Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 17 страница




как логику сочетания атомов, к-рое он обозначил как причинность. Тем самым логика движения атомов стала впервые в философии М. познания мира. Благодаря этому различение «мира по истине» и «мира по мнению» получило у Демокрита мотодологи­ческий смысл. Тем не менее философская теория Де­мокрита как и его М. оставались еще в рамках натурфилософии, и вопрос о познавательном отно­шении человека к миру здесь не ставился как фило­софская проблема.

Сократ поставил в центр филос. проблематики во­прос о всеобщем как специфич. категории знания. Платон, придав взглядам Сократа форму филос. сис­темы путем создания теории идей, или идеальных сущ­ностей, истолковал сократич. М. как путь движения мышления от низших понятий к высшим, различив два рода знания: разумное познание сущности и мне­ние. Первое в свою очередь разделяется на научное знание, исследующее саму сущность, т. е. идеальные первоначала, и познание посредством рассуждения. Последнее принимает идеальные предметы за предпо­ложения и делает из них выводы, не восходя к перво­началам (так обстоит дело, напр., в геометрии). Т. о., Платон понял, что научное познание означает позна­ние сущности предмета. Однако он противопоставил изучение сущности как самостоят, «предмета» из­учению конкретно-материальных вещей, как, с его идеалистич. т. зр., чего-то ничтожного. Поэтому М. у Платона был по существу чисто дедуктивным. Арис­тотелю принадлежит первая попытка определения предмета и содержания логики как филос. науки о мышлении. У него нет и намека на гносеологизм нового времени. Мышление ни в какой мере не проти­вопоставляется им бытию, так что соответствие мысли объекту выступает у него в качестве критерия истины непосредственно. Поэтому проблема соотношения общего и единичного принимает у него значение объек­тивной логики взаимосвязи вещей. Но именно вслед­ствие этого единичное и общее были в его философии определены как два «рода сущего». Такая «рядопо-ложность» объективной реальности конкретных тел и общих законов совпадала с экстенсивным, «класси-фикаторским» характером совр. ему науки, в к-рой отсутствовала еще конкретно-научная теория естеств. процессов. Поэтому анализ сущности вещей и процес­сов велся все еще в плане умозрительно-философском. В такой ситуации в качестве М. у Аристотеля высту­пил способ упорядочения и согласования материала науки с т. зр. логики координации и субординации статич. форм отношения объектов. М. оказался спо­собом получения знания из уже имеющегося знания, т.е. способом приобщения к уже имеющемуся знанию (см. Аналитики, Вторая аналитика, 1,1). Если в ка­честве органона, т. е. М. доказат. сообщения налично­го знания, у него выступает формальная логика, то его умозрит. содержат, анализ идет диалектически, но выработать диалектич. логику как М. он оказался не в состоянии. Т. о., логика Аристотеля имеет двойст­венный характер: она положила начало формальному подходу к анализу знания, нахождению критериев соответствия знания знанию. Но одновременно Аристотель пытался определить пути достижения но­вого знания, совпадающего в своем содержании с объектом.

Возникновение М. научного познания связано с раз­витием опытной науки нового времени. Разработка физико-математич. основ механики, ставшей теорией производств, практики, получила обществ, значение универсальной естественнонаучной картины мира, к-рая явилась отрицанием натурфилософии и «мета­физики» в старом смысле филос. науки о «сущем». Новая философия понималась как общая теория пре­образования мира в интересах человека. Поэтому IVL


МЕТОД 415


становится гл. и осн. содержанием философствования эпохи. Напр., Ф. Бэкон прямо решает в своих соч. задачу построения детализир. М., к-рый мог бы быть программой научно-практич. исследования. Наука должна исходить из анализа, наблюдения и экспери­ментов, восходя к познанию причин, законов, простей­ших элементов («натур» и «форм»). Способом такого восхождения является индукция, именуемая им выве­дением, или порождением, аксиом из опыта. Галилей, отвергая попытки схоластов найти истину путем сопо­ставления текстов авторитетов, разработал и применил в практике своих научных исследований М. рацио­нальной обработки опытных данных. Характерной особенностью М. у Галилея является сочетание опыта наблюдений и эксперимента с точным математич. анализом и количеств, выражением полученных в опы­те результатов. Декартовский М. является следствием его учения о мире; в этом М. механич. мировоззрение тесно связано с признанием реформированной мате­матики единств, средством познания мира. Причем математика берется со стороны ее М. и практич. на­значения, а не как учение о количеств, отношении. Здесь Декарт отвергает схоластику, к-рая учит «...рас­суждать о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы изучать это» (Избр. произв., М., 1950, с. 171). Логика создания научной теории на основании экспериментов и постановки новых экспериментов на базе опытной теории составляет содержание нового научного поня­тия М. Научный эксперимент явился исторически первой формой единства теории и практики. Такое огранич. понимание практики имело существ, значе­ние в том, как складывались взаимоотношения науки и философии. Человек как субъект познания, носитель опыта, оказывался, с этой т. зр., за пределами прак­тики, и тем самым абсолютизировался. В идеалистич. философиях он выступал как абсолютное сознание, а в материалистич. сенсуализме — как робинзон, абсо­лютный индивид, сознание к-рого нацело определялось особенностями его физич. организации. И в том и в другом случае философия выступала как гносеоло­гия, т. е. теория знания, исходящая из противопо­ставления абс. субъекта столь же абс. объекту. Этот период в развитии науки ст. зр. М. может быть оха­рактеризован, по Марксу, как период аналитич. вос­хождения к абстрактным определениям (см. К. Маркси Ф. Энгельс, Соч., т. 12, с. 726). На этом ана­литич. пути закладываются абстрактные теоретич. основы всех совр. наук. Но именно в силу абстракт­ности этих аналитич. определений предмет науки ока­зывается объясненным в них как застывший, раз на­всегда данный. Вот почему «перенесенный Бэконом и Локком из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий — метафизический способ мыш­ления» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 21). Исто-рич. ограниченность этого этапа развития науки и научного М. обнаружилась в проблеме происхож­дения, к-рая неизбежно оказалась вне досягаемости аналитически-экспериментальных М. конкретных наук. Поэтому последние оказались не в состоянии выработать собств. «начала» и «принципы». Ими зани­малась философия, к-рая именно в силу «трансцен­дентности» этих принципов конкретным границам науки, конструировала принципы умозрительно.

В критич. М., созданном Кантом, сделана попытка преодолеть догматизм метафизики 17 в. Попытка эта выросла из протеста против метафизич. манеры философствования, связанной с некритич. принятием ньютоновской механики как модели теоретич. построе­ния мира вообще. Выступив в докритич. период своего творчества как исследователь'проблем естествознания и философии природы с ньютоновских позиций, Кант столкнулся с рядом универсальных противоречий,


к-рые были потом сформулированы им в «Критике чистого разума» в виде антиномий разума. Эти анти­номии Кант рассматривал как признак выхода ра­зума за пределы возможного для него опыта. Понятие опыта приобрело у Канта полностью субъективное со­держание, так что критерием отнесения факта к обла­сти опыта оказалась логика. Но тогда и пределы опыта необходимо определялись субъектом — отсюда априо­ризм Канта. Критич. М. и состоял в том, чтобы ука­зать правила, по к-рым разум определяет границы своей применимости. Хотя Кант рассматривал проти­воречия как признак границы, за пределами к-рой разум уже не может добыть содержат, знания, тем не менее в такой отрицат. форме Кантом была сформули­рована идея об имманентной противоречивости объек­тивного мира. Гносеологизм Канта существенно по­дорвал односторонность и эмпиризма и рационализма, однако привел к изоляции М. от содержат, теории объекта. Проблема совпадения логики развития по­знания с объективной логикой действит. мира была на идеалистич. лад решена Гегелем. «Метод может ближайшим образом представляться только видом или способом познания, и он на самом деле имеет природу такового» (Г е г е л ь, Соч., т. 6, М., 1939, с. 298). Он выполняет эту функцию только в силу того, что основывается на системе истинного знания, возни­кает как само себя знающее понятие, а сама истина является процессом. Т.о., по Гегелю, «... метод есть, сознание о форме внутреннего самодвижения ее содер­жания» (там же, т. 5, М., 1937, с. 33). Сила М. состоит в том, что он не терпит ограничений, в познании «...по­ставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое она соотносится с объектом» (там же, т. 6, с. 299). Таким объектом Гегель считал абсолютную идею, заключаю­щую в себе всю полноту развития. Гегель называл свойфилос. М. спекулятивным, или диалектическим. Диалектика — это не субъективная характеристика предмета, а его внутр. содержание. Истинный М. дол­жен образовывать систему содержат, знания, и, на­оборот, всякая система знания, имеющая объективный характер, становится М. Гегелевский М. — идеалис­тич. диалектика — при всей своей непоследователь­ности выявил с определенностью, что М. есть форма теоретич. и практич. отношения к действительности, исходящего из закономерностей ее собств. развития, и что в качестве такого М. может выступить только диалектика, диалектич. логика. Вот почему Энгельс имел полное основание заявить, что гегелевская фило­софия «... и по методу и по содержанию представляет собой лишь идеалистически на голову поставленный материализм» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 285).

В середине 19 в. наступил новый этап в развитии науки. Обозначился решит, поворот от аналитич. замкнутых систем к синтетич. системам, центральной проблемой к-рых оказалась проблема происхождения, развития. Принцип развития, положенный в основу этого направления, придал исследованиям синтетич. характер, к-рый потребовал нового логич. подхода к предмету научного познания. Необходимость такого-подхода вытекала из нового типа отношения теории н практики, формировавшегося в науке начиная с 19 в. Связь науки с производством приобретала форму, в к-рой наука все более выступала как производит, сила. В этих условиях эксперимент, хотя и сохранил свое значение в научных исследованиях, однако утра­тил значение абс. критерия сопоставления результатов науки с действительностью. Изменился качественно и характер связи науки с философией.

Становление философии как М. познания сущности развития материального мира завершилось созданием материалистич. диалектики. Этот процесс явился


416МЕТОД — МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ


вместе с тем качеств, преобразованием философии как науки. «Теперь задача s той и в другой области (в об­ласти изучения природы и истории. — Ред.) заклю­чается не в том, чтобы придумывать связи из головы, а в том, чтобы открывать их в самих фактах. За фило­софией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика» (Энгельс Ф., там же, с. 316). При этом имеется в виду, что диалектика есть наука «...об общих законах движе­ния как внешнего мира, так и человеческого мыш­ления: два ряда законов, которые по сути дела тож­дественны...» (там же, с. 302). Преобразование фило­софии явилось, таким образом, следствием разви­тия современной науки, поскольку она охватила су­щественное содержание осн. форм движения мате­рии и тем самым не оставила места спекулятивным натурфилос. построениям. Но предметы многообраз­ных отраслей совр. науки обнаружились по своей •сущности как диалектич. процессы развития. Иными -словами, диалектика не явилась изобретением Гегеля или Маркса, а выявилась существ, содержанием форм движения объективного мира. В совр. бурж. филосо­фии противоречие между стихийной диалектикой, все более проникающей в науку, и тенденциями к форма­лизации, порожденными узкой специализацией наук, в к-рой выражается влияние на науку капиталистич. разделения труда, проявляется в виде двух осн. тен­денций. С одной стороны, выступают различные формы иррационализма — «философия жизни», неогегельян­ство, интуитивизм. Отказываясь от рационалистич. диалектики Гегеля, они трактуют действие, практику как активность духа, принципиально выходящую за рамки рационального познания. Отсюда сама наука изображается как форма жизни духа (Литт, Кроне, Дильтей). В фил ос. системах этого толка проблемы М. рассматриваются как второстепенные, производные по отношению к теориям разума, интуиции. Значи­тельно большее распространение получили в совр. €урж. философии различные направления неопози­тивизма («логический анализ», «логический позити­визм», «философия науки», «лингвистический анализ» и др.). В центре внимания этих филос. систем нахо­дится вопрос о М. науки. Исходя из логич. структуры математики как из образца, неопозитивизм пытается построить логику научного знания вообще. В этом он видит единств, предмет философии. Т. о., для него М. выступает способом сопоставления знания со зна­нием же. Камнем преткновения для неопозитивизма оказалась проблема отношения знания к объектив­ности, в особенности проблема критерия истины. Именно принципиальная неразрешимость этой проб­лемы в том теоретич. направлении, в к-ром движется неопозитивизм, привела его к глубокому кризису, сущность к-рого состоит в том, что формализация представляет для совр. науки лишь один, и не основ­ной, момент, абсолютизация к-рого неизбежно ведет к фактич. потере предмета научного исследования как целого. Разработка теории различных аспектов единого объекта, когда она ведется на уровне познания его сущности, неизбежно вовлекает науку в область познания его как целого, как единой системы взаимо­действия. Однако трудности в синтетич. изучении объекта знания, к-рые вызваны совр. дифференциа­цией и специализацией наук, приводят к тому, что научные М., разрабатываемые в условиях неизбежно искусств, изоляции предмета от его объекта как цело­го, оказываются формалистичными, что накладывает свой отпечаток на самую возможность создать кон­кретно-всеобщую содержат, теорию объекта. Эта труд­ность в конечном счете коренится в непонимании зна­чения материалистич. диалектики как единств, конк-


ретно-всеобщего М. Потребность в таком М. ощущается всеми отраслями совр. науки. Содержат, теория и М. в совр. науке возможны только как теория и М. исто-рич. развития объекта. Единство материального мира своим содержанием имеет всеобщее взаимодействие конкретных видов его движения. Поэтому качеств, специфика этих видов движения своей оборотной сто­роной имеет их преемственность, взаимообусловлен­ность. Отсюда следует, что изучение структуры любого конкретного объекта может вылиться в его содержат, теорию, только если рассматривается история его развития, причем не в ее эмпирич. протекании, а во всеобщих, т. е. логических, характеристиках. Послед­ние есть объективно-диалектич. закономерности. И как бы ни были качественно разнообразны процессы и яв­ления материального мира, тот факт, что все они суть продукты историч. взаимосвязи, свидетельствует о содержательно-всеобщем значении диалектики, как логики историч. развития вообще. Т. о., в развитии совр. науки отчетливо выявилось соотношение кон­кретных М. специальных наук и общефилос. М. Первые выступают как особенные формы раскрытия сущности конкретных объектов, второй как М. овладения су­ществ, содержанием тех же объектов, но во всеобщей форме законов и категорий развития вообще, качест­венно по-особому проявляющихся в каждом конкрет­ном предмете, т. е. законов и категорий диалектики. Именно в этом смысле диалектика, являющаяся логи­кой и теорией познания процесса развития, выступает как единственно возможный общефилос. М. См. Логика диалектическая. Логическое и историческое, Противо­речие, Наука и лит. при этой статье.

П. Копнин. Киев, М. Туровский. Москва.

МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ— способ построе­ния теории, при к-ром в ее основу кладутся нек-рые ее положения — аксиомы или постулаты, — из к-рых все остальные положения теории (теоремы) выводятся путем рассуждений, называемых доказатель­ствами. Правила, по к-рым должны проводиться эти рассуждения, рассматриваются в логике — в уче­нии о дедукции; все понятия, с к-рыми имеют дело в доказательствах (кроме небольшого числа пер­воначальных понятий), вводятся на основе опре­делений, разъясняющих их смысл через ранее введенные или известные понятия. Науки, к-рые строятся на основе М. а., называются дедуктивны-1 ми; к последним в настоящее время относится мате­матика, а также нек-рые разделы логики и физики' (в частности, механика), тесно связанные с мате­матикой.

М. а. возник в др.-греч. геометрии, идущей от Фа-леса, Пифагора и Платона. В антич. науке он достиг кульминации в соч. Эвклида «Начала», в к-ром изла­гается построение значит, части известной тогда гео­метрии на основе этого метода. В качестве аксиом при этом выбирались предложения, по возможности наиболее очевидные в силу пространств, интуиции. Стимулом к развитию М. а. послужило, по-видимому, стремление придать всем положениям геометрии эту же степень очевидности, что было связано с убежде­нием в безупречности тех приемов рассуждения, к-рые применяются в доказательствах. Рассуждения в гео­метрии и др. разделах математики необходимы — без них невозможно разобраться в сложных соотношениях между изучаемыми объектами. Введение М. а. отк­рывало возможность упорядочения рассуждений и на этой основе устранения ошибок типа порочного кру­га, представляющих большую опасность в запутанных случаях. Кроме того, М. а. способствовал выяснению логич. связей между изучаемыми понятиями и прида­вал изложению науки строгость. Поэтому в дальней­шем неоднократно предпринимались попытки строить на основе М. а. и др. науки: философию (Спиноза),


МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ 417


этнологию (Вико), политическую экономию (Родбер-тус), а также различные разделы физики. В наст, время известны попытки использования М. а. в био­логии (англ. биологом Дж. Вуджером).

Сфера применения М. а. ограничена теми науками, в к-рых понятия имеют стабильность, достаточную для применения к ним четких предписаний формаль­ной логики, а плодотворность М. а. проявляется лишь тогда, когда надлежит разобраться только в отноше­ниях между понятиями. В противном случае самая ответственная часть решения задачи выпадает на долю экспериментов и наблюдений, рассуждения же игра­ют уже подчиненную роль. По этой причине попытки применения М. а. в философии (к-рая по самому су­ществу занимается неформальным анализом понятий, при к-ром их нельзя рассматривать как стабильные), а также в науках, тесно связанных с наблюдениями, большого успеха не имели. Говоря о развитии М. а., можно поэтому ограничиться М. а. в математике и математической логике.

М. а. в математике прошел три стадии развития. Первая связана с появлением М. а. в аптич. построе­нии геометрии, к-рый представлялся здесь в виде нек-рого идеала. Однако М. а. не был достаточно раз­работан ни в «Началах» Эвклида, ни в к.-л. др. работе до 2-й пол. 19 в. Не существовало точного описания того, что следует понимать под логич. доказательством, и в расссуждения, наряду с силлогизмами, вторгались ссылки на геометрич. очевидность. Это относится осо­бенно к утверждениям, связанным с непрерывностью геометрич. образов и их взаимным расположением в пространстве. С другой стороны, не было отчетли­вости во введении понятий. Введение первоиач. поня­тий сопровождалось, напр. у Эвклида, различными разъяснениями, выглядевшими как попытки опреде­ления.

Роль М. а. в математике начала особенно возрастать после того, как в сер. 19 в. Лобачевским и венг. матема­тиком Я. Бойай была показана возможность строить геометрию на аксиомах, отличных от эвклидовых. С этого времени можно говорить о второй стадии в раз­витии М. а. Появилось много геометрич. иалгебра-ич. теорий, к-рые строились на основе М. а. Пеано первый предпринял (1889) далеко идущую попытку аксиоматизировать арифметику, впоследствии углуб­ленную нем. ученым Д. Гильбертом и его учениками. В этот период происходило устранение недостатков, присущих М. а. др.-греч. ученых. В геометрии они были устранены в работах Паша, Гильберта и др. В конце 19 — нач. 20 вв. различные разделы матема­тики подвергались аксиоматизации, причем в построе­нии этих аксиоматич. систем участвовали (по большей части неявно) теоретико-множеств. концепции. С по­мощью последних первонач. понятия различных обла­стей математики сводились к арифметич. понятиям, для которых в свою очередь была предложена теоре­тико-множеств. интерпретация. Т. о., практически вся математика была объединена на основе теории множеств Кантора. После того как последняя была аксиоматизирована (нем. математики Э. Цермело, 1908; А. Френкель, 1922—25), можно было считать, что М. а. распространился на всю математику. Па­раллельно шло развитие математич. логики, в к-рой М. а. также играет большую роль.

Разработанная Гильбертом (1899) совр.аксиоматиза­ция геометрии позволила нем. математику Ф.Клейну и Пуанкаре доказать непротиворечивость геометрии Лобачевского — Бойай относительно гео­метрии Эвклида. Это доказательство, основанное на важной идее интерпретации (или модели) аксиоматич. теории, состояло в указании способа истолкова­ния понятий и предложений этой неэвклидовой гео­метрии в терминах эвклидовой. Метод интерпрета-


ции, предложенный Клейном — Пуанкаре для отно­сит, доказательства непротиворечивости (или, как иначе говорят, для доказательства относит, непроти­воречивости) геометрии Лобачевского — Бойай (т. е. для доказательства того, что эта геометрия непротиво­речива, если непротиворечива др. известная теория,— в данном случае эвклидова геометрия), с тех пор полу­чил широкое применение в основаниях математики и математич. логике для доказательства относит, непротиворечивости математич. и логич. теорий.

Следует подчеркнуть, что в указ. доказательствах речь идет о доказательстве непротиворечивости систе­мы аксиом. Вопрос о том, в какой мере данная система аксиом (напр., система аксиом Гильберта) точно соответствует тому, что обычно подразумевается под геометрией, оставляется при этом в стороне: это вопрос об отношении аксиоматич. теории к нек-рой области познания. О точности этого соответствия мы судим уже не на основании средств самого М. а., а при помощи критериев, носящих практический (в широком смысле) характер, а именно критериев, учитывающих успешность отображения в рассматри­ваемой аксиоматич. теории интересующих нас фактов из изучаемой области (в нашем примере — элемен­тарной геометрии).

С идеей интерпретации тесно связана др. важная для 2-й стадии развития М. а. (конец 19 — нач. 20 вв.) идея, к-рая состоит в том, что предметом изучения всякой аксиоматич. теории служит любая ее интерпре­тация. В самом деле, если все теоремы получаются из аксиом путем чисто логич. заключений, без использо­вания к.-л. свойств понятий, кроме тех, к-рые содер­жатся в определениях и аксиомах, то, ввиду того что аксиомы во всякой интерпретации должны выпол­няться, теоремы данной аксиоматич. теории, в приме­нении к рассматриваемой интерпретации, также мо­гут быть доказаны путем соответствующих логиче­ских заключений. В этой концепции стирается грань между аксиомами и определениями. С одной стороны, вместо того, чтобы вводить к.-л. новое понятие по­средством определения, можно присоединить его к чис­лу первоначальных понятий и добавить соответствую­щую этому определению аксиому. Напр., вместо опре­деления «ромб есть четырехугольник с равными сто­ронами», можно ввести понятие «ромб» в качестве пер­воначального, добавив аксиому: «четырехугольник является ромбом в том и только в том случае, если все его стороны равны»; класс доказуемых предложений — аксиом, определений и теорем — от этого не изменил­ся бы (если игнорировать нек-рую несущественную для математики формально-грамматич. разницу между формулировками определения и аксиомы). С др. сто­роны, все понятия можно с помощью определений све­сти к первоначальным, и тогда в формулировках акси­ом окажутся только первонач. понятия, соединенные логико-грамматич. связками. Т.к., кроме аксиом, при выводе теорем мы никакими др. свойствами перво­нач. понятий в рамках данной аксиоматич. теории не вправе пользоваться, то на аксиомы можно смотреть как на неявные определения первонач. понятий. Прав­да, при этом сохранится различие между явными и не­явными определениями (см. Определение).

Теперь на аксиомы уже не следует смотреть, как на очевидные предложения. Аксиомы, согласно рас­сматриваемо й концепции М. а.,— это неявные опре­деления первоначальных понятий. Вместо данных аксиом мы могли бы принять другие; тогда мы рассмат­ривали бы др. аксиоматич. теорию, к-рая считается эквивалентной данной, если классы доказуемых пред­ложений в обеих теориях совпадают.

Новый взгляд на аксиомы привел к расширению применимости аксиоматич. теорий, поскольку, помимо естеств. интерпретации, к-рая имеется в виду при по-


418 МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ


строении каждой такой теории, последняя примени­ма и ко всякой др. интерпретации. Так, естеств. ин­терпретацией для аксиоматич. элементарной геомет­рии служат точки, прямые и т. п. объекты наглядно воспринимаемого пространства, связанного с физич. действительностью. Но, помимо изучения этой ин­терпретации, аксиоматич. геометрия дает нам теперь теоремы, относящиеся, напр., к арифметич. интерпре­тации. Применение в классич. разделах математики таких абстрактных аксиоматич. теорий, как теория групп или полей или теория топологич. пространств, основано именно на методе интерпретации. В данном случае метод интерпретации содействует объединению различных разделов математики на основе абстракт­ных аксиоматич. теорий.

В связи с аксиоматич. теориями возникает ряд задач общелогич. характера; рассмотрение этих последних содействовало дальнейшему совершенствованию М. а. и привело к возникновению 3-й стадии в его развитии. Важнейшие из этих задач — доказательство непро­тиворечивости, а также полноты данной аксиоматич. теории. Теория должна быть непротиворечивой, по­тому что в случае наличия в ней противоречия она не имеет интерпретаций и потому беспредметна. Пол­нота теории означает, что всякое предложение, к-рое можно в ней сформулировать, можно в ней доказать или опровергнуть, т.е. вывести из аксиом само это предложение или его отрицание. Полнота теории име­ет несколько меньшее значение, чем непротиворечи­вость, поскольку и неполная теория может давать важ­ные сведения об изучаемых ею объектах. С проблемой полноты до нек-рой степени связана другая пробле­ма— проблема разрешения (см. Разрешения проблемы), состоящая в нахождении метода, позволяющего уста­новить, доказуемо ли в рассматриваемой теории ее произвольно данное предложение или нет. Еще один вопрос, к-рый возникает в связи с каждой аксиоматич. теорией, состоит в том, являются ли аксиомы данной системы независимыми (см. Независимость). Если к.-л. аксиома не является независимой, то среди акси­ом есть лишние, а это затрудняет доказательство не­противоречивости и установление интерпретации для данной аксиоматич. теории.

Третья, современная стадия развития М. а. нача­лась с появления теории математич. доказательств Гильберта (1900—1904). Осн. понятия этой теории тес­но связаны с математич. логикой, одним из достиже­ний к-рой является создание языка, позволяющего записать любое математич. предложение в виде фор­мулы. Логико-грамматич. связки разговорного языка: «если...то», «и», «или», «не», «каждый», «некоторые» выражаются при этом спец. символами, называемыми символами логич. операций. Первонач. нонятиям аксиоматич. теории, выражаемым предикатами (ска­зуемыми) обычного разговорного языка, соответствуют при этом т. н. предикатные символы, с помощью к-рых символич. образом выражаются элементарные (т. е. неразложимые далее) предложения теории. Напр., предложение «точки а и Ь лежат на прямой с» можно выразить так: (((Р(а) &Р(Ь)) &G(c)) &In(a, b, с)), где Р(х)— (предикатный) символ, соответствующий пре­дикату «х есть точка», G(y) — символ, соответствую­щий предикату «г/ есть прямая», а 1п(х, у, г) — сим­вол, соответствующий предикату «х и у лежат на г» (& есть символ логич. связки «и»). Т. о., всякое пред­ложение аксиоматич. теории может быть выражено в виде нек-рой формулы. Символич. язык теории зада­ется символич. способом выражения каждого перво­нач. понятия теории; после этого всякое исходное предложение теории может быть выражено с помо­щью символов логич. операций. Это — т. н. нелогич. аксиомы. Помимо них, имеются логич. аксиомы, заим­ствованные из математич. логики. Те и др. аксиомы


суть формулы. Из этих аксиом по определ. правилам, к-рые дает математич. логика и к-рые наз. правилами вывода, можно получить новые формулы. При этом все формулы рассматриваются как простые последова­тельности знаков. Аксиомы и правила вывода вместе называют иногда постулатами. Хотя правила вывода и имеют чисто формальную структуру, они требуют (в отличие от аксиом и формул вообще) со­держат, понимания. Аксиоматич. теории, рассмат­риваемые в рамках этой гильбертовской концепции, стали называть формализованными, или формальными, теориями. Анализ и изучение данной формальной тео­рии содержательными средствами составили область исследований, к-рую наз. ее метатеорией.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.