Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАР- 9 страница



Поскольку природа является предпосылкой возникнове­ния и существования общества, существуют Н-, находя­щиеся на стыке обществ, и естеств. Н. (антропология, география, медицина и др.). К особой области относится философия как Н. о наиболее общих законах развития при­роды, общества и мышления. Существуют обществ. Н., изу­чающие отд. стороны, процессы, явления общества: эконо­мику, политику, право, гос-во, язык, лит-ру и т. д., к-рые охватывают все проявления обществ, жизни. Однако простая совокупность обществ. Н. не дает еще представления об об­ществе как целостной системе. Поэтому наряду с Н., изучаю­щими обществ, сферы, явления и процессы, существует Н., исследующая развитие общества в целом. В качестве об­щего метода марксистских обществ. Н. и метода преобра­зования общества выступает исторический материализм.

Специфика познания обществ, явлений. Предметное един­ство мира определяет предметное и методология, единство познания природы и общества, принципиальное единство ло-гич. структуры естеств. и обществ. Н. Но наряду с этим единством существуют специфич. особенности познания обшеств. явлений, обусловленные характером общества как особого —социального—образования. Поэтому неправомерно как противопоставление, разрыв естественнонаучного и со-циально-историч. познания, так и их отождествление, под­мена предмета обществознания явлениями природы и огра­ничение его метода методами естествознания. Общество яв­ляется продолжением природы и потому обществ. Н. вклю­чает анализ его естеств. предпосылок. Так, Маркс говорил о естеств. основе ряда социальных категорий (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,2 изд., т. 31, с. 209).

Общество прежде всего является наиболее сложным объек­том изучения по сравнению с объектом естеств. Н. Специфич. особенность познания общества обусловлена тем, что люди сами творят свою историю, являются, по словам Маркса, одновременно и актерами и авторами своей всемирно-исто-рич. драмы. Изменяющийся характер общества также влияет на его познание, т. к. анализируемые процессы весьма скоро становятся историей, а изучение истории находится под влиянием настоящего. Теории прошлого с необходимостью переосмысливаются в свете настоящего. Познание общества, подчеркивал Энгельс, носит «...по существу относительный характер, так как ограничивается выяснением связей и следствий известных общественных и государственных форм, существующих только в данное время и у данных наро­дов и по самой природе своей преходящих. Поэтому, кто здесь погонится за окончательными истинами в последней инстанции, за подлинными, вообще неизменными истинами, тот немногим поживится, --разве только банальностями и общими местами худшего сорта...» (там же, т. 20, с. 90). Существует опасность абсолютного релятивизма в обществ. Н., к-рая выражается, напр., в бурж. теориях презентизма. Марксизм отвергает подобный релятивизм, однако необхо­димость развития общественных теорий несомненна, что связано как с развитием самого объекта, так и с изменением понимания его сущности. В этом смысле все обществ. Н. являются историческими, т. к. исследуют «...условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государствен­ные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства и т. д. ...в их исторической преемствен­ности и современном состоянии...» (Энгельс Ф., там же).

В каждую эпоху существуют исторически обусловленные пределы познания обществ, явлений, определяемые разви­тием материальных условий жизни общества. Но поскольку


576 НАУКА


обществ. Н. исследуют область экономич., политич. и идео-логич. отношений людей, они тесно связаны с классовыми интересами. Обществ. Н. или поддерживают или отвергают определ. обществ, строй, и это определяет отношение к ним господствующих классов, извлекающих выгоды из сущест­вующей обществ, организации. В обществе с антагонистич. классовыми противоречиями не может быть «беспристрастной» социальной науки. Классовые отношения, классовые пози­ции мыслителей каждой эпохи в значит, мере определяют развитие познания общества. Вместе с тем следует разли­чать честную позицию того или иного теоретика и прямую апологию существующего строя. Так, Маркс отмечал науч­ную честность идеолога пром. буржуазии Рикардо и клеймил Мальтуса, выводы к-рого «...по научным вопросам сфабрико­ваны .с о г л я д к о й" на господствующие классы вообще и на реакционные элементы этих классов в особенности; а это значит: Мальтус фальсифицирует науку в угоду интересам этих классов» («Теории прибавочной стоимости», ч. 2, 1957, с. 113).

Сдвиги в развитии человеч. мысли об обществе прихо­дятся в особенности на революц. эпохи, когда назревает кризис существующих отношений и достаточно укрепляются элементы новых обществ, отношений, позиции новых об­ществ, классов, выдвигающих и своих теоретич. представи­телей.

Специфика познания обществ, явлений состоит еще и в том, что результат историч. развития приобретает в глазах мн. людей прочность естеств. и единственно возможных форм обществ, жизни. Маркс отмечал, что «размышления над фор­мами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм, вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается post festum (задним числом), т. е. исходит из готовых результатов про­цесса развития» («Капитал», т. 1, 1955, с. 82). В этом смысле важнейшее значение для познания общества имеет зрелость самого объекта исследования, т. к. только его развитые фор­мы служат необходимой предпосылкой истинного научного познания. Отсутствие подобной предпосылки, попытки со­здания обществ, теорий, не опирающихся на развитую дей­ствительность, служили и служат осн. причиной рождения нежизненных идеалов, ложных идеологич. систем и утопич. построений. Возникновение марксизма, как подлинной Н. об обществе, становится возможным только на опред. сту­пени развития общества и его познания. Вместе с тем следует подчеркнуть, что специфика познания обществ, явле­ний вовсе не означает специфику знаний об обществе в логич. и методологич. плане. И для совр. естеств. и для совр. обществ. Н. единственно научной методологией являет­ся материалистич. диалектика. Рассматривая развитие об­щества как естественноисторич. процесс, Маркс и Ленин подчеркивали необходимость точности его объяснения, не уступающей методам естествознания.

Становление Н. об обществе. Зачатки знаний об общест­ве составляли часть единой и нерасчлененной философии древности и были ответом на практич. вопросы, выдвигав­шиеся жизнью, попытками понять смысл и цель сущест­вования мира и человека. Первоначальные социальные знания основывались на непосредственном наблюдении. С расширением историч. опыта человечества, развитием контактов между народами возникают социальные тео­рии, содержащие оценки и соответствующие предпи­сания человеч. поведения. Потребности производства, не­обходимость организации жизни общества в соответствии с интересами существовавших социальных групп, задачи обучения вступавших в жизнь поколений — вот проблемы, на к-рые давали ответ социальные теории. Они или оправ­дывали существовавшее положение или содержали описание желаемых форм жизни людей. Естественно, что они отра­жали неразвитость обществ, отношений, господствующую обществ, структуру, незначительный историч. материал. Уже в античности наряду с общими социальными теориями (Демокрит, Платон, Аристотель) возникают и зачатки част­ных обществ. Н. — истории, географии (Геродот, Фукидид, Полибий, Страбон). Однако предметом истории было, напр., простое описание событий в хронологич. последовательно­сти. Развитие законодательства в сложное объемистое целое приводит к выделению профессиональных правоведов и воз­никновению правовой Н. (общая теория права, гос. право, гражданское право). Так, римские юристы дали тонко раз­работанную систему отношений товаропроизводителей. Пред­ставления античности об обществе надолго сменяются религ. мировоззрением, отвергавшим всякое научное истолкование явлений обществ, жизни, но содержавшим постулаты и дог­мы, освящавшие существовавший феод, строй (Августин, Боссюэ, Фома Аквинский).

Серьезные сдвиги в познании обществ, явлений связаны с возникновением и развитием капитализма. Рождение опыт­ного естествознания оказало значит, влияние на развитие представлений об обществе. В этот период (16—18 вв.) об­ществ, теории все еще входят составной частью в общую филос. систему взглядов того или иного мыслителя. Господ­ствует стремление к непосредственному выведению социаль­ных законов из законов механики. Это было связано с пред­ставлением о существовании единого универсального закона, охватывающего всю совокупность явлений природы и об­щества, рассматриваемого как простое продолжение первого и, соответственно, о возможности единой, строго дедуктив-


ной, универсальной Н., в к-рой слились бы все существо­вавшие области знания. Были выдвинуты идеи естественного права и общественного договора, к-рые служили теоретич. основой развивавшихся взглядов на гос-во, право, хозяй­ство, политику (Гроций, Спиноза). По аналогии с физич. представлением об атомах, общество мыслилось как механич. соединение абстрактных индивидов, различавшихся лишь по степени преобладания тех или иных свойственных всем качеств, что было отражением обособленности индивидов ка-питалистич. общества. Эти представления об обществе послу­жили исходным пунктом в теориях политич. экономии. Ее отпочкование от других наук, начатое физиократами, свя­зано с работами У. Петти и полностью оформляется А. Смитом и Рикардо. «У А. Смита политическая экономия развилась в некоторую целостность, охватываемая ею область получила до известной степени закопченные очертания...» (М а р к с К., Теории прибавочной стоимости, ч. 2, 1957, с. 158). Смит и Рикардо разработали теоретич. оружие революц. буржуазии и программу ее экономич. политики.

В пределах философии получает отчетливые очертания философия истории, что связано с именами Вино, Вольтера, Гердера, Кондорсе, Монтескье, Руссо и особенно Гегеля, система к-рого — высшее достижение домарксистской фило­софии истории. В этих системах разрабатываются плодотвор­ные идеи (историч. прогресса, единства истории, влияния на человека географич. и социальной среды, внутр. связи истории). Они подрывали богословский взгляд на развитие общества. Однако их осн. пороком была умозрительность, априоризм, искусственность построений, выводившихся не из анализа действительности, а из идеалистич. филос. посту­латов. Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) выдвинули плодотворное положение о формировании чело­века и его интересов под влиянием внешней среды, однако считали побудит, силы людей последними причинами исто­рич. событий. Серьезный вклад в развитие обществ. Н. внесли франц. историки периода Реставрации (Гизо, Минье, Тьерри), исследовавшие развитие классовой борьбы в истории Фран­ции, подчеркивавшие роль имуществ. отношений и собствен­ности.

Теории бурж. идеологов отвечали интересам буржуазии, однако их основой были идеалистич. и метафизич. взгляды, а отношения капиталистич. общества антиисторически рас­сматривались как естеств. и вечные отношения. Вместе с тем противоречия и пороки капитализма уже стали объектом острой критики представителей утопического социализма, теории к-рых были одним из источников формирования марк­сизма.

Бурш, домарксистская Н. продемонстрировала неспо­собность решить проблему общего и единичного в истории, связать осн. и производные элементы обществ, структуры, объективные законы истории и их субъективное отражение в обществ, сознании, раскрыть роль нар. масс в истории.

Сер. 19 в., отмеченная революц. выступлениями проле­тариата, знаменует перелом в развитии бурж. обществ. Н. В них «...совсем исчез старый дух ни перед чем не останавли­вающегося теоретического исследования. Его место заняли скудоумный эклектизм, боязливая забота о местечке и до­ходах, вплоть до самого низкопробного карьеризма. Офи­циальные представители этой науки стали откровенными идеологами буржуазии и существующего государства, но в такое время, когда оба открыто враждебны рабочему классу» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 316—17).

Реакц. политич. тенденции в бурж. обществоведении особенно усилились в эпоху империализма и в связи с побе­дой социалистич. революции в России, а затем и в других странах. Одной из главных задач идеологов реакц. буржуа­зии становится борьба с коммунизмом и опорочение социа­лизма. Наряду с антикоммунистич. направлением, к-рое по существу находится за пределами Н., существует мно­жество школ и направлений бурж. обществ. Н., зачастую с основанием критикующих друг друга и отражающих реаль­ные трудности создания подлинно научной теории общества и его развития. В нек-рых бурж. теориях есть ценные наблю­дения, постановка важных вопросов, выходящих за рамки идеалистич. мировоззрения, нек-рые положит, результаты в разработке техники исследования, наконец, известные достижения в разработке отдельных проблем организации произ-ва и управления. Однако общим пороком этих тече­ний, нередко основывающихся на абсолютизации каких-либо реальных процессов и факторов обществ, жизни, является неспособность создать цельную теорию обществ, развития. Для бурж. обществ. Н. характерно изучение структурных элементов общества, однако реже исследуются процессы изменения и развития. Это связано с господствующим пред­ставлением, непосредственно вытекающим из интересов властвующих групп буржуазии, о капиталистич. строе как в целом рациональной организации общества, изменение к-рой возможно только в рамках существующей структуры с целью поддержания ее равновесия.

В бурж. обществ. Н. происходит дифференциация, к-рая, будучи закономерным явлением в развитии Н., в условиях капитализма приводит к разрыву между накоплением эмпи-рич. материала и его теоретич. обобщением. Для бурж. об­ществ. Н. характерно также усиление, с одной стороны, не­опозитивистских тенденций, эмпиризма, абстрактного струк­турно-функционального формализма, с другой — рост пси-


НАУКА 577


хологизма, интуитивистских, иррационалистич. теорий. Оба эти направления, получающие своеобразное выражение в отд. обществ. Н , основаны на идеалистич. философских принципах и метафизич., субъективистских методах. Они свидетельствуют о неспособности бурж. обществ. Н. к дей­ствительному познанию обществ, жизни.

Марксистские общественные науки. Сер. 19 в. являет­ся поворотным пунктом в развитии Н. об обществе, связанным с возникновением марксизма (см. Марксизм-ленинизм, Исторический материализм). Рассматривая слож­ный и закономерный процесс возникновения обществ, науки, Ленин писал: «Так как эту науку строили, во-первых, экономисты-классики, открывая закон стоимости и основное деление общества на классы,— так как эту науку обога­щали далее, в связи с ними, просветители XVIII века борь­бой с феодализмом и поповщиной, .— так как эту науку двигали вперед, несмотря на свои реакционные взгляды, исто­рики и философы начала XIX века, разъясняя еще дальше вопрос о классовой борьбе, развивая диалектический метод и применяя или начиная применять его к общественной жиз­ни, — то марксизм, сделавший ряд громадных шагов вперед именно по этому пути, есть высшее развитие всей исторической и экономической и философской науки Евро­пы» (Соч., т. 20, с. 184). Великая историч. заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они изгнали идеализм и мета­физику из обществ. Н. Раскрывая сущность нового, материа-листич. понимания истории, Энгельс писал: «подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическим наслоением, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии за­ниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д., что, следовательно, производство непосредственных матери­альных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют осно­ву, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представ­ления данных людей и из которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 35 0— 351). Создав диалектич. и историч. материализм — философ­скую основу мировоззрения рабочего класса, Маркс и Эн­гельс разработали теорию научного коммунизма, доказав неизбежность гибели капитализма и его закономерной смены коммунистич. формацией. Материалистич. понимание исто­рии, как теоретич. и методологич. основа ее исследова­ния, подняло на уровень подлинной Н. политич. экономию, историю, правоведение, этику и все др. дисциплины, изу­чающие жизнь общества, и поставило перед ними задачу диалектико-материалистич. переработки накопленных чело­вечеством знаний, ответа на актуальные обществ, проблемы. Марксизм-ленинизм—живое, творческое, развивающееся уче­ние. «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса,— подчер­кивал Ленин,— как на нечто законченное и неприкосновен­ное; мы убеждены, напротив, что она положила только' краеугольные камни той науки, которую социалисты д о л ж-н ы двигать дальше во всех направлениях, если они не хо­тят отстать от жизни» (Соч., т. 4, с. 191).

Новый этап в развитии марксизма, связанный с именем Ленина, является этапом дальнейшей диалектико-материа­листич. разработки обществ. Н. на основе обобщения опыта междунар. классовой борьбы пролетариата в конце 19 — нач. 20 вв., победы социалистич. революции в России и фи-лос. обобщения достижений естествознания новейшего вре­мени. Поэтому марксизм, творчески развитый и поднятый Лениным на новую ступень, представляет собой марксизм-ленинизм. В совр. историч. эпоху марксизм-ленинизм творч. развивается коллективными усилиями КПСС и др. братских коммунистич. партий, отстаивающих его творческий харак­тер и чистоту в борьбе с ревизионизмом и догматизмом. Круп­ным достижением совр. марксистской мысли является Про­грамма КПСС (1961). В условиях социализма и строитель­ства коммунистич. общества обществ. Н. приобретают важ­нейшее значение как инструмент научного руководства раз­витием общества, как фактор воспитания народа и средство борьбы на междунар. арене.

Задачи обществ. Н. в условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму определены в Программе КПСС: «Интенсивно должна развиваться исследовательская работа в области общественных наук, которые составляют научную основу руководства развитием общества. Главным в этой области является изучение и теоретическое обобщение практики коммунистического строительства, исследование основных закономерностей экономического, политического и культурного развития социализма и перерастания его в ком­мунизм, разработка проблем коммунистического воспитания» (1961, с. 127—28). В частности, в качестве задачи экономич. Н. выдвигается обобщение новых явлений в экономич. жизни общества, разработка народнохозяйств. проблем, решение к-рых способствует успешному строительству коммунизма. Перед историч. Н. ставится задача исследовать проблемы все­мирной истории и совр. мирового развития,закономерного процесса движения человечества к коммунизму. «Обществен­ные науки и впредь должны решительно выступать против буржуазной идеологии, против правосоциалистической тео­рии и практики, против ревизионизма и догматизма, отстаи-


вая чистоту принципов марксизма-ленинизма» (там же, с.
128). Важнейшее значение в совр. условиях приобрела необ­
ходимее* разработки методологич. проблем обществ. Н.,
развит^ конкретных социологич. исследований различных
областей жизни, использования новых научных методов.
Применение материалистич. диалектики в конкретном иссле­
довании есть творч. процесс, требующий глубокого знания
предмета и учета его специфики. Развивающееся в обществ.
Н. разделение труда приводит к специализации и известной
односторонности ученых. Поэтому важнейшей задачей яв­
ляется взаимообогащение Н., творч. содружество ученых
различных специальностей в разработке актуальных проб­
лем развития социалистич. общества (см. Методологич. проб­
лемы науки, М., 1964). Н. Ланда. Москва.

Науки о мышлении. Мышление, неразрывно связан­ное с языком, представляет собой сложный познаватель­ный процесс, к-рый изучается целым рядом Н., прежде всего философией, теорией познания, логикой, психологией, в значительной степени языкознанием, а также физиологией высшей нервной деятельности и кибернетикой. Каждая из этих областей знания осуществляет свои особые подходы в исследовании мышления, свои методы, связанные с особен­ностями той стороны мышления, к-рая составляет специфич. предмет данной Н. Научное осмысление различных сторон, к-рые исследуются отд. Н., зависит от понимания этого слож­ного явления как целого.

Мышление издавна представляет собой предмет изучения прежде всего логических наук (см. Логика, Логика диалек­тическая, Формальная логика, Математическая логика). Общей методологич. основой всех Н. о мышлении служит диалектика. Диалектический материализм изучает мышле­ние в его единстве с бытием, отражением к-рого оно является, в его возникновении и развитии на основе общественной прак­тики. Мышление как психич. процесс в его возникновении и связи с другими психич. явлениями изучает психология (см. Психология, Психика). С психологией тесно связана педагогика, к-рая вырабатывает приемы формирования лич­ности, в том числе и умственных способностей и навыков человека. Связь мыслительной деятельности с языком как материальной формой выражения мысли, с историей языка, с историей культуры изучается языкознанием (см. Мышле­ние и язык, Язык).

Мышление исследуется кибернетикой с целью выявления возможности моделирования умственной деятельности чело­века (см. Кибернетика, Логичеспие машины, Моделирование). Возникшая в настоящее время настоятельная задача моде­лирования мыслительных операций, автоматизации нек-рых процессов умственного труда, машинного перевода, механи­зации поисков информации может быть решена лишь на основе углубленного исследования мышления.

Разработка теории мышления связана с развитием всех основных проблем методологии научного познания.

А. Спиркин. Москва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.