Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 8 страница




ЛУРИЯ — ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА 263


«Историко-филос. этюды» (1935) Л., утверждая необ­ходимость введения в историко-филос. обиход имен, забытых прежней историографией, рассмотрел филос-взгляды У. Акосты, Радищева, Пнина и др. мысли­телей.

Л. — один из первых исследователей филос. на­следия В. И. Ленина. Его первые статьи о Ленине как философе, теоретике пролетарского гос-ва и культу­ры появились в 1924—25. Подзаголовком книги «Ле­нин и философия» (М.—Л., 1927; 3 изд., М.—Л., 1930; пер. на нем. яз., W.—В., 1929)— «К вопросу об отно­шении философии к революции» — Л. подчеркивал единство теории и практики в творчестве и дея­тельности Ленина.

Л. активно участвовал в филос. дискуссиях 20 — нач. 30-х гг., выступая против попыток «упразднения» марксистской философии («На два фронта», М.—Л., 1930). В годы культа личности Сталина Л. был безвин­но репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Соч.: Наука и реконструктивный период, Л.— М., 1931; Лит. этюды, М., 1940; Из истории философии XIX ве­ка, [М.],1933 (редактор).

Лит.: Невский В., Новый труд о Дидро, «Воин­ствующий материалист», кн. 2, 1925. \А.Назарин\. Москва. ЛУРИЯ,Александр Романович (р. 1902) — сов. психолог, д-р педагогич. наук (по психологии, с 1937), д-р мед. наук (с 1943), действит. член АПН РСФСР (с 1947), проф. Моск. ун-та. Окончил Казанский ун-т по фак-ту обществ, наук (1922) и 1-й Моск. мед. ин-т (1937). Занимается проблемами нормальной, генетич. и патологич. психологии и психологич. анализом мозговых поражений.

С о ч.: Этюды по истории поведения,. М.— Л., 1930 (совм. с Выготским Л. С); Речевые реакции ребенка, в кн.: Речь и интеллект в развитии ребенка, т. 1—2, М., 1927—30; The nature of human conflicts or emotion, conflict and will, N. Y., 1932; Травматич. афазия, М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы, М., 1948; Очерки психофизиологии письма, М., 1950; Речь и развитие пси-хич. процессов у ребенка, М., 1956 (совм. с Юдович Ф. Я.); Нек-рые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, в сб.: Проблемы выс­шей нервной деятельности нормального и аномального ре­бенка, т. 1—2, М., 1956—58; The role of speech in the regu­lation of normal and abnormal behaviour, L., 1961; Высшие корковые функции человека и их нарушения при локаль­ных поражениях мозга, М., 1962; Мозг человека и психич. процессы, М., 1963.

ЛУС-И-КАБАЛЬЕРО(Luz у Caballero), Xoce де ла (1800—62) — кубинский философ и педагог; препо­давал философию в духе сенсуализма Локка. Посколь­ку для Л.-и-К. природа первична по отношению к иде­ям, постольку в основе всех наук должно лежать изу­чение природы. Л.-и-К. выступил против эклектич. философии Кузена, к-рая с 1839 стала пользоваться нек-рым влиянием на Кубе. Философия Кузена, писал он, это философия приспособления к правительству реставрации, и она противоречит интересам кубинцев, борющихся против исп. господства, за нац. незави­симость. Свои филос. принципы Л.-и-К. положил в основу системы воспитания, требуя, чтобы обучение и воспитание делали человека способным изучать действительность.

С о ч.: Obras, v. 1—7, La Habana, 1945—55. Лит.: R о d r i g u e z J. I., Vida de Don J. de la L. у Caballero, N. Y., 1874; S a n g u i 1 1 у М., J. de la Luz у Caballero, La Habana, 1890; VitierM., La filosofia en Cuba, Mexico — B. Aires, [1948]. Г. Бургете. Москва. ЛУ ЦЗЮ-ЮАНЬ(Ц з ы-ц зин или Л у С я н-ш а н ь) (1139—92) — кит. философ, представитель неокон­фуцианской школы лисюэ, принадлежал к субъек-тивно-цдеалистич. направлению этой школы; утверж­дал, что «мир — это мое сознание, мое сознание — это мир» (собр. соч. Лу Цзю-юаня «Сян-шань цзюань цзи», цзюань 36).

Политич. воззрения Л. Ц.-ю. отличались консерва­тизмом, он отражал интересы крупных помещиков. ЛУЩЙЦКИИ,Иван Николаевич [р. 7(20) янв. 1907] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1952), про-


фессор (с 1953). Член КПСС с 1926. Окончил Белорус, ун-т (1930) и аспирантуру АН БССР (1933). Научно-педагогич. работу ведет с 1931. Зав. кафедрой истории философии и логики Белорус, ун-та им. В. И. Ленина (с 1953). Исследует преим. проблемы истории фило­софии (гл. обр. истории рус. и белорус, филос. и об­ществ, мысли) и историч. материализма. Автор ряда разделов и глав по истории филос. мысли в Белорус-,сии в кн.: «История философии», т. 2 (1957) и «Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР», т. 2 (1956). Ведет социологич. исследования по проблеме: движение за коммунистич. труд.

Соч.: Супроць буржуазна-л!бэральных трактовак фа­шизму, «Бальшавш Беларусь, 1932, № 6 (соавтор); Соцы-яльна-полггычныя погляды Кастуся Калшоускага, «По­лымя», 1949, № 8; Великие рус. революционеры-демократы и передовая обществ.-политич. мысль в Белоруссии (60-е гг. XIX в.), «Большевик Белоруссии», 1952, JV» 5; Перадавыя грамадск1я ifl3i у беларускай вуснай народнай творчасщ, «Полымя», 1953, № 8; К вопросу о распространении марксиз­ма в Белоруссии (80—90-е годы XIX в.), «Коммунист Бело­руссии», 1953, № 12; Перадавая грамадская думка у бела­рускай анашмнай л1тературы, «Полымя», 1954, Ml; Аб светопоглядзе Адама Гуринов1ча, там же, 1955, № 6; Гра-мадска-лал1тычныя i фшасофстя вдэ1 творау Ф. Багушэ-в1ча, там же, № 8; Рус. революц. демократия и передовая обществ.-политич. мысль в Белоруссии в период восстания 1863 г., в кн.: Научные труды по философии, 1956, вып. 1; Нарысы на г1сторьп грамадска-палггычнай филасофскай думт f Benapyci у другой палавше XIX веку, Мшск, 1958; В. И. Ленин о социологич. взглядах Гегеля и Фейербаха, в кн.: О «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959; Савецкая дзяржава У перыяд разгорнутага будаунщтва камушзма, Мшск, 1961; Пути построения коммунизма в СССР, «Коммунист Белоруссии», 1962, № 1; Сборник из истории филос. и обществ, мысли, «Коммунист Бело­руссии», 1963, № 2 (соавтор).

ЛЫЩЙНСКИЙ(tyszczynski),Казимир (ок.1634—30 марта 1689)— мыслитель-атеист литовского происхож­дения, живший на территории Польши и Литвы. Небо­гатый дворянин из рода Корчак. Прошел курс обучения в иезуитских школах. Л.—автор трактата «О несущест­вовании бога» («De non existentia Dei», опубл. в журн. «Przegl. Beligioznawczy», в работе: A. Nowicki, Piec fragmentow z dziela «De non existentia Dei» K. L., 1957, z. 1, № 1, с 72—75), фрагменты к-рого опубли­кованы в Польше в 1957. В трактате высказываются радикальные атеистич. идеи. Бог, говорил Л., «не существует», он является лишь творением людей, представляя собой только химеру, плод воображения. Идея бога нужна для того, чтобы внушить угнетен­ному народу страх перед «сильными». Л. утверждал, что Библия и Евангелие — ложны, написаны людьми, к-рые с их помощью поддерживают этот обман. Выс­шим авторитетом и критерием истины для Л. являлся разум. Мировоззрение Л. сложилось под влиянием передовых идей, распространявшихся среди городской польско-литовской интеллигенции, бросавшей вызов религ. фанатизму и феод, эксплуатации.

Резкая критика основ христ. догматики, разобла­чение алчности и лицемерия духовенства вызвали против Л. жестокие преследования, организованные польским епископатом и иезуитами. В 1687 Л. был арестован и предан суду епископов, собравшемуся в Вильнюсе. Его признали атеистом и осудили на смертную казнь. По протесту брестских дворян, обра­тившихся к королю, дело было изъято из рук духо­венства, передано на новое рассмотрение в высшую инстанцию — суд сейма. Однако варшавский сейм (дек. 1688) осудил Л. к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 30 марта 1689.

Лит.: Р а м м Б. Я., К. Л. — жертва религиозного
изуверства, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и ате­
изма АН СССР, т. 3, Л., 1959, с. 173—98 (имеется подроб­
ная библиография); WielowskiJ., Sprawa К. L.,
Warsz., 1955; J u r g i n i s J., K. L. — ateizmo pradinin-
kas Lietuvoje, Vilnius, 1957. Б. Рамм. Ленинград.

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА— школа

польских логиков и философов, работавших в период между 1-й и 2-й мировыми войнами гл. обр. в Варшаве


264 ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА — ЛЬЮИС


и Львове. Осн. представители Л.-в. ш.: Лукасевич, Котарбиньский, Айдукевич, Лесьневский, Тарскай, Л. Хвистек (работал в Кракове), 3. Завирский, Т. Че-жовский. В филос. взглядах Л.-в. ш. соединялись разнообразные, порой противоречащие друг другу, направления: материалистическое иредставляли (хотя и не всегда последовательно) Котарбиньский, Лесьнев­ский и Завирский; позитивистское — Айдукевич (до начала 2-й мировой войны); Лукасевич, И. Саламуха и др. Ътстаивали неотомистскую философию, соеди­ненную с нек-рыми идеями позитивизма. Общим почти для всех представителей Л.-в. ш. является: отрицание иррационализма, стремление к уточнению с помощью математич. логики осн. идей и принципов традиц. рационализма; строгое исследование осн. понятий и проблем логики науч. рассуждения; использование математич. логики как средства теоретико-познава­тельного анализа; интерес к логической семантике, вы­движение тезиса о том, что исследование познания необходимо предполагает изучение его языковых средств.

Истоки Л.-в. ш. были заложены в антиметафизич. и антииррационалистич. мотивах ряда польских фило­софов конца 60-х и 70-х гг. 19 в. (составляющих т. н. варшавский позитивизм) и в деятельности Твардов­ского. Хотя последний развивал неосхоластич. метод (см. Неосхоластика) в духе австр. философа неореа­листа Ф. Брентано и не занимался логикой, однако его требования строго следовать методам точных паук, бороться против путаницы понятий дали толчок к ис­следованиям логики и семантики со стороны его уче­ников, из к-рых и вышли осн. деятели Л.-в. ш.

Представителей Л.-в. ш. можно разделить на две Группы. В первой осн. внимание уделялось теории по­знания, общим проблемам методологии конкретных на­ук, семантике. У ученых этой группы (Айдукевич, Ко­тарбиньский и др.) наибольший интерес вызывали ло-гич.анализ собств. филос. понятий и проблем («субстан­ция», «существование», «универсалия», «дефиниция» и др.), филос. оценка и интерпретация результатов формальной и математич. логики. В частности, исходя из идей формализма Д. Гильберта, Айдукевич пред­ложил такую теорию языка (охватывающую как фор­мализованные, так и естеств. языки), в к-рой смысл выражений нек-рого языка определяется через суще­ствующие между ними синтаксич. (см. Синтаксис в логике) отношения и через т. н. правила смысла этого языка (аксиоматические, дедуктивные и эмпириче­ские), т. е. правила осмысленного употребления язы­ковых выражений. Айдукевич выдвинул также мысль о разделении языков на «замкнутые и осмысленно-связанные» (в них правила смысла однозначно опре­деляют осмысленное употребление всех выражений этого языка) и «открытые» (в к-рых не выполняется указ. условие; такими, напр., являются естеств. язы­ки). Класс всех смыслов выражений «замкнутого» языка есть его «понятийный аппарат», выраженное же этим аппаратом содержание представляет собой свя­занную с данным языком «картину мира». Филос. осмысление этой теории содержится в его учении о «радикальном конвенционализме» (см. Конвенцио­нализм). В послевоен. время Айдукевич отказался от многих идей этого учения, пересмотрев свои филос. взгляды в духе материализма.

Вторую группу Л.-в. ш. составляют ученые, зани­мавшиеся проблемами математич. логики, логич. ос­нованиями математики, спец. проблемами методологии дедуктивных наук и историей логики. Осн. предста­вители этой группы: Лукасевич, Лесьневский, Тар-ский и их ученики: К. Куратовский и Б. Собочинь-ский, Е. Слупецкий, А. Линденбаум, М. Вайсберг и др. Они наряду с др. представителями Л.-в. ш. внес­ли большой вклад в формальную и математич. логику.


Польские логики и философы одними из первых раз­работали осн. идеи логич. семантики (Тарский, Лесь­невский, Хвистек, Айдукевич и др.), модальной логики и многозначной логики (Лукасевич, Тарский, Вайсберг, Слупецкий, Завирский и др.), исследовали оси. поня­тия металогики (Лукасевич, Л. Хвистек, Тарский, Лесьневский, Собочиньский и др.), проанализировали ряд проблем теории определении (Лесьневский, Тар­ский, Айдукевич), работали в области аксиомати­зации множеств теории (Куратовский, Хвистек), создали исчисление имен (Лесьневский); много вни­мания польские логики уделили упрощению различ­ных аксиоматик двузначной логики высказываний. Логики этой школы также исследовали проблемы логики отношений, определимости понятий (Тарский), методологии науч. знания (проблемы индукции, гипо­тезы, аналогии, теории вероятностей и т. д.) и истории логики (Лукасевич).

Распавшись в 1939 после захвата Польши гитле­ровцами (часть представителей Л.-в. ш. эмигрировала: Лукасевич, Тарский, Хвистек), Л.-в. ш. оставила глубокий след в развитии логики и философии и под­няла на высокий уровень логич. образование в Поль­ше. В народной Польше мн. представители Л.-в. ш. либо перешли на материалистич. позиции, либо пере­смотрели свои прежние материалистич. учения в духе диалектич. материализма. Ученые народной Польши продолжают развивать прогрессивную часть наслед­ства Л.-в. ш.

Лит.: Ш а ф ф А., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польского, М., 1953, ч. 2, гл. 6, § 5; История Польши, т. 3, М., 1958, гл. 28; Фило­софия марксизма и неопозитивизм. Вопросы критики совр. позитивизма, М., 1963, с. 56—60; Котарбиньский Т., Избр. произв., М., 1963, с. 172—181; Ajdukiewicz К., W. sprawie «universaljow», «Przegla_d Filozoficzny», 1934, rocz. 37, z. 3; Jo r"d a n Z., The development of mathe­matical logic and logical positivism in Poland between the two wars, L., 1945; D a. ni b s k a I., Czterdziesci lat filozofii we Lwowie. 1898 —1938, «Przegla.d Filozoficzny», 1948, rocz. 44, z. 1—3; Tatarkiewicz Wl., Pi?cdziesia.t lat filozofii w Warszawie, там же.

И. Добронравов, И. Нарский. Москва.

ЛЬЙИС(Lewes), Джордж Генри (18 апр. 1817— 28 ноября 1878) — англ. журналист, лит. критик и философ-позитивист, последователь О. Конта. Осно­ватель жури. «Fortnightly Review». Большое распро­странение получила его работа «История философии в биографиях» («A biographical history of philosophy», 4 vv., 1845—46; с третьего издания в переработанном виде под заглавием «History of philosophy from Thales to Comto», 1867, рус. пер. — «История философии от начала ее в Греции до настоящего времени», 1865, 1889, 1892, 1897). В ней Л. рассматривает историю философии не как прогресс науч. мысли, а как историю человеч. заблуждений, доказывающую невозможность иного пути познания, кроме позитивизма. Разделяя взгляды Спенсера на зависимость индивидуального сознания от эволюции родового сознания, Л., однако, глубже понимал значение социально-историч. усло­вий в психич. жизни. В психологии Л. выступал про­тив взглядов Конта, отстаивая значение интроспек­тивного метода, контролируемого объективным изу­чением. Отвергая механицизм в биологии, Л. призна­вал чувствительность особым свойством всего живого. Выдвинув принцип «функционального безразличия нервов», Л. подверг критике учение «физиологического идеализма» о специфич. энергии органов чувств. Оста­ваясь в границах позитивистского эмпиризма, Л. отбрасывал спенсерианский непознаваемый абсолют; агностич. мотивы принимают у него характер «теории символов» (понятия — символич. конструкции).

С о ч.: Aristotle.. ., L., 1864; The physical basis of mind, L., 1877; The life of Goethe, L.—N.Y., 1930; в рус. пер.—Фи­лософия наук О . Конта, в кн.: Льюис [Д.] Г. и М и л л ь Д. С, О. Конт и положительная философия, СПБ, 1867; Сердце и мозг, [2 изд.], СПБ, 1875; Вопросы о жизни и


ЛЬЮИС —ЛЮБОВЬ 265


духе, т. 1—2, СПБ, 1875—76; Изучение психологии, ее пред­мет, область и метод, М., 1880.

Лит.: С т а д л и н А., Филос. учение Д. Г. Луиса, «Рус. вестник», 1876, т. 124, 125, 126; В ы р у б о в Г. Н., [Рец. на кн.:] Problems of life and mind, by G. H. Lewes. 3 series, problem 1: The study of psychology..., L., 1879, «Критич. обозрение», 1880, № 5; Ч у й к о В., Ж.-Г. Льюис, в кн.: Лью и с Д. Г., История философии от начала ее в Греции до настоящего времени, пер. с англ., [ч. 1], СПБ, 1892; В о л к о в Н. П., Д.-Г. Льюис, Влади­кавказ, 1904. Giambattista Gr., Bertazzi, Esame critico della filosofia di G. H. L., Messina, 1906; К a m i n s k у J., The empirical metaphysics of G. H. L., «J. History Ideas», 1952, v. 13, p. 314—32.

А. Потемкин. Ростов-на-Дону,

ЛЬЮИС(Lewis), Кларенс Ирвинг (р. 1883) — амер. логик и близкий к прагматизму философ. Длит, время преподавал в Гарвардском и Станфорд-ском ун-тах. В гносеологии Л., испытавший большое влияние Пирса, выдвинул теорию «концептуалистич. прагматизма», в к-рой соединил элементы прагматиз­ма и свое, трудно совместимое с последним, истолко­вание системного, логически организованного знания; в ней он сознательно проводил т. зр. дуалистического противопоставления общих понятий, как чисто логи­ческих абстракций, потоку «сырых фактов опытных данных», а также, соответственно, аналитического, формального, абсолютно истинного знания всегда только вероятным эмпирич. истинам. Знание путем непосредств. ознакомления, по Л., невозможно, оно всегда предполагает выводной элемент и, следователь­но, категориальную сеть, без к-рой нельзя схватить истину опыта. Эта сеть «критериев категориального классифицирования и истолкования», по Л., —априор­на. Однако Л. отвергает традиционное, кантовское понимание априорного и истолковывает «априорную истину» как дефинитивную и находимую только из анализа понятий (образец — математика). Дефини­ция же может быть бесполезной, но не ложной. Именно в силу дофинитивности основоположений системного знания возможно, по Л., неогранич. множество раз­личных «концептуальных систем», различных «спо­собов упорядочения». Выбор среди них и является сферой действия прагматич. или инструмент, крите­рия. Именно здесь, по Л., развертывается вся драма познават. деятельности людей.

Логич. работы Л. посвящены в основном разработ­ке модальной логики и ее применению к формализации логич. следования, а также вопросам логич. семан­тики. Еще в 1912 Л. указал на несоответствие мате­риальной импликации обычному понятию логич. сле­дования п предложил идею импликации, основанной на модальном понятии возможности (cTporaH<strict>-импликация). В соч. «Очерк символич. логики» («A survey of symbolic logic», 1918) и «Символич. логика» («Symbolic logic», 1932, совместно с Лэнгфор-дом) разработал ряд исчислений, содержащих поня­тие строгой импликации (в соч. 1932 имеется пять различных «исчислений строгой импликации»), исполь­зующих модальный оператор «возможно» (и производ­ные операторы «невозможно», «необходимо» и т. п.).

В кн. «Анализ знания и оценки» («An analysis of knowledge and valuation», 1946) Л. уделил осн. внимание определению значения и аналитич. истин­ности (истинности, опирающейся только на значения). Идеи Л. оказали значит, влияние на развитие логики.

С о ч.: Implication and the algebra of logic, «Mind», 1912, new series, v. 21, № 84; The pragmatic element in knowledge, Berkley, 1926; The modes of meaning, «Philos. and Phenomenol. Res.», 1943—44, v. 4; Mind and the world-order, [new ed.], N. Y., [1956]; Our social inheritance, Blo-omington, [1957].

Лит.: К а р н а п Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; WrightG. H. von, Essay in modal logic, [Amst.], 1951. Г. Батищев, Д. Лахугпи. Москва. ЛЮБИМОВ,Николай Алексеевич (26 янв. 1830— 6 мая 1897) — рус. физик. Проф. Моск. ун-та (1859—82). Работал в области оптики и учения об электричестве, а также над вопросами истории науки,


гл. смысл к-рой усматривал в уяснении «логики откры­тий» («История физики. Опыт изучения логики откры­тий в их истории», ч. 1—3, 1892—96). Преимущественно под углом зрения истории естествознания написана и книга Л. «Философия Декарта» (1886), где дан об­стоят, очерк материалистич. физики Декарта. В филос. отношении Л. стоял на позициях индуктивизма и агно­стицизма. «Дух естествоведения» он противопоставлял «духу системы», к проявлениям к-рого относил и нем. натурфилософию, и франц. позитивизм, и материализм («В чем дух естествоведения?», опубл. в «Моск. унив. известиях»,1866—67, JV» 4; также в сб. «Мой вклад», т. 2, М., 1887, с. 466—526). Л. был сотрудником «Рус. вестника» и «Моск. ведомостей», издававшихся Кат­ковым; содействовал введению реакц. университетско­го устава 1884.

Лит.: Памяти Н. А. Л., СПБ, 1897; Кудрявцев П. С, История физики, т. 2, М., 1956, с. 395 — 96; История естествознания в России, т. 2, М., 1960 (см. Именной ука­затель); Науч. и лит. труды засл. проф. Н. А. Л. в хроиоло-гич. порядке (1853 — 1895), СПБ, 1896.\~В. Зубов\% Москва. ЛЮБОВСКИЙ,Петр Михайлович (гг. рожд. и смерти неизв.) — рус. логик и психолог. Окончил Харьковский ун-т (1808), магистр философии (1812). В соч. «Краткое руководство к опытному душесловию» (1815) — первой рус. учебной книге по психологии, полемизируя с материализмом, Л. отвергал идею детерминированности человеч. воли. В пределах общей идеалистич. концепции Л. сенсуалистически объяснял происхождение общих понятий (см. «Опыт логики», X., 1818, с. 23) и усматривал условие истин­ности познания «в действительном сходстве понятий с их предметами» (там же, с. 78). Однако наиболее общие понятия — 12 категорий — Л., в согласии с Кантом, признавал «врожденными нам с нашим разумом» («Краткое руководство...», X., 1815, с. 31). По Л., лишь «ум» — сверхъестественная и вознося­щаяся «выше всякой опытности» способность —про­никает «во внутреннее существо природы» (там же, с. 59, 58). Л. пытался с т. зр. физиологии объяснить чувств, познание и мышление, сочувственно ссылаясь на мысль Гольбаха о том, что «самый разум произво­дят от мозга» (там же,-с. 49). Он самостоятельно раз­работал вопрос о материальном источнике влечений. Соч.: О достоинствах человека, происходящих от даро­вания слова, в кн.: Речи, говоренные в гимназиях и уезд­ных училищах округа Харьковского ун-та..., X., 1812. Лит.: А н а н ь е в Б. Г., Очерки истории рус. пси­хологии XVIII и XIX вв., [М.], 1947, гл. 3; Петров-с к и й А. В., П. Л. — передовой психолог нач. XIX в., «Вопр. Философии», 1952, JNS 3. 3. Каменский. Москва. ЛЮБОВЬ— нравственно-эстетич. чувство, выра­жающееся в бескорыстном и самозабвенном стремле­нии к своему объекту. Понятие Л. многозначно: существует Л. к делу, идее, родине, человечеству, личности. Специфич. содержанием Л. является само­отверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Духовная близость в Л. ощущается как постоянное взаимное мысленное присутствие, как такое отношение любя­щих, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки в соот­ветствии с его взглядами. «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом „я" и, однако, в этом жо исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (Гегель, Соч., т. 13, М., 1940, с. 107). Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в Л. завершенное единство; дополняя друг друга, они выступают как гармонич. целое. Процесс формирования Л. как ис­торически, так и в ходе индивидуального развития неразрывно связан со становлением личности (см. Самосознание).

Нравств. природа Л. выявляется в ее устремлен­ности не просто на существо другого пола, что харак-


266 ЛЮБОВЬ


терно для непосредств. чувств, влечения, а на лич­ность с ее индивидуальной неповторимостью, к-рая выступает для нас ценной благодаря своим интел­лектуальным и эмоциональным качествам. Природа как будто хочет, по словам Гёте, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрас­ное. Чувственное влечение выступает в Л. лишь как биологически целесообразный источник возник­новения и одна из форм ее проявления.

Эстетич. аспект Л. выражается в чувстве длитель­ной радости, возникающей от непосредств. созер­цания или представления любимого существа. Л. про­буждает и вызывает подъем жизненных сил.

В истории духовной культуры понятие Л. трак­товалось весьма различно. На ранних стадиях развития человечества Л. понималась еще мифо­логически как грандиозная, надмировая сила, гос­подствующая в природе. Так, в др.-греч. филосо­фии орфики представляли Л. в виде мистич. суще­ства — Эроса, к-рып воплощал производит, силы мира. В последующем Эрос отождествлялся с др. божествами, в частности с Зевсом; к нему обращались как к существу, владеющему «ключом всех вещей». В космогонии Эмпедокла Л. является началом, орга­низующим Вселенную; если вражда разъединяет мир, то Л. объединяет всех людей, явления и элементы природы. Платон впервые отметил два вида Л.: чув­ственную и духовную. Первый вид Л. — низший, ограниченный любованием красивыми формами; духовная Л. — источник активной познавательной деятельности. Платон указывает на взаимосвязь этих видов Л. Совершенствование Л. состоит в переходе от чувственной Л. к духовной, т. е. от Л. к красивой форме к пониманию красоты вообще — нравствен­ной, эстетической, научной и т. д. (отсюда выражение— «платоническая любовь», т. е. максимально духовная). По Платону, Л. рождается от соприкосновения с чув­ственными формами, с ощутимой красотой; зарождаю­щаяся Л. носит все признаки «безумия», «неистовства», делающего человека чужим самому себе; лишь тогда, когда в чувств, красоте познается скрытая в ней иде­альная красота, раскрывается истинная сущность Л.

В антич. эпоху появляется и обширная эротич. лит-ра (трактат Овидия «Искусство любви» — Ars amatoria, и др.). Особенно широкое распространение эротич. лит-ра получает в Индии. Типичным образ­цом этого жанра является трактат «Камасутра», в к-ром практицизм в вопросах Л. своеобразно соче­тается с элементами мифологии, нар. медицины и т. д. В ср.-век. этике резкое различение чувств, и духовной Л. привело к их противопоставлению. Христ. Л.— это сверхъестеств. акт, каритас (т. е. человеколюбие), посредством к-рого человек освобождается от греш­ной, чувств, природы и достигает слияния с богом. Сам бог рассматривается как Л. Истинная Л., по Фоме Аквинскому, это Л. к богу, к-рая исчерпывается в себе самой вне всяких отношений к человеку и к реальной действительности. Христ. религия пропове­дует ряд догматич. принципов: возлюби бога больше всего существующего, люби ближнего как самого се­бя, возлюби врага своего и т. д. Проповедь вечной Л. — один из реакц. этич. догматов христианства, посредством к-рого религия поныне пытается скрыть классовые противоречия и достигнуть «мира» между угнетателями и угнетенными.

Философия Возрождения вновь обращается к ан­тичному представлению о Л. как объективной космич. силе. Итал. гуманист Марсилио Фичино развивал теорию любви Платона; он видел в Л. циклич. движе­ние, основную закономерность Вселенной: исходя от бога-творца,.Л. к человеку и прочим творениям наполняет мир вещей красотой, к-рая возбуждает в них ответную Л. к богу. Проходя через мн. «очисти-


тельные» ступени, душа, движимая Л. к богу, до­стигает высшего блаженства, поднимаясь к высотам интеллигибельного мира и наслаждаясь созерцанием божественного.

Пико делла Мирандола различал три вида Л.: иррациональную (чувственную), рациональную и ин­теллектуальную. Причем главная из них — рацио­нальная, или человеческая в собств. смысле слова, порожденная красотой чувственно воспринимаемой вещи, возбуждает желание духовно овладеть предме­том Л., т. е. познать идею вещи. Она стимулирует совершенствование человеч. разума. «В силу этой („человеческой") любви, если человек идет от совер­шенства к совершенству, то он достигает такой сте­пени, когда его душа полностью сливается с мировым интеллектом» (Комментарий к «Канцоне о любви» Джироламо Бенивиени). Рассматривая Л. как сти­мул к совершенствованию человека, Пико делла Ми­рандола придает>Мэй важный этич. смысл.

Космологич. понимание Л. свойственной Дж. Бруно, для к-рого Л. — страстное желание, героич. энтузи­азм, переполняющий человека и влекущий его к по­знанию и покорению природы (см. «О героическом энтузиазме», 1585, рус. пер., М., 1953).

Понятие Л. занимает большое место в этике Спи­нозы, считавшего, что, познавая бога, т. е. природу как причину всех вещей, человек испытывает к нему интеллектуальную Л., к-рая освобождает душу от аффектов, свойственных чувств. Л. В познавательной Л. совпадают чувство и разум, и сам интеллект вы­ступает как естеств. сила природы.

Просветители рассматривали Л. как естеств. чело­веческое чувство. Шефтсбери, напр., видел в Л. чув­ство солидарности, условие порядка и красоты в об­ществе. Гельвеций считал Л. самым могучим источ­ником нашей деятельности (см. «О человеке», М., 1938, с. 74—78), гл. условием воспитания и развития чело­века. Этика просветителей пыталась в духе учения о разумном эгоизме объяснить Л. отношение чело­века к обществу, связать в единое целое индивидуаль­ный и обществ, интерес.

Понятие Л. как социального чувства развивалось в учениях утопич. социалистов. Кампанелла рассмат­ривал Л. как силу, организующую социальную жизнь: Л. обусловливает не только деторождение, но и вос­питание детей и «... вообще все, относящееся к пище, одежде и половым отношениям» («Город Солнца», М., 1954, с. 44). Фурье относил Л. к страстям привя­занности, к-рые в условиях справедливых обществ, установлений являются основой возникновения чело­веч. коллективности и общности, условием гармонич. развития личности. Франц. утописты 19 в. высказы­вали многочисл. проекты такой организации обществ, и частной жизни, при к-рой Л. и семья будут осно­ваны не на корысти и отношениях собственности, а на свободном чувстве взаимной привязанности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.