Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 19 страница



Вероятность заключений по методам 1—5 может быть различной. Наибольшей вероятностью,— во мно­гих случаях практически приближающейся к досто­верности, — обладают заключения по методу 2. Этот метод является в основном методом эксперимента, и это обусловливает его особую ценность. Применяя метод 2, исследователь вводит или исключает нек-рые обстоятельства и наблюдает за изменением ситуации. Метод 1 носит более пассивный характер: это преиму­щественно метод наблюдения. Методы 4 и 5 применя­ются как при наблюдениях, так и при экспериментах. Вероятность заключения по методу 1 существенно меньше вероятности выводов по методу 2, однако она повышается с повышением числа рассмотренных слу­чаев изучаемого явления и с увеличением разнооб­разия вводимых в изучение обстоятельств. Метод 3 следует рассматривать как развитие метода 1: к ме­тоду 1 в его обычном применении (т. е. к сравнению случаев, в к-рых изучаемое явление происходит) здесь присоединяется сравнение случаев, в к-рых явление отсутствует, а также сравнение первого ряда случаев со вторым; вопреки буквальному смыслу принятого названия метода 3, последний не следует рассматри­вать в качестве последоват. применения методов 1 и 2 (сам Милль называл этот метод также и «косвенным методом различия»); вероятность заключений, полу­ченных по этому методу,обычно выше, чем по методу 1. Своеобразие метода 5 состоит в том, что он требует от исследователя больших, чем в случае остальных мето­дов, предварит, знаний об изучаемом явлении, т. к. для его применения необходимо знать действия нек-рой части предшествующих обстоятельств слож­ного явления.

Указанные выше трудности применения методов Бэкона — Милля отнюдь не свидетельствуют о ка­кой-то их несостоятельности, а связаны с общим ха­рактером эмпирич. исследования, к-рое никогда не дает полной достоверности, оставляя открытыми воз­можности для уточнения результатов. Любые эмпирич. обобщения и законы в принципе носят вероятностный


МЕТРИОПАТИЯ — МЕТРОДОР ЛАМПСАКСКИЙ 423


характер. В практике науч. исследования методы Бэ­кона—Милля используются не изолированно, а в ком­бинации друг с другом и с иными методология, и логич. средствами — абстрагированием, аналогией, гипоте-тико-дедуктивным методом, дедуктивными выводами и др. Важным источником повышения надежности за­ключений по этим методам является использование имеющегося теоретич. знания для оправдания обосно­ванности^ данном конкретном исследовании, тех пред­положений, к-рые лежат в основе используемого ме­тода (единственность сходства или различия, невоз­можность в рассматриваемом случае множественности причин и т. п.). Следует также иметь в виду, что после получения, по методам Бэкона — Милля, предполо­жения (гипотезы) о причинной связи, оно обычно до­полняется дедуктивной проверкой, связанной с объяс­нением имеющихся и с предвидением новых фактов при помощи полученной гипотезы. Особое значение при этом имеют количеств, методы исследования, преж­де всего исследования функциональных зависимостей, что дает возможность применить к анализу причин­ных связей математич. аппарат.

М. и. п. с. являются, прежде всего, приемами получения знания о причинных связях на ос­нове эмпирич. данных и средством открытия новых фактов опытного характера. Если эти методы применяются надлежащим образом, то они гаранти­руют одновременно и логич. обоснованность (в пределах доступной для них вероятности заключе­ний) полученных результатов.

Когда в процессе познания совершается переход от изучения причинных связей между эмпирически данными явлениями к раскрытию более глубоких закономерностей действительности, методы Бэкона— Милля, взятые сами по себе, становятся мало приме­нимыми. Исследование закономерностей, представляю­щих собой сложные переплетения причинных связей на различных уровнях сложности рассматриваемой области действительности (включая отношения между постулируемыми теорией «внутренними» параметрами вещей и их «внешними» — доступными эмпирич. обна­ружению — проявлениями) осуществляется при по­мощи всего арсенала средств теоретич. и эксперимен­тального исследования [процессы идеализации и создания систем абстрактных понятий, применение аксиоматич. метода, построение теоретич. моделей и их реализация на электронных вычислит, машинах, гипотетико-дедуктивная (включая применение экспе­риментов) проверка теоретических положений, ши­рокое использование современных измерительных приборов и др.].

Изучение логич. стороны процесса исследования причинных связей в совр. логике, наряду со строгим анализом и уточнением исходных понятий методов Бэкона—Милля: понятий причины, явления и др. {см., напр., Z.Czerwinski, О pojeciu przyczyny i kano-nachMilla, в журн. «Studia logica», 1960, t. 9), связано с обобщением этих методов на более сложные случаи причинных отношений, с использованием их в попыт­ках анализа более общего, чем причинность, понятия связи, с развитием идей вероятностной логики (см. G. H. von Wright, A treatise on induction and pro­bability, 1960).

См. также Логика индуктивная и лит. к этой статье.

Лит.: М и н т о В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., 6 изд., М., 1909, кн. 2;Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946, гл. 20, Асмус В. Ф., Логика, [М.1, 1947, гл. И, 12; Г о р с к и й Д. П., Логика, М., 1954, гл. 7; Логика, М., 1956, гл. 11; К л а у с Г., Введение в формальную логику, пер. с нем., М., 1960, гл. 8; 3 и н о в ь-е в А. А., К определению понятия связи, «Вопр. философии», 1960, № 8; Б у н г е М., Причинность, пер. с англ., М., 1962; Котарбиньский Т.,- Избр. произв., пер. с польск., М., 1963, с. 579—606; Nicod J., Le probleme logique de l'in-duction, P., 1961.

Б. Бирюков, В. Швырёв, Москва. А. Суханов. Челябинск.


МЕТРИОПАТИЯ (греч. (летрюпя&ею, от (лётрю?—уме­ренный и тшЭо? — страсть) — принцип др.-греч. этики, означающий требование умеренности в стра­стях. В др.-греч. этике он противополагался апа­тии — отсутствию страстей. Принцип М. содер­жится уже у т. н. семи мудрецов (7—6 вв. до н. э.). Таковы изречения: «Старайся быть спокойным» (Хи­лой), «Обуздывай страсть к удовольствиям» (Клеобул), «В счастье будь умерен, в несчастье — благоразумен» (Периандр), «Язык, чрево и похоть обуздывай» (Ана-харсис), «Не гнев, а ум должен властвовать» (Эпихарм) и т. п. Особенное развитие М. получает в этике Де­мокрита и Эпикура, к-рые рекомендовали умеренность в чувств, наслаждениях в качестве необходимого усло­вия для достижения душевного покоя. У Демокрита умеренность выступает в качестве осн. нормы пове­дения как в политич. жизни, так и в области чувств, наслаждений.

Принцип М. встречается и у Платона, к-рый учит о том, что печаль надо умерять посредством разумного начала, «мыслящего но мере» (R. Р. 603). Об уме­ренности Платон трактует и в др. своих диалогах, напр. в «Филебе». В школе Платона этот вопрос об­суждал Крантор, к-рый в борьбе против стоиков, тре­бовавших полного подавления страстей, отстаивал положение о том, что умеренное удовлетворение естеств. чувств человека законно.

М. является одним из основополагающих принципов «Этики» Аристотеля. Аристотель определяет этич. до­бродетель как середину между двумя противополож­ными крайностями: «слишком много» и «слишком мало», избытком и недостатком. Так, по учению Арис­тотеля, храбрость есть середина между трусостью и безрассудной смелостью, щедрость есть середина меж­ду скупостью и расточительностью. Определить в каж­дом отд. случае, где лежит середина между противо­положными крайностями,— дело разума. Отсюда выте­кало требование подчинения страстей разуму, к-рый держит их в границах умеренности.

Учение о М. лежало и в основе др.-греч. медицины. Алкмеон в своей теории исономии учил, что здоровье есть равновесие противоположностей, образующих человеч. организм, а сущность болезни состоит в том, что какая-либо одна из противоположностей стано­вится преобладающей. В теории Алкмеона содер­жится также учение о «соразмерности» образующих человеч. организм элементов, к-рое было далее раз­вито Гиппократом и Галеном.

Лит.: Лосев А. Ф., Эстетич. терминология ранней греч. литературы (эпос и лирика), «Уч. зап. МГПИ», т. 83, вып. 4, 1954; Lane H., Ma(3 und Mitte. Eine problemge-schichtliche Untersuchung zur friihen griechischen Philosopnie und Ethik, Minister, [1960J (Diss.)._ А. Маковелъский. Баку.

МЕТРОДОР ЛАМПСАКСКИЙ (Мт^роВшро? Лацфахт]-vo;) (330—277 до н. э.) —теоретик и пропагандист эпи­куреизма, друг, ученик и единомышленник Эпикура; вместе с Полиэном и Эрмархом входил в руководящее ядро школы Эпикура, известной под названием «Сад». М. Л. написал большое количество произведений: «Против софистов», «Против диалектиков», «Против Демокрита», «Об ощущениях», «Об изменении» и др., из к-рых до нас дошли только отрывки. В этих рабо­тах М. Л. с позиций эпикурейского материализма разрабатывал вопросы теории познания, этики, ри­торики, выступал против агностицизма Горгия и идеа­лизма Платона.

Фрагменты: Epicurea, ed. Н. Usener, Lipsiae, 1887; Metrodori Epicurei fragmenta, col. A. Koerte, «Jahrbii-cher class. Philol.», 1890, 17 Suppl.-Bd, S. 529—97; Де­мокрит в его фрагментах и свидетельствах древности, [М.], 1935, с. 30, 166, 278, 376; Лук рец и й, О природе вещей, [т.] 2, [М.], 1947, с. 613—25; Материалисты древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955, с. 218—24.

Лит.: БоричевскийИв., Древняя и соврем, фило­софия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.—Л., 1925; его же, Краткий очерк истории древнего материализма,


424МЕХАНИКА КВАНТОВАЯ — МЕХАНИЦИЗМ


Л., 1930; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 269, 282; Ша к и р-3 а де А. С, Эпикур, М., 1963, с. 38, 39, 105, 133— 137, 140; Pellegrini S., Problemi di Metrodoro, «Classici e Ncolatini», 1905, № 1; Sudhaus S., Metrodore, «Hermes», 1906, p. 45—58, 1907, p. 645—47; Krohn C, Der Epicu-reer Hermarchos.B., 1921 (Diss.); Kpicuri Epistulae tres ..., ed. P. von der Miihll, Lipsiae, 1922; Epicuri et Epicureorum scripta..., Berolini, 1928.

M. Петров. Ростов-на-Дону. Шакир-Заде. Баку.

МЕХАНИКА КВАНТОВАЯ— наука о законах движения микрочастиц — составная часть квантовой теории. Была создана в 20-х гг. 20 в. Л. де Бройлем, В. Гейзенбергом, Н. Бором, М. Борном и др. На М. к. базируются совр. теории вещества — атомного ядра, атома, молекулы и др.

«МЕХАНИСТЫ»— название, закрепившееся в ис-торико-филос. лит-ре за группой сов. философов (Ак-селърод, Варъяш, Сарабьянов, Скворцов-Степанов, А. К. Тимирязев и др.), в работах и выступлениях к-рых в 20—30-е гг. имели место отступления от прин­ципов диалектич. материализма к механистич. истол­кованию явлений природы и общества, извращения марксистской философии (см.Механицизм). Поскольку правый оппортунизм, представлявший тогда гл. опас­ность в партии, при обосновании своей антиленинской нолитич. линии опирался на механистич. методологию, «механицизм» в сов. философии 20-х гг. являлся гл. опасностью.

Существо отступлений «М.» от диалектич. материа­лизма к механистич. т. зр. состояло в отрицании фи­лософии как науки, игнорировании ее значения для естествознания. Ряд «М.», считавших, что общие вы­воды естествознания делают ненужным существование философии как особой, отд. науки (см. И. Степанов, Историч. материализм и совр. естествознание, 1926, с. 55), растворял диалектич. материализм в «по­следних выводах науки». Не понимая сущности мате-риалистич. диалектики, они утверждали, что «для настоящего времени диалектическое понимание п р и-р о д ы конкретизируется именно как механисти­ческое понимание...» (Степанов И., Диалектич. материализм и деборинская школа, 1928, с. 73). Выс­шие, сложные формы движения «М.» сводили к отно­сительно более простым, а в конце концов — к меха-нич. движению. В соответствии с этим они считали, напр., что явления жизни в конечном счете сводимы к физико-химическим процессам, что «... все действия живого организма есть действия машины, механизма» (Сарабьянов В., Беседы о марксизме, 1925, с. 14). Учению диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей «М.» противопоставляли «теорию равновесия» и в соответствии с ней рассмат­ривали скачки как «процессы нарушенного равно­весия» (Сарабьянов В., Основное в едином науч. мировоззрении—методе, 1925, с. ИЗ). «М.» но существу отрицали объективный характер качества, считая, что оно создается активностью сознания, что «для логики качество есть категория оценки» (С а-рабьянов В., В защиту философии марксизма, 1929, с. 186). «М.» отрицали также объективное суще­ствование случайности как формы проявления необ­ходимости, утверждая, что «мы говорим о случайности в том условном смысле, что мы не можем объяснить все, что происходит в мире...» («Диалектика в приро­де», сб., № 3, Вологда, 1928, с. 97).

Взгляды «М.», особенно в 1925—29, подверглись критике на широких науч. дискуссиях и в печати. Вторая Всесоюзная конференция марксистско-ленин­ских учреждений (1929) отметила в своем решении, что «механицизм», «ведя по существу борьбу против философии марксизма-ленинизма, не понимая основ материалистической диалектики и подменяя на деле революционно-материалистическую диалектику вуль­гарным эволюционизмом, а материализм — позити­визмом, объективно препятствует проникновению ме-


тодологии диалектического материализма в область естествознания и т. д., это течение представляет явный отход от марксистско-ленинских философских пози­ций» [«Вестник коммунистич. академии», 1929, № 32 (2), с. 243]. В постановлении ЦК КПСС от 25 янв. 1931 о журнале «Под знаменем марксизма» «механицизм» был квалифицирован как «попытка своеобразной реви­зии марксизма» (см. «О парт, и сов. печати», сб., 1954, с. 406-07).

Идейно-теоретич. критика взглядов «М.» в 20 — нач. 30 гг. способствовала изживанию позитивистских настроений среди части сов. ученых, усилению влия­ния диалектич. материализма на естествознание и обществ, науки, раскрытию огромного методологич. значения марксистско-ленинской диалектики и тем самым имела большое положительное значение для развития сов. науки, марксистско-ленинской филосо­фии.

Лит.: Столяров А. К., Диалектич. материализм и махисты, Л., 1930; За поворот на филос. фронте. Сб. статей, М.—Л., 1931; Н а р с к и й И. С, С у в о р о в Л... Н., Позитивизм и механистическая ревизия марксизма, М., 1962; Методологич. проблемы науки. Материалы заседания президиума АН СССР, М., 1964, с. 117 — 18, 285—86.

М. Митин. Москва.

МЕХАНИЦИЗМ— односторонний метод познания и соответствующее ему миропонимание, основываю­щееся на представлении, будто механич. форма дви­жения есть единственно объективная. Последоват. проведение этого взгляда приводит к отрицанию ка­честв, многообразия явлений в природе и обществе, к представлению о многообразии как о лишь субъек­тивной иллюзии. Более широко М. понимается как вообще метод «сведения» сложных явлений к их более простым составляющим, метод разложения целого на части, неспецифичные для данного целого (на био-логич. отношения, когда речь идет о социальных явле­ниях, на физико-химические, когда речь идет о биоло­гии и т. д.). Однако, напр., тот факт, что устойчивость органич. молекул объясняется с помощью квантово-механич. законов движения, не может служить осно­ванием для вывода, что биология сводится к кванто­вой механике и не имеет своих специфич. закономер­но стей.

Исторически М. выступал в качестве господств, направления науч.-материалистич. мысли на протя­жении 16—18 вв. и составлял исторически обуслов­ленную ограниченность естествознания и философии этого периода. Эта ограниченность исторически оправ­дана тем, что механика была в то время единств, нау­кой, получившей достаточное развитие и применение в произ-ве, и потому казалась «наукой вообще», абсо­лютной наукой, руководствующейся соответственно абс. методом — математикой, понимаемой в основном механистически. Классич. представителями М. могут считаться Галилей, Ньютон, Лаплас (в естествозна­нии), Гоббс, Ламетри, Гольбах (в философии), Типич­ными представителями М. в 19—20 вв. являлись Бюх-нер, Фохт, Молешотт, Дюринг. Односторонне-меха-нистич. подход к познанию природных и общественно-исто рич. явлений уже внутри указанного периода подвергался критике со стороны выдающихся пред­ставителей диалектич. мышления (Спинозы, Лейб­ница, отчасти Дидро). Как ограниченно оправданный метод мышления он был «снят» Гегелем (к-рому, кста­ти, принадлежит и сам термин «М.») в более высоком, диалектическом понимании задач и природы мышления.

Критикуя М., Гегель одновременно отождествлял его недостатки с природой материализма вообще. Ге­гель «...хотел унизить материализм эпитетом „механи­ческий". Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм — французский материализм XVIII ве­ка — был действительно исключительно механи­чески м...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 568—69).


МЕХАНИЦИЗММЕХСЕТИ-ХАНУМ 425


М.есть пройденный историч. этап развития матери-алистич. философии, и всякая попытка возродить М. в условиях совр. науч. развития должна расцени­ваться как вульгаризация, противоречащая и объек­тивным закономерностям историч. развития знания, и их выражению в диалектич. логике.

Возможность возрождения М. постоянно сохраняет­ся в силу того факта, что любая, сколь угодно слож­ная и развитая форма движения материи заключает в своем составе механич. движение как одну из сторон. Механика, — именно потому, что ее законы получены путем абстрагирования от качественной специфики любой из материальных систем и в силу этого выра­жают лишь абстрактно-всеобщие, пространственно-временные условия существования любой из них, — не может ничего сказать о том, что именно и почему происходит во Вселенной внутри этих условий, подоб­но тому, как грамматика ничего не может сказать о содержании тех произведений, к-рые созданы в согла­сии с ее требованиями. Поэтому с законами механики и могут быть согласованы не только различные, но и прямо противоположные процессы и явления. Но при этом они обязательно утрачивают свою качеств, специфику и представляются с их абстрактно-всеоб­щей стороны, т. е. непротиворечиво. Поскольку М. и есть т. зр. такого сведения, постольку все реальное богатство качеств, многообразия явлений в природе и обществе является, с т. зр. М., продуктом чистой случайности. Так, напр., для механистич. материа­лизма «...тот факт, что материя развивает из себя мыс­лящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит» (там же, с. 523—24).

По отношению к любой форме движения, кроме чисто механической, М. естественно и логично при­водит к выводу о принципиальной невозможности ее точного познания. М. у Галилея, Гоббса, франц. мате­риалистов ни в малейшей степени не затронут агности­цизмом. Но в 19 в. перед лицом громадного обогащения естествознания содержанием, диалектическим до существу, среди естествоиспытателей-механистов рас­пространяются агностич. взгляды. Знание, раскры­вающее природу надмеханич. областей движения, где в силу вступают как раз качеств, различия и соотно­шения меры, М. объявляет ненаучным. Этот нигилизм в отношении диалектики приводит М. к тому, что на место третируемых им диалектич. понятий и кате­горий он подставляет понятия неких впешних сил, в к-рых реальные моменты, абстрагированные от дви­жения, превращаются в самостоятельно существую­щие механич. «причины» этого движения, в особые «силы». В пределах механики эта методология не при­носит большого вреда, но как только т. зр. механики превращают в единственно научную, т. е. становятся на позицию М., эта методология тотчас же обнаружи­вает свою несостоятельность. «В механике причины движения принимают за нечто данное и интересуются не их происхождением, а только их действиями. По­этому если ту или иную причину движения называют силой, то это нисколько не вредит механике как тако­вой; но благодаря этому привыкают переносить это обозначение также и в область физики, химии и био­логии, и тогда неизбежна путаница» (там же, с. 407).

Особенно наглядно эта антинаучность М. проявляет­ся в экскурсах сторонников М. в область проблемы мышления, сознания, вообще человеч. деятельности, связанной с проблемой цели, свободы и т. п. категорий. Пытаясь изобразить мышление как функцию механич. системы, М. оставляет без внимания все те условия, при к-рых мозг действительно мыслит. Представители М. в кибернетике игнорируют специфич. отличия автоматов от живых систем, к-рым присущи состояния потребности, самостоят, выработка цели и критерий


отбора реакций и т. д., а в отношении человека игно­рируют все действит. движущие причины нроцесса мышления, — чувственно-предметную деятельность обществ, человека, преобразующего природу, связан­ные с ней цели и т. д., также принимая эти причины за нечто данное и пытаясь толковать их в свою очередь чисто механически. Столь же несостоятелен М. и в трактовке проблемы жизни. Тем самым М. оказы­вается питательной почвой для витализма, телеоло­гии и идеализма, старающихся заполнить те «белые пятна», к-рые М. неспособен заполнить принципиаль­но, а не только «на сегодняшний день». Поэтому вита­лизм и телеология являются неизбежным дополне­нием М.

М. как позиция в философии представляет собой типичное проявление метафизич. метода мышления, неспособного справиться с противоречием. Сталки­ваясь с противоречием, с наличием противоположных определений, М. всегда старается зачеркнуть одно из них (напр., качество в угоду количеству) или же принимает то одно, то другое (то абс. случайность, то столь же абсолютную необходимость), то дискрет­ность, то непрерывность и т. д. Не будучи в силах по­нять противоречие как подлинную действующую при­чину всякого движения и развития, М. мистифицирует и самое понятие действующей причины, понимает движение не как самодвижение материи, а как резуль­тат действия внешней силы, и материя начинает пред­ставляться как сама но себе инертная и косная масса. Так, с т. зр. механистич. детерминизма Лапласа, за­кон инерции представляет собой «закон самонедея-тельности материи», в то время как с позиций диалек­тич. материализма закон инерции есть «...отрицатель­ное выражение неуничтожимости движения» (там же, с. 343).

Диалектич. материализм установил на основе обоб­щения данных науки, что механич. движение есть сторона, абстрактно-всеобщее условие всякого дви­жения. В составе высших, надмеханич. процессов оно оказывается «побочной формой», необходимой, но далеко не достаточной для характеристики природы этих процессов.В составе этого высшего низшие формы движения проступают самостоятельно лишь при со­скальзывании с высшего уровня развития на низший. Так, физико-химич. процессы выступают самостоя­тельно в живом организме в полную силу лишь с его смертью. Тем самым М. как вполне реальная, но аб­страктно-всеобщая характеристика действительности и ее науч. выражения был преодолен и «снят» в составе более глубокого понимания действительности и про­цесса ее теоретич. познания.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Гегель, Энциклопе­дия филое. наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М.—Л., 1929; его ж е. Наука логики, Соч., т. 5, 6, М., 1937—39; С а м у с-к е в и ч А. В., Нек-рые филос. вопросы атомистики и борь­ба против М. в совр. физике, в сб.: Науч. тр. по философии [Белорус, ун-та], вып. 1, Минск, 195В; Вислобоков А. Д., Марксистская диалектика и совр. М., М., 1962.

А. Потемкин. Ростов-на-Дону.

МЕХСЕТЙ-ХАНУМ(Г а н д ж е в и) (12 в.) — азерб. поэтесса и мыслитель. Идеалистич. мировоззрению М. свойственны, однако, материалистич. тенденции: в ос­нове материального мира, по М., лея«ат 4 элемента (воздух, огонь, вода и земля). Материя совершает постоянный круговорот, воплощаясь в различные фор­мы. М. сурово осуждала гнет и насилие, выступала против патриархально-феод. порядка. «Кто совершает зло, тот увидит зло»,— предупреждает она угнетате­лей. Резкой критике подвергла М. мораль господств, класса, лицемерие и распущенность духовенства. В мировоззрении М. нашли отражение настроения ремесленников и городской бедноты.

Соч.: Диван, Рукопись (хранится в Рукописном фонде Академии наук Азерб. ССР); Мехсети и Амир Ахмед, Руко-


Й25 МЕЧНИКОВ — МИД


лись (хранится в Рукописном фонде Академии наук Азерб. ССР).

Лит.: Ордыбады М., Азерб. лит. эпохи Низами, в сб.: Низами, [сб.] 3, Баку, 1941; Ishague M., Four «minent poetesses of Iran, Calcutta, 1950.

С. Рзакулизаде. Баку.

МЕЧНИКОВ,Илья Ильич [3(15) мая 1845 — 12 (15) июля 1916] — рус. биолог. Род. в семье по­мещика. Окончил Харьковский ун-т (1864), специа­лизировался и занимался науч. исследованиями за границей (1864—67), был проф. Новороссийского (Одесского) и Петерб. ун-тов, почетный академик (1902). Основал (1886) в Одессе первую бактерио-логич. станцию. С 1888 переехал в Париж, где рабо­тал до конца жизни в Пастеровском ин-те. Труды М. относятся к проблемам общей биологии, дарвинизма, зоологии, эмбриологии, микробиологии и медицины. За фагоцитарную теорию, сформулированную М. для объяснения процессов воспаления и иммунитета (1883—1901), был удостоен Нобелевской премии (1908). Большую роль в истории биологии сыграла теория М. о происхождении многоклеточных орга­низмов (теория фагоцителлы). Широкую известность приобрела также выдвинутая М. теория причин ста­рости и смерти — первая попытка науч. анализа этих явлений. На основе этой теории им было сфор­мулировано учение об «ортобиозе»— «оптимистиче­ское понимание жизни и смерти» для обеспечения -«полного и счастливого цикла жизни, заканчиваю­щегося спокойной естественной смертью» (см. «Этюды о природе человека», 1903; «Этюды оптимизма», 1907).

М. рассматривал в своих трудах многие общетеоре-тич. и общефилос. проблемы, допуская биологизацию нек-рых социальных явлений. М. занимал материа-листич. позиции, критикуя религию и идеализм. Однако, причисляя себя к сторонникам «рациональ­ного мировоззрения» (см. «Сорок лет искания рацио­нального мировоззрения», 1913), М. не преодолел ограниченности позитивизма и агностицизма.

С о ч.: Страницы воспоминаний. М., 1946; Избр. биоло-гич. произв., М., 1950; Избр. произв., М., 1956; Этюды 'О природе человека, М., 1961; Академич. собр. соч., т. 1 — 15, М., 1955—62.

Лит.: Мечникова О. Н., Жизнь И. И. М., М.— Л., 1926 (имеется библ. трудов М.); И. И. Мечников. Памяти великого ученого. Сб. ст., X., 1947; Острянин Л. Ф., Мировоззрение И. И. М., [X.], 1948; Залкинд С. Я., И. И. Мечников, М., 1957; X и ж н я к о в В. В., В а й н д-рах Г. М., X и ж н я к о в а Н. В., Творчество М. и лит. о нем (Библ. указатель), М., 1951.

А. Гайсинович. Москва.

МЕЧНИКОВ,Лев Ильич [18 (30) мая 1838 — 18 (30) июня 1888]— рус. географ, социолог и публи­цист, брат И. И. Мечникова. Учился в Харьковском ун-те (1855—56), Петерб. медико-хирургич. академии (1857), Петерб. ун-те. Не закончил образования, т. к. преследовался за участие в студенч. движении. С 1860 участвовал в нац.-освободит. борьбе итал. на­рода, волонтер в «тысяче» Гарибальди; был ранен. В сер. 60-х гг. в Италии сблизился с Бакуниным, усвоил нек-рые его идеи. Переехав в Женеву (1865), принимал участие в делах Интернационала и рус. ре-волюц. пропаганды, сотрудничал в герценовском «Ко­локоле». В 1874—76 читал лекции в Токийском ун-те; в 1883—88 занимал кафедру в Невшательской Ака­демии наук (Швейцария), участвуя в подготовке тру­да Э. Реклю («Nouvelle geographie universelle. La ter-re et les hommes», v. 1—19, 1876—94; рус. пер.— «Земля и люди. Всеобщая география», т. 1—19,1898— 1901). В 1889 в Париже на франц. яз. вышло гл. соч. М. «Цивилизация и великие историч. реки. Географич. теория развития совр. обществ» («La civi­lisation et les grands fleuves historiques», рус. пер. 1898, более полный — 1924).

М.— представитель географической школы в социо­логии. В обществе, по М., имеет место постоянный прогресс, проявляющийся в «...нарастании обще-


человеческой солидарности» («Цивилизация...», 1924, с. 42). Различные формы солидарности прояв­ляются в кооперации; область социологии охватывает все факты, где наблюдается кооперация. М. понимал кооперацию в значит, степени натуралистически, видя ее даже в механич. связи первичных недифференци-ров. многоклеточных организмов. Прогресс социаль­ной связи состоит в том, что она все более принимает психологич. характер и выливается в форму свобод­ного союза. Общество движется от деспотизма с его угнетением личности к анархии с ее полной свободой. Выступая против расистских идей К. Фохта, UI. Ле-турно и др., подвергая в этой связи критике колониа-листскую политику капиталистич. гос-в, М. видел основу историч. развития в условиях географич. сре­ды и прежде всего в гидросфере. Водные пути, по М., являясь как бы синтезом географич. условий, оказы­вают гораздо большее влияние на развитие общества, чем др. компоненты среды. В соответствии с тем, что составляет основу цивилизации — река, море или океан,— М. делил историю человечества на три периода: 1) Речной, охватывающий 4 древних циви­лизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ); отличит, черты этого периода — деспо­тизм и рабство. 2) Средиземноморский, или средне­вековый (с основания Карфагена до Карла Великого), характеризующийся крепостничеством, подневольным трудом, олигархич. и феод, федерациями., 3) Океани­ческий, охватывающий новое время (с открытия Аме­рики); этот период, по М., только начинается; в нем должны осуществиться свобода (уничтожение принуж­дения), равенство (ликвидация социального неравен­ства), братство (солидарность согласованных инди­видуальных сил). Данная М. периодизация внутренне противоречива и не может объяснить, напр., отсут­ствие синхронности в развитии восточных (Индия, Китай) и западных (Египет, Месопотамия) цивили­заций, отнесение одинаковых по типу гос-в (Египет и Финикия) к разным историч. периодам, а неодина­ковых (Рим и гос-во Карла Великого)— к одному, исчезновение тех или иных культур в неизменя­ющихся географич. условиях и т. д. Тем не менее теория М. сыграла положит, роль в борьбе с рели-гиозно-мистич. концепциями общества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.