Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Слово о полку Игореве» и русская культура XII в.



ПВЛ как литературное произведение. Источники и состав.

1. Не было понятие текста как художественного произведения.

2. Не было понятия автора.

3. Позволялось изменять текст.

Но не было места вымышленному. В основу брались реальные события.

Цели её написания – идеологические, надзирательные, проповеднические.

Исследователи выяснили, что было 3 редакции ПВЛ. 1ая с первой половины 11 века (К-Печерский монастырь, Нестор) до 1112г – это киевская редакция. 2аяредакция – монах Сильвестор до 1113г (лаврентенский список) 3я редакция – Иппатьевская летопись в К.-Печерском монастыре – это похвала В. Мономаху.

Сама летопись несет:

Сведения о прошлом русской земли; История Руси (летопись была направлена на настоящее, но и урок потомкам); Мрально-дидактическое начало у летописи.

Природа летописного жанра сложна, этот жанр – объединяющий. Он подчиняет себе многие компоненты: историческую повесть, жития, поучения, похвального слова.

В ПВЛ можно выделить два типа повествования: погодные записи (содержат сообщение о событии) и летописные рассказы (предлагают их описания). Летописные рассказы бывают о событиях, современных летописцу, и о событиях прошлого – это устные эпические предания. Для эпических рассказов(месть Ольги печенегам, о природных катоклизмах)характерны сюжетная занимательность, безымянность героя, короткие живые диалоги, выделяется важная для сюжета деталь. Есть событие, которое характеризует героя, дает ему главную черту. Другие рассказыболее реалистичны и психологичны и литературно-обработанные, в них нет изящной точки сюжета, эпической лаконичности и обобщенности образов героя. Также присутствует стиль монументального историзма.Это преобладающий стиль летописи в 11-12 вв. Проявляется стремление книжников судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования. Большие дистанции в стиле: пространственные, временные, иерархические. Летописцы смотрят на мир с большого удаления. Действие часто переносится из одной точки в другую далекую. Но есть своеобразная черта: герои совершают походы, переправляются. Летописцы пытались писать о реальных событиях. Пытались связать одно историческое событие с другим. Но литература отличается и церемониальн.итер. этикет как бы определяет задачи литературы, ее темы, принципы построения сюжетов и сами изобразительные средства, выделяя круг наиболее предпочтительных речевых оборот и т д. В основе лежит представление о упорядоченном мире, есть особый эталон поведения. А литература должна описывать нормативные стороны мира: битвы, восшествия на престол… Сочетание этих стилей сделали ПВЛ красноречивой и придали ей облик стилистически, что до сих пор мы ощущаем ее влияние.

 

 

Слово о полку Игореве» и русская культура XII в.

Исторические события, связанные с походом и поражением северских князей – Игоря Святославича, его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска, – и легли в основу "Слова о полку Игореве".

Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается подробным последовательным описанием событий. Изложение проникнуто горячим сочувствием к участникам похода, их поражению. Летописная повесть не лишена художественности: ей присущи драматизм, образность и выразительность отдельных мест, живость повествования. Автором ее был либо непосредственный участник событий, либо человек, стоящий близко к новгород-северскому князю. Рассказ Лаврентьевской летописи лаконичен. Летописец с явным осуждением говорит об Игоре и его брате Всеволоде. Повествование носит религиозно-дидактическую окраску; в рассказе приводятся цитаты из "священного писания". Перед нами две различные редакции исторической повести: одна из них была создана на юге Руси человеком, принимавшим близко к сердцу несчастья, постигшие северских князей и все южнорусские княжества; вторая появилась на северо-востоке, где события далекого юга уже мало волновали летописца, и рассказ о поражении Игоря он использовал в религиозно-дидактических целях. Художественное своеобразие "Слова о полку Игореве" особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями. "Слово о полку Игореве" было написано между 1185 и 1187 гг. Эти даты устанавливаются на основании самого текста произведения. В "Слове" говорится о переяславльском князе Владимире Глебовиче как о живом, а в 1187 г., по сообщению летописи, он умер. Игорь Святославич бежал из плена в 1185 г., следовательно, до его возвращения на Русь "Слово" появиться не могло. В 1187 г. вернулся из плена Владимир Игоревич вместе с молодой супругой Кончаковной и маленьким сыном, а "Слово" в заключительной части провозглашает здравицу и в честь этого князя. Этими данными и определяются хронологические рамки написания "Слова о полку Игореве". «Слово» дошло в единственном экземпляре в 90х годах 18 века. Его обнаружил археолог Мусин-Пушкин. Отредуцировал ее. 1800г. – рукопись была опубликована. В войну 1812г. Рукопись в библиотеке Мусина-Пушкина сгорела, и начались споры о достоверности «Слова». Из-за того, что думали невозможно в 12 веке написать такое произведение. В 20 в. Подтвердили его достоверность. 12в. – золотой век.После принятия христианства. Появилась письменность, переписывались византийские иконы, бурно развивалась архитектура. Начали развиваться индивидуальные стили: добавление камня (в Вл. Залесского), кирпич у элитных зданий. К 12 веку выработался русский стиль, но княжества хотели и развивали индивидуальный стиль. Поход князя Игоря на половцев – это историческое событие. Автор был человек светский. Сам был образованный и воин, приближенный к царю. Впервые герой – не выдающийся человек, а типичный князь.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.