Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИЗ «СЛОВА О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» ИЛАРИОНА



( Перевод )

(...) Прославляет похвальными словами Римская страна Петра и Павла1, которыми приведена была она к вере в Иисуса Хрис­та, сына Божия; восхваляют Азия, Эфес и Патмос Иоанна Богослова2, Индия — Фому3, Египет — Марка4. Все страны, и города, и люди чтут и славят каждого из своих учителей, которые научили их православной вере. Восхвалим же и мы, по силе нашей, своими малыми похвалами великое и дивное совер­шившего — нашего учителя и наставника, великого князя зем­ли нашей — Владимира, внука старого Игоря, сына же славно­го Святослава, которые, в свое время владычествуя, мужеством и храбростью прославились во многих странах, их победы и силу вспоминают и поныне и славят. Ведь правили они не в слабой и безвестной стране, но в Русской земле, которая ведома и славится во всех четырех концах Земли.

Сей славный от славных родился, благородный — от благород­ных, князь Владимир, и когда возрос и окреп, выйдя из мла­денческого возраста, или, точнее сказать, возмужал в крепости и силе своей, в мужестве и мудрости преуспел, то стал едино-держцем земли своей, покорив себе соседние народы: одних — миром, а непокорных — мечом. И жил он так во время свое, землею своею управлял мудро, в мужестве и разуме, и осенила его милость всевышнего, призрело на него всемилостивое око благого Бога. И воссиял разум в сердце его, так что уразумел он суету идольского заблуждения и обратился к единому Богу, сотворившему все видимое и невидимое.

К тому же часто слышал он о благоверной земле Греческой, христолюбивой и сильной верою: как чтут там единого Бога в Троице и поклоняются, ему, какая власть духовная и какие чудеса и знамения творятся там, что церкви там полны людей, что все города правоверны, все прилежно молятся, все Богу предстоят. И слышав это, возжелал сердцем и возгорелся духом, чтобы стать христианином самому, и христианской — земле его.

Гак и случилось по благовелению Бога, возлюбившего род челове­ческий. Вместе с одеждами совлек с себя князь наш ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия и вошел в свя­тую купель3. Возродился от Духа и воды: во Христа крестив­шись, во Христа облекся, и вышел из *купели очищенным, став сыном нетления, сыном воскресения. Имя принял вечное, слав­ное в роды и роды — Василий6, по которому и записан в книге жизни , в небесном и нетленном граде Иерусалиме8.

Когда это свершилось, не остановился он в подвиге благоверия, и не только в этом проявил он любовь свою к Богу, но еще к боль­шему подвигся, повелев всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и святого Духа, чтобы открыто и громогласно во всех городах славилась святая Троица и все стали бы христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простолюдины, богатые и убогие. И не было ни одного проти­вящегося благочестивому его повелению, а если кто и не по любви, то по страху перед повелевшим крестился, потому что благоверие в нем сопряжено было с властью. И в"*ёдиновременье вся земля наша восславила Христа с Отцом и со святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас уда­ляться и занялась заря благоверия, тогда тьма идолослужения исчезла и слово евангельское осияло нашу землю, капища9 разрушались, а церкви воздвигались, идолы низвергались, а иконы святых являлись, бесы убегали, а крест освящал горо­да^

Пастыри словесных овец Христовых, епископы, встали перед ! святым алтарем, принося бескровную жертву, попы, и дьяконы, и весь клир украсили и в благолепие облекли святые церкви. Апостольская труба и евангельский гром все грады огласили, фимиам, Богу возносимый, воздух освятил. Встали на холмах монастыри, явились черноризцы. Мужчины и женщины, малые и старые, все люди наполнили святые церкви. Восславляя Бога, говорили они: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь. Христос победил, Христос одолел, Христос воцарился, Христос прославился! Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Боже наш, слава тебе!» Как же мы тебя восхвалим, о честный и славный средь земных владык, безмерно мужественный Василий? Как выскажем восхищение твоей добротой, крепостью и силой? Какую благо­дарность воздадим тебе за то, что благодаря тебе познали мы Господа и избавились от прельщения идольского, ибо по твоему повелению на всей земле твоей славится Христос? Что еще тебе скажем, христолюбец, друг правды,, вместилище разума, гнездо милосердия?

Как уверовал? Как воспылал любовью к Христу? Как вселился в тебя разум, выше чем разум земных мудрецов, чтобы возлю­бить невидимого и устремиться к небесному? Как нашел ты Христа? Как предался ему? Поведай нам, рабам твоим, пове­дай, учитель наш: откуда повеяло на тебя благоухание святого Духа? Каким образом испил ты из сладкой чаши мысли о буду­щей жизни? Как познал и увидел, что благ Господь? Ведь не видел ты Христа, не следовал за ним, как же ты его учеником стал? Иные, и видев его, не веровали, ты же, не видев, уверо­вал. Поистине сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, сказанное Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовав-=ет=1Лие1'>>-<--->

К тому, что сказано, кто поведает нам о многих твоих милостынях и щедротах, творимых денно и нощно убогим, сиротам, боль­ным, должникам и всем, просящим о милости. Слышал ведь ты слова, сказанные Даниилом Навуходоносору12: «Совет мой да благоугоден тебе будет, царь Навуходоносор: грехи твои ми­лостынями искупи и беззакония твои — щедротами к нищим». Слышав это, ты, о досточтимый, не ограничился тем, что услы­шал это, но на деле исполнил сказанное: просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих всяче­ски утешая, должников искупая, рабов освобождая.

Твои щедроты и милостыни и поныне вспоминаются людьми, но еще выше они перед Богом и ангелом его, ибо, ради любезного Богу милосердия, имеешь ты великое дерзновение пред ним, как присный раб Христов. Помогает мне в этом сказавший: «Ми­лость торжествует над судом». И еще: «Милостыня мужа — как печать у него». Вернее же всего самого Господа слова: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». И иное апостольское свидетельство приведем, приложимое к тебе, от святых Писаний, сказанное Иаковом-апостолом: «Отвративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и загладит множество грехов».

Если таково воздаяние от благого Бога наставившему на верный путь только одного человека, то какую же награду должен ты обрести, о Василий? Какое бремя греховное ты разрушил — ведь не одного отвратил ты человека от идольских заблужде­ний, не десятерых, не один город, но всю область сию!

Показывает нам и уверяет нас сам Спаситель Христос в том, какой славы и чести удостоил он тебя на небесах, говоря: «Кто признает меня пред людьми, того признаю и я пред Отцом моим, сидящим на небесах». Но если признавший Христа пред людьми признан будет Христом пред Богом Отцом, как же будешь ты похвален им, не только признавший, что «Сын Божий есть Христос», но проповедовавший его и веру в него утвердивший не на одном соборе, но по всей земле этой, и церкви Христовы воздвигший, и служителей ему поставивший?

Подобный великому Константину13, равный ему в разуме и в люб­ви к Христу, равный в почитании служителей его! Тот со святы­ми отцами Никейского собора14 закон для людей определил, а ты, с новыми нашими отцами-епископами собираясь часто, с великим смирением советовался с ними, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа. Тот Еллинское и Римское царство Богу покорил, ты же — Русь. И как у тех, так и у нас Христос зовется царем. Тот с матерью своей Еле­ной15 крест из Иерусалима принес и, разослав части его по всему миру своему, веру укрепил, ты же с бабкою твоею Оль­гою утвердил веру, принесши крест из нового Иерусалима — Константинополя и поставив его на своей земле. Тебя, подобно­го Константину, Бог удостоил одинаковой с ним славы и чести на небесах за благоверие твое, которое стяжал ты в жизни своей.

Добрый пастырь благоверия твоего, о блаженный, — святая цер­ковь святой Богородицы Марии17, которую ты создал на право­верной основе, где ныне мужественное твое тело лежит, ожидая трубы архангельской.

Достойный же весьма и верный тебе преемник — сын твой Ге­оргий18, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не разрушающим твои уставы, но укрепляющим х, не уменьшающим устроений твоего благоверия, но умножа­ющим их, не извращающим, но продолжающим дело твое, он неоконченное тобой завершил, как Соломон дело Давида19, создав дом Божий великий и святой в честь его премудрости на святость и освящение граду твоему. Он искусно украсил цер­ковь эту золотом, и серебром, и каменьями драгоценными, и утварью великолепной, так что она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада! И славный город твой Киев величием, как венцом, окружил и вручил людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам святой Богородице; ей же и церковь на Великих вратах воздвиг20 во имя первого Господнего праздни­ка — святого Благовещения21, так что приветствие архангела, данное деве, распространится и на град сей. Той речено было: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!», а граду речем: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою!». Встань, о честная глава, из гроба твоего, встань, отряхни сон! Ведь ты не умер, но спишь до общего всем воскресения. Встань! Ты не умер! Не подобало умереть тебе, уверовавшему в Хрис­та — жизнь всего мира. Отгони сон, возведи очи и увидишь, что Господь, таких почестей удостоив тебя там, и на земле память о тебе оставил в сыне твоем. Встань, посмотри на сына своего Георгия, посмотри на кровного своего, посмотри на возлюблен­ного своего, посмотри на того, кого Господь создал от чресл твоих, посмотри на украшающего престол земли твоей и возра­дуйся и возвеселись! Посмотри и на благоверную сноху твою Ирину, посмотри на внуков твоих и правнуков, как они живут, как хранимы Госпо­дом, как благоверие сохраняют по завещанию твоему, как прилежат к святым церквам, как славят Христа, как поклоня­ются имени его. Посмотри же и на город, величием сияющий, посмотри на церкви процветающие, посмотри на христианство разрастающееся, посмотри на блеск города, освещаемого свя­тыми иконами, благоухающего фимиамом, оглашаемого святы­ми хвалами и божественным пением. И, видев все это, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали благого Бога, устроителя всего этого. Увидь же это, хотя бы не телом, но духом. Показывает тебе Господь все это и подобает тебе об этом радоваться и веселиться, ибо семена веры, тобою посеянные, не ■ были иссушены зноем неверия, но орошенные дождем Божьей помощи, принесли обильные плоды. I ^--^Радуйся, апостол среди владык, не мертвые тела воскрешавший, но пас, душою мертвых!} недуге идологлужения^^ -—"""Ведь тобою приблизились мы к Богу и познали жизнь Христа. Угнетены были бесовским прельщением, но тобою освобождены и на путь жизни вечной поставлены, слепыми были от бесовско­го прельщения, но тобою получили прозрение сердечных очей, ослеплены были неразумием, но чрез тебя познали свет всесвя-того Божества, немы были, но тобою возвращен нам дар слова, и ныне, малые и великие, славим единосущую Троицу. Радуйся,

учитель наш и наставник благоверия. Ты облачен правдой, препоясан крепостью, обут истиной, увенчан разумом и украшен милосердием, как гривною22 и нарядом золотым. Ты был, о чест­ная глава, нагим — одеяние, ты был алчущим — кормилец, ты был жаждущим — прохладою утробы, ты был вдовам — по­мощник, ты был странникам — успокоение, ты был бездом­ным — укрытие, ты был обиженным — заступник, нищим — обо­гащение.

За эти и иные благие дела, приемля благое воздаяние на небесах, которое уготовил Бог вам, любящим его, и насыщаясь сладост­ным лицезрением лика его, помолись о земле своей и о народе, над которым ты благоверно владычествовал, да сохранит его Господь в мире и благоверии, утвержденном тобою, и пусть славится правоверие и будет проклято всякое еретичество, и да соблюдет его Господь Бог от всякого ратного нашествия и пле­нения, от голода и от всякой скорби и несчастья!

И еще помолись о сыне твоем, благоверном князе нашем Георгии, чтобы он в мире и здравии пучину жизни переплыл и в тихую небесную пристань невредимым привел корабль душевный, со­хранив веру и стяжав богатство добрых дел, чтобы без искуше­ний окончив правление людьми, вверенными ему Богом, пред­стал он вместе с тобой, непостыдно, пред престолом вседержите­ля Бога и за труд правления народом своим принял от него венец славы нетленной со всеми праведниками, потрудившими­ся его ради!

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1Петр и Павел — Петр (камень) — по христианской мифологии, один из учеников Христа, один из 12 апостолов, брат апостола Андрея Первозванного. Первоначальное имя — Симон, Петром был наречен Христом в момент избрания 12 апостолов. Имя Петра среди апостолов стоит первым. Свою подвижническую жизнь и проповедническую деятельность Петр завершает в Риме, где был каз­нен — распят вниз головой на кресте. Павел не входил в число 12 апостолов и не знал Христа во время его земной жизни, но за миссионерско-богословские заслуги (он проповедовал христианство во многих странах) почитался как «первопрестоль­ный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. Первона­чальное имя Павла — Савл. До обращения в христианство после чудесного явления света с неба и пророческого голоса, Савл-Павел преследовал христиан (участвовал в убийстве первомученика Стефана, забитого камнями). Был казнен в Риме вместе с Петром.

2Иоанн Богослов — один из 12 апостолов, любимый ученик Христа, церковная традиция приписывает ему авторство четвертого Евангелия (Евангелие от Иоан­на). На острове Патмосе, куда Иоанн был сослан, имел видение о конечных судь­бах мира, последние годы жизни находился в Эфесе.

3Фома — один из 12 апостолов. По преданию, проповедовал христианство в Индии.

*Марк— евангелист, автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), пропо­ведовал христианство в Египте.

^Купель — сосуд с водой, в который погружают крестящегося при церковном обряде крещения.

^Василий — от греч. ВазПеиз — царь. В Древней Руси человеку давалось два имени: одно мирское, второе христианское — крестное.

1 Книги жизни — книги, в которые по христианскому вероучению заносятся деяния праведников.

 

 

 

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

(Перевод)

Поучение

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Монома-

хов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях1, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отни­мем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а хысам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь2, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.(...)

Ибо как]Василий учил3, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младши­ми любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, .с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не укло­няться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеоб­щий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, нау­чись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздер­жанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». «Избавляйте обижае­мого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи ваши как обагренные,— как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди,' грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаяни­ем, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но алым делом можно получить милость Божию. Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, Господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои»,— и снова скажем: «Велик ты, Господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоцх великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал челове­ка, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселя­ются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем зем­лям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотво­рил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умуд­рены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца

Сына и святогб Духа, да будет проклят!» рочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину. Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи,— если можете, поклонитесь до з^мли^_еxдт^^вям..занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем жзчтдым^оклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше,— нежели думать безлепицу, ездя.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцело­вав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче

%| же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не лени­тесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна4 или на отрока5, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не лени­тесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавай­тесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расста­вив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остано­витесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком,— то пищей и пить­ем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветство­вав его, и доброе слово ему молвите. Ж^н^свсш^шбите. но не драйте им власти^^а^а_сс^б^Щ■ А вот ва!^1Т15ентгв1Г13сему: страх Божий""ймёТ^тТТтрёвыше всего.

Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блажен­ный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу валу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись,-исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому уста-новленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

(РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ)

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Росто­ву пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью6 с Изяс-лавом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом ути­шенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске7 мир заключить с по­ляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов8 до Чешского леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с по­ловцами на Одреск9 войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владими­ра выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом в Чернигов, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкие войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега10. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве".

И Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговцами верхом с поводны-ми конями помчался и не застали... в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля12 и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я, идя с черни­говцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом разбили сильное войско Белкатгина, а семе-чей и пленников всех отняли.

А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму. И опять ходили мы и за Ростиславичами за Микулин , и не настигли их. И на ту весну — к Ярополку на совет в Броды14.

В том же году гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин15.

На ту осень ходили с черниговцами и с половцами — читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

В ту зиму ходили к Ярополку на сбор в Броды и дружбу великую заключили.

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии и ходили за Супой16. И по пути к Прйлуку-городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восемью тысячами, и хотели было с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город; только семца одного живым захва­тили да смердов несколько, а наши половцев больше убили и захватили, и половцы, не смея сойти с коней, побежали к Суле в ту же ночь. И на следующий день, на Успение, пошли мы к Белой Веже, Бог нам помог и святая Богородица: перебили девятьсот половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, Осеня и Сакзя, и только два мужа убежали.

И потом на Святославль гнались за половцами, и затем на Тор-ческ-город, и потом на Юрьев за половцами. И снова на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом !же у Варина вежи взяли. И затем ходил во Владимир опять, Ярополка там посадил, и Ярополк умер.

И снова, по смерти отца и при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера, бились у Халепа, и потом мир сотворили с Тугорканом и с другими князьями половецкими, и у Глебовой чади отняли дружину свою всю.

И потом Олег на меня пришел со всею Половецкою землею к Чер­нигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал

4 и не дала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы, точно волки, стоя у перевоза и на горах,— Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Пере­яславля.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.

И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.

И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с по­ловцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка17, за Рось.

И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во

второй раз с Вороницы. Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами,

и ходили мы им навстречу на Сулу. И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили

к'Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов. И опять со Святополком гнались за Боняком, но... убили, и не

настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не

настигли его.

И на зиму в Смоленск пошел: из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла18.

В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.

И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключи­ли мир с АепоюГ9, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.

Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусову со Свято­полком, и Бог нам помог.

И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и Бог нам помог.

И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.

И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захва­тил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.

И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А 1^е1ЮЛ10^одов..бь1ло^ великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпус­тил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотил­ся на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не доро­жа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников20 не полагаясь, ни на биричей21, сам . делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также * сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботил­ся.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблю­дал.

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прослав­ляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочи-

./, тав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога поведено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.

(ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ)

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю»,— ложь это. И еще: «Если не простите прегрешений брату, то и вас не простит Отец ваш небесный». Пророк говорит: «Не соревнуйся лукавствующим,, не завидуй творящим беззаконие». «Что луч­ше и прекраснее, чем жить братьям вместе». Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при до­брых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою22, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамо-. ту, говоря в ней так: «Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Рус­скую землю не погубим». И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на Бога возлагает; я же — человек, грешнее всех людей».

Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога отпущения прошлых своих грехов. Господь наш де_ человек, но Бог всей вселенной, — что захочет, во мгновение ока все сотворит,— й~вс^жё сам потерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? — сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собран­ное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и пре­дупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые рапустившемуся, подобно агнцу зако­лотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразу­мием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»

Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мною». Не из-за пролития крови, а совершив прелюбодияние, помазанник Божий Давид посыпал Главу свою и плакал горько, — в тот час отпустил ему согрешенья его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешитель­ную да сноху мою послать ко мне, — ибо нет в ней ни зла, ни добра, — чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради Бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в Боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему, а не от тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну моему: «Сошлись с отцом», десять раз я бы послал. Давно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если на­чнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мсти­тель. Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего,.ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то Бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, потому что я человек.

Если тебе хорошо, то... если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедов­ский, а ты сидишь на своем хлебе, об этом и рядись; если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, чо мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христиа­нам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю. И прочее.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Смысл фразы — «к концу жизни» «на склоне лет». Связано с обрядовым смыслом этого образа: см. примечание 23 к «Сказанию о Борисе и Глебе».

2 Псалтырь — см. примечание 12 к «Сказанию о Борисе и Глебе». В Древней Руси существовал обычай гадать по Псалтыри.

3 Василий Великий Кесарийский (ум. 379) — епископ города Кесарии (Ма­лая Азия), церковный писатель.

4 Тиун — княжеский управляющий.

5 См. примечание 9 к «Сказанию о Борисе и Глебе».

6 См. примечание 20 к «Сказанию о Борисе и Глебе».

7 Где находился Сутейск, неизвестно.

Глогов — совр. город Глогув на реке Одра в Польше.

9 Тде находился Одреск, неизвестно.

10 Имеется в виду битва на Нежатиной Ниве близ Чернигова (1078), о кото­рой вспоминает и автор «Слова о полку Игореве» (см. примечание 33 к «Слову»),

11 Обров — урочище в Переяславском княжестве.

12 Лукомль, Логожск— города в Полоцком княжестве.

13 Микулин — город на реке Серет.

 

МАКСИМ ГРЕК

 

ПОСЛАНИЕ О ФОРТУНЕ

(Перевод)

Того же инока Максима Грека послание

к некоему иноку в сане игумена о немецкой лжи, именуемой фортуной, и о колесе ее

Многие называет божественный апостол свойства и проявлен истинной и совершенной любви в Боге - из них не радоват неправде, а вместе радоваться истцне я считаю наиболее^

(.цельным признаком. Тот воистину верный и истиннейший цруг, кто от всей души радуется исправлению и преуспеянию [ друга своего, как своему собственному; и, напротив, скорбит, | когда увидит, что он или уклоняется от спасительных апостоль-I еких догматов благочестия и отеческих преданий, или впал I и какие-нибудь житейские беды; кто, соболезнуя другу своему, I старается всяким способом помочь ему и к первоначальному | пониманию истины вернуть его. Такою любовью и я, будучи \ привязан к твоему преподобию, возлюбленный мой брат, ока­зался бы воистину преступающим законы святой любви, если бы [ умолчал, слыша, что ты следуешь эллинскому, и халдейскому,

I и латинскому бесами изобретенному учению.

II творю о том, о чем ты мудрствуешь сам и в чем убеждаешь фугих, — будто бы колесом счастья называемой по-латински фортуны Христос Бог и Спаситель наш управляет человеческими

[ делами и одних этим колесом на высоту власти возводит, других

| же оттуда низлагает в крайнее бесчестие и бесславие. Удивляюсь и, как ты, такой человек, в знании боговдохновенных писаний более искушенный, чем другие сверстники твои, так скоро

I увлекся таким богомерзким учением обманщика Николая Гер­манца', ни в одном божественном Писании до сих пор не услы­шав об этом учении и не увидев его. Если хочешь последовать

I истине, то скорее найдешь противное — не только вполне отвер­жено это учение всеми боговдохновеными отцами и учителями,

I но и анафеме предано как самое это учение, так и последующие гму, и проповедующие его. Мы знаем, что это ложное учение от Зороастра и Остана2 — древних волхвов, бывших в Персии, получило начало, которые учили, что движением неба и звезд определяются все человеческие дела — будут ли то добродетели, и ни беды житейские; эту прелесть приняли всей душой египтяне, .1 от них — эллины, которые придумали и другое многое нечести-иое про самого\создателя всех и хулящие его. Об этом они,

1 трижды окаянные, мудрствуют и учат этому, считая, что он насильственным влиянием звезд и приближением планет к зна­кам зодиака делает злыми и добрыми, славными и неславными людей, рождающихся под той ила другой планетой и звездой. « >ни же выдумали, возвещая об этом от земли и чрева своего, |'.инословное название счастья или фортуны, которую некий мудрец эллинский, по имени Кебес3, называет слепой. И сидя-шей на круглом камне, и слепой он назвал ее в своем заблужде­нии, так как она беспорядочно, и бессмысленно, и неравномерно распределяет между людьми богатства и власть; на круглом же | амне сидящей он ее изображает, потому что дары ее не устойчи­вы, но легко исчезают и к другим переходят.

(вбавляясь такими баснями, сами служа забавой для бесов, »ллины и египтяне писали и утверждали свое учение, будучи чуждыми божественному просвещению неложного Богом пре­данного разума пророческих боговдохновенных писаний. Злона

чальный же и злокозненный дьявол, видя, что ими просвета ся благоверные и потому не следуют такому его богомерзк учению, но, напротив, ненавидят и чуждаются его, иным сп бом постарался, наисквернейший, удобоприемлемым сделать учение для благочестивых: он убедил латинян и германц погруженных уже в это учение и поглотивших эту душепаг ную ложь, изобразить немного выше богомерзкого подо ложного разума, то есть баснословной фортуны, пречис и достойный поклонения образ Господа и Спасителя наш Иисуса Христа, который цепочкой тонкой, от руки святой спускающейся, управляет фортуной и изображенным перед колесом, — чтобы благочестивые склонились к богомерз лжи звездочетской, видя, что фортуна управляется пречис рукой Спасителя. Допускает нечестивый дьявол приписать лую долю показного благочестия к своему лукавому умыш нию нечестия, чтобы таким образом утвердить в мыслях бла честивых обман лживых астрологов. И что в этом удивитель го! Ведь многократно улучалось, что„ненестивый не толь ангела светлого или священника, святыню носящего, приним вид, чтобы пустынника святого прельстить, но случалось, ' он, наисквернейший, в великом обличий самого Спасит действовал.

А чтобы убедиться, что такое мудрствование есть лукавое изоб тение эллинов — слушай внимательно и вникни прилежно, ч говорит о фортуне баснословной премудрый некий христианок философ: «Счастье у эллинов, — говорит он, — это есть и Н зывается чуждое промыслу управление миром или переден ние от неизвестного к неизвестному и случайному; мы благоверные христиане, исповедуем, что Христос Бог устрани.I ет и управляет всем». И опять он же: «Не человеческими помыслами и рассуждениями, но Божьим промыслом и неда ступными его судьбами устраиваются все человеческие деля люди же неразумные привыкли называть это случаем и судьбой] не понимая, откуда и по какой причине с кем-либо бываю! известные случаи». Мы же, благоверные христиане, веруем и Христа, управляющего всем. Обрати должное внимание ни определение эллинами фортуны: они говорят, что счастье ест! чуждое промыслу управление миром, то есть происходящее иг по премудрому и праведному промыслу Божьему. Понятно ли тебе теперь, как латиняне и германцы весьма хулят единого преблагого, и праведнейшего, и премудрого творца и правителе всего, подрисовывая_к пречистому образу Спасителя богомер­зкое изооражение счастья, некоей помощницей и поспешницей Спасителя считая его, не научившись этому из божественных писаний, — ибо нигде не найдешь включенным в боговдохновен-ные писания такого душепагубного мудрования, — и не услы­шав восхваляемым его всеми внешними философами4 — ведь некоторые и из них слепым называют его и говорят о чуждом промыслу управлении миром, то есть происходящем не пи

Цсьему промыслу и учению? Другие же, осуждая Эпикура5 лософа за то, что он неправильно мудрствовал и учил, за это Не хвалят и безбожником называют, говоря так: «Эпикуро-злостное учение и в том заключается, что вся эта тварь истьем каким-то, а не волей и судом Божьим управляется», ышишь ли, чье это учение безбожное и как самими эллинами о резко порицается? \^^Ь^ЛлМУ^А\ же ты, такой человек, так легко и безрассудно увлекаешься кнми безумными обманами немецкими и не повинуешься океетвенному тайноучителю, говорящему нам в Послании/ колоссянам6: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией пустым обольщением, по преданию человеческому, псэстихиям а сего, а не по Христу». И опять он же в послании к еврё]Ш:^ пениями различными и чуждыми не увлекайтесь». Как же не трашился ты того же богопроповедника, который о том же норит неразумным галатам7: «Если кто благовествует вам не # , что вы приняли (то есть от нас, апостолов Христовых), пфема да будет»; если и «ангелом с неба» будет он, «анафе-а будет», то есть да будет проклят. Понимаешь ли из этого, и немцы, и латиняне подлежат той же апостольской анафе-как чуждые учения, вкладывающие в мысли благочестивых, арайся же, Бога ради постарайся, отрекись от такого немец-ро обмана и исповедуй прямо и чисто с боговдохновенным анидом8 и с пророчицей Анной9, которые говорят так, открыто без хитрости всякой: «Господь делает нищим и обогащает, Иижает и возвышает, из праха подъемлет он нищего и из рения возвышает убогого». Для чего, скажи нам, о священная пророчица? «Чтобы посадить его, — говорит она, — с сильными I роди людей и престол славы в наследие дать ему». Не форту­ной баснословной и вращением колеса, но пророком святым прежде Саула, а потом Давида помазал Господь в цари10, этого и |яв от паствы овец, «от доилиц», как написано, а того, когда он п' кал пропавших ослят отца своего. Также разумно обдумай и го, что Иосиф" блаженный прославился в Египте, так что признавался вторым после фараона властителем всего Египта; " Мкже о том, как Моисей12 на такую высоту был вознесен — по предначертанию и мановению Божьему, а не слепым счастьем н нращением колеса. Чуждо это, вполне чуждо и неизвестно | питым писаниям учение о фортуне латинской, возлюбленный Щой брат и господин! По этой причине оно далеко отгоняет от ' порания православных, придерживающихся этого богопротив-

.....о учения. Таковые оказываются не с Христом собирающими

пшеницу чистую, то есть веру пречистую и непорочную в небес­ные его житницы, которые суть сердца и мысли православно иерующих в него, а напротив, высыпают они из себя и слушаю-

.....\ их вложенное свыше в-мысли их божественное сокровище,

и» есть православные догматы о праведнейшем промысле Божь­ем. О том, что не было написано боговдохновенными пророками и апостолами, не подобает нам мудрствовать, строго заповед великий всей вселенной светильник Иоанн Златоуст^. Будем же пребывать в пределах неложного благоразумия. Бу пить незлобиво «словесное и чистое молоко», как не знаю злобы младенцы, чтобы точно исполнить нам повеление Спа теля, сказавшего: «Если не обратитесь и не будете как дети, войдете в царство небесное». И еще: «Кто не примет царс'т Божие как дитя, не может войти в него». «Царством Божий называет Владыка здесь евангельскую проповедь, то есть что, сам услышав от Отца своего, открыл своим ученикам, суть: заповеди, таинственные притчи, догматы о нелож богопознании, то есть о вечном бытии Отца, и Сына, и свят Духа — единого Божества, и господства, и царства, о бессмс тии души и о грядущем в конце света общем воскресении и о воздаянии жившим благочестиво и богоугодно, и о бескЫ нечном мучении не покорившихся апостольской проповеди, ш честиво живших. Все эти и подобные им апостольские и проро< ческие догматы и предания Спаситель наименовал одним сЯ вом «царство Божие» и желает, чтобы мы это просто и с пол пин верой и благоговением приняли и твердо себе усвоили, кии незлобивые дети без рассуждения принимают наставления с но их учителей, благодаря вере и покорности наставникам дости гая совершенного знания священных писаний и словесных науЛ Так следует и нам прилежно держаться данных нам самим Спасителем нашим, и святыми его учениками, и апостолами, и вселенскими соборами догматов и завещаний и отнюдь ничеЯ к ним не прибавлять и не убавлять по правильному устаноиле нию богоносных отцов наших, святыми молитвами которых ы сподобимся получить удел спасаемых, аминь.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Николай Германец — Николай Булев (ум. 1548) — придворный врач вЯ лия III, публицист, автор астрологических сочинений.

Заратуштра (иран.), Зороастр (греч.) — основатель религии зороастризЯ которую в средневековье связывали с астрологией. Остан — персидский мЯ которому приписывались сочинения по астрологии и алхимии.

Кебес — ученик Сократа.

4В средние века «внешними» назывались светские науки.

"Эпикур (341—270 до н.э.) — древнегреческий философ-материалист.

ЬВ виду имеется «Послание к колоссянам» (жителям города Колосса во фШ гии) апостола Павла. Включено в Новый Завет.

'В виду имеется «Послание к Галатам» (жителям Галатии — римской проаЯ ции) апостола Павла. Включено в Новый Завет.

''Давид — см. примечание 12 к «Молению» Даниила Заточника. Анна — библейский персонаж, мать пророка Самуила.

"Пророк Самуил благословил на царство первого израильского царя СауЯ когда тот искал пропавших ослиц; Давид, также благословенный на царсЛ Самуилом, пас овец.

См. примечание 5 к «Сказанию о Борисе и Глебе».

^Моисей — библейский пророк, религиозный наставник и вождь еврейсЯ племен во время «исхода» евреев из Египта, деяниями которого якобы рукоН дил бог.

"Ноан Златоуст — византийский церковный деятель Иоанн (между 141 и 115-407 гг.), епископ Константинополя (с 392 г.). Автор проповедей, поуче-,..... <Слов», прозванный за свое красноречие «Златоустом».

 

Послания Ивана Грозного

Пиан IV Васильевич Грозный (1530—1584) известен в истории не только Ьмнмп государственными деяниями и жестокостью, но и литературной деятельно-Ко Исследователи предполагают, что свои послания он диктовал писцам, но |Тих произведениях ярко проявляется индивидуальный стиль, они несут на себе Инг отражение личности Ивана Грозного. Характер посланий Ивана IV таков, читателю сразу становится ясным, что так мог обращаться к своим адресатам |.|.м облеченный неограниченной властью повелитель.

Послания — основной жанр, в котором выступал Иван Грозный как писатель, но нас дошли его произведения и другого рода: «Прение» (диспут) с протестан-ии проповедником Яном Рокитой, канон «Ангелу Грозному» — произведение

......того жанра, его беседы с иностранными дипломатами. И во всех этих

^ведениях проявляется индивидуальный стиль царя-писателя, отражается его «Мтсть. Среди посланий Ивана Грозного центральное место занимает переписка Идрсем Курбским, но типичные черты Ивана Грозного как писателя характерны ш других его посланий. В хрестоматии побликуются два послания Ивана IV: ' Ьилло-Белозерский монастырь и к Василию Грязному. 11ослание в Кирилло-Белозерский монастырь было написано Иваном Грозным | Рп' I г в ответ на грамоту, присланную к царю игуменом монастыря. Поводом §411 |р.шоты игумена послужила ссора двух влиятельных монахов монастыря — [о боярина Шереметева, который фактически содержал монастырь, и Васи-

.........>акина, представителя одного из родов, возвысившихся во время опрични-

Пиан IV в начале и конце послания говоря о том, что не его дело вмешиваться | й.ш.н тырские дела, всем своим текстом дает понять братии о зависимости ее от йнумаревой воли, использует послание для резких выпадов против Шереметева. Поводом для послания Василию Грязному, пронизанного едким сарказмом

| м|.....ним юмором, послужило следующее событие. Опричник Василий Григорь-

Ьнн. Грязной-Ильин, направленный в 1573 г. воеводой на Донец, попал в плен (Крымским татарам. Он написал царю письмо с просьбой о выкупе, в ответ на Корне и получил данное послание от Ивана IV. В 1577 г. Грязной был выкуплен И . маренную сумму, но дальнейшая его судьба неизвестна. В послании отразилось т»п н.-пие отношения Ивана Грозного к опричнине, которая в 1572 г. была ликви-

»Н[1"П.111.1

Гсксты и переводы посланий печатаются по изданию: ПЛДР. 8. С. 144— и 170—173. (В первом послании опущены цитаты из церковных текстов.)

 

ПОСЛАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

( Перевод)

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь

ПОСЛАНИЕ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ В КИРИЛЛОВ МОНАСТЫРЬ ИГУМЕНУ КОЗЬМЕ С БРАТИЕЮ ВО ХРИСТЕ

Ирсчестную обитель Успения пресвятой и пречистой владычицы 'Цшней Богородицы и нашего преподобного и богоносного отца Жирилла-чудотворца, священного христова полка наставнику, ■роноднику и руководителю на пути в небесные селения, препо­добному игумену Козьме с братиею во Христе царь и великий ■Низь Иоанн Васильевич всея Руси челом бьет, та мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох мне, скверному! Кто и га кой, чтобы покушаться на такое величие? Молю вас, госпо­ди и отцы, ради Бога, откажитесь от этого замысла. Я и братом им называться недостоин, но считайте меня, по евангельско­му завету, одним из ваших наемников. И поэтому, припадая К нашим святым ногам, умоляю, ради Бога, откажитесь от этого ■лмысла. Сказано ведь^в Писании: <<свет^^нокам — ангелы, свет мирянам — иноки». Так подобает вам, низшим государямТнас, ыолудившихся во тьме гордости и находящихся в смертной Обители обманчивого тщеславия, чревоугодия и невоздержания, просвещать. А я, пес смердящий, кого могу учить и чему на-паилять и чем просветить? Сам вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и не-Мвисти, во всяком злодействе, как говорит великий апостол Павел: «Ты уверен, что ты путеводитель слепым, свет для Находящихся во тьме, наставник невеждам, учитель младенцам, имеющий в законе образец знания и истины: как же, уча друго-И1, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? I ииоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь; гнушаясь Идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а нарушением 11п досаждаешь Богу?» И опять тот же великий апостол гово­рю: «Как, проповедуя другим, сам останусь недостойным?» мп (юга, святые и преблаженные отцы, не принуждайте меня, 1рсишого и скверного, плакаться вам о своих грехах среди лютых треволнений этого-~обмдоти!}(Эго_и гщахо^щего м Как могу я, нечистый и скверный и7д>члёгубец, быть учите да еще в столь многомятежное и жестокое время? Пусть луч Господь Бог, ради ваших святых молитв, примет мое писа| как покаяние. А если хотите, есть у вас дома учитель, велик светоч Кирилл, гроб которого всегда перед вами и от кото! всегда просвещаетесь, и великие подвижники, ученики Ки1 ла, а ваши наставники и отцы по восприятию духовной жи | вплоть до вас, и устав великого чудотворца Кирилла, по кот: му вы живете. Вот у вас учитель и наставник, у него учит у него наставляйтесь, у него просвещайтесь, будете тверды и заветах, да и нас, убогих духом и бедных благодатью, при щайте, а за дерзость простите, Бога ради.

Ибо вы помните, святые отцы, как некогда случилось мне при в вашу пречестную обитель пречистой Богородицы и чудотио Кирилла и как совершилось по воле провидения, по мило пречистой Богородицы и по молитвам чудотворца Кирил я обрел среди темных и мрачных мыслей небольшой прос света Божия и повелел тогдашнему игумену Кириллу с нек рыми из вас, братия, тайно собраться в одной из келий, к и сам я явился, уйдя от мирского мятежа и смятения и о тившись к вашей добродетели; был тогда с игуменом Иоас архимандрит каменский, Сергий Колычев, ты, Никодим, Антоний, а иных не упомню. И в долгой беседе я, грешн открыл вам свое желание постричься в монахи и искум-окаянный, вашу святость своими слабыми словами. Вы же описали суровую монашескую жизнь. И когда я услышал этой Божественной жизни, сразу же возрадовались мое ск~ ное сердце с дхщшрй душою, ибо я нашел узду пом Божьей для своего невоздержания и спасительное прибежи С радостью я сообщил вам свое решение: если Бог даст постричься в благоприятное время и здоровым, совершу это в каком-либо ином месте, а только в этой пречестной обит пречистой Богородицы, созданной чудотворцем Кирилл И когда вы молились, я, окаянный, склонил свою сквер голову и припал к честным стопам тогдашнего игумена, ваш и моего, прося на то благословения. Он же возложил на м руку и благословил меня на ту жизнь, о которой я упоми как и всякого человека, пришедшего постричься.

И кажется мне, окаянному, чтомнапалювину я уже чернец; х и не совсем еще отказался от^мирскоТ^у1Ты, но уже ношу себе рукоположение и благословение монашеского образа, видя в пристанище спасения многие корабли душевные, обу ваемые жестоким смятением, не мог поэтому терпеть, отчая и о своей душе обеспокоился (ибо я уже ваш), и чтобы прис нище спасения не погибло, дерзнул сказать это.

И вы, мои господа и отцы, ради Бога, простите меня, грешного, дерзость моих суетных слов.<...>рскде всего, господа мои и отцы, вы по Божьей милости и мо­ли тами его пречистой матери и великого чудотворца Кирилла имеете у себя устав этого великого отца, действующий у вас до I Их пор. Имея такой устав, мужайтесь и держитесь его, но не цк рабского ярма.<...>

им, господа и отцы, стойте мужественно за заветы чудотвор­на и не уступайте в том, в чем вас просвещает Бог, пречистая |м>| ородица и чудотворец, ибо сказано, что «свет инокам — лы И свет мирянам — иноки». И если уж свет станет тьмой, ГО в какой,же-мрак впадем мы — темные и окаянные! Помните, Господа мои и святые отцы, что маккавеи только из-за того, что иг едят свиного мяса, почитаются наравне с мучениками за Христа; вспомните, как Елеазару сказал мучитель, чтобы он ■1.1 же не ел свиное мясо, а только взял его в руку, чтобы можно Ныло сказать людям, что Елеазар ест мясо. Доблестный же так на это ответил: «Восемьдесят лет Елеазару, а ни разу он не Соблазнил людей Божьих. Как же ныне, будучи стариком, буду Соблазном народу Израиля!» И так погиб. И божественный 1 латоуст пострадал от обидчиков, предостерегая царицу от лихоимства. Ибо не виноградник и не вдова были первой причи­ной этого зла, изгнания чудотворца, мук его и его тяжкой смерти вследствие изгнания. Это невежды рассказывают, что пн пострадал за виноградник, а тот, кто прочтет его житие, учтет, что Златоуст пострадал за многих, а не только за ви­ноград. И с виноградником этим дело было не так просто, как рассказывают. Но был в Царьграде некий муж в боярском Кане, и про лчего наклеветали царице, что он поносит ее за лихоимство. Она же, объятая гневом, заточила его вместе С детьми в Селунь. Тогда он попросил великого Златоуста помочь ему; но тот не уговорил царицу, и все осталось, как было. Там этот человек и скончался в заточении. Но царица, неутолимая в своем гневе, захотела убогий виноградник, кото­рый он оставил своей убогой семье для прокормления, хитро­стью отнять. И если святые из-за столь малых вещей принима­ли такие страдания, сколь же сильнее, мои господа и отцы, Следует вам пострадать ради заветов чудотворца. Так же как апостолы Христовы шли за ним на распятие и умерщвление И имеете с ним воскреснут, так и вам подобает усердно следо-и.пь великому чудотворцу Кириллу, крепко держаться его наветов и бороться за истину, а не быть бегунами, бросающими п1 пт и другие доспехи, но возьмитесь за оружие Божье, и да никто из вас не предаст заветов чудотворца, подобно Иуде, за серебро или, как сейчас, ради удовлетворения своих страстей. Ибо есть и у вас Анна и Кайафа — Шереметев и Хабаров , и есть Пилат2 — Варлаам Собакин, ибо он послан от царской власти, и есть Христос распинаемый — поруганные заветы чу­дотворца. Ради Бога, святые отцы, ведь если вы в чем-нибудь малом допустите послабление, оно обратится в великое.

Вспомните, святые отцы, что писал к некоему монаху вели святитель и епископ Василий Амасийский3, и прочтите какого плача и огорчения достойны проступки ваших ип и послабления им,, какую радость и веселье они достанл врагам и какой плач и скорбь верным! То, что там наииси некоему монаху, относится и к вам, и ко всем, которые ушли великой высоты мирских страстей и богатства в иночос жизнь, и ко всем, которые воспитались в иночестве.(...) Видите, как послабление в иноческой жизни достойно пли и скорби? Вы же ради Шереметева и Хабарова совершили так послабление и преступили заветы чудотворца. А если мы Божьему изволению решим у вас постричься, тогда к вам царский двор перейдет, а монастыря уже и не будет. Зачем т идти в монахи и к чему говорить: «Отрекаюсь от мира и всего, в нем есть», если мир весь в очах? Как в этом святом м терпеть скорби и всякие напасти со всей братией и быть в пов вении у игумена и в любви и послушании у всей братии, сказано в иноческом обете? А Шереметеву как назвать братиею? Да у него и десятый холоп, который у него в к живет, ест лучше братии, которая обедает в трапезной. И в кие светильники Сергий, и Кирилл, и Варлаам, и Дмит_ и Пафнутий4, и многие преподобные Русской земли установ крепкие уставы иноческой жизни, необходимые для спасе души. А бояре, придя к вам, ввели свои распутные уста выходит, что не они у вас постриглись, а вы у них постриглись, вы им учители и законодатели, а они вам учители и законода ли. И еслргвам устав Шереметева хорош — держите его, а уст Кирил^п^_плпх — оставьте его! сегодня тот ооярин одШГпИ введет, завтра другой иное послабление введет, да мало-пом' и весь крепкий монастырский уклад потеряет силу и пой мирские обычаи. Ведь во всех монастырях основатели спе установили крепкие обычаи, а затем их уничтожили распутн Чудотворец Кирилл был когда-то и в Симонове5 монаст а после него был там Сергий. Какие там были правила чудотворце, узнаете, если прочтете его житие, а тот ввел некоторые послабления, а другие после него — еще боль мало-помалу и дошло до того, что сейчас, как вы сами види в Симоновом монастыре все, кроме сокровенных рабов Госп них, только по одеянию иноки, а делается у них все, как у м ских, так же как в Чудовом6 монастыре, стоящем среди стол перед нашими глазами, — у нас и вас на виду. Были там ар мандриты: Иона, Исак Собака, Михайло, Вассиан Глазат Авраамий, — при всех них был этот монастырь одним из са убогих. А при Левкии он сравнялся всяким благочинием с в кими обителями, мало в чем уступая им в чистоте монашеск жизни. Смотрите сами, что дает силу: послабление или тв дость?

А над гробом Воротынского поставили церковь7 — над Ворот ским-то церковь, а над чуд

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.