Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАР- 2 страница



Большое количество сторонников имеет теория оптимума населения. Эта теория, выдвинутая англ. демографом Карр-Саундерсом, исходит из того, что каждая страна должна иметь ту численность населе­ния, к-рая обеспечивает наибольший доход на душу. Она исходит из соотношения между фактич. и нек-рой «оптимальной» численностью населения, к-рую, од-


нако, никто из сторонников этой теории не в состоя­нии обосновать и определить.

Н. как категория марксистской социологии. Осн. черты и развитие Н. выра­жаются в соответствующих законах. Маркс установил, что «...всякому особенному историческому способу про­изводства в действительности свойственны свои осо­бенные, имеющие исторический характер законы насе­ления» («Капитал», т. 1, 1955, с. 637; см. также В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 433). Оси. рычагом, приводящим в движение весь сложный механизм эволюции человеч. общества, является способ произ-ва материальных благ. Однако его влияние в известной степени зависит от плотности населения в стране, темпов его роста и структуры. Выдвигались теории, согласно к-рым рост Н. является осн. фактором прогресса в развитии общества (см. М. М. Ковалевский, Развитие нар. хозяйства в Зап. Европе, СПБ, 1899, с. 2—9; А. Бог­данов н И. Степанов, Курс политич. экономии, т. 1, 1920, с. 255), и, наоборот, что Н. не играет никакой роли в обществ, развитии и рост Н. является лишь следствием роста производительности труда (см. М. Weber, Agrargeschichte. Handworterbuch der Staats-wissenschaften, 3 Aufl., S. 159; Dietzel, Weltwirtschaft und Volkswirtschaft, 1900, S. 118). В действительности же существует диалектич. взаимодействие между ростом произ-ва и ростом Н. Рост произ-ва и произво­дительности труда оказывает влияние на рост насе­ления, что, в свою очередь, приводя к увеличению плотности населения, к большему общению людей друг с другом и облегчая различные формы коопе­рации, оказывает влияние на рост произ-ва и произво­дительности труда.

При первобытнообщинном строе рост населения был чрезвычайно медленным. Уровень смертности был очень высок и почти достигал уровня рождае­мости, т. к. люди были беспомощны в борьбе с приро­дой и массами погибали от холода, голода и диких зверей. При наличии заметного роста населения пер­вобытные народы, в связи с ограниченностью средств существования, искусственно сокращали свою чис­ленность путем детоубийства (уничтожения части родившихся), убийства престарелых, оставления их на голодную смерть (у кочевых народов), запреще­ния половых сношений и др. Крупнейшие изобре­тения той эпохи — добывание огня, варка пищи, приручение животных, земледелие — увеличивали продолжительность жизни людей и способствовали постепенному возрастанию численности населения. «...Благодаря увеличивающемуся производству средств существо­вания вследствие полеводства, народы стали развиваться и насчитывать под общим управле­нием много тысяч людей вместо прежних нескольких тысяч» (Маркс К., см. Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941, с. 50).

При рабовладельч. строе рост населения становится несколько более значительным. Для него характерно воспроизводство рабочей силы путем войн для захвата рабов и возникновение нек-рого относит, перенасе­ления, к-рое находило свое выражение в виде эмигра­ции. «В древних государствах, в Греции и Риме вынужденная эмиграция, принимавшая форму перио­дического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя. Вся система этих госу­дарств основывалась на определенном ограничении численности населения, пределы которой нельзя было превысить, не подвергая опасности самих условий существования античной цивилизации» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 567).

При феод, строе рост населения происходит быстрее, чем при рабовладельческом, но продолжает оставаться еще очень слабым. Захват общинных зе-


НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ 549


мель феодалами, креиостнич. эксплуатация масс при­водили к нищете народа и к образованию массы нищих бродяг и беглых крестьян. Слабое развитие техни­ки вело к возникновению относительного перенасе­ления, т. к. феодальный способ произ-ва не созда­вал условий для поглощения растущего числа рабо­чих рук.

При капитализме темпы роста населения ускорились в результате развития техники, успехов науки, к-рые привели к снижению смертности, особенно детской. Однако капиталистич. система произ-ва оказалась не в состоянии производительно использовать возрас­тающее население. Открытый Марксом закон Н. для капиталистич. строя вытекает из особенностей капи­талистич. накопления, к-рое «...постоянно производит и притом пропорционально своей энергии и своим размерам, относительно избыточное, т. е. избыточное по сравнению со средней потребностью капитала в са­мовозрастании, а потому излишнее или добавочное рабочее население» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 636).

Значит, часть рабочих в условиях капиталистич. строя не находит применения своим силам и образует резервную армию труда, т. е. армию безработных, к к-рой присоединяются разоренные мелкие произво­дители.

Маркс установил три формы относит, перенаселе­ния при капитализме: текучее, характеризующееся наличием массы людей, ищущих приложения своему труду, но не могущих его найти; скрытое, выражаю­щееся в неполной занятости населения; застойное, выражающееся в распространении т. н. домашнего труда, т. е. работающих дома на определ. пром. и торговые предприятия.

Масштабы относит, перенаселения непрерывно воз­растают вместе с проникновением капитализма во все отрасли нар. х-ва. «Относительное перенаселение тем более заметно обнаруживается в известной стране, чем более развит в ней капиталистический способ производства» (там же, т. 3, 1955, с. 245). В эпо­ху империализма возрастание относительного перена­селения происходит также вследствие того, что возможности поглощения избыточной рабочей силы при помощи эмиграции значительно сократились, а усиление экспорта капитала в слаборазвитые страны приводит к сокращению спроса ыа рабочую силу в данной стране.

Закон Н. социалистич. строя характеризуется пол­ной и рациональной занятостью обществ.-организо­ванного труда, планомерным размещением населения и возрастанием его численности. Полная занятость, т. е. отсутствие безработицы и относит, перенаселе­ния, обеспечивается плановым ведением хозяйства, непрерывным расширенным воспроизводством. Рацио­нальная занятость обеспечивается в результате роста культурно-технич. уровня населения стран социа­лизма и планомерного распределения обществ, труда между отраслями нар. х-ва. Процесс внутр. миграции происходит организованно с целью обеспечить плано­мерное размещение населения. Увеличение числен­ности населения происходит прежде всего вследствие низкого уровня смертности, являющегося совокуп­ным результатом всего общественного уклада жизни, успехов медицины, социального законодательства, лучшего удовлетворения материальных потребнос­тей, роста культурного и санитарного уровня на­селения.

Динамика населения Земли. На основе отрывочных и ориентировочных данных можно составить приближенное представление о динамике Н. земного шара за всю историю человечества. В период нижнего палеолита (питекантропы, синантропы, гей-дельбергский человек, неандертальцы) численность Н.


была весьма незначительна. Лишь начиная с верхнего палеолита (ок. 70 тыс. лет до н. э.), т. е. с появлением Homo sapiens, можно говорить о росте населения, выражавшемся в среднем примерно в 0,01—0,02% в год. По мере перехода к более прогрессивным формам х-ва темпы роста Н. начали постепенно увеличиваться. Эпоха неолита (ок. 5—3 тыс. лет до н. э.), означавшая переход к оседлости и возникновение земледелия, возможно характеризовалась темпом роста Н. порядка 0,05%. В античную эпоху темп роста в среднем при­ближался к 0,1%, в 18 в. он увеличился до 0,3%, в 19 в. — до 0,6%, в 1-й пол. 20 в. — до 0,8%, а в наст, время составляет 1,9%.

В абсолютных величинах численность населения земного шара может быть ориентировочно представ­лена след. цифрами. На протяжении неск. сотен ты­сяч лет своего существования — к окончанию мезо­лита (т. е. 7 тыс. лет до н. э.) человечество размножи­лось примерно до 5 млн. чел. За время неолита насе­ление земного шара возросло с 5 до 50 млн. чел. (к 3 тыс. до н. э.), а к началу новой эры оно увеличи­лось до 200 млн. В эпоху Возрождения численность Н. Земли достигла 0,5 млрд., в сер. 19 в. — одного млрд., а к 1930—2 млрд. чел. К началу 1965 на, земном шаре — 3,3 млрд. чел. Значит, ускорение темпов роста Н. земного шара пугает многих бурж. ученых, к-рые видят в этом главную угрозу существо­ванию человечества. Так, англ. ученый Хилл в 1952 заявил, что прогресс медицины и гигиены поставил человечество перед катастрофой. Нек-рые из них уверяют, что рост населения опаснее термоядерной войны. Все эти «теории» основаны на неверии в успехи науки и социального преобразования общества. При­родные ресурсы нашей планеты при условии их рацио­нального использования способны обеспечить гораздо большее число людей, чем их живет в наст, время. К тому же представления о том, что с переходом к со­циализму темп роста населения должен обязательно увеличиваться, являются необоснованными. Резкий подъем культурного уровня, рост материальных по­требностей, широкое привлечение женщин к обществ. ТРУДУ и обществ, деятельности уже сейчас вызвали снижение рождаемости в ряде социалистич. стран, что даже при снижении смертности приведет к умень­шению естеств. прироста населения. В отдаленном будущем человечество возможно станет перед необ­ходимостью приостановить рост своей численности, что не составит особенных трудностей. На это указы­вал еще Энгельс в письме к Каутскому в 1881: «Абстрактная возможность такого численного роста человечества, которая вызовет необходимость поло­жить этому росту предел, конечно, существует. Но если когда-нибудь коммунистическое общество вынуждено будет урегулировать производство людей, так же как оно к тому времени уже урегулирует про­изводство вещей, то только оно именно и сможет выполнить это без затруднений» (Маркс К.иЭн-г е л ь с Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 108).

Демография использует различные пока­затели, методология построения к-рых разрабатывает­ся демографич. статистикой. Состав Н. изучают по ряду признаков. Возрастная группировка Н. харак­теризует численность трех поколений: до 16 лет, от 16 лет до конца трудовой деятельности, поколение за пределами рабочего возраста. Снижение рождае­мости и увеличение продолжительности жизни при­водит к возрастанию удельного веса населения пре­клонного возраста. Так, напр.,'в СССР удельный вес лиц старше 60 лет в 1939 составил 6,8%, а в 1959 — 9,4%. Группировка Н. по полу в сочетании с группи­ровкой по возрасту позволяет выявлять соотношение между численностью мужчин и женщин в отд. возраст­ных группах. Группировка Н. по отношению к тру-


550 НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ


довой деятельности позволяет выявить экономически активное население, т. е. занятое в общественно-орга­низованном труде. Трудовые ресурсы страны вклю­чают численность трудоспособного населения в рабо­чем возрасте и работающих, находящихся за пре­делами рабочего возраста.

Демография изучает также социальный состав населения и его профессиональную структуру. В ка­питалиста, странах вуалируется деление общества на классы: капиталисты обычно рассматриваются как «трудящиеся» и распределяются по различным груп­пам. В сов. статистике социальный состав выявляется путем распределения населения по обществ, группам: рабочие, служащие, колхозники, крестьяне-едино­личники и некооперированные кустари. Помимо этого, сов. статистика всех занятых в нар. х-ве подразделяет на лиц, занятых преимущественно физич. трудом, и лиц, занятых преимущественно умств. трудом. К первой категории отнесены рабочие, колхозники и нек-рые категории служащих, как, напр., письмо­носцы, кондукторы, няни, кладовщики и др. Ко вто­рой категории отнесены все лица интеллигентных профессий, канцелярские работники и др.

Распределение населения по отраслям нар. х-ва характеризует разделение обществ, труда. С этой точки зрения производится группировка на занятых в сфере материального производства, т. е. в пром-сти, с. х-ве, строительстве, лесном х-ве, грузовом транс­порте, связи (частично), торговле, обществ, питании, заготовках, материалыю-технич. снабжении и сбыте, и в непроизводств, сфере (в пассажирском транспорте, просвещении, науке, искусстве, здравоохранении, физкультуре и спорте, жилищном х-ве, бытовом обслу­живании, гос. аппарате и др.).

Н. изучается с точки зрения его культурного уровня. Прежде осн. показателем являлось число грамотных. В наст, время о культуре населения судят по полученному образованию (число лиц с высшим образованием, со средним образованием, с неполным средним образованием и т. д.).

Важными показателями Н. является также его национальный, языковый, расовый состав. Динамика нац. состава дает возможность выявить процессы, происходящие в этнич. составе населения, выражаю­щиеся либо в виде консолидации отд. национально­стей, либо в виде ассимиляции их внутри другой наци­ональности. Важное значение имеет изучение семей­ного состава населения.

Изучается также размещение и плотность населе­ния, причем особый интерес представляет учет город­ского и сельского населения. Удельный вес насе­ления, проживающего в городах, обычно рассмат­ривается как показатель степени индустриализации страны. Изучается также перемещение населения, т. н. механич. движение населения (внутр. и внешняя миграции) и естественное движение населения, под к-рым понимаются данные, характеризующие осн. факты человеч. существования: начало жизни (рож­дение), вступление в брак, конец жизни (смерть). Число живорожденных в отношении к средней чис­ленности населения за данный период (обычно за год) с последующим умножением на 1000 дает коэффициент рождаемости. Этот коэффициент колеблется в широких пределах: от 14°/00 (промиль) в Швеции до 62°/00 в Гви­нее. В СССР он равен 21,3°/00 (в 1963), что превышает уровень большинства европ. стран. В сер. 19 в. в наиболее развитых странах мира коэффициент рож­даемости составлял примерно 40°/00, но начиная с 70-х гг. 19 в. он начал снижаться и в наст, время упал более чем вдвое.

Число заключенных за год бра'ков в отношении к средней численности населения (с умножением на 1000) дает коэффициент брачности. Соответствующим


образом исчисляют коэффициент разводимости (число разводов на 1000 человек).

Число умерших в отношении к средней численности населения (также с последующим умножением на 1000) дает коэффициент смертности, к-рый колеблется в раз­ных странах от 6 до 30°/0о> а в годы голода, войн и эпидемий повышается до 50—60°/00 и даже 80%0. В СССР коэффициент смертности (7,3 в 1963) является самым низким среди всех крупнейших гос-в мира. Точным измерителем уровня смертности является средняя продолжительность жизни, к-рая в Сов. Союзе за годы после Октябрьской революции увеличилась в два раза.

Разность между числом родившихся и числом умер­ших образует естеств. прирост, а разность между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смерт­ности дает коэффициент естеств. прироста. В нек-рых странах этот коэффициент в отд. годы бывает отрица­тельным (напр., во Франции и Австрии в 30-х гг. 20 в.). В СССР в 1963 он составлял 14,0°/о0, т- е. был выше, чем почти во всех других экономически развитых гос-вах мира. Во мн. развивающихся странах коэффи­циент естеств. прироста превышает 30°/00, т. е. 3% (Мексика, Венесуэла, ОАР и др.).

Статистика Н. базируется на переписях населения и на текущем учете. В России первая пере­пись на научных основаниях была произведена в 1897. В СССР переписи производились в 1926, 1939, 1959. В США переписи населения («цензы») производятся раз в 10 лет начиная с 1790. Во многих странах пере­писи населения производятся 1 раз в 5 лет (Япония и др.). Текущий учет населения основан на регистра­ции рождений, браков, разводов и смертей. Результа­ты переписи населения и текущего учета позволяют получить полное представление о структуре и дина­мике населения и могут служить исходным материа­лом для демографич. анализа.

В дореволюц. России проблемы демографии разра­батывались гл. обр. в Академии наук начиная с конца 18 в. (труды Ломоносова, Татищева, Эйлера, Щерба­това, Крафта, Германа, Шлецера, Буняковского и др.). После Окт. социалистич. революции в Киеве был учрежден Демографич. ин-т, просуществовавший до 1938. Кроме того, в Ленинграде до 1934 существо­вал Демографич. ин-т АН СССР. В наст, время проб­лемы демографии разрабатываются в НИИ ЦСУ СССР, в Ин-те организации здравоохранения и истории меди­цины имени Н. А. Семашко, Ин-те экономики АН СССР и ряде др. научно-исследоват. ин-тов.

За границей наибольшей известностью пользуется франц. Институт демографич. исследований. В США имеется неск. науч. центров, занимающихся вопро­сами Н. [бюро демографич. исследований при Прин-стонском, Оксфордском (штат Огайо), Луизианском, Вашингтонском, Чикагском ун-тах, Амер. ассоциа­ция по вопросам населения и др.]. Имеется также Всемирная организация по вопросам населения, объ­единяющая в своем составе более 400 демографов из 50 стран. Эта организация созывает международные демографич. конгрессы и конференции (Париж — 1928, Рим —1931, Берлин — 1935, Париж — 1937, Рим — 1954, Вена — 1959, Нью-Йорк — 1961). Кон­грессы и конференции происходят под преобладаю­щим влиянием бурж. демографов, т. к. страны социа­лизма на них почти не представлены.

В наст, время издаются следующие демографич. журн.: «Studia demograficzne» (Польша), «Stanovnis-tvo» (Югославия), «Demografie» (Чехословакия),«De-mografia» (Венгрия), «Population» (Франция), «Popu­lation Studies» (Англия), «Population Bulletin», «Mill-bank Memorial Fund Quarterly Bulletin», «Demo-graphe» (США). Текущая библиография печатается в «Population Index» (США).


НАРСКИЙ — НАСИЛИЕ 551


Лит.: Маркс К.; Капитал, т. 1, гл. 23, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его ж е, Теории прибавочной стоимости (4 том «Капитала»), ч. 2, М., 1957, с. 114; Ленин В. И., Экономическое содер­жание народничества и критика его в книге г. Струве, Соч., 4 изд., т. 1, с. 430 и далее; его же, Рабочий класс и нео­мальтузианство, там же, т. 19; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961, с. 96—100; Смертность и продолжительность жизни населения СССР.М.—Л., 1930; Урланис Б. Ц., История амер. цензов, М., 1938; его же, Рост населения в Европе, М., 1941; его ж е, Рождаемость и продолжительность жизни в СССР, М., 1963; его же, Динамика и структура населения СССР и США, М., 1964; Кастро Ж. де, География голода, пер. с англ., М., 1954; Боярский А. Я. и Шуше-рин П. П., Демографическая статистика, 2 изд., М., 1955; Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959; Озер Дж., Должны ли люди голодать?, пер. с англ., М., 1959; По­пов А. Я., Совр. мальтузианство, М., 1960; П о д ъ я-

4 и х П. Г., Население СССР, М., 1961; Писарев И. Ю., Народонаселение СССР, М., 1962; Численность и расселение народов мира. Под ред. С. И. Брука, М., 1962; Итоги Все­союзной переписи населения 1959 года. СССР (Сводный том), М., 1962; В а л ент ей Д., Реакц. теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; Сагг-Saunders A. M., World population: past growth and present trends, Oxf., 1936; Tit muss R. M., Birth, poverty and wealth, L., 1943; The determinants and consequ­ences of population trends. United Nations, N. Y., 1953; Thompson W. S., Population problems, 4 ed., N. Y., 1953; Bennett M. K., The world's food, N. Y., 1954;

5 a u v у A., La theorie genfirale de la population, 2 ed., v. 1—2, P., 1956—59; Coontz S. H., Population theo­ries and the economic interpretation, L., 1957; P r e s s a t В., L'analyse demographique, P., 1961; Demographic yearbook, United Nations, N. Y. (c 1948 — ежегодно).

Б. Урланис. Москва. НАРСКИЙ,Игорь Сергеевич (р. 18 ноября 1920) — сов. философ, д-р филос. наук (1961), профессор (с 1963). Окончил филос. фак-т Моск. ун-та (1948). С 1949 ведет педагогич. и науч. работу по философии. Ст. науч. сот­рудник Ин-та философии АН СССР (1951—61). С 1962— проф. филос. фак-та Моск. ун-та. Член редколле­гии журн. «Филос. науки» (с 1963). Исследует пробле­мы марксистско-ленинской теории познания, особенно методологии науки и роли языка и символич. средств в познании; вопросы истории филос. и социологич. мысли европ. стран нар. демократии, особенно Поль­ши; вопросы истории англ. философии, особенно «эм­пирических» ее течений; истории и критики позити­визма, особенно логич. и лингвистич. позитивизма. Редактор, автор вступит, статей и комментариев в кн.: Избр. произведения прогрессивных польских мысли­телей (т. 1—3, М., 1956—58); Польские мыслители эпохи Возрождения (М., I960); Д. Локк, Избр. фи­лос. произведения (т. 1, М., 1960); Т. Котарбиньский, Избр. произведения (М., 1963).

С о ч.: Мировоззрение Э. Дембовского. Из истории поль­ской философии XIX в., М., 1954; Критика семантич. идеа­лизма, [М.], 1956; Философия польского просвещения, М., 1958; Марксистское понимание предмета философии и пози­тивизм, М., 1959; «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина и логич. позитивизм, в сб.: Великое произ­ведение воинствующего материализма, М., 1959; Вопросы диалектики познания в «Капитале» К. Маркса, М., 1959; Философия Джона Локка, М., 1960; Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Совр. позитивизм. Критич. очерк, М., 1961; Философия Бертрана Рассела, М., 1962; Понятие формального анализа и диалектика, «Вестн. МГУ». Серия 8. Экономика, философия, 1963, № 1; Проблема значения и критика ее неопозитивистских решений, «Вопр. философии», 1963, № 6; Об историко-филос. развитии понятия «отчужде­ние», «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1963, 4; К вопросу об отражении диалектики движения в понятиях (Еще раз о парадоксе «Летящая стрела»), веб.: Форм, логика и методология науки, М., 1964.

НАСИЛИЕ— применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до воору­женного воздействия, форм принуждения в отно­шении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экоиомич. и политич. господства, завоевания тех или иных прав или привилегий. Осн. средства Н. материализуются в гос-ве (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 754; В. И. Ленин, Соч., т. 29, с. 437—38). Вместе с расколом общества на антагонистич. классы вы-


деляется и спец. разряд людей, занятых только тем, «... чтобы управлять другими и чтобы в инте­ресах, в целях управления систематически, по­стоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковым являются в настоящее время ... вооруженные отряды войск, тюрьмы, прочие средства подчинения чужой воли насилию, — то, что составляет сущность государства» (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 437). Методы Н. применяются и в меж­доусобных распрях в среде господствующего класса (борьба за власть между отд. его фракциями, слоями, партиями), а также в межгосударственных отношениях (см. Война).

Бесчисл. политич. коллизии и кровавые перевороты в жизни общества создали иллюзию решающей роли политич. Н. в истории, представление «... столь же древнее, как и сама историография» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 163). Это тра-диц. представление поколебал Руссо, связав возник­новение обществ, неравенства и политич. гнета с по­явлением частной собственности и «изобретением двух искусств: обработки металлов'и земледелия» («О при­чинах неравенства», СПБ, 1907, с. 78). Историки эпохи Реставрации (Минье, Тьерри, Гизо), сведя все многообразие фактов политич. борьбы в но­вой истории Франции и Англии к соперничеству зем-левладельч. аристократии и «третьего сословия» (буржуазии), сделали шаг к выявлению экономич. основ классовой борьбы. Историч. материализм нанес окончат, удар по «теориям Н.», представленным в социологии нового времени Дюрингом, Гумп.го-вичем и др.

Марксизм показал, что систематич. применение Н. в истории общества связано прежде всего с существо­ванием антагонистич. классов, т. е. объективными факторами, определяемыми в конечном счете уровнем развития производит, сил; рядом с огромным боль­шинством членов общества, все или почти все время к-рых занято подневольным трудом, неизбежно «... об­разуется класс, освобожденный от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государ­ственные дела, правосудие, науки, искусства и т. д. Следовательно, в основе деления па классы лежит закон разделения труда. Это, однако, отнюдь не исклю­чало применения насилия, хищничества, хитрости и обмана при образовании классов и не мешало гос­подствующему классу, захватившему власть, упро­чивать свое положение за счет трудящихся классов и превращать руководство обществом в усиленную эксплуатацию масс» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 225—26).

Н. в руках господствующих классов является одним из гл. средств сохранения или укрепления данной си­стемы антагонистич. обществ, отношений, одним из условий ее «нормального» функционирования. Исто­рия общественно-экономич. формаций показывает определ. эволюцию форм и средств Н.: от чисто физич. принуждения работника при рабовладении до разно­образных сочетаний физич. принуждения с принужде­нием экономическим при феодализме; при этом все более существ, роль начинают играть средства духов­ного угнетения (религия); при капитализме сохранение отношений эксплуатации маскируется формальной «свободой» работника, здесь естественно возрастает роль извращенных идеологич. форм обществ, созна­ния, социальной демагогии. Однако в решающие моменты классовой борьбы буржуазия, не колеблясь, отбрасывает разного рода иллюзорные демократии. облачения, обнажая эксплуататорскую сущность ан­тагонистич. системы отношений. В эпоху империализ­ма в политике господствующих классов проявляется тенденция к отказу от формально-демократич. методов,


552 НАСИЛИЕ


к установлению откровенно насильственных, мили­таристских, фашистских диктатур, к диктату и войнам в междунар. отношениях. В области идеологии наряду с социальной демагогией получает распро­странение откровенная апология Н. (культ силы, теории элиты, расистские теории и т. п.), получившая концентрированное выражение в фашизме.

Восходящие, прогрессивные классы в свою очередь применяют Н. для ломки системы отживших обществ, отношений и ниспровержения связанных с этой систе­мой классов, не желающих поступиться своими инте­ресами и привилегиями. В этих случаях Н., являясь фактором революционным, ускоряет превращение одного способа произ-ва в другой, сокращает его переходные стадии. В период т. н. первоначально­го капиталистич. накопления в Англии рычагом в руках возникающего класса капиталистов служили такие перевороты, «...когда значительные массы лю­дей внезапно и насильственно отрываются от средств своего существования и выбрасываются па рынок тру­да в виде поставленных вне закона пролетариев» (Маркс К., Капитал', т. 1, с. 721). Экспроприация с.-х. производителя, составлявшая основу всего этого процесса, дополнялась колониальным грабежом и торговыми войнами. Все эти методы покоились на грубейшем Н.

Радикальным средством разрешения непримиримых социальных противоречий Н. оказалось и в ходе бур­жуазных революций нового времени. Так, во Франции конца 18 в. господство мелкобурж. якобинского террора послужило тому, «... чтобы ударами своего страшного молота стереть сразу, как по волшебству, все фео­дальные руины с лица Франции. Буржуазия с ее трус­ливой осмотрительностью не справилась бы с такой работой в течение десятилетий. Кровавые действия народа, следовательно, лишь расчистили ей путь» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 299).

Общий вывод Маркса гласил: «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономиче­ская потенция» («Капитал», т. 1, с. 754).

Марксизм, выяснив объективную роль Н. в исто­рии, впервые решил вопрос о сознат. применении Н. пролетариатом в его революц. борьбе за комму­низм. Не только радикальные идеологи мелкой буржуазии и плебейских или крест, масс (Meлье, Руссо, Марат, якобинцы, Радищев и др.), но и более умеренные бурж. просветители (Гельвеций, Дидро, Рейналь) и отд. утопия, социалисты (Мабли) оправды­вали для определ. условий революц. насильств. дей­ствия против угнетателей, писали о «благе» великих потрясений, гражд. войн, указывали, что за вызван­ными ими временными бедствиями следуют «эпохи наибольшего счастья». Однако домарксистская об­ществ, мысль не могла дать обоснованное решение проблемы революц. Н. Для одних мыслителей и вож­дей революции (Марат, якобинцы, «бешеные», эбер-тисты, впоследствии бланкисты и анархисты) революц. Н. представлялось всеспасающим средством разре­шения возникающих поред революцией проблем, гл. способом перестройки обществ, отношений. Напротив, более умеренные мыслители и политики антифеод, лагеря высказывали опасения, что вооруж. Н., террор могут привести к ненужным массовым кровопроли­тиям, уничтожению культуры, анархии и хаосу, к забвению и попранию тех принципов гуманности и справедливости, во имя к-рых совершалась рево­люция, к деморализации самих революционеров. Именно поэтому в бурж. и особенно мелкобурж. идео­логии существует немало «ультрареволюц.» теорий, но не менее типичны для нее теории, отрицающие Н., проповедующие политич. индиферентизм, абст-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.