Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Областнические тенденции в Новгородской литературе XV века.



К эпохе усиления московских тенденций в Новгороде относится житие яркого представителя московской партии в Новгороде — Михаила Клопского. Москвич по происхождению, свойственник московских великих князей, Михаил избрал местом своего монашеского пребывания небогатый новгородский Клопский монастырь, игумена которого Феодосия низы новгородского населения одно время избрали в архиепископы. Житие обильно рассказами о враждебном отношении монастыря к посадникам, к укрывавшемуся в Новгороде неудачному конкуренту московского великого князя, Дмитрию Шемяке, и, вместе с тем, это житие, в отличие от велеречивых и витийственных произведений Пахомия, выполнявшего заказы боярской партии, носит демократический и просторечный характер со следами влияния фольклора. Ни имени автора, ни имени заказчика (если он только был) этого популярного жития не сохранилось.

Житие Михаила Клопского неоднократно подвергалось переработкам и дополнениям. Различные редакции жития отчетливо свидетельствуют о чрезвычайно изменчивых литературных вкусах новгородцев XV—XVI вв. Наиболее интересна первая редакция жития, возникшая, очевидно, сравнительно скоро после смерти Михаила Клопского в 1460-х годах, задолго до его официальной канонизации в XVI в. Первая редакция жития сохранилась в наибольшем количестве списков. Популярность ее, несомненно, объясняется простотой изложения и языка, занимательностью и доступностью повествования.

Оригинальна самая форма этого жития, представляющего собой соединение нескольких эпизодов — «чудес», но без традиционного описания детства святого и без традиционной заключительной похвалы святому. Эти «чудеса» – эпизоды представляют собою самостоятельные рассказы, легендарно-сказочного, а порою и жизненно-реального характера, заставляющего предполагать, что они сложились первоначально в устной традиции и лишь затем были обработаны в форме книжного повествования.

Целый ряд эпизодов жития хорошо передает атмосферу монастырского быта XV в. Таков, например, первый эпизод жития, рассказывающий о таинственном приходе в монастырь старца Михаила. Появление его происходит в ночь на Ивана Купала 23 июня. Старца принимают за «беса» (во 2-й редакции за «духа»). Очевидно остатки язычества, вера в Иванов день были сильны в XV в. даже в монастырях. Незнакомца заметил в своей келье поп Макарий. Незнакомец сидел на стуле, перед ним горела свеча, он переписывал деяния апостола Павла (плавание Павла).

Черты реальности живо переданы и в другом эпизоде жития: о раздоре монастыря с посадником Григорием Кирилловичем. Посадник Григорий явился однажды в монастырь к обедне и, удержав игумена, когда тот, отпев обедню, собирался уходить из церкви, заявил ему «таково слово»: «не пускай ни коней, ни коров на жары (поля под паром), то земля моя, ни по реки по Веряжи, ни по болотам, ни под двором моим не ловити. А почнете ловити, и аз ловцам вашим велю ноги и руки перебити». Вмешался Михаил и сказал посаднику: «будеши без рук и без ног, мало в воде не утонеши». Когда ловцы волокли тоню, посадник «пошел к ним к реки, да и в реку за ними сам сугнав, да ударил рукою, да хотел другои ряд — так мимо ударил да пал в воду, мало не утонул». Посадника вытащили из воды с парализованными руками и ногами. Все, следовательно, случилось по слову святого.

Таким образом, житие Михаила Клопского рисует образ одного из тех монастырских деятелей, на энергии и предприимчивости которых основывалась экономическая и культурная мощь новгородских монастырей.

Стиль жития прост и близок к народному творчеству.

Ко времени архиепископства Ионы относится любопытная по своей тенденции повесть о посаднике Щиле. Иона стремился укрепить права новгородской церкви на владение имуществом — особенно землями, которыми по преимуществу были богаты новгородские монастыри. Иона добился в Москве у великого князя особых грамот, подтверждавших земельные права близкого ему Отенского монастыря. Эти заботы Ионы об укреплении церковной собственности стоят, очевидно, в связи с различными еретическими и вольнодумными теориями в Новгороде о «поставлении на мзде» священников и о церковных владениях, отрицание которых получило затем энергичный отклик в русской литературе XVI в. Из жития Михаила Клопского известно, кроме того, что на монастырские владения посягали иной раз и сами посадники. В связи с защитой прав церкви на собственность, на вклады «по душе» (т. е. вклады на молитвы о спасении души умершего) стоит повесть 50—60-х годов о посаднике Щиле.

Легенда о Щиле, возникшая из каких-то устных преданий XIV в., была обработана при архиепископе Ионе неизвестным повествователем в публицистических целях. Предания о Щиле создались вокруг реального монаха Щила, известного из летописи, где он назван под 1310 г. как строитель в окрестностях Новгорода церкви Покрова. Повесть отнесла, однако, действие к более раннему времени популярного архиепископа Иоанна и переделала монаха Щила в посадника, что более соответствовало публицистической направленности повести.

Повесть, таким образом, стремилась наглядно, в зрительных образах доказать спасительность заупокойной молитвы, которую отрицали стригольники.

Иллюстративность и простота дидактического элемента и антиростовщические тенденции повести послужили поводом для широкого проникновения ее в лубочную литературу XVIII в. и в иллюстрированные рукописи XVII в.

Существует предположение, что легенда о Щиле обязана своим возникновением каким-то изображениям, якобы существовавшим в церкви, построенной Щилом. Против этого говорит то, что в повести упоминается лишь о «вапах», т. е. о такого рода живописи (восковыми красками), которая в Новгороде никогда не употреблялась и была известна лишь по литературным источникам.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.