Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Рефлексивный характер философии. Основные разделы философского знания. Конкретность и всеобщность философского знания.



Понятие, структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Мировоззренческие универсалии. Философия и обыденное сознание. Специфика житейской мудрости.

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос об их соотношении – основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее - «мир» или «человек».

Если первичным оказывается «мир», то человек производен от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и т.п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека. Нередко эти два полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека(Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль , М. Хайдеггер и др.) В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:

Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Выступает неким общественным регулятором человека. Эмоционально - волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

Практический компонент. Мировоззрение – это реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения. По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Основными функциями мировоззрения являются следующие функции философии как одного из типов мировоззрения:

- она формирует идеи и концептуальные системы мира, на их основе дает оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком;

- она вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире и на их основе формулирует цели человека и определяет задачи его деятельности;

- она заставляет человека выбрать свою жизненную позицию – формирует убеждения людей;

она развивает духовный опыт человечества, связываясь со своей историей.

Воззрения «высшего порядка» помогают человеку понять сущность мира и общества, в которых он живет - это и является главной функцией мировоззрения.

Философия унаследовала от мифа и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Философия дает человеку смысл и общие ориентиры в жизни, а также способы приближения к универсальной Истине и пути подхода к ней. Всякая философия является мировоззрением.

Уровень обыденного мышления, народной мудрости, притч, сказок, устного фольклора - это кладезь философских истин и прозрений. Все пословицы и поговорки – это концентрированное выражение многовекового народного опыта, его стихийной, народной философии. Специфика такого уровня философского знания заключается в том, что оно обязательно привязано к ситуации, сугубо конкретно. Та же самая пословица в разном контексте может дать и разное значение. Например, фраза «каждому свое». В зависимости от контекста идея, заложенная в этой фразе, приобретает либо зловещий смысл, либо смысл, утверждающий нормальное разделение ролей и функций человека в обществе или группе. Философская мудрость будет заключаться не в самом произнесении пословицы или афоризма, а в уместности произнесения его в той или иной ситуации, в способности отстраниться от ситуации, отрефлексировать ее.

предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Рефлексивный характер философии. Основные разделы философского знания. Конкретность и всеобщность философского знания.

Основной вопрос философии, сформулированный Энгельсом, - есть вопрос об отношении мышления к бытию.

Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа.

Выделяют две стороны этого вопроса:

1) Что является первичным

2) Познаваем ли мир.

В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании. В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное.

Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм (гносеологический анализ - признание познаваемости мира, агностицизм - отрицание познаваемости мира).

Исходный вопрос философии есть вопрос об отношении идеального к материальному, точнее, сознания к материи. Многие зарубежные философы отрицают основной вопрос философии, считают его надуманным. Однако этот вопрос имеет большое методологическое значение. В зависимости от того, что идеалисты считают основой ок­ружающего мира, они являются либо субъективными, либо объ­ективными. Первые полагают такой основой свое собственное сознание, тогда как вторые - Мировой дух, Абсолютную идею и т.п., что зачастую оказывается не чем иным, как философ­ским псевдонимом Бога, Творца, т.е. существа сверхъестествен­ного.

Кроме материализма и идеализма существует еще так назы­ваемый дуализм. Дуалисты считают, что в основе окружающей действительности лежат две независимые субстанции - душа и тело, материальное и идеальное, сознание и материя.

Мировоззрение всегда личностно, оно представляет собой рефлексивноепонимание своей жизни, выявление смысла бытия в мире. Т.е. мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеями, убеждениями , ценностями, идеалами, других людей, человеческого сообщества и выступает как социальное , культурно-историческое образование . Мировоззрение выражает «дух эпохи», входит в его структуру наряду с мировосприятием и мироощущениями. Философская рефлексивность – это способность философа обобщать данные отдельных конкретных наблюдений и занимать по отношению к этим данным отстраненную, сугубо мыслительную позицию. Важно то обстоятельство, что эта отстраненная, рефлексивная позиция невозможна без индивидуального личного усилия. И хотя со времени своего возникновения философия превращается в теорию, в набор специфических приемов и методов анализа, тем не менее следует помнить именно о конкретной, личной рефлексивной способности, которую демонстрирует человек. Есть такая способность – значит перед нами философ, нет такой способности – нет философа.

Философия с одной стороны является строгой наукой, поскольку требует от философствующего предельной конкретности, ясности, последовательности логических выводов и постулатов. С другой же стороны философия сродни религии, поскольку философ не довольствуется объективной картиной мира, а требует от человека ценностного отношения к этому миру, отношения духовно-практического.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.