Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Единство и многообразие философского знания. Философия и наука. Философия и искусство. Роль философии в жизни общества и человека.



Проблема «единства и многообразия» философского знания.

Рассматривая структуру философского знания, мы сталкиваемся с проблемой «единства и многообразия».

С одной стороны, философское знание едино по предмету, т.е. это предельно общее знание об отношении человека к миру, включающее знание об окружающей человека реальности (онтология), знание о способах познания этой реальности (гносеология) и т.д. Невозможно утверждать, что некоторое онтологическое знание истинно, если не обоснован способ получения этого знания, не доказана его истинность. Отдельные части философского знания взаимосвязаны, их существование невозможно вне целого.

С другой стороны, философское знание состоит из разделов, представляющих собой самостоятельные, независимые друг от друга учения. Онтологическое знание – это знание о структурах бытия, как они существуют независимо от человеческого познания. Гносеологическое знание – это знание о средствах, методах и результатах познания, являющееся универсальным и, следовательно, независящим от того, что представляет собой предмет познания. Отдельные части философского знания самодостаточны и автономны.

Гносеология: философское учение о познании или знание о самом познании. Эта часть философии изучает общие характеристики процесса познания и его результат – знание. Большое значение для становления гносеологии имело введенное Парменидом различение знания об истинах бытия, источником которого является разум, и мнения об иллюзорных «единичных вещах», источником которого являются чувственные восприятия.

Аксиология: философское знание о ценностях. Ценность– это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении[1]. Так, И.Кант утверждал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость[2]. Основанием для нравственных ценностей у него является вера, для эстетических ценностей – чувство удовольствия, «свободное от всякого интереса».

Философия природы (натурфилософия). Философия природы – область философского знания, исследующая структуры и уровни организации материального мира (природы). Бытие природы – это часть объективной реальности, которая включает единство природы и человека как природного существа. Природа(в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. Природа(в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку). Предметом философии природы является природа как совокупность материальных систем, качественно отличных от систем социокультурных.

 

Философия культуры – как один из видов философского знания. В широком смысле к культуре относят все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой (без участия человека). Однако такое противопоставление «культура-природа» не позволяет различить культуру и общество. Знание о культуре характеризуется с позиции ее роли в жизни человека, как о способе восприятия и понимания окружающего мира. Философия науки включает в себя знание о науки, о соотношении истинности и ложности научного познания.

Здесь приведены основные направления философского знания, каждое из них может включать другие виды, которые охватывают круг философских вопросов более детально.

Следовательно, проблема «единства и многообразия» философского знания состоит в том, что невозможно провести четкое разграничение между отдельными его частями, поскольку демаркационная линия может быть проведена различным образом, вплоть до отказа от указания составных частей философии.

 

Философия и наука.

Вопрос о соотношении философии и науки очень сложный и должен рассматриваться конкретно и исторически. Философия и наука – определённые виды, способы познания. Сходством между ними является подчинение законам логики, законам правильного мышления. Исторически философия явилась «прародительницей» науки. Долгое время в Европе различные научные направления и дисциплины развивались внутри философии. Многие философы были одновременно естествоиспытателями (Пифагор, Демокрит, Аристотель). Лишь в 18-19 вв. естественные науки отделились от философии.

Существует три точки зрения на соотношение философии и науки.

1. Философия – это система научных знаний. Начало берётся от Аристотеля и рассматривает философию как «науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Крайняя позиция Гегеля – философия – «наука наук». Аргументы:

- общие принципы освоения действительности (объективность, системность, проблемность)

- одинаковые функции – познавательная, прогностическая, методологическая, воспитательная, когнитивная.

- у философии, как науки, имеется свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие), свои законы (диалектики, развития общества).

Но наличие у философии своего категориального аппарата и законов ещё не свидетельствуют о научности системы знаний.

2. Философия не является наукой. Аргументы: Выводы философии всегда гипотетичны, а в науке должна быть точность. Философия субъективна. Наука подтверждает свои теории в ходе экспериментов. Филос. Утверждения нельзя доказать конкретными фактами. Философ. проблемы носят всеобщий характер. Проблемы науки по большей части носят конкретный характер.

Философия оперирует ненаучным языком. Философия не является наукой в силу того, что в её предмет входит культура.

3. Философия и наука как две самостоятельные системы. Точка зрения марксизма, только Маркс, Энгельс, Ленин придали философии научный характер что статусом научной философии обладает только «диалектический и исторический материализм». Остальные философ. системы домарксистского периода – донаучные, а существующие философские знания – ненаучные.

Современная позиция. Философия интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь тем самым рационально-эмоциональным мировоззрением. Таким образом, философия как теоретическое знание выделилась из мифологии в середине 1 тыс. до н.э. Являясь многоаспектным знанием о наиболее общих проблемах бытия, она является рационализированным мировоззрением, духовной ценностью, способом освоения действительности. Философия не претендует на то, чтобы быть «наукой наук», как считал Гегель, но в то же время она является предельно широким знанием.

Философия и искусство.

Философии как виду знания присущи черты, которые характерны для искусства. Черты искусства:

· личностный характер познания,

· природа искусства отражателно-выражательная,

· искусство – образное освоение действительности, преобладание личного, индивидуального,

· искусство направлено на постижение эстетического в самой действительности,

· наличие синтетического начала.

Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и действительность, тоже становятся личностными. В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве.

Точка зрения на соотношение философии и искусства Н.Я. Грота, статья «Философия как ветвь искусства». Поэтические и философские произведения всегда удовлетворяют только некоторых лиц и в определённую эпоху. Отсюда известный круговорот и преемственность в господстве различных философских систем, как и в преобладании различных школ и в искусстве. Произведения искусства и философии способны вызвать в нас впечатление чего-то великого, волновать нас чувством красоты и гармонии. Н.Я. Грот замечает: «Философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца», что не характерно для науки. Общее между искусством и философией – актуальность исследуемых в их произведениях проблем, их произведения всегда современны.

Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение подтверждается тем фактом, что философские труды нередко обретали форму художественных произведений (у Платона, Ницше, Камю, у Толстого, Достоевского), а многие из поэтов были философами. Грот: «Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука», Грот полагает, что философию следует относить к разновидности искусства .

 

Роль философии в жизни общества.

Роль философии в жизни общества значительна, она оказала влияние на многие сферы человеческой деятельности. Влияя на каждого из нас в отдельности, она влияет на общество целиком, независимо от эпохи.

1. Философия освобождает человека от невежества, выступая идеалом для человека и государства. Декарт отмечал, что «только она отличает нас от дикарей и варваров и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём философствуют. Следовательно, для государства нет лучше блага, чем иметь истинных философов».

2. Философия помогает человечеству возвыситься над утилитарной сферой. Как писал франц. Мыслитель Ж. Маритен, философия «заставляет.. . вспомнить о высшей пользе тех вещей, которые имеют отношение не к средствам, а к цели. Ведь люди не живут лишь хлебом и техническими открытиями. Они живут ценностями и реалиями».

3. Не являясь необходимой для жизни как таковой, философия необходима для жизни подлинно человеческой → философия служит средством воспитания «высокого духа», средством воспитания мышления.

4. Культурная роль. На всех этапах своего развития философия была итогом культуры → выступала как исходный пункт её дальнейшего развития. Философия всегда определяла принципы развития наук, принципы развития культуры. Она придаёт культуре смысл, заставляет работать на осмыслённое существование того, ради которого существует сама культура, - на человека. С помощью культуры философия выступает главным средством выработки мировоззрения.

5. Фил. идеи могут выступать в качестве жизненных ориентиров. Они показывают относительный характер истин, которые люди принимают за абсолютные ценности и истины.

6. Мнение В. Соловьёва. Он даёт широкую картину историко-фил. развития для объяснения роли философии в практич. жизни людей. Философия способствовала зарождению религий, в частности, буддизма. В основу буддизма, по Соловьёву, легла философ. Идея всеединства, которая определяется как начало человечности. Достоинство буддизма в том, что он впервые провозгласил достоинство человека, безусловность человеческой личности. Высокую оценку Соловьёв даёт философ рационализму, его развитие от Декарта до Геля освободило разумное человеческое начало, способствуя развитию человека как свободной разумной личности. Одновременно в философ. процессе осуществлялось восстановление прав материи.

6. Разрушая в человеческом сознании старых кумиров и возводя новое знание, философия созидает и самого человека, созидает его сущность. Философия, по Соловьёву, «делает человека вполне человеком».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.