Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Графика. Современный русский алфавит. Принципы русской графики.



 

Графика – это раздел науки о письме, который определяет 1) инвентарь графических средств языка (алфавитных и неалфавит-ных знаков; 2) систему соответствия между графическим средством (обозначающим) и единицей звучания (обозначаемым: звуком или фонемой). Главное графическое средство – система букв.

 

Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой. Первый, Кириллический алфавит, созданный в конце IX в., содержал 43 буквы. В современном русском алфавите – 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, Ъ и Ь. Главная тенденция истории русской графики, таким образом, очевидна: историю русской графики называют историей борьбы против лишних букв. Существенные и целенаправленные преобразования русского письма связаны с эпохой Петра I, хотя еще до этого были упразднены буквы, полностью утратившие в русском языке свои звуковые соответствия – так называемые «юсы». Алфавит, созданный при непосредственном участии Петра I, получил название гражданской печати или гражданицы. Решением Петра I алфавит был уменьшен на 3 буквы, были введены буквы Э, Я, У, ре-формы Петра I как бы открыли саму возможность изменения и совершенствования письма, и после него дело упрощения алфавита было продолжено. Большой вклад в историю русской графики внесли знаменитые мастера слова – Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский и другие писатели, «академические» ученые – лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.И. Соболевский, Л.В. Щерба. Бодуэн де Куртенэ (создатель учения о фонеме) сформулировал и основные положения, связанные с теорией письма. Именно он ввел в языкознание понятия алфавита, графики и орфографии. Что касается современного состояния изучения алфавита, следует отметить, что в русском языке еще существуют буквы, о необходимости которых можно спорить. В частности, это ъ.

 

В современном русском алфавите каждая буква имеет 2 варианта: печатный и рукописный, и 2 варианта названий букв – индивидуальные и комплексные. Индивидуальные названия гласных букв составляют 2 типа: 1) названия букв а, и, о, у, ы, э состоят из одного гласного звука; 2) названия букв е, е, ю, я состоят из гласно-го звука и предшествующего ему согласного [j]. Типы названий согласных букв: 1 – для букв б (бэ), в, г, д, ж, з, п, т, ц и ч; 2 – названия букв л (эль), м (эм), н, р, с, ф (мягкость [л] в названии бук-вы л объясняется тем, что в латинице, откуда заимствовано назва-ние, ей соответствует «полумягкий» [l]); 3 – буквы к (ка), х, ш, щ. Буква Й со второй половины XIX в. называется «И краткое». Буквы ЪиЬв научной литературе в соответствии с традицией называют-ся «ер» и «ерь». В школьных учебниках – «твердый знак» (название возникло тогда, когда Ъ писали на конце слова после твердой со-гласной домъ, столъ. Название «мягкий знак» соответствует одной из функций Ь указывать на мягкость предшествующего согласного.

 

Комплексные названия обозначают классы букв.

 

Единицу графики называют графемой (термин И. А. Бодуэна де Куртенэ). Графема часто совпадает с тем, что принято называть буквой. Графема часто совпадает с тем, что принято называть бук-вой; однако, например, строчное и прописное начертание, которое считается одной буквой, следует рассматривать как разные графе-мы, поскольку существуют определенные правила употребления строчных и прописных букв, и нарушение этих правил считается ошибкой. Следовательно, с точки зрения орфографии эти буквы не равнозначны и не взаимозаменимы.

 

Разные графемы, которые передают одно и то же звучание, называют омофоничными (к примеру, те же строчные и прописные начертания букв.

 

Любая графема представляет собой класс аллографов. Алло-графами называют различные начертания одной и той же буквы, не регламентируемые орфографией и, следовательно, взаимозаменяе-мые в любых случаях: например, «Т» в разных шрифтах и почер-ках. Графические единицы бывают простыми и сложными. Слож-ные графические единицы называются графическими комплексами (например, sch в нем. яз.). Графические комплексы не включаются в состав алфавита, но обычно приводятся в словарях в разделе «Правила чтения».

 

Количество букв в составе алфавита и количество графем в языке обычно расходится. Графема, как и фонема, представляет собой абстракцию. Фонема реализуется в ряде аллографов, как и

 

фонема в ряде аллофонов. Но подлинного соответствия между графическими и фонологическими системами нет. Фонема – это знак особого рода, в котором имеется план выражения, но отсутствует план содержания. В графеме имеется и план выражения в виде графического знака и план содержания; планом содержания ее является обозначаемая ею фонема.

 

В графической системе русского языка 39 (по Р.И. Аванесову) фонемам соответствуют 33 буквы. К этому можно добавить еще

3 графемных комплекса жж, зж, жд (вожжи, езжу, дожди – в старшей орфоэпической норме).Таким образом,количество букв всовременном русском алфавите меньше количества фонем в языке.

 

Основные принципы русской графики: фонематический и позиционный.Фонематический принцип связан с тем,что обозначают буквы /буквы русского алфавита обозначают не звуки, а фонемы/,позиционный связан с тем,как обозначаются фонемы написьме. Позиционный принцип графики заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции – соседних букв и других графических знаков. Позиционный принцип графики связан с двумя ее особенностями: обозначением на письме фонемы <j> и обозначением твердости – мягкости согласных фонем. Фонема <j> обозначается четырьмя различными способами, для парных по признаку твердости – мяг-кости согласных существуют2обозначения: 1)употребление буквы ь после буквы согласного (этот способ применяется в 2 позициях – на конце слова и перед твердыми согласными); 2) написание последующих букв я, ю, е, е, и. Однако следует учитывать, что в системе русского письма существуют «графически неправильные» написания.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.