Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цикл повестей о Куликовской битве.



Цикл повестей о Куликовской битве как отражение процессов русского классического средневековья. 1380г. – Куликовская битва. Но это ещё не финал борьбы, а только серьёзный перелом. Поэтому и начал создаваться цикл.

Первая повесть летописного характера 14 в. – «Краткая и пространная летописная повесть». Помимо летописного повествования, в ней много цитат, связь с божеством. 1389г. – появление второй повести «Слово о житии Дмитрия Ивановича» (когда он умер, был причислен к лику святых). Цель: смешение жанров, стиля, сильны традиции устного народного творчества, лидер жанров – житие!

Третья и четвертая – типичные воинские повести. Автор «задонщины» заимствовал текст «Слова» – это не стилистическое подражание, он делает это сознательно. Это символично. Для него эти события – начало и конец «жалости земли русской». Сознательное заимствования делалось для того, чтобы показать, что битва на Дону – это реванш битве на Каяне. Ситуация представлена не буквально, а зеркально. Все как в «Слове» только наоборот. Автор «Задонщины» уже мало понимает в древних символах. Все темные краски отданы врагу, но роль природы сильна. Зловещий образ создан у Мамая.

Вывод:

1. прямое подражание

2. нестилистическое подражание

3. сцепляет даты, они логическое продолжение.

Но повесть уступает художественности «Слова» и занимательности, т.к. главная идея – христианская.

«Сказание о Мамаевом побоище» Появилось в середине 15 века. Это наиболее признанное произведения. Плюсы:

1. Высокий уровень художественности.

2. Пересечение жанров воинской повести и жития. Дмитрий Донской слишком идеализированный. Огромное влияние фольклора (плач жен, гадание).

3. Образ святого Сергия Радонежского. Донской перед битвой едет к нему получить благословение. Сергий дает ему двух монахов – это нарушение церковных канонов. Создается образ нового монаха.

Но есть связанность с христианской идеей. Закрепление христианской идеи. Текст более сухой, официальный.

 

23. Слово о погибели Русской земли.

Событиями монголо-татарского нашествия, очевидно, порождено и такое выдающееся поэтическое произведение, как "Слово о погибели Русской земли", впервые обнаруженное только в конце 70-х годов прошлого века К. Г. Евлентьевым и опубликованное в 1892 г. X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в 30-е годы нынешнего века И. Н. Заволоко и опубликован В. И. Малышевым в 1947 г.

"Слово о погибели Русской земли" исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре – образ Русской земли, "светло-светлой" и "украсно-украшеной". Неизвестный автор слагает гимн родине. Он говорит о природных красотах и богатствах родной земли. Неотъемлемой ее частью, ее гордостью являются города великие, села дивные, сады монастырские, дома церковные (храмы). Славу Руси составляли князья грозные (могущественные), бояре честные, вельможи многие. Автор говорит о могуществе Всеволода (Большое Гнездо), его отце Юрии Долгоруком и деде Владимире Мономахе. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели Русской земли" сопоставляет былое величие Руси с нынешним упадком.. Здесь нетрудно заметить своеобразную периодизацию истории Руси, как бы продолжающую периодизацию "Слова о полку Игореве". Автор "Слова о полку Игореве" связывал со "старым Ярославом" период расцвета политического могущества Руси, а затем говорил о "невеселой године" княжеских крамол и распрей, приведших к усилению "поганых". Автор "Слова о погибели Русской земли" как бы развивает дальше мысль гениального певца: от "великого Ярослава", т. е. Ярослава Мудрого, "до Володимера" Мономаха продолжались княжеские распри, "губившие" Русскую землю; Владимир Мономах добился прекращения усобиц, сплотил все силы Руси для борьбы со степными кочевниками и нанес им сокрушительный удар. Поэтому в "Слове о погибели" образ Мономаха приобретает героическое и эпическое звучание. После Владимира и до "ныняшняго Ярослава", "до брата его Юрья" продолжается период княжеских раздоров, что и привело к "погибели Русской земли", т. е. захвату ее врагом.

Это произведение можно отнести к жанру историко-публицистических "слов" - "речи", призванной вселить в сердца слушателей мужество, бодрость, пробудить чувство гордости за свою землю, подвергшуюся опустошительному разгрому "языка немилостивого", "лютого", вдохновить на борьбу против поработителей, для чего необходимо преодолеть "болезнь" -княжеские усобицы. "Слово о погибели Русской земли" породило обширную исследовательскую литературу, в которой высказан ряд интересных, подчас противоречивых мнений о времени и месте создания этого произведения, о его отношении к "Житию Александра Невского"

Вопрос 24

Оба эти направления монашеской практики, возникшие в XV в., бесспорно восходят к делу преп. Сергия, в монастыре которого духовный подвиг и упорный труд в суровых жизненных условиях внутренне сочетались так, что для обеспечения жизни большого числа братии сами монахи создавали хорошо налаженное хозяйство. В условиях тогдашней Руси для еще лучшего их обеспечения нередко во владение монастырям передавались в собственность большие территории пахотных земель и разных угодий, вместе с жившими на них крестьянами. В результате монастыри овладевали такими богатствами, размер которых стал во много раз превышать разумно необходимое для жизни и деятельности самих монахов. Началось это еще во времена преп. Саввы Сторожевского и преп. Кирилла Белозерского, но эти игумены умели сочетать личную святость с экономическим процветанием. "Стяжатели", как называли крупных хозяйственников и сильных организаторов, имели чем поддержать бедствующие слои населения и этими возможностями дорожили. Тех же, кто более всего был верен духу преп. Сергия, это озадачивало, потому что с большим богатством связано немало искушений и опасностей, и они предпочитали воздерживаться от "стяжания". Между теми и другими начался конфликт, который имел далеко идущие последствия для всей нашей Церкви.

Учеником ученика преп. Сергия - преп. Пафнутия Боровского (†1477) стал преп. Иосиф Волоколамский (Волоцкий) (1439-1516). Это был суровый и строгий игумен, борец за благо Церкви, православного народа и государства. В нелегкое время пришлось ему трудиться, когда ослабели духовные основы поставленной Сергием общежительной иноческой жизни. Духовной дряблости преп. Иосиф противопоставил строгую дисциплину и порядок.

Преп. Нил Сорский (1433-1508) - инок, подвижник, насаждал скитский образ жизни, сам был строгим аскетом и ревнителем православного просвещения. В жизнеописании он назван "великим отцом Русской Церкви".

"Нестяжатели" понимали, что владение крупной собственностью - большая духовная опасность для ее хозяина, что монах сильно рискует, когда думает в основном о больших социальных задачах: многие "стяжатели", сами того не замечая, жили уже "не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению". Они больше рассчитывали не на Бога, а на свою успешную деловитость, на труды (а хорошо работать они умели как редко кто на Руси), на умение все и всех хорошо организовать. Нил же говорил о первостепенном значении Св. Писания и предания Св. Отцов: "…стремление к приобретению сел и стяжанию богатства - отступничество от заветов Христа".

 

Вопрос 25

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Символическое, притчевое начало «Повести о Петре и Февронии», искони присущее различным видам христианского средневекового искусства и повествовательной прозе, непонятное рядовому массовому сознанию, интерпретированное защитниками «старого» искусства как «своемудрствование», а не сотворённое по Писанию было, по мнению Н. С. Демковой, причиной непризнания за Повестью права быть в составе Великих Четий Миней.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.