Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 29 страница



В противоположность психоанализу Фрейда и его школы нек-рые психологи и антропологи в 20 в. занимались изучением рациональной основы М. К этому направлению принадлежит, напр., Леви-Брюлъ, согласно к-рому первобытная мысль всецело основана только на феноменальной памяти и на ассо­циациях по смежности. Птица летит по воздуху, перо и снежинки тоже летят по воздуху; следовательно, перо есть птица и снежинка есть птица. Перо—белое, снежинка—тоже белая, и олений хвост — белый; следовательно, олень есть перо и, в конце концов, птица. Мышление первобытного человека, по мнению Леви-Брюля, определяется законом сопричастности. Отсюда Леви-Брюль делал ошибочный вывод о доло-гич. характере первобытного мышления. Можно гово­рить о слабой дифференцированности логич. катего­рий в первобытном мышлении, но никак не об отсут­ствии хотя бы одной какой-нибудь из них. Работы Леви-Брюля подверглись в свое время резкой критике, а сам Леви-Брюль впоследствии тоже отказался от своей «дологической» теории первобытной М.

Большое распространение в бурж. науке имеет и культурно-историч. теория мифообразования. Круп­нейшим деятелем в этой области был англ. этнограф и антрополог Фрейзер. В своем соч. «Золотая ветвь», появившемся еще в 90-х гг., на огромном материале он установил три периода духовного развития чело­века — магический, религ. и научный. Фрейзер изу­чил целый ряд глубоких явлений первобытной М., как, напр., появление аграрных демонов и их связь с происхождением верховной власти, многочисл. экстатич. культы с выраставшей из них М., религию страдающего и умирающего бога в дохрист. религиях и их связь с христ. учением.

Др. бурж. исследователь Малиновский рассмат­ривает миф в его неразрывной связи с ритуалом и ма­гией, выдвигая в то же время на первый план его огромную культурную силу, к-рая заключается в уста­новлении единства с прошлым, в гармонии с трудо­выми, магич., производительными и др. социаль­ными факторами первобытного общества. Из культур­ной значимости мифа Малиновский выводит эпос и тра­гедию. К числу тех представителей культурно-исто­рич. теории, к-рые в объяснении М. выдвигают на первый план магию и обряд, относятся Ж. Дюмезиль, П. Сентив,Г. Р. Леви, А. Лорд, III. Отран, Ж. Бедье, Ф. Рэглан, Я. де Фриз, Ш. Бодуэн, Э. Миро, Р. Кар-пентер. В отличие от солярно-метеорологич. школы, эту школу называют «неомифологической». Она рас­сматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление древнего магич. обряда, часто про­водя, однако, эти идеи в очень односторонней фор­ме. Ш. Отран и Ж. Бедье выводят позднейшие ге-


МИФОЛОГИЯ


роич.сказания из чисто жреч. традиций. Наиболее крайнюю позицию занимают Я. де Фриз и Ш. Бодуэн, трактующие ритуальное происхождение М. с помо­щью методов фрейдизма.

Чисто исторически подходят к М. X. М. и Н.К. Чед-вики, в значительной мере также Баура, К. Вайс. В советской науке культурно-историч. толкование М. и связанный с этим сравнительно-историч. анализ мирового эпоса дают В. Я. Пропп (в своих поздней­ших трудах), П. Богатырев, В. М. Жирмунский, В. И. Абаев, У. Б. Далгат, Е. М. Мелетинский, Голенищев-Кутузов и др.

Для бурж. науки конца 19—нач. 20 вв. характерно большое распространение различного рода симво-лич. теорий. Родоначальником этих теорий М. был Ф. Ницше. В своем раннем произведении о происхож­дении трагедии Ницше рассматривал греч. трагедию как синтез двух начал — дионисийского (оргиастич., исступленного, экзальтированного) и аполлонийского (спокойного, величавого, уравновешенного и пласти­ческого). М. древних греков периода классики при­обрела у Ницше символич. характер, создаваясь, но его мнению, из двух осн. начал, нашедших выраже­ние в образах Диониса и Аполлона. Научно-фило-логич. обработку этой теории дал Э. Роде, а в России— В. Иванов.

Неокантианство гл. обр. в лице Э. Кассирера также пришло к пониманию М. как «символич. формы». Если Тайлор и Вундт думали, что в первобытные времена готовое понятие души переносится на внеш­ний мир, то Кассирер постулирует для М. полную неразличимость внутр. и внешнего, постепенное и очень медленное назревание противоположности внутреннего и внешнего и всеобъемлющую силу мифа, в сравнении с к-рой все остальные категории чело-веч, сознания и познания являются только вторичными и абстрактными. Неразличимость в М. идеального и реального, внутреннего и внешнего, души и тела, индивидуума и общества выдвигал в 1927—30-х гг. независимо от неокантианства А. Ф. Лосев, к-рый вто время склонялся к Гегелю, Шеллингу и Гуссерлю. Сходные теории были выдвинуты А. Иоллесом и Э. Брюсом.

Символистской теорией в своей основе является и та теория М., к-рую выдвинули экзистенциалисты, увидевшие в греч. мифологии и у Гомера свое собств. мировоззрение (Хейдеггер, К. Динельт и др.). Указанные выше мифологич. теории 20 в., несмотря на их огромное разнообразие, в подавляющем боль­шинстве основываются на индивидуалистич. филосо­фии, используя для объяснения М. ту или иную спо­собность или деятельность отд. человека, умствен­ную, аффективно-волевую, сексуальную, культур­ную, художественную, научную, религиозную и т. д. Все эти теории, несомненно, дают то или иное объясне­ние какой-нибудь реальной стороны мифотворчества. Однако ни одна из этих теорий не могла объяснить социальную сущность М. Для такого объяснения совершенно недостаточно обращения к отд. способ­ностям человеч. духа, хотя бы уже по одному тому, что эти способности сами требуют для себя объясне­ния. Раскрытие сущности и происхождения М., а также ее социально-историч. основы, возможно только с историко-материалистич. позиций.

Марксистская литература о М.

Маркс К., Капитал, т. 1, в кн.: М а р к с К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 61—93 (о фетишизме); его же, К критике политич. экономии, [М.],1953, с. 224— 225 (об античной М.); его же, Формы, предшествующие капиталистич. производству, [М.], 1940 (об идеологич. основе М.); Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной соб­ственности и государства, [М. ], 1963 (из М. матриархата); Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38, с. 370 (о «первобытном идеализме»); Л а ф а р г П., Миф о Прометее (и др. статьи по М.), в кн.: Л а ф а р г П., Очерки по истории культуры,


2 изд., М.—Л., [1928]; Богаевский Б., Ритуальный жест и обществ, строй древней Греции, в сб.: Религия и об­щество, Л., 1926; Тройский И. М., Религия греч. пас­туха (К постановке вопроса), там же; Болдырев А. В., Религия древнегреч. мореходов (Опыт изучения профессион. религии), там же; Альтман М., Слепой Фамир, в кн.: Яфетич. сборник (Recueil Japhetique), 6, Л., 1930; Бога­евский Б. Л., Мужское божество на Крите, там же; его же, Гончарные божества Минойского Крита, Изв. Акад. ист. мат. культ., т. 7, вып. 9, Л., 1931; Шмидт Р.В., Металлич. производство в мифе и религии античной Греции, там же, т. 9, вып. 8—10, Л., 1931; Тройский И. М., Миф о Дафнисе, в сб.: Язык и литература, т. 8, Л., 1932; Альтман М. С, К семантике собств. имен у Гомера, в кн.: Из истории доканиталистич. формаций, Л., 1933, с. 437—74; Богаевский Б. Л., Минотавр и Пасифая на Крите в свете этнографич. данных, в сб. ст.: С.Ф. Ольден-бургу. К 50-летию научно-общеетв. деятельности, Л., 1934, с. 95—113; Тройский И. М., Античный миф и совр. сказка, там же, с. 523—34; Кагаров Е. Г., Шаманство и явления экстаза в греч. и рим. религиях, «Изв. Акад. наук СССР». Серия 7. Отд. обществ, наук, 1934, №5; Альтман М. С, Пережитки родового строя в собств. именах у Гомера, [Л.], 1936; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Фрейденберг О., Поэ­тика сюжета и жанра, Л., 1936; Альтман М. С, Греч. М., М.—Л., 1937; Марр Н. Я., Избр. работы, т. 1—5, Л., 1933—1937; Р а д ц и г С. И., Античная М. Очерк ан­тичных мифов в освещении совр. науки, М.—Л., 1939; Д ы м-ш и ц 3., Эпифания Диониса в мифе и обряде, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологич. наук», 1939, 33, вып. 2; Ф р а н ц о в Ю. П., Фетишизм и проблема происхождения религий, М., 1940; Ф р е й д е н б е р г О. М., Орестейя в Одиссее, в сб.: Научн. бюлл. ЛГУ, № 6, 1946; Р а д ц и г С. И., Миф о до­черях Даная и связанные с ним мифы в свете совр. науки, в сб.: Доклады и сообщения филологич. ф-та МГУ, вып. 1, М., 1946; Никольский Н. М., Этюды по истории финикийских общинных и земледельч. культов, Минск, [1947]; К а з ь м е н к о К. И., Кавказские легенды о при­кованных богатырях и миф о Прометее у ранних греч. авто­ров, в сб.: Тр. Ставропольск. пед. ин-та, вып. 6, Кавказский сборник, кн. 1, 1949, с. 57—76; Штаерман Е. М., Отражение классовых противоречий II—III вв. в культе Ге­ракла, «Вести, древней истории», 1949, № 2(28); Ш е н г е -лия И., Гесиод и проблема Прометея, в кн.: Сб. науч. трудов аспирантов Тбилис. ун-та, кн. 1, Тб., 1950; его же, Древнейшие элементы мифа о Прометее, Тбилиси, 19 50 (дисс); Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1953, с. 129—66; Э н ш л е н ГЛ., Происхож­дение религии, пер. с франц., М., 1954; Лосев А. Ф., Олимпийская М. в ее социально-историч. развитии, в сб.: Уч. зап. [Моск. пед. ин-та], т. 72, Каф. классич. филологии, вып. 3., М., 1953, е г о ж е, Гесиод и М., там же, т. 83, вып. 4, М., 1954, с. 263—301; его же, Введение в античную М., в сб.:Уч. зап. пед. ин-та. Филологич. сер., вып. 5, [Душанбе], 1954; А м а ш у к е л и Е. В., Миф об аргонавтах в груз, литературе, Тб., 1954 (дисс); Матье М. Э., Древнееги­петские мифы, М.—Л., 1956; П и ч х а д з е М. И., К исто­рии проблемы Прометея, в сб.: Сообщения Акад. наук Груз. ССР, т. 19, № 1, ТО., 19 57, с. 121 —127; К у б л а и о в М. М., Легенда о ристалище Ахилла и ольвийские агонистпч. празд­нества (К истории формирования культов античного полиса), в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т.] 1, М.—Л., 1957; Лосев А. Ф., Античная М. в ее историч. развитии, М., 1957; его же, Совр. проблемы изучения ан­тичной М., «Вестн. истории мировой культуры», 1957, №3; его же, Chaos antyczny, «Meander», 1957, № 9; Тока­рев С. А., Религ. верования восточнославянских народов XIX — нач. XX в., М.—Л., 1957; Кинжалов Р. В., Пандора (К мифу у Гесиода), в сб.: Ежегодник Музея исто­рии религии и атеизма, [т.] 2, М.—Л., 1958; Мелетин­ский Е. М., Предки Прометея (Культурный герой в мифе и эпосе), «Вестн. истории мировой культуры», 1958, № 3(9); Тренчени-Вальдапфель И., М., пер. с венг., М., 19 59; Францев Ю. П., У истоков религии и свобо­домыслия, М.—Л., 1959; Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960, с. 237—341 (учение об историч. напластованиях в М. Го­мера); С п и р к и н А., Происхождение сознания, М., 1960, гл. 9;Штаерман Е. М., Мораль и религия угнетенных классов рим. империи, М., 1961; Токарев С. А., Что такое М.?, в сб. ст.: Вопросы истории религии и атеизма, [вып.] 10, М., 1962; Д о н и н и А., Люди, идолы и боги, пер. с итал.,М., 1962.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.