спекулятивно-конкретное = теоретического. Спекулятивная способность - умение обнаруживать единство там, где рассудок видит лишь различия и противоположения. Гегель - продолжатель традиций европейского рационализма. Он разделяет убеждение в разумности, рациональности всего существующего. Однако разум настолько «хитер», что прячет себя за неразумностью, скрывает себя на такой глубине, добраться до которой можно, лишь употребив все интеллектуальные силы. Жизнь разумна только в своей глубинной основе. В конце этого пути и с учетом всех пройденных этапов откроется Истина. Истина - преодоление - «снятие» противоположности субъекта и объекта. В ограничении возможностей науки он видит ограничение возможностей человека и его способности познания. В объекте, в жизни, взятой вне человека, живет объективное мышление, действует разум. «Разум есть субстанция, а именно — то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие». Мысль - принцип и сущность мира. Мысль - ритм жизненного процесса, скрытая за хаосом неосмысленности закономерность. Абсолютного хаоса нет. Во всем есть своя логика, Логика «вообще» —с большой буквы. Гегель различает четыре вида бытия. 1) Наибольшей реальностью обладает то, в чем логика просвечивает очевидно - объективное мышление, или Логика сама по себе. 2) то, в чем закономерность, разумность, можно рассмотреть при усилии — это действительное. 3) события и явления, в которых доминируют остатки хаоса - просто существующее, неоправданное, нелогичное, подлежащее саморазрушению и самоуничтожению. 4)всецело хаотичное, лишенное логики и ритма, не существует вовсе -иллюзии, кажимость. «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Действительное — не все, что существует, а только его часть, в которой можно усмотреть проявления закономерности, ритма. Помимо этого есть еще «просто существующее» - не закономерное, подвержено саморазрушению и самоуничтожению. Г. Гегель — религиозный мыслитель. Безрелигиозность человека - впадение в нигилизм, в отрицание высших и универсальных ценностей истины, добра и красоты. По Гегелю, религия - дело философии. Гегель посвящает религиозным проблемам два тома «Философии религии». Бог есть сугубо разумное существо, максимум логичности. Земная реальность- земной путь Божества. Разум человека - проявление божественного начала, начала животного — земного и тварного. В гегелевской системе земной мир восстает против божественного. Он включает в свою систему все — в том числе самые неумеренные проявления человека, ужасы и трагедии истории, несовершенства и борьбу за существование в живой природе, застывшую неживую природу. Согласно замыслу Г. Гегеля, ничто в сущности своей не должно быть лишено божественного элемента, хотя степень присутствия божественного различна. Однако в ходе реализации замысла выясняется, что множество проявлений земной жизни не могут быть отнесены к божественному не в силу их актуального несовершенства, но в силу самой их природы. Так, например, выясняется, что человек, сколь бы ни представлять его совершенствование бесконечным, все равно сохранит в себе элементы небожественного, несовершенного. Гегель разработал диалектич. метод и противопоставил его логике Аристотеля. Стоял за единство логики, гносеологии и диалектики. Основной закон его философии: закон противоречий. Бытие - ничто и нечто. Общее и единичное. Тезис - антитезис. Бессмысленно познавать что-либо, кроме противоречий, ибо они есть источник развития. Оперирует 4 категориями:тождества, различия, противоположность, противоречие. Тождественность вещи самой себе - только видимость (допущение), при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на противоположности. Осознание противоположностей приводит к противоречию, разрешение противоречия ведет к появлению нечто нового. В отличие от Марксистской диалектики, противоположности Гегеля примеряются в синтезе, а у Маркса - должны разрешаться.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.