Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Революционное народничество 70-х гг.



В пореформ. эпоху Н. становится преобладающим направлением в рус. демократия, движении, приоб­ретает новые черты, обусловленные, с одной стороны, превращением народнич. теории в программу практич. деятельности разночинной интеллигенции, с другой — приложением доктрины к пореформ. действительности. Большинство народников полагало, что хотя Россия сделала первые шаги по пути бурж. развития, капита­лизм в ней еще не упрочился, оставаясь чем-то «чу-


НАРОДНИЧЕСТВО 539


жеродным» хозяйству страны. Поэтому существует возможность путем активного вмешательства в ход процесса изменить коренным образом направление обществ, развития. Появляется действенное Н., для к-рого крест, социалистич. революция стано­вится вопросом непосредств. практики.

Однако в понимании форм и способов революц. дея­тельности Н. 70-х гг. не было единым. Преобладаю­щую роль играло в нем бунтарское направление (ба­кунизм). Бакунисты отрицали необходимость пред­варит, пропагандистской работы в народе. По их мнению, народ всегда готов к революции. Задача ре­волюционной интеллигенции состоит лишь в том, чтобы «соединить все его (народа.— Ред.) бунты в один бунт поголовный и несокрушительный, т. е. на­родную революцию» (Б а к у н и н М. А., Полн. собр. соч., т. 2, СПБ, 1907, с. 238). Напротив, Лавров, идеолог пропагандистского направления в Н., утверж­дал, что ни интеллигенция, ни народ не готовы к со­циальному перевороту и что революции должна предшествовать длительная систематич. пропаганда социалистич. идей в народе (см. Избр. соч. на социаль-но-политич. темы, т. 1, 1934, с. 104). Несколько позже оформляется третье направление в Н.— заго­ворили.-бланкистское. Его основатель Ткачев считал заговор революц. партии, сопровождаемый нар. бун­том, «... наиболее целесообразным средством полити­ческого переворота». Главное в этом перевороте, по Ткачеву, заключается в том, чтобы «овладеть прави­тельственной властью и превратить данное консер­вативное государство в государство револю­ционно е» (Избр. соч. на социально-политич. те­мы, т. 3, 1933, с. 224).

Спецнфич. ограниченностью народнич. идеологии 70-х гг. являлось непонимание значения политич. рево­люции и борьбы за политич. права и свободы. Противо­поставляя «социализм» «политике», мн. народники, под влиянием анархич. взглядов Бакунина, считали само­стоят, борьбу за политич. свободы делом, выгодным лишь буржуазии. Проповедовалась идея единой со­циальной революции, к-рая разрушила бы одновремен­но и государств., и социальный строй. Только в самом конце 70-х гг. часть народников пересмотрела свои взгляды и признала необходимой борьбу за политич. свободы. Однако политич. борьба понималась ими узко и сводилась по преимуществу к индивидуальному тер­рору. Вера в возможность решающего влияния рево­люц. интеллигенции па народ породила у идеологов Н. 70-х гг. специфич. манеру трактовки обществ, во­просов, к-рую Ленин называл «интеллигентным само­мнением» (см. Соч., т. 2, с. 490). Игнорируя самостоят, тенденции обществ, классов, в частности буржуазии, народник рассуждал о том, какой путь должна избрать интеллигенция для страны. Идея историч. необходи­мости — центральный пункт социология, концепции Чернышевского — отвергалась как оправдание неприе­млемого для революционеров бурж. пути развития. Мысли о пересоздании действительности, исходя из нее самой, народнич. теоретики Лавров и Михайловский противопоставили тезис о свободном выборе «идеала». В социологии этот тезис обосновывался с помощью т. н. субъективного метода, согласно к-рому обществ, яв­ления должны изучаться и оцениваться с т. зр. опре­деленного «нравственного идеала». Вся история, по мнению субъективных социологов, представляет не что иное, как воплощение идеалов истины и справедли­вости в определенных обществ, формах. «...Пони­мать историю значит ясно понимать способы осущест­вления нашего нравственного идеала в исторической обстановке «(Лавров П. Л., Избр. соч. ..., т. 1, 1934, с. 390). Отказ от объективного метода в социо­логии народнич. теоретики обосновывали ссылками на особенность историч. процесса, на решающее зна-


чение в истории «субъективно-телеологической» дея­тельности человека (Михайловский). Субъективная социология изображала интеллигенцию самостоят. и направляющей силой историч. процесса (ср. учение о критически мыслящих личностях Лаврова и теорию «героев» и «толпы» Михайловского). «...Как ни мал прогресс человечества,— писал Лавров,— но и то, что есть, лежит исключительно на критически мыслящих личностях: без них он безусловно невозможен; без их стремления распространить его он крайне непрочен» (там же, с. 227). Однако для того чтобы сделаться реальной силой прогресса, интеллигенция должна, согласно Лаврову, заручиться поддержкой масс.

Бакунин и Ткачев не были сторонниками субъектив­ного метода в социологии, а последний даже посвятил его критике спец. работу (см. П. Н. Ткачев, Что такое партия прогресса, в кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1932). Одна­ко их социологич. взгляды также пронизаны субъек­тивизмом и волюнтаризмом. В особенности Бакунин не понимал объективной обусловленности социали­стич. революции, основывая свои расчеты и деятель­ность на личных чувствах, вкусах и симпатиях. Маркс писал, характеризуя его миросозерцание: «Воля, а не экономические условия, является основой его со­циальной революции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 615). Столь же субъекти­вистской являлась теория «исторических скачков» Ткачева.

В философии народнич. теоретики 70-х гг. сделали крупный шаг назад от материализма к позитивизму, преим. контовского направления. Их филос. взгляды представляли собой эклектич. сочетание позитивист­ских и кантианских идей с элементами естеств.-науч. материализма. Идеологи Н. объявляли себя сторонни­ками естествознания с его «объективной» т. зр. и признанием закономерности явлений природы. Одна­ко основывающийся на естествознании филос. ма­териализм отвергался ими как «метафизическое» обоб­щение, якобы выходящее за пределы науки, «...для ко­торой неоспоримы лишь явления и дозволительны лишь ближайшие, простейшие гипотезы» (Л а в р о в П. Л., Собр. соч., сор. 1, вып. 2,П., 1917,с. 39—40). Даже те из народников, к-рые придерживались материалистич. в целом взглядов на природу (напр., Ткачев), противо­поставляли философию и науку, утверждали, вслед за позитивистами, что философия имеет «чисто историче­ское значение», что она ставит «неразрешимые задачи, блуждая в неведомом мире, „причин и сущностей", недоступных человеческому пониманию...» (Т к а-ч е в П., Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 5, 1935, с. 173). Поскольку народнич. теоретики пы­тались гносеологически обосновать свое «антиметафи-знческое» воззрение, постольку они, как правило, скатывались на позиции агностицизма и субъективиз­ма, повторяли доводы неокантианцев и махистов против материализма. В этом смысле особенно характерны взгляды Михайловского, открыто отрицавшего объек­тивную истину в познании (см. Соч., т. 4, СПБ, 1897, с. 62).

Как политич. движение революц. Н. развивалось в след. направлении. Попытки народнич. интеллигенции поднять крестьянство на социалистич. революцию окончились крахом. Ни «хождение в народ», приняв­шее массовый характер весной 1874, ни деятельность организованной в 1876 партии «Земля и воля» не при­несли ощутимых результатов: крестьянство в своей массе оставалось чуждым социалистич. пропаганде. В среде революционеров происходит перелом настроений в пользу политич. борьбы с самодержавием в форме индивидуального террора. Знамя этой борьбы подняла партия «Народная воля», возникшая в 1879 в резуль­тате раскола «Земли и воли». Кульминац. пунктом ее деятельности явилось убийство Александра II в 1881.


НАРОДНИЧЕСТВО


Либеральное народничество

С сер. 80-х гг. 19 в. Н. вступает впериод глубокого кризиса. Этот кризис был обусловлен, с одной стороны, крахом народнич. социалистич. пропаганды в дерев­не, с другой — классовыми сдвигами в стране: бурж. эволюцией крестьянства, ростом пролетариата и раз­витием его борьбы. Часть революционеров (Плеханов и др.) порвала с Н. и перешла на позиции марксизма. В Н. возобладало либеральное течение. В лит-ре его представляли публицисты «Недели» П. П. Червинский, И. Юзов (И. И. Каблиц), группа сотрудников «Рус­ского богатства»: Михайловский, Воронцов, С. Н. Кри-венко, Южаков и др., переводчик «Капитала» Нико-лай-он (Н. Ф. Даниельсон) и др. Специфич. чертой либерального Н. был отказ от борьбы за революц. низвержение существующего строя и надежда перейти к социализму мирным путем. При этом за социализм выдавалась программа, в к-рой наряду с демократич. требованиями (увеличение крест, наделов, снижение высоких платежей, полное восстановление крестьян в гражд. правах) большой удельный вес занимали требования специфически бурж. и мелкобуржуазные (реорганизация крест, банка, учреждение колонизац. управления, обеспечение сбыта и т. п.). Имея в виду эту мелкобурж. программу, Ленин называл «социализм» народников 80—90-х гг. «мещанским социализмом» (см. Соч., т. 1, с. 268), в отличие от «крестьянского социализма» народников 60—70-х гг.

Преимуществ, внимание народнич. теоретики 80 — 90-х гг. уделяли обоснованию экономич. стороны своей доктрины. Утратив сильные стороны старого Н., идео­логи либерального Н. восприняли и углубили одну из его самых крупных ошибок — непонимание клас­сового антагонизма внутри крестьянства. В этом смысле характерна распространенная среди народников 80— 90-х гг. теория Воронцова о противоположности мел­кого «народного производства» капитализму (см. В. В., «Судьба капитализма в России», 1882). Под напором фактов часть народников (Михайловский, Кривенко, Николан-он и др.) была вынуждена признать капита-листич. эволюцию страны и расслоение крестьянства. Однако признание развития капитализма в России сопровождалось всякого рода утопич. и реакц. прожек­тами насчет помощи «народному производству» (см., напр., Николай-он, «Очерки нашего пореформ. обществ, хозяйства», СПБ, 1893, с. 331—32). Как писал Ле­нин, народники надевали «...себе на глаза шапку иллю­зий и мечтаний, чтобы не видеть неприятной действи­тельности...» (Соч., т. 13, с. 287).

Представители либерального Н. вели ожесточ. борь­бу с марксизмом. В споре со сторонниками диалектич. материализма они повторяли ходячие обвинения марксизма в фатализме, гегельянстве, утверждали, будто марксисты верят в обязательность для каждой страны пройти через фазу капитализма и т. д. Поле­мика с рус. марксистами (Ленин, Плеханов, Федо­сеев и др.) закончилась идейным разгромом народни­ков, показала отсталость и реакционность их теорий.

На филос. и социологич. взгляды народников 80 — 90-х гг. значит, влияние оказало реакц. «критическое» движение в философии Зап. Европы. Одним из провод­ников этого влияния был Лесевич, последователь Аве­нариуса и Петцольдта.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.