как логику сочетания атомов, к-рое он обозначил как причинность. Тем самым логика движения атомов стала впервые в философии М. познания мира. Благодаря этому различение «мира по истине» и «мира по мнению» получило у Демокрита мотодологический смысл. Тем не менее философская теория Демокрита как и его М. оставались еще в рамках натурфилософии, и вопрос о познавательном отношении человека к миру здесь не ставился как философская проблема.
Сократ поставил в центр филос. проблематики вопрос о всеобщем как специфич. категории знания. Платон, придав взглядам Сократа форму филос. системы путем создания теории идей, или идеальных сущностей, истолковал сократич. М. как путь движения мышления от низших понятий к высшим, различив два рода знания: разумное познание сущности и мнение. Первое в свою очередь разделяется на научное знание, исследующее саму сущность, т. е. идеальные первоначала, и познание посредством рассуждения. Последнее принимает идеальные предметы за предположения и делает из них выводы, не восходя к первоначалам (так обстоит дело, напр., в геометрии). Т. о., Платон понял, что научное познание означает познание сущности предмета. Однако он противопоставил изучение сущности как самостоят, «предмета» изучению конкретно-материальных вещей, как, с его идеалистич. т. зр., чего-то ничтожного. Поэтому М. у Платона был по существу чисто дедуктивным. Аристотелю принадлежит первая попытка определения предмета и содержания логики как филос. науки о мышлении. У него нет и намека на гносеологизм нового времени. Мышление ни в какой мере не противопоставляется им бытию, так что соответствие мысли объекту выступает у него в качестве критерия истины непосредственно. Поэтому проблема соотношения общего и единичного принимает у него значение объективной логики взаимосвязи вещей. Но именно вследствие этого единичное и общее были в его философии определены как два «рода сущего». Такая «рядопо-ложность» объективной реальности конкретных тел и общих законов совпадала с экстенсивным, «класси-фикаторским» характером совр. ему науки, в к-рой отсутствовала еще конкретно-научная теория естеств. процессов. Поэтому анализ сущности вещей и процессов велся все еще в плане умозрительно-философском. В такой ситуации в качестве М. у Аристотеля выступил способ упорядочения и согласования материала науки с т. зр. логики координации и субординации статич. форм отношения объектов. М. оказался способом получения знания из уже имеющегося знания, т.е. способом приобщения к уже имеющемуся знанию (см. Аналитики, Вторая аналитика, 1,1). Если в качестве органона, т. е. М. доказат. сообщения наличного знания, у него выступает формальная логика, то его умозрит. содержат, анализ идет диалектически, но выработать диалектич. логику как М. он оказался не в состоянии. Т. о., логика Аристотеля имеет двойственный характер: она положила начало формальному подходу к анализу знания, нахождению критериев соответствия знания знанию. Но одновременно Аристотель пытался определить пути достижения нового знания, совпадающего в своем содержании с объектом.
Возникновение М. научного познания связано с развитием опытной науки нового времени. Разработка физико-математич. основ механики, ставшей теорией производств, практики, получила обществ, значение универсальной естественнонаучной картины мира, к-рая явилась отрицанием натурфилософии и «метафизики» в старом смысле филос. науки о «сущем». Новая философия понималась как общая теория преобразования мира в интересах человека. Поэтому IVL
МЕТОД 415
становится гл. и осн. содержанием философствования эпохи. Напр., Ф. Бэкон прямо решает в своих соч. задачу построения детализир. М., к-рый мог бы быть программой научно-практич. исследования. Наука должна исходить из анализа, наблюдения и экспериментов, восходя к познанию причин, законов, простейших элементов («натур» и «форм»). Способом такого восхождения является индукция, именуемая им выведением, или порождением, аксиом из опыта. Галилей, отвергая попытки схоластов найти истину путем сопоставления текстов авторитетов, разработал и применил в практике своих научных исследований М. рациональной обработки опытных данных. Характерной особенностью М. у Галилея является сочетание опыта наблюдений и эксперимента с точным математич. анализом и количеств, выражением полученных в опыте результатов. Декартовский М. является следствием его учения о мире; в этом М. механич. мировоззрение тесно связано с признанием реформированной математики единств, средством познания мира. Причем математика берется со стороны ее М. и практич. назначения, а не как учение о количеств, отношении. Здесь Декарт отвергает схоластику, к-рая учит «...рассуждать о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы изучать это» (Избр. произв., М., 1950, с. 171). Логика создания научной теории на основании экспериментов и постановки новых экспериментов на базе опытной теории составляет содержание нового научного понятия М. Научный эксперимент явился исторически первой формой единства теории и практики. Такое огранич. понимание практики имело существ, значение в том, как складывались взаимоотношения науки и философии. Человек как субъект познания, носитель опыта, оказывался, с этой т. зр., за пределами практики, и тем самым абсолютизировался. В идеалистич. философиях он выступал как абсолютное сознание, а в материалистич. сенсуализме — как робинзон, абсолютный индивид, сознание к-рого нацело определялось особенностями его физич. организации. И в том и в другом случае философия выступала как гносеология, т. е. теория знания, исходящая из противопоставления абс. субъекта столь же абс. объекту. Этот период в развитии науки ст. зр. М. может быть охарактеризован, по Марксу, как период аналитич. восхождения к абстрактным определениям (см. К. Маркси Ф. Энгельс, Соч., т. 12, с. 726). На этом аналитич. пути закладываются абстрактные теоретич. основы всех совр. наук. Но именно в силу абстрактности этих аналитич. определений предмет науки оказывается объясненным в них как застывший, раз навсегда данный. Вот почему «перенесенный Бэконом и Локком из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий — метафизический способ мышления» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 21). Исто-рич. ограниченность этого этапа развития науки и научного М. обнаружилась в проблеме происхождения, к-рая неизбежно оказалась вне досягаемости аналитически-экспериментальных М. конкретных наук. Поэтому последние оказались не в состоянии выработать собств. «начала» и «принципы». Ими занималась философия, к-рая именно в силу «трансцендентности» этих принципов конкретным границам науки, конструировала принципы умозрительно.
В критич. М., созданном Кантом, сделана попытка преодолеть догматизм метафизики 17 в. Попытка эта выросла из протеста против метафизич. манеры философствования, связанной с некритич. принятием ньютоновской механики как модели теоретич. построения мира вообще. Выступив в докритич. период своего творчества как исследователь'проблем естествознания и философии природы с ньютоновских позиций, Кант столкнулся с рядом универсальных противоречий,
к-рые были потом сформулированы им в «Критике чистого разума» в виде антиномий разума. Эти антиномии Кант рассматривал как признак выхода разума за пределы возможного для него опыта. Понятие опыта приобрело у Канта полностью субъективное содержание, так что критерием отнесения факта к области опыта оказалась логика. Но тогда и пределы опыта необходимо определялись субъектом — отсюда априоризм Канта. Критич. М. и состоял в том, чтобы указать правила, по к-рым разум определяет границы своей применимости. Хотя Кант рассматривал противоречия как признак границы, за пределами к-рой разум уже не может добыть содержат, знания, тем не менее в такой отрицат. форме Кантом была сформулирована идея об имманентной противоречивости объективного мира. Гносеологизм Канта существенно подорвал односторонность и эмпиризма и рационализма, однако привел к изоляции М. от содержат, теории объекта. Проблема совпадения логики развития познания с объективной логикой действит. мира была на идеалистич. лад решена Гегелем. «Метод может ближайшим образом представляться только видом или способом познания, и он на самом деле имеет природу такового» (Г е г е л ь, Соч., т. 6, М., 1939, с. 298). Он выполняет эту функцию только в силу того, что основывается на системе истинного знания, возникает как само себя знающее понятие, а сама истина является процессом. Т.о., по Гегелю, «... метод есть, сознание о форме внутреннего самодвижения ее содержания» (там же, т. 5, М., 1937, с. 33). Сила М. состоит в том, что он не терпит ограничений, в познании «...поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое она соотносится с объектом» (там же, т. 6, с. 299). Таким объектом Гегель считал абсолютную идею, заключающую в себе всю полноту развития. Гегель называл свойфилос. М. спекулятивным, или диалектическим. Диалектика — это не субъективная характеристика предмета, а его внутр. содержание. Истинный М. должен образовывать систему содержат, знания, и, наоборот, всякая система знания, имеющая объективный характер, становится М. Гегелевский М. — идеалистич. диалектика — при всей своей непоследовательности выявил с определенностью, что М. есть форма теоретич. и практич. отношения к действительности, исходящего из закономерностей ее собств. развития, и что в качестве такого М. может выступить только диалектика, диалектич. логика. Вот почему Энгельс имел полное основание заявить, что гегелевская философия «... и по методу и по содержанию представляет собой лишь идеалистически на голову поставленный материализм» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 285).
В середине 19 в. наступил новый этап в развитии науки. Обозначился решит, поворот от аналитич. замкнутых систем к синтетич. системам, центральной проблемой к-рых оказалась проблема происхождения, развития. Принцип развития, положенный в основу этого направления, придал исследованиям синтетич. характер, к-рый потребовал нового логич. подхода к предмету научного познания. Необходимость такого-подхода вытекала из нового типа отношения теории н практики, формировавшегося в науке начиная с 19 в. Связь науки с производством приобретала форму, в к-рой наука все более выступала как производит, сила. В этих условиях эксперимент, хотя и сохранил свое значение в научных исследованиях, однако утратил значение абс. критерия сопоставления результатов науки с действительностью. Изменился качественно и характер связи науки с философией.
Становление философии как М. познания сущности развития материального мира завершилось созданием материалистич. диалектики. Этот процесс явился
416МЕТОД — МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ
вместе с тем качеств, преобразованием философии как науки. «Теперь задача s той и в другой области (в области изучения природы и истории. — Ред.) заключается не в том, чтобы придумывать связи из головы, а в том, чтобы открывать их в самих фактах. За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика» (Энгельс Ф., там же, с. 316). При этом имеется в виду, что диалектика есть наука «...об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны...» (там же, с. 302). Преобразование философии явилось, таким образом, следствием развития современной науки, поскольку она охватила существенное содержание осн. форм движения материи и тем самым не оставила места спекулятивным натурфилос. построениям. Но предметы многообразных отраслей совр. науки обнаружились по своей •сущности как диалектич. процессы развития. Иными -словами, диалектика не явилась изобретением Гегеля или Маркса, а выявилась существ, содержанием форм движения объективного мира. В совр. бурж. философии противоречие между стихийной диалектикой, все более проникающей в науку, и тенденциями к формализации, порожденными узкой специализацией наук, в к-рой выражается влияние на науку капиталистич. разделения труда, проявляется в виде двух осн. тенденций. С одной стороны, выступают различные формы иррационализма — «философия жизни», неогегельянство, интуитивизм. Отказываясь от рационалистич. диалектики Гегеля, они трактуют действие, практику как активность духа, принципиально выходящую за рамки рационального познания. Отсюда сама наука изображается как форма жизни духа (Литт, Кроне, Дильтей). В фил ос. системах этого толка проблемы М. рассматриваются как второстепенные, производные по отношению к теориям разума, интуиции. Значительно большее распространение получили в совр. €урж. философии различные направления неопозитивизма («логический анализ», «логический позитивизм», «философия науки», «лингвистический анализ» и др.). В центре внимания этих филос. систем находится вопрос о М. науки. Исходя из логич. структуры математики как из образца, неопозитивизм пытается построить логику научного знания вообще. В этом он видит единств, предмет философии. Т. о., для него М. выступает способом сопоставления знания со знанием же. Камнем преткновения для неопозитивизма оказалась проблема отношения знания к объективности, в особенности проблема критерия истины. Именно принципиальная неразрешимость этой проблемы в том теоретич. направлении, в к-ром движется неопозитивизм, привела его к глубокому кризису, сущность к-рого состоит в том, что формализация представляет для совр. науки лишь один, и не основной, момент, абсолютизация к-рого неизбежно ведет к фактич. потере предмета научного исследования как целого. Разработка теории различных аспектов единого объекта, когда она ведется на уровне познания его сущности, неизбежно вовлекает науку в область познания его как целого, как единой системы взаимодействия. Однако трудности в синтетич. изучении объекта знания, к-рые вызваны совр. дифференциацией и специализацией наук, приводят к тому, что научные М., разрабатываемые в условиях неизбежно искусств, изоляции предмета от его объекта как целого, оказываются формалистичными, что накладывает свой отпечаток на самую возможность создать конкретно-всеобщую содержат, теорию объекта. Эта трудность в конечном счете коренится в непонимании значения материалистич. диалектики как единств, конк-
ретно-всеобщего М. Потребность в таком М. ощущается всеми отраслями совр. науки. Содержат, теория и М. в совр. науке возможны только как теория и М. исто-рич. развития объекта. Единство материального мира своим содержанием имеет всеобщее взаимодействие конкретных видов его движения. Поэтому качеств, специфика этих видов движения своей оборотной стороной имеет их преемственность, взаимообусловленность. Отсюда следует, что изучение структуры любого конкретного объекта может вылиться в его содержат, теорию, только если рассматривается история его развития, причем не в ее эмпирич. протекании, а во всеобщих, т. е. логических, характеристиках. Последние есть объективно-диалектич. закономерности. И как бы ни были качественно разнообразны процессы и явления материального мира, тот факт, что все они суть продукты историч. взаимосвязи, свидетельствует о содержательно-всеобщем значении диалектики, как логики историч. развития вообще. Т. о., в развитии совр. науки отчетливо выявилось соотношение конкретных М. специальных наук и общефилос. М. Первые выступают как особенные формы раскрытия сущности конкретных объектов, второй как М. овладения существ, содержанием тех же объектов, но во всеобщей форме законов и категорий развития вообще, качественно по-особому проявляющихся в каждом конкретном предмете, т. е. законов и категорий диалектики. Именно в этом смысле диалектика, являющаяся логикой и теорией познания процесса развития, выступает как единственно возможный общефилос. М. См. Логика диалектическая. Логическое и историческое, Противоречие, Наука и лит. при этой статье.
П. Копнин. Киев, М. Туровский. Москва.
МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ— способ построения теории, при к-ром в ее основу кладутся нек-рые ее положения — аксиомы или постулаты, — из к-рых все остальные положения теории (теоремы) выводятся путем рассуждений, называемых доказательствами. Правила, по к-рым должны проводиться эти рассуждения, рассматриваются в логике — в учении о дедукции; все понятия, с к-рыми имеют дело в доказательствах (кроме небольшого числа первоначальных понятий), вводятся на основе определений, разъясняющих их смысл через ранее введенные или известные понятия. Науки, к-рые строятся на основе М. а., называются дедуктивны-1 ми; к последним в настоящее время относится математика, а также нек-рые разделы логики и физики' (в частности, механика), тесно связанные с математикой.
М. а. возник в др.-греч. геометрии, идущей от Фа-леса, Пифагора и Платона. В антич. науке он достиг кульминации в соч. Эвклида «Начала», в к-ром излагается построение значит, части известной тогда геометрии на основе этого метода. В качестве аксиом при этом выбирались предложения, по возможности наиболее очевидные в силу пространств, интуиции. Стимулом к развитию М. а. послужило, по-видимому, стремление придать всем положениям геометрии эту же степень очевидности, что было связано с убеждением в безупречности тех приемов рассуждения, к-рые применяются в доказательствах. Рассуждения в геометрии и др. разделах математики необходимы — без них невозможно разобраться в сложных соотношениях между изучаемыми объектами. Введение М. а. открывало возможность упорядочения рассуждений и на этой основе устранения ошибок типа порочного круга, представляющих большую опасность в запутанных случаях. Кроме того, М. а. способствовал выяснению логич. связей между изучаемыми понятиями и придавал изложению науки строгость. Поэтому в дальнейшем неоднократно предпринимались попытки строить на основе М. а. и др. науки: философию (Спиноза),
МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ 417
этнологию (Вико), политическую экономию (Родбер-тус), а также различные разделы физики. В наст, время известны попытки использования М. а. в биологии (англ. биологом Дж. Вуджером).
Сфера применения М. а. ограничена теми науками, в к-рых понятия имеют стабильность, достаточную для применения к ним четких предписаний формальной логики, а плодотворность М. а. проявляется лишь тогда, когда надлежит разобраться только в отношениях между понятиями. В противном случае самая ответственная часть решения задачи выпадает на долю экспериментов и наблюдений, рассуждения же играют уже подчиненную роль. По этой причине попытки применения М. а. в философии (к-рая по самому существу занимается неформальным анализом понятий, при к-ром их нельзя рассматривать как стабильные), а также в науках, тесно связанных с наблюдениями, большого успеха не имели. Говоря о развитии М. а., можно поэтому ограничиться М. а. в математике и математической логике.
М. а. в математике прошел три стадии развития. Первая связана с появлением М. а. в аптич. построении геометрии, к-рый представлялся здесь в виде нек-рого идеала. Однако М. а. не был достаточно разработан ни в «Началах» Эвклида, ни в к.-л. др. работе до 2-й пол. 19 в. Не существовало точного описания того, что следует понимать под логич. доказательством, и в расссуждения, наряду с силлогизмами, вторгались ссылки на геометрич. очевидность. Это относится особенно к утверждениям, связанным с непрерывностью геометрич. образов и их взаимным расположением в пространстве. С другой стороны, не было отчетливости во введении понятий. Введение первоиач. понятий сопровождалось, напр. у Эвклида, различными разъяснениями, выглядевшими как попытки определения.
Роль М. а. в математике начала особенно возрастать после того, как в сер. 19 в. Лобачевским и венг. математиком Я. Бойай была показана возможность строить геометрию на аксиомах, отличных от эвклидовых. С этого времени можно говорить о второй стадии в развитии М. а. Появилось много геометрич. иалгебра-ич. теорий, к-рые строились на основе М. а. Пеано первый предпринял (1889) далеко идущую попытку аксиоматизировать арифметику, впоследствии углубленную нем. ученым Д. Гильбертом и его учениками. В этот период происходило устранение недостатков, присущих М. а. др.-греч. ученых. В геометрии они были устранены в работах Паша, Гильберта и др. В конце 19 — нач. 20 вв. различные разделы математики подвергались аксиоматизации, причем в построении этих аксиоматич. систем участвовали (по большей части неявно) теоретико-множеств. концепции. С помощью последних первонач. понятия различных областей математики сводились к арифметич. понятиям, для которых в свою очередь была предложена теоретико-множеств. интерпретация. Т. о., практически вся математика была объединена на основе теории множеств Кантора. После того как последняя была аксиоматизирована (нем. математики Э. Цермело, 1908; А. Френкель, 1922—25), можно было считать, что М. а. распространился на всю математику. Параллельно шло развитие математич. логики, в к-рой М. а. также играет большую роль.
Разработанная Гильбертом (1899) совр.аксиоматизация геометрии позволила нем. математику Ф.Клейну и Пуанкаре доказать непротиворечивость геометрии Лобачевского — Бойай относительно геометрии Эвклида. Это доказательство, основанное на важной идее интерпретации (или модели) аксиоматич. теории, состояло в указании способа истолкования понятий и предложений этой неэвклидовой геометрии в терминах эвклидовой. Метод интерпрета-
ции, предложенный Клейном — Пуанкаре для относит, доказательства непротиворечивости (или, как иначе говорят, для доказательства относит, непротиворечивости) геометрии Лобачевского — Бойай (т. е. для доказательства того, что эта геометрия непротиворечива, если непротиворечива др. известная теория,— в данном случае эвклидова геометрия), с тех пор получил широкое применение в основаниях математики и математич. логике для доказательства относит, непротиворечивости математич. и логич. теорий.
Следует подчеркнуть, что в указ. доказательствах речь идет о доказательстве непротиворечивости системы аксиом. Вопрос о том, в какой мере данная система аксиом (напр., система аксиом Гильберта) точно соответствует тому, что обычно подразумевается под геометрией, оставляется при этом в стороне: это вопрос об отношении аксиоматич. теории к нек-рой области познания. О точности этого соответствия мы судим уже не на основании средств самого М. а., а при помощи критериев, носящих практический (в широком смысле) характер, а именно критериев, учитывающих успешность отображения в рассматриваемой аксиоматич. теории интересующих нас фактов из изучаемой области (в нашем примере — элементарной геометрии).
С идеей интерпретации тесно связана др. важная для 2-й стадии развития М. а. (конец 19 — нач. 20 вв.) идея, к-рая состоит в том, что предметом изучения всякой аксиоматич. теории служит любая ее интерпретация. В самом деле, если все теоремы получаются из аксиом путем чисто логич. заключений, без использования к.-л. свойств понятий, кроме тех, к-рые содержатся в определениях и аксиомах, то, ввиду того что аксиомы во всякой интерпретации должны выполняться, теоремы данной аксиоматич. теории, в применении к рассматриваемой интерпретации, также могут быть доказаны путем соответствующих логических заключений. В этой концепции стирается грань между аксиомами и определениями. С одной стороны, вместо того, чтобы вводить к.-л. новое понятие посредством определения, можно присоединить его к числу первоначальных понятий и добавить соответствующую этому определению аксиому. Напр., вместо определения «ромб есть четырехугольник с равными сторонами», можно ввести понятие «ромб» в качестве первоначального, добавив аксиому: «четырехугольник является ромбом в том и только в том случае, если все его стороны равны»; класс доказуемых предложений — аксиом, определений и теорем — от этого не изменился бы (если игнорировать нек-рую несущественную для математики формально-грамматич. разницу между формулировками определения и аксиомы). С др. стороны, все понятия можно с помощью определений свести к первоначальным, и тогда в формулировках аксиом окажутся только первонач. понятия, соединенные логико-грамматич. связками. Т.к., кроме аксиом, при выводе теорем мы никакими др. свойствами первонач. понятий в рамках данной аксиоматич. теории не вправе пользоваться, то на аксиомы можно смотреть как на неявные определения первонач. понятий. Правда, при этом сохранится различие между явными и неявными определениями (см. Определение).
Теперь на аксиомы уже не следует смотреть, как на очевидные предложения. Аксиомы, согласно рассматриваемо й концепции М. а.,— это неявные определения первоначальных понятий. Вместо данных аксиом мы могли бы принять другие; тогда мы рассматривали бы др. аксиоматич. теорию, к-рая считается эквивалентной данной, если классы доказуемых предложений в обеих теориях совпадают.
Новый взгляд на аксиомы привел к расширению применимости аксиоматич. теорий, поскольку, помимо естеств. интерпретации, к-рая имеется в виду при по-
418 МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ
строении каждой такой теории, последняя применима и ко всякой др. интерпретации. Так, естеств. интерпретацией для аксиоматич. элементарной геометрии служат точки, прямые и т. п. объекты наглядно воспринимаемого пространства, связанного с физич. действительностью. Но, помимо изучения этой интерпретации, аксиоматич. геометрия дает нам теперь теоремы, относящиеся, напр., к арифметич. интерпретации. Применение в классич. разделах математики таких абстрактных аксиоматич. теорий, как теория групп или полей или теория топологич. пространств, основано именно на методе интерпретации. В данном случае метод интерпретации содействует объединению различных разделов математики на основе абстрактных аксиоматич. теорий.
В связи с аксиоматич. теориями возникает ряд задач общелогич. характера; рассмотрение этих последних содействовало дальнейшему совершенствованию М. а. и привело к возникновению 3-й стадии в его развитии. Важнейшие из этих задач — доказательство непротиворечивости, а также полноты данной аксиоматич. теории. Теория должна быть непротиворечивой, потому что в случае наличия в ней противоречия она не имеет интерпретаций и потому беспредметна. Полнота теории означает, что всякое предложение, к-рое можно в ней сформулировать, можно в ней доказать или опровергнуть, т.е. вывести из аксиом само это предложение или его отрицание. Полнота теории имеет несколько меньшее значение, чем непротиворечивость, поскольку и неполная теория может давать важные сведения об изучаемых ею объектах. С проблемой полноты до нек-рой степени связана другая проблема— проблема разрешения (см. Разрешения проблемы), состоящая в нахождении метода, позволяющего установить, доказуемо ли в рассматриваемой теории ее произвольно данное предложение или нет. Еще один вопрос, к-рый возникает в связи с каждой аксиоматич. теорией, состоит в том, являются ли аксиомы данной системы независимыми (см. Независимость). Если к.-л. аксиома не является независимой, то среди аксиом есть лишние, а это затрудняет доказательство непротиворечивости и установление интерпретации для данной аксиоматич. теории.
Третья, современная стадия развития М. а. началась с появления теории математич. доказательств Гильберта (1900—1904). Осн. понятия этой теории тесно связаны с математич. логикой, одним из достижений к-рой является создание языка, позволяющего записать любое математич. предложение в виде формулы. Логико-грамматич. связки разговорного языка: «если...то», «и», «или», «не», «каждый», «некоторые» выражаются при этом спец. символами, называемыми символами логич. операций. Первонач. нонятиям аксиоматич. теории, выражаемым предикатами (сказуемыми) обычного разговорного языка, соответствуют при этом т. н. предикатные символы, с помощью к-рых символич. образом выражаются элементарные (т. е. неразложимые далее) предложения теории. Напр., предложение «точки а и Ь лежат на прямой с» можно выразить так: (((Р(а) &Р(Ь)) &G(c)) &In(a, b, с)), где Р(х)— (предикатный) символ, соответствующий предикату «х есть точка», G(y) — символ, соответствующий предикату «г/ есть прямая», а 1п(х, у, г) — символ, соответствующий предикату «х и у лежат на г» (& есть символ логич. связки «и»). Т. о., всякое предложение аксиоматич. теории может быть выражено в виде нек-рой формулы. Символич. язык теории задается символич. способом выражения каждого первонач. понятия теории; после этого всякое исходное предложение теории может быть выражено с помощью символов логич. операций. Это — т. н. нелогич. аксиомы. Помимо них, имеются логич. аксиомы, заимствованные из математич. логики. Те и др. аксиомы
суть формулы. Из этих аксиом по определ. правилам, к-рые дает математич. логика и к-рые наз. правилами вывода, можно получить новые формулы. При этом все формулы рассматриваются как простые последовательности знаков. Аксиомы и правила вывода вместе называют иногда постулатами. Хотя правила вывода и имеют чисто формальную структуру, они требуют (в отличие от аксиом и формул вообще) содержат, понимания. Аксиоматич. теории, рассматриваемые в рамках этой гильбертовской концепции, стали называть формализованными, или формальными, теориями. Анализ и изучение данной формальной теории содержательными средствами составили область исследований, к-рую наз. ее метатеорией.