Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 7 страница



«...материей мы называем

И для вещей родовыми телами обычно, а также Их семенами вещей мы зовем и считаем телами Мы изначальными, ибо началом всего они служат» (там же, I, 58 — 61).

Вслед за Демокритом и Эпикуром Л. считал эти вечные, неделимые (Л. нигде в поэме не употреблял греч. термин «атом»), неизменные «тела», «семена», абсолютно плотными, непроницаемыми, движущи­мися в пустоте. Существование тел и пустоты, по Л., взаимно обусловлено (см. там же, I, 443—44). Источ­ником движения тел, по Л., является вес «первоначал», их «тяжесть» (см. там же, I, с. 360—62), скорость движения в силу «тяжести» л дустом пространстве всех «первоначал» была бы одинакова, они «падали» бы параллельно, не сталкиваясь, если бы не обладали неким особым, присущим каждому началу индиви­дуально, свойством отклонения (см. там же, II, 217 — 224). Примыкая в учении об «отклонении» к Эпикуруt Л. считал, что благодаря «отклонению» тельца слу­чайно, «разрушая рока законы», сталкиваются и Свя­зываются друг с другом, образуя все многообразие вещей и явлений в природе (см. там же, II, 253—54). Идея «отклонения» интересует Л. особенно как осно­вание для объяснения свободы воли человека, его неподвластности «року» (см. там же, II, 254—56). Уче­ние это направлено не только против т. н. «сквозной причинности» Демокрита, но и против рим. религии, связывающей действия человека с учением о божеств, роке и предопределенности судьбы каждого человека, ибо во время Л. (1 в. до н. э.), в эпоху бурных соци­альных перемен, на первый план выдвигались эти проблемы. В противовес представлению римлян о вре­мени как существующем само по себе, Л. считал, что никакого времени нет «вне движения тел и покоя» (там же, I, 463).

Космогонич. и космологич. воззрения Л. в основе своей являются систематич. изложением учения Де­мокрита — Эпикура о беспредельности Вселенной, бесконечном многообразии, постоянном изменении, возникновении и гибели миров, подобных и неподоб­ных нашему. В то же время Л. своеобразно объяснял возникновение жизни, считая, что живое возникло в результате случайного стихийного сочетания опре­деленных телец, «семян»; в дальнейшем выжили Наи­более «приспособленные» организмы, «эта приспо­собленность» является, по Л., результатом того, что могли сохраниться только удачные сочетания те^ец, соответствующие условиям среды (см. там же, in, 784—85). Л. полностью отвергал учение идеалистов о конечной цели, понимая целесообразность лгщгь как случайный результат соединения первоначал (см. там же, IV, 822—57).

В учении о познании Л. также продол­жал линию филос. материализма, считая мир позна­ваемым. Единственно достоверным источником Зна­ния являются, по Л., чувства, ошибки возникают там, где выводы не основаны на чувств, данных, либо при неверном обобщении рассудком этих данных (см. там же, IV, 508—09). В основу механизма чувств, вос­приятия Л. кладет теорию «образов» («эйдола») Де­мокрита.

Т. о., Л. использовал все осн. положения эпику­рейской школы, внесенные ею в атомистич. учение Демокрита («отклонение», признание гипотез для объяснения причин нек-рых явлений и др.). В то же


время Л. в своем обосновании атомистики отличался от Эпикура, к-рый ограничивался преим. логич. ар­гументацией; Л. сделал более доступными сложные филос. идеи Эпикура, он широко применял сравнения, аналогии между различными процессами живой и не­живой природы, метафоры и т. д. Эта особенность из­ложения атомистики у Л. связана, по-видимому, с его стремлением широко популяризировать ато­мистич. теорию, его теоретико-познават. концепцией и большим доверием к данным чувств и повседневной практики.

Обществ.- и сторич. воззрения Л. несмотря на их идеалистич. характер, были прогрес­сивными для его времени. Вслед за Демокритом Л. рассматривал развитие общества как поступат. про­цесс, в основе к-рого лежат «нужда» (особенно нужда в жилище, в огне и одежде) и «разум пытливый» (см. там же, V, 1448—53). В ходе этого процесса возни­кают язык, гос-во (происхождение к-рого Л. объяснял договором людей), право.

Являясь идеологом рабовладельч. демократии, Л. осуждал аморализм рим. рабовладельцев,выступал про­тив истребит, войн, отрывающих мирных жителей от полезного ДЛЯ общества труда. в- Тимошенко. Москва. .

Последоват. выводом из материализма Л. являлся его атеизм. Л. считал несостоятельными религ. представления о провидении, чудесах и т. п. Согласно Л., религия — суеверие и предрассудок, продукт невежества и страха (см. там же, I, 151—58), поддер­живая к-рые, она стала источником многих зол и бед­ствий, несправедливости и преступлений. Средство избавления от религии Л. видел в разъяснении ис­тинных причин природных явлений, в разоблачении распространяемой жрецами лжи о бессмертии души и загробном существовании. Душа, по Л., телесна; она состоит из тех же атомов, что и тело, но более тонких. Душа неразрывно связана с телом. Со смертью тела погибает и душа. Смерть означает прекра­щение страдания. Между жизнью и смертью нет ничего общего. В смерти пугает не уничтожение, а неизбеж­ность загробного воздаяния, к-рое является лишь суеверием.

По Л., боги, хотя и существуют где-то в междуми­ровых пространствах, никакого отношения к миру и жизни людей не имеют. Признание Л. бытия богов объясняется не его уступками религии, а разделяемой им наивной теорией познания Демокрита и Эпикура, согласно к-рой источником представлений, в т. ч. и представлений о богах, являются тончайшие образы, идущие от вещей и предметов внешнего мира: посколь­ку существуют и сами боги.

Л. решительно отстаивал возможность атеистич. этики. Поэтому он допускал в человеке свободную волю, к-рую связывал с идеей Эпикура об отклонении движения атомов от вертикальной линии.

Ф. Кессиди. Москва.

Влияние филос. произведения Л. на последую­щее развитие философии и естествознания чрезвычайно велико. Еще на рим. почве под этим влиянием нахо­дился инженер и теоретик архитектуры Витрувий (1 в. до н. э.), трактат к-рого «Десять книг об архитек­туре» (рус. пер., 1936), содержащий ссылки на Л., был широко известен в ср. века, а затем именно свои­ми матер, идеями оказал влияние на итал. архитектора эпохи Возрождения Л. Б. Альберти; в 17—19 вв.— на мн. теоретиков архитектуры, а в России на зодчего В. Баженова, к-рый еще в 1790—97 издал трактат Витрувия («Об архитектуре», кн. 1—10). Галилей, Ньютон, Ломоносов и др. корифеи науки нового вре­мени часто ссылались на Л. Материалисты 17—18 вв. воспринимали атомистич. идеи древности гл. обр. из поэмы Л. Выдающимся пропагандистом идей Л. был Гассенди. Огромным было влияние атеизма Л.


260 ЛУЛЛИЙ— ЛУМИС


Атеистическая по существу поэма Л. породила среди служителей церкви множество «Анти-Лукре­циев» (напр., М. Полиньяк, Против Лукреция. Девять книг о боге и естестве, рус. пер., т. 1—2,1803), стремив­шихся подвергнуть критике, оклеветать и извратить во­инствующего материалиста древности. Среди нек-рых совр. бурж. исследователей наследия Л. появилась диаметрально противоположная «новая» интерпре­тация его мировоззрения (см., напр., G. Hadzsits, Lucretius and his influence, 1935), согласно к-рой Л. якобы был провозвестником высшей религии, пред­шественником христианства и отвергал лишь рим. языч. религию. Образцом др. современного «открытия» является попытка превратить Л. в физич. идеалиста совр. толка, якобы видящего в своем атомистич. уче­нии лишь удобные «рабочие гипотезы» (G. E. Mueller, What Plato thinks, 1937).

Соч.: О природе вещей (De rerum natura). Лат. текст рукописи поэмы Л. дошел до нас во мн. списках, самые ранние из них относятся к 9 в. и хранятся в Лейденской ун-тской библиотеке. Первое комментированное изд. поэмы Л. было осуществлено франц. филологом Ламбином (1563), оно не утратило своего значения и до наших дней. Позднее сравнительно-критич. анализ рукописей был произведен Лахманом, Менро, Дильсом, Эрну и др. Новейшие издания на яз. оригинала: De rerum natura. Libri 6, ed. with intro­duction and commentary by W. E. Leonard and S. B. Smith, Madison, 1942; On the nature of the universe, transl. and with an introd. by R. Latham, Harmondsworth, 1958; De rerum natura. Libri 6, 4 rec. J. Martin, Lpz., 1959; в рус. пер. — О природе вещей, пер. с лат. А. Клеванова, М., 1876; О природе вещей, пер. с лат. И. Рачинского, М., 1904; 2 изд., М., 1913, 3 изд., предисловие В. Вандека и В.Тимоско, М., 1933; О природе вещей, пер. и ком. Ф. А.Пет­ровского. Вступ. ст. В. Ф. Асмуса, М.— Л., 1936; о при­роде вещей. Ред. лат. текста и пер. Ф. А. Петровского, т. 1 — 2, М.— Л., 1946 — 47 (во 2-м томе ст. о Л.: Вавилова, Светлова, Толстого, Боровского, Машкина и др.); О при­роде вещей, пер. с лат., вступ. ст. и ком. Ф. А. Петров­ского, М., 1958; t}ber die Natur der Dingo, hrsg. von G. Klaus, iibers. von H. Diels, В., 1957; De la nature. Texte etabli et traduit par A. Ermont, 2 ed., P., 1959.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних
произведений, М., 1956 (см. Имен, указатель); Марков-
н и к о в В., Идея культурно-историч. развития в поэме
Л., «Науч. слово», 1903, № 10, с. 97 — 122; В а н д е к В.,
Тит Л. Кар и его философия воинствующего атеизма, М.—Л.,
1931; В а в и л о в С. И., Физика Л., «Вестн. АН СССР»,
1946, № 2, с. 43 — 56; Светло в В. И., Мировоззрение
Л., М., 1952 (автореф. дисс); Вавилов С. И., Собр.
поч., т. 3, М., 1956, с. 646—63; К у б л а н о в М. М.,
Атеистич. воззрения Л., в кн.: Ежегодник музея истории
религии и атеизма, [т.] 3, М.— Л., 1959, с. 377—98; М а к о-
вельский А. О., К вопросу об атеизме Л., там же;
М о т у с А. А., Л. Кар — великий просветитель древ­
ности (общественно-политич. взгляды Л. Кара), Уч. зап.
Ленннгр. гос. пед. ин-та, т. 188, Историко-филологич.
факультет. Историч. науки, 1959, с. 365—95; Рабино­
вич В. И., Витрувий и Л., «Вопр. философии», 1963,
№3; Masson J., Lucretius, epicurean and poet, v. 1—2,
L., 1906 — 1909; AlfieriV. E., Lucrezio, Firenze, 1929;
RegenbogenO., Lukrez, seine Gestalt in seinen Ge-
dichien, Lpz., 1932; M e w a 1 d t J., Der Kampf des Dich-
ters L. gegen die Religion, W., 1935; M о г i t z M., Medi-
zinisches bei Seneca und L., Dusseldorf, 1935 (Diss.); The
stoic and epicurean philosophers. Ed. and with an introduc­
tion by W. I. Cates, N. Y., 1940; R о z e 1 a a r M., Luk­
rez. Versuch einer Deutung, Amst.— P., 1941, (Diss.);
TragliaA., Sulla formazione spirituale di Lucrezio,
Нота, 1948; R i p о s a t i В., II poema di L., Mil., 1958;
BollackJ., L. und Empedokles, «Neue Rundschau»,
1959, Jg 70, H. 4. В. Тимошенко. Москва.

ЛУЛЛИЙ(Lullus, Lull), Раймунд (1235—29 июня 1315) — исп. философ и богослов. Род. на о. Майорка, учился в Париже, в качестве францисканского мис­сионера проповедовал в Армении, на Кипре и в Сев. Африке; умер в Тунисе. Л. утверждал, что возможно произвести полное слияние философии с теологией. Исходя из этого положения, он полемизировал не только с аверроистами и их теорией двойственной ис­тины, но и с теми религ. философами, к-рые утверж­дали, что истины веры недоступны для разума и не должны быть предметом филос. доказательства или объяснения. Как логик Л. фактически положил на­чало трактатам на тему «de consequentiis» (о следова­нии), содержащим зачатки теории формальной и мате­риальной импликации. В осн. соч. «Великое искусство»


 

(«Ars magna...», опубл. 1480) Л. описывал свои попытки механически моделировать логич. операции в изобретен­ной им с этой целью «логиче­ской машине», анализировал логич. характер вопросит, предложений, изучал взаи­моотношения логич. констант «и» и «или» (vel). Формаль­ную логику Л. определял как «искусство и науку, при по­мощи которых истина и ложь распознаются разумом и от­деляются друг от друга, — наука принятия истины и браковки лжи» (цит. по кн.: Р г а и t 1 С, Geschichte der Logik im Abend-land, Bd 3, В., 1957, S. 150). В приведенном опре­делении содержится явное указание на двузнач­ный характер логич. формализмов. В «Великом ис­кусстве» Л. описал также и технику моделирования логич. операций — систему концентрич. кругов, из к-рых каждый служит для обозначения группы по­нятий. Так, одна таблица дает девять субстанций: бог, ангел, небо, человек, воображаемое, чувственное, растительное, стихийное, инструментальное. Другая дает девять абсолютных предикатов: благость, вели­чина, длительность, могущество, знание, стремление, добродетель, истина, слава; третья дает те же преди­каты как относительные: благое, великое и т. д. Вра­щая один круг относительно другого, мы можем полу­чать такие сочетания понятий: благой бог, великий бог и т. д., или же: великая благость бога, длительная благость бога и т. д. Различные точки зрения на пред­мет отмечены под рубриками: различие, согласие, противоречие, начало, середина, конец, превышение, равенство, умаление. Есть еще таблицы вопросов (ли? что? из чего? почему? как велико? какого качества? когда-где? как и чем?), акциденций (количество, качество, отношение, деятельность, претерпевание, обладание, положение, время, место). Логика сведена Л. к оперированию общими знаками, заключение по­лучается посредством механизма. Правила вращения, посредством к-рого субстанции получают подходящие им предикаты, дают, по его мнению, возможность исчерпать общую науку, истину и все конкретные предметы. В системе Л. много произвольного, но осн. идея, не имеющая никакой связи с теологией Л., была воспринята и усовершенствована Бруно и Лейбницем. Л. — изобретатель первой логич. машины, предше­ственник комбинаторных методов в логике и в этом смысле —предшественник математич. логики. Л. — автор филос. романа «Blanquerna» (1505, англ. пер., L., 1926).

Соч.: Obras..., v. 1—21, Barcelona, 1906—50. Лит.: Соловьев В., Лю(у)ллий, Новый энцикло-педич. словарь, т. 25, П., [б. г.]; Д р у ж и н и н В. Г., К вопросу об авторе сокращения «Великой науки» Р. Л., П., 1914; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 469; П е-рельманЯ. И., Занимательная алгебра, 4 изд., М., 1949; BarberW. T h. A., R. Lull, L., [1903]; R i b e r [С am pins] L., R. Lulio (R. Llull), Barcelona, 1935; Menendez у Pelayo M., R. Lull (Raimundo Lu­lio), в кн.: Menendez у Pelayo M., La ciencia espanola, v. 3, B. Aires, [1947], p. 5—38; Esclasans A., La filosofia de R. L., y. 1—, Barcelona, [1952—]; P 1 a t-z e с k E. W., Die Lullsche Kombinatorik, «Pranziskanische Studien», 1952, Jg 34, S. 32—60; его же, La combinato-ria luliania, «Revista de Filosofia», 1953, v. 12, 1954, v. 13; RogentE., Duran E., d' A 1 6 s - M о n e r R., Bi-bliografla de les impressions Lulljanes, Barcelona, 1927; В a t 1 1 о г i M., Introduccion bibliogra7ica a los estudios lulianos, Mallorca, 1944. |а.Р?/6ин|, Я. Сшяжвин. Москва. ЛУМИС(Loomis), Чарлз Прайс (р. 26 окт. 1905) — амер. бурж. социолог. Проф. и декан фак-та социоло­гии и антропологии Мичиганского гос. ун-та (с 1944), в 1941—48 — ред. журн. «Rural Sociology».


ЛУНАЧАРСКИИ 261


Осн. задачей социологии Л. считает изучение об­щей структуры взаимодействия людей в обществе, форм, причин и последствий этого взаимодействия. Л. — последователь субъективно-идеалистич. уче­ниям. Вебера о «понимающей социологии» и идеально-типич. понятиях, «теоретич. моделях». Ключевым в типологии Л. является понятие «социальной сис­темы», причем под него Л. ненаучно подводит все об­ществ, явления: и общество в целом и, напр., взаимо­отношения между врачом и пациентами. Каждая сис­тема определяется через свои составные элементы, среди к-рых Л. произвольно выделяет нормы системы (правила жизни и поведения), статус-роль (социальное положение члена системы), власть (авторитет и влия­ние), способ использования средств для достижения целей, территорию. Осн. внимание Л. уделял проб­лемам социального изменения, классификации систем и взаимодействий в них. В соответствии с концеп­цией Ф. Тенниса об обществе и общине, Л. различает два осн. типа социальных систем: Gesellschaft-like и Gemeinschaft-Iike. В первой (напр., крест, семья) — членов системы связывают друг с другом родовые, семейные узы, здесь царит солидарность, взаимопо­нимание, нравственность. Во второй системе людей связывает конвенция, общий рассудочный принцип, разделение труда (напр., воен. организация). Эти идеи, затушевывающие классовую структуру и проти­воречия совр. бурж. общества, легли в основу эмпирия, исследований Л., особенно в области сел. социологии (см. Studies of rural social organization in the United States, Latin America and Germany, 1945; Rural so­ciology, 1957, совместно с J. A. Beegle). В ряде работ Л. развивает нек-рые методы социометрии (в частнос­ти, метод социограмм) (см. напр., Sociometry совместно с Н. Proctor, в сб.: Research methods in social relati­ons, ed. by M. Jahoda, M. Deutsch and S. Cook, 2 ed., 1962).

Соч.: Critique of class as related to social stratification,
[N. Y.], 1948 (соавтор); Rural social systems, N. Y., 1950
(совместно с J. A. Beegle); Studies in applied and theore­
tical social science at Michigan State College, East Lansing,
1950; Social systems. Essays on their persistence and change,
N. Y., I960; Modern social theories, N. Y., 1961 (совместно
с Z. К. Loomis). И. Добронравов. Москва.

ЛУНАЧАРСКИЙ,Анатолий Васильевич (24 но-яб. 1875 — 26 дек. 1933) — деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, пропагандист марксизма-ле­нинизма, эстетик, художеств, критик и драматург. Первый нарком просвещения (1917—29).

Мировоззрение Л. склады­валось под влиянием рус. ре-волюц. движения и марксиз­ма. Познакомившись в юно­сти с «Капиталом» Маркса, Л. в 1892 вступил в киев­скую с.-д. организацию, по заданию к-рой вел пропаган­ду идей науч. социализма. В 1894—95, учась в Цюрих­ском ун-те, он сблизился с членами группы «Освобожде­ние труда», познакомился с Плехановым, под влиянием к-рого стал изучать историю материализма и нем. классич. философии. Возвратившись в Москву в 1897, Л. участвовал в пропаганде идей марксиз­ма в массах, был арестован и затем сослан в Во­логду. После II съезда партии в 1903 Л. встал на сторону большевиков, однако не смог удержаться на позициях марксизма-ленинизма в период после поражения революции 1905—07. В это время он вместе с А. Богдановым встал на позиции махизма и пропо­ведовал богостроительство, вступил в отзовистскую группу «Вперед». Попытка Л. переработать эмпирио-


критицизм в «марксистском духе» привела его к эклек­тизму. Подвергнув критике Л., Ленин указывал на его преданность пролетариату, а также пропагандистский талант. С 1912 Л. вновь сотрудничает в большевист­ских газетах. Вступление в ряды РКП(б) в июле 1917 явилось важным шагом в идейном развитии Л. На посту наркома просвещения он проводит линию пар­тии по вопросам культуры, междунар. и внутр. поли­тики. В 1933 он был назначен полномочным пред­ставителем СССР в Испании.

В филос. работах, написанных в дооктябрьский пе­риод [«Очерк позитивной эстетики» (в сб.: «Очерки реалистич. мировоззрения», 1904; в 1923 издана под названием «Основы позитивной эстетики»), «Этюды критич. и полемич.» (1905), «Р. Авенариус. Критика чистого опыта в популярном изложении А. Луначар­ского» (1905), «Религия и социализм» (т.1—2,1908—11), ст. «Атеизм» (в сб. «Очерки по философии марксизма», 1908), «Мещанство и индивидуализм» (в кн.: «Очер­ки по философии коллективизма», 1909) и др.], Л. пытался «дополнить» диалектич. и история, материа­лизм философией эмпириокритицизма, махизма. Он ошибочно считал, что т. зр. эмпириокритицизма дает возможность уничтожить мнимую «пропасть» между материей и сознанием. В работах периода 1908—И Л. встал на позиции богостроительства, заявляя, что философия Маркса есть «философия религиозная», что она якобы «вытекает из религиозных исканий прошлого» («Религия и социализм», т. 2, СПБ, 1911, с. 326). Ленин оценил проповедь «богостроительства» Л. как «... порождение эмпириокритицизма, и русского, и немецкого» (Соч., т. 14, с. 330), а его положение «со­циализм ecn/религия», как «... форму перехода ... от социализма к религии» (там же, т. 15, с. 378).

Поворот от махизма и богостроительства к марк­сизму наметился у Л. еще в дооктябрьский период. В «Письмах о пролетарской литературе» (опубл. в журн. «Борьба», 1914, №1,3, 6), выступая за связь иск-ва с политич. борьбой пролетариата, Л. призывал иск-во служить долу социалистич. революции, бо­ролся за реализм, против формализма, декадентства и мещанства.

В первые годы после Октябрьской революции Л. гл. внимание обращал на разработку проблем эсте­тики, лит. критики, проблем культурной революции. На посту наркома просвещения Л. в целом последо­вательно проводил линию партии по вопросам куль­туры; выступление Л. в защиту автономии Пролет­культа в 1920 было подвергнуто критике Лениным.

В работах «Десятилетие революции и культура» (1927), «Культура на Западе и у нас» (1928), «О роли пролетарского гос-ва в развитии социалистич. куль­туры» (речь, опубл. в журн. «Под знаменем марксиз­ма», 1933, Д» 6) он указывал на связь культурной и хозяйственной революции, выдвигал задачу создания новой, социалистич. культуры, воспитания новой ин­теллигенции. Л. заботливо поддерживал молодые таланты и помогал их становлению. Одной из важней­ших проблем строительства социалистич. культуры Л. считал критич. освоение культурного наследия прошлого.

Л. занимает выдающееся место в развитии сов. лит. критики, в изучении и популяризации наследия рус. критич. реализма (статьи о Пушкине, Достоевском, Тургеневе, Короленко, Некрасове, Герцене и др.), рус. революц. демократов 60-х гг., а также ряда за­рубежных классиков (статьи о Диккенсе, Мериме, Гейне, Прусте, Шоу и т. д.). Многочисл. выступления Л. по драматургии, различным вопросам изобразит, иск-ва и музыке сыграли большую роль в становле­нии социалистич. культуры.

В наиболее важной с методологич. т. зр. статье Л. «Ленин и литературоведение» (1932, «Лит. энцикло-


262 ЛУНИН — ЛУППОЛ


педия», т. 6) рассматриваются проблемы идейности, классовости иск-ва, отношения к наследию прошлого. Основываясь на ленинском учении о культуре, Л. выясняет смысл борьбы с сектантскими пролеткуль­товскими теориями, отрицавшими преемственность художеств, развития и значение классич. культуры для соцналистич. иск-ва. На обширном материале работ Ленина Л. раскрывает подлинно марксистское отношение к классич. лит.-критич. и эстетич. мысли прошлого.

Л. проявлял большой интерес к истории философии. Ему принадлежит историко-филос. очерк «От Спинозы до Маркса» (1925), брошюра «Варух Спиноза и бур­жуазия» (1933), статьи: о А. Н. Радищеве (1923), Н. Г. Чернышевском (1928), Л. Н. Толстом (1924), брошюра «Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения (1818—1918)» (1918).

Соч.: Идеализм и материализм. Культура буржуазная и пролетарская, П., 1923; Наука. Искусство. Религия, М., 1923; Беседы по марксистскому миросозерцанию, Л., 1924: Ленин и литературоведение, Л., 1934; О театре и драма­тургии, т. 1—2, М., 1958; О народном образовании, М., 1958; В мире музыки, М., 1958; Статьи и речи по вопросам международной политики, М., 1959; Собр. соч. в 8 томах,, т. 1—2, М., 1963—64 (изд. продолжается).

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокри­тицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 67, 68, 175, 269, 317, 328—31, 335; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 31; его же, [Письма А. В. Луначарскому], там же, т. 34, 35; О богостроительских тенденциях в социал-демократи­ческой среде (Резолюция), в кн.: КПСС в резолюциях..., 7 изд., ч. 1, [М.], 1953, с. 222; Лебедев-Полян­ский П. И., А. В. Луначарский, М., 1926; Альтман И., Л.— драматург, «Лит. критик», 1934, № 3; его ж е, Большевик — энциклопедист, «Художественная литера­тура», 1935, М I; его же, [Доклад, посвященный годов­щине со дня смерти Л.], «Вестник коммунистич. Акаде­мии», 1935, № 3; Памяти А. В. Л. 1875 — 1933, М., 1935; Крнвошеева А., А. В. Л. — лит. критик, «Лит. со­временник», 1938, № 12; е е ж е, Эстетич. взгляды А. В. Л., Л.— М., 1939; Лебедев А., А. В. Л. о принципах и задачах марксистской лит. критики, «Вопр. литературы», 1958, Д'е 12; ШульгинВ., Памятные встречи, М., 1958; Самойлова Н. А., А. В. Л. в борьбе за идей­ность и художеств, богатство сов. лит-ры, М., 1959; Б у г а-енкоП.А., А. В. Л. как лит. критик, Саратов, 1960; Бычкова Н. В., Лебедев А. А., Первый нарком просвещения, М., 1960; МандельштамР. С, Книги А. В. Л. Библиографич. указатель, М.— Л., 1926.

Е. Шарапова. Москва.

ЛУНИН,Михаил Сергеевич (1787 — 3 дек. 1845) — рус. политич. мыслитель, декабрист. Род. в дворян­ской семье. В 1805—16 — в гвардии (участвовал в Ау-стерлицком и Бородинском сражениях). С сент. 1816 по май 1817 был в Париже, где познакомился с деятель­ностью левых политич. клу­бов и тайных об-в, встре­чался с Сен-Симоном. Член «Союза спасения» (с весны 1816), затем состоял в Корен­ной думе «Союза благоденст­вия», с основанием «Сев. об-ва» считался его членом. С 1822 служил в Литовском ар­мейском корпусе в Варшаве, сблизился с руководством «Южного об-ва», выполнил ряд его поручений. В восста­нии 14 декабря не участвовал, однако при аресте заявил, что «... при других об­стоятельствах вероятно действовал бы в духе оиого» («Дело М.С.Лунина», в кн.: «Восстание декабри­стов», т. 3, 1927, с. 130). Сослан в Сибирь. В 1835 вышел на поселение и с 1836 жил в с. Урик близ Иркутска. В письмах к сестре Е. С. Уваровой, на­писанных во 2-й пол. 30-х гг. и расходившихся в спи­сках, Л. выступил с резкой критикой российских по­рядков. В связи с этим был вновь арестован (1841) и заточен в Акатуйскую тюрьму, где и умер или, воз­можно, был убит «по указанию свыше».


Участвуя в движении декабристов, Л. неоднократно выступал с предложениями цареубийства как средства развязать революц. процесс. Сторонник конституц. правления «с ограниченной исполнительной властью при монархе или президенте, полагая того и другого в одинаковом виде» (там же, с. 122), Л. одновременно считал необходимым освобождение крестьян с пре­доставлением им земельного надела, а также ликви­дацию православной церкви; однако он плохо пред­ставлял себе социальное содержание нового, «пред­ставительного порядка вещей» (см. Соч. и письма, Пб., 1923, с. 19). Движущую силу обществ, развития Л. усматривал в духовном начале. «События вытекают из законов логики» (там же, с. 26),— писал он, — счи­тая, тем не менее, что люди должны активно им спо­собствовать. Исходя из этого, Л. оценивал восстание декабристов как исторически необходимое и пола­гал, что оно есть лишь эпизод движения общества к гражд. свободе. «Через несколько лет,— писал Л.,— те мысли, за которые меня приговорили к политиче­ской смерти, будут необходимым условием гражданской жизни» (там же, с. 14). В «Письмах из Сибири» Л. резко обрушился на казенную формулу: «самодержа­вие, православие, народность». «...Права бывают трех родов, — говорил он, — политические, гражданские и естественные. Первые не существуют в России, вто­рые уничтожены произволом, третьи — нарушены рабством» (там же, с. 27). Причина этого, в том, что пороки в политич. устройстве России — не заблуж­дение, а основа. Уничтожение этой основы — задача всего рус. общества. Важную роль в этом должна сыграть католич. вера, в к-рой Л. видел силу, способ­ную бороться с самодержавием и православием. Во­преки мнению нек-рых бурж. историков, католицизм Л. (на его позиции Л. перешел еще в 1816—17) не при­обрел значения всеобъемлющего принципа и не опре­делял его политич. поведение.

Подвиг Л., даже в ссылке продолжавшего революц. традиции декабристов, был высоко оценен современ­никами. Герцен издал за границей в 1859—63 про­изведения Л., написанные им в Сибири. «Письма из Сибири» Л. имели наряду с «Философическим пись­мом» Чаадаева важнейшее значение для рус. освободит, движения 30-х гг. 19 в.

Соч.: Духовное завещание Лунина, в кн.: Архив графов Мордвиновых, т. 6, СПБ, 1902; Письма М. С. Л. из Акатуя, в кн.: Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 3, [М.], 1951, с. 151—96.

Лит.: Г е с с е н С. Я., К о г а н М. С, Декабрист
Лунин и его время, [Л.], 1926 (в приложении — соч. и
письма Л.); О к у н ь С. Б., Декабрист М. С. Лунин, [Л.],
1962 (библ. в подстрочных прим.). См. также лит. при
ст. Декабристы. Л. Филиппов. Москва.

ЛУППОЛ,Иван Капитонович (1 янв. 1896 — 26 мая 1943) — сов. философ, профессор, д-р филос. наук, академик (с 1939). Член КПСС с 1920. Окончил юри-дич. фак-т Моск. ун-та (1919) и филос. отделение ИКП (1932). Работал в Ин-те Маркса и Энгельса (1924), был проф. Моск. ун-та (1925—31) и ИКП философии (1925—38), директором Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького (1935—40).

Круг науч. исследований Л. — проблемы истории философии и эстетики. Одним из первых среди сов. ученых Л. обратился к изучению франц. материализ­ма. Его книга «Дени Дидро. Очерки жизни и мировоз­зрения» (1924, 3 изд., 1960, вступит, ст. М. Григорьяна, пер. на франц. яз., 1936) — первое сов. монографич. исследование о крупнейшем представителе франц. Просвещения 18 в. Детально выяснив социальные и теоретич. истоки мировоззрения Дидро, Л. раскрыл эволюцию его взглядов, учение о природе и познании, этику и эстетику. При этом Л. использовал неиз­вестные ранее рус. читателю материалы. Под ред. Л. издавались собр. соч. Дидро (в 1, 2, 8 и 9-м тт. всту­пит, статьи Л.), избр. соч. Ламетри (1925). В кн.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.