Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика философии Канта.



Воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития.

Философ делает акцент на активности во внутреннем (духовном) плане, сфера подлинной свободы - это сфера духа, сфера внутреннего мира человека. Именно в своем духовном мире человек волен самоопределяться по собственному усмотрению в отличие от мира природы. В последнем царствует необходимость, что подтверждается открываемыми наукой законами природы. Законы природы, формулируемые наукой, действуют с железной необходимостью, не зависящей от человека. Обоснованию и изучению сущности научных (т.е. общеобязательных) истин посвящена значительная часть творчества мыслителя, прежде всего «Критика чистого разума». «Критика» для И. Канта - это уяснение возможностей и границ познавательных способностей человека. Чистый разум - это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Практический разум - способности человека строить свои отношения с другими людьми, определенным образом вести себя. Оба вида имеют свои возможности и пределы; они не только взаимно ограничивают друг друга, но и заключают ограничения внутри себя. Разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Гносеология (наука о познании) может быть построена как точная наука. Центр рассмотрения не то, «что познается» (предмета познания), а то, «с помощью чего и как познается» (познавательные способности человека). Он провел новые разграничительные линии между наукой и нравственностью, между наукой и личной душевной жизнью, и даже между последней и этикой (наукой о нравственности). Система разграничительных линий — характерная черта философии И. Канта, на нее следует обратить особое внимание. Кантовская философия в двух ее важнейших разделах — учении о познании и этике — сознательно строится по образцу объективной науки, в такой философии для интимных откровений и душевных излияний уже нет места. Гносеология - отправной пункт кантовской системы. Кант ставит вопрос о диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания. Суть этой диалектики: ведущим началом, источником познания является не объект, а субъект познания. Именно субъект преобразует объект, обстоятельство субъект подчиняет себе объект и переводит энергию объекта, в свою собственную. Ставится вопрос о структуре субъекта познания. Здесь выделяются два уровня: 1) Психологический уровень познания - качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность, любознательность и т.д.). 2) Доопытный уровень, врожденный (трансцендентный) - уровень, в котором существуют такие задатки как чувство пространства и времени. Одним из важнейших вопросов теории являются такие как вопрос о ступенях, этапах познания, о критериях познания. И. Кант выделяет три формы, или три главные способности познаниячувственность (органы чувств), рассудок, разум. Они участвуют в производстве особого типа знания— знания необходимого и всеобщего. Такое знание выражается через «синтетические суждения априори», или «априорные синтетические суждения». Их отличительные черты: 1) они не вытекают из опыта; носят доопытный — «априорный» —характер. Суждения опытного характера — «апостериорные». 2) в них полагается нечто новое, не содержащееся в понятии того, о чем в них сказывается. Этим они отличны от суждений аналитических. Учение И. Канта о связи математики с пространственно-временной упорядоченностью вызвало к жизни «философии математики». И. Кант ничего не говорит о природе пространства и времени как таковых. Он утверждает, что человек воспринимает мир не иначе как форму пространственно-временных отношений. Именно поэтому он называет пространство и время «априорными формами чувственности». Пространственно-временная упорядоченность восприятия лежит в основе всех иных форм упорядочения и, в конечном итоге, в основе научного знания в его теоретической форме. Ученый исходит из того, что восприятия отдельных людей очень разнятся между собой. Поэтому при изучении закономерностей познания на всех его этапах нужно исходить из представления о некоторой модели познавательных способностей «человека вообще». С этой целью И. Кант вводит специальное понятие «трансцендентальный субъект».Кантовская философия, по определению самого автора, есть философия трансцендентальная. Философия трансцендентальная призвана быть противопоставленной философии трансцендентной, т.е. «запредельной» — такой философии, которая берется рассуждать о вещах, которые не могут быть никак представлены ни в чувственности, ни в рассудке, ни в разуме, а являются предметом веры. Предметы веры, согласно И. Канту, должны быть вынесены за скобки научной философии. Поэтому Кант критикует доказательства бытия Бога, т. к. они построены на неверной предпосылке — предметы веры могут быть доказаны или опровергнуты средствами разума, т.е. средствами науки. Вера — это сугубо личное, так же у каждого свой опыт. Поэтому опытное знание также не может быть предметом научной, т.е. общезначимой, философии. Сфера, лежащая в промежутке между верой и опытом, может быть исследована научно. Она есть предмет трансцендентальной философии. Выводы такой философии могут быть восприняты всеми людьми, так же как ими воспринимаются истины естествознания. Такая философия описывает не конкретного человека, а некоторую модель «человека вообще» — трансцендентального субъекта. И. Кант убежден, что можно отвлечься от видимых отличий между людьми, люди способны познавать научно, одинаковым путем. Главное условие — наличие обычного человеческого ума. Дисциплину ума. И. Кант рассматривает ее не как внешнюю, а как то, что неотъемлемо присуще самому уму. Человек, сохраняющий последовательность мышления и поведения, есть личность. Единство самосознания есть условие познания и свидетельство здравого человеческого ума. Мы стремимся сохранить последовательность мысли, мы люди, разумные существа, поэтому нам понятны истины науки. Согласно И. Канту, чтобы нечто могло быть познано, оно должно быть промыслено. Не помыленная вещь никак не представлена в сознании, и поэтому, конечно, не может быть познана. Идея И. Канта основана на различении понятий «помыслить» и «познать». Научно-теоретическое познание имеет дело с мыслимыми предметами. Таковы в первую очередь понятия математики и математического естествознания. Как же человек мыслит нечто, чему нет прямых аналогов чувственно воспринимаемом мире, например, «добро»? - Существует специальная способность - способностью продуктивного воображения. Теоретическое познание предполагает конструктивную деятельность сознания. Теоретик сначала мысленно конструирует нечто, а затем познает то, что уже промыслено. Мыслимые и познаваемые вещи — это, с т. з. Канта, феномены или явления. За ними стоят «вещи сами по себе», как они есть, или ноумены. Наукой познаются лишь феномены, а не ноумены, поскольку вещь сама по себе, во всей ее полноте, не может быть представлена в сознании. Теоретическое познание вещи самой по себе, вне конструктивной деятельности продуктивного воображения, невозможно. По Канту, вещь сама по себе непознаваема, кроме того, принципиально, она не может быть представлена в сознании в полном объеме. Феноменальное знание есть знание научное, поэтому точное, логичное, теоретическое. Это знание не обо всех, но только о существенных чертах, об общих закономерностях. Вещи сами по себе остаются вне пределов ее досягаемости. Под вещами Кант понимает не только обычные вещи, но мир в целом. Мир в целом не познаваем средствами науки. Средствами науки не познаваем еще ряд объектов, которые мыслитель выделяет особо. Это Бог, душа и свобода. Они остаются принадлежностью интимного мира личности. Антиномия (противоречие в законе) - противоречие м/у двумя суждениями, каждое из которых является в равной степени обоснованным. Антиномия необходимо возникает в разуме при попытке осмыслить мир как единое целое. Кант сформулировал 4 антиномии, которые касаются фундаментальных проблем. 1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. - Мир не имеет начала и бесконечен в пространстве. 2. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей. - Ни одна вещь не состоит из простых частей. 3. Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений. - Нет свободы, все совершается по законам природы. 4. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина.- Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире ни вне мира - как его причины.

Этика категорического императива.

По Канту этика - не только сумма назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания -этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснованы, независимо от истин веры. Кант утверждает автономию нравственности от религии. Религия разнообразна. Даже в пределах христианства существует множество конфессиональных направлений: римский католицизм, православие, разнообразные протестантские учения. Однако нравственность должна быть универсальной, общечеловеческой. Она не должна зависеть от конфессии, как не зависят математика и естествознание. Кант создает учение об универсальной общечеловеческой нравственности. Построить этическое учение по образцу математики до Канта пытался Спиноза, который выводил аксиомы, теоремы, леммы и т.д. Кант не идет по пути внешнего подобия, а значит наука должна опираться на человеческий разум. Единство самосознания проявляется в том, что человек не может жить, находясь в противоречии с самим собой. Поскольку человек разумное существо, он способен сохранять единство собственного «я». В этике И. Кант развивает следствия из декартовского cogito. Одним из следствий является разумное постоянство воли. Личность не распадается, поскольку способна поддерживать и направлять свою волю. Из разумного постоянства воли следует, что жизнь самосознающей себя личности подчиняется правилам, которые каждый индивид устанавливает для себя самостоятельно. Здесь мы встречаемся с важнейшей частью кантовской этики — учением об автономии личности. Автономия = «самозаконность». «Дай себе закон», — призывает Кант. Жизнь разумной личности невозможна без следования самостоятельно установленным правилам. Подобного рода правила не безусловны, это правила благоразумия. Они зависят от характера человека, от обстоятельств жизни и др. Тем не менее они выступают в качестве императивов, т.е. повелений. Условных императивов может быть бесконечное множество. Однако есть и императив безусловный правило, одинаково обязательное и приемлемое для всех людей, поэтому общеобязательное. Всеобщее правило поведения, или категорический императив, может быть построено также, как правило математики, т.е. быть чисто формальным. Категорический императив тем самым выражает понятие безусловного и всеобщего долженствования. Он столь же естествен, как закон природы, он одинаково воспринимается и мною, и другим человеком. Кант формулирует категорический императив: поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь вместе с тем (без внутреннего противоречия) хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Или поступай так, как будто правило твоей деятельности посредством твоей воли должно стать всеобщим законом природы. Окончательный вывод: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средств. Кантовский категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности. Человек не м. б. принесен в жертву ни «общему благу», ни светлому будущему. Высшее мерило отношений между людьми с позиций категорического императива - значимость личности. Глубинный смысл категорического императива в его всеобщности (универсальности); отнесенный лишь к кругу лиц, он теряет свое значение. Единственное и достаточное его основание — человек разумное существо.

Максима – субъективный принцип воления, закон – объективный принцип.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.