Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие диалектического материализма. 1 страница



E г о р ш и нВ., Диалектика у Ленина и народники, «Под знаменем марксизма», 1928, N° I; Б а м ме ль Г., Ленин и проблема логики в марксизме, там же, 1929, 4; АксельродЛ., О борьбе Ленина с философским реви­зионизмом и вопросы теории отражения, там же, 1934, №4; КопнинП.В., В. И. Ленин о способности отра­жения как свойстве материи, в сб.: Тр. Сиб. физ.-техн. ин-та Томского ун-та, вып. 32, 1953; РозентальМ. М., В. И. Ленин о задачах и принципах разработки диалектич. логики, «Вопр. философии», 1955, № 2; Г а р б е р Л. Е., Не­которые вопросы диалектич. метода в работах В. И. Ленина 1914 —1916 гг., в кн.: Тр. Среднеаз. ун-та, вып. 106, Филос. науки, кн. 1, Таш., 1957; Е р и ч е в Л. И., Ленинское понятие материи и его значение для борьбы с идеалистич. теорией познания, «Вестн. ЛГУ», 11, Серия экономики, философии и права, вып. 2, 1956; СитковскийЕ. П., Ленин о совпадении в диалектич. материализме диалектики,, логики и теории познания, «Вопр. философии», 1956, 2; А р х и и ц е в Ф. Т., В. И. Ленин о научном понятии ма­терии, М., 1957; ДеканосидзеД. Д., Раздвоение единого и познание противоречивых частей его в свете ленин­ского филос. наследства, в кн.: Уч. зап. Дагестан, женского пед. ин-та, т. 1, Махач-Кала, 1957; Суворов Л. Н., Развитие В. И. Лениным диалектич. метода марксизма в годы первой мировой войны (1914 —1917 гг.), М., 1957; его же, Развитие В. И. Лениным марксистской диалектики в после­октябрьский период, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1960, №1; АзаренкоЕ. К., В. И. Ленин о двух концепциях развития, в кн.: Сб. научн. тр. Минск, мед. ин-та. Кафедра обществ, наук, т. 22, 1958; В о л о-б у е в П. В., Вопросы диалектики в работах В. И. Ленина о Великой Октябрьской социалистич. революции, «Вопр. философии», 1958, J* 4; Харив Ю. А., В. И. Ленин о законе отрицания отрицания, Тр. Куйбышевского инже­нерно-строительного ин-та, вып. 6, Кафедра общ. наук, 1958; ШептулинА. П., В. И. Ленин о категориях как ступенях процесса познания, Красноярск, 1958; Б и б-л е р В. С, К ленинскому определению филос. понятия мате­рии, в сб.: Уч. зап. Тадж. ун-та, т. 24, Труды кафедры фило­софии, вып. 3, [Душанбе], 1959; МаньковскийЛ. А., В. И. Ленин о диалектике, логике и теории познания, М., 1959; ТавадзеИ. К. и Каландаришвили Г.М., В. И. Ленин о «Науке логики» Гегеля, Тб.. 1959; Вар­танянГ. М., Развитие В. И. Лениным марксистской тео­рии отражения, Ер., i960; В и но г р а д о в В. Г., В. И. Ленин о причинности, М., 1960; ВостриковА. В., Развитие Лениным марксистской теории познания, в кн.: Великая сила ленинских идей, М., 1960; Козловский В. Е., В. И. Ленин о диалектике противоречий, М., 1960; Мальцев В. И., В. И. Ленин о диалектике отражения внешнего мира, М., 1960; Молчанов И., В. И. Ленин и решение вопроса об абсолютном и относительном противо­поставлении материи и сознания, в кн.: Всепобеждающие идеи, [Ростов-на-Дону], 1960; Москаленко Ф. Я., В. И. Ленин о познават. значении индукции и индуктивных выводов, в кн.: Гносеологич. содержание логич. форм и ме­тодов. Сб. науч. тр. кафедры философии ин-та повышения квалификации преподавателей обществ, наук при Киев, ун-те, I960; Н и к и т и н а А. Г., Критика В. И. Лени­ным релятивизма, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1960, № 1; СвидерскийВ.И., О ленинском понимании природы движения и его значении для борьбы с метафизикой, «Вестн. ЛГУ», 11. Серия экономики, философии и права, вып. 2, 1960; СкударьМ. К., В. И. Ленин о материалистич. и идеалистич. понимании опыта, в кн.: Уч. зап. кафедры диалектич. и историч. мате­риализма ВПШ при ЦК КПСС и местных ВПШ, вып. 2, М., 1960; Церетели С. Б., К ленинскому пониманию диалектич. природы истины, «Вопр. философии», 1960, 4; его же, Нек-рые вопросы ленинского понимания истины, Тб., 1960 (на груз, яз.); Щ е г л о в А. В., Из истории борьбы В. И. Ленина за диалектич. материализм, Пермь, i960; Скворцов Л. В., В. И. Ленин о единстве поз­нания и практики, М., 1961; Ж о ж а А., В. И. Ленин о разработке диалектич. логики в связи с общим развитием логики, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1962, №. 1, 2; Б а з и л е в с к и й Б. И., В. И. Ленин об эле­ментах диалектики, всб. ст.; Развитие В. И. Лениным теории марксизма, М., 1962; Знаменская Л. И., Раз­витие В. И. Лениным материалистич. теории познания, там же; Кантемиров Д., Борьба В. И. Ленина против идеализма и метафизики в теории познания, Алма-Ата,


174 ЛЕНИН


1963; РозентальМ. М., Ленин и диалектика, М., 1963; Е i 1 s t e i n H., Leninowskie pojecie materii a idea-lizm fizyczny, «Mysl Filozoficzna», 1953, № 4 (10); А в р a-м о в Д., Развитието на марксическата гносеология от В. И. Ленин, «Философска Мисъл», 1955, № 3; Г и р г и-н о в Г., В. И. Ленин за диалектиката на познэвательния процесс, там же, № 2; А р о s t о 1 P., Pentru valorifi-carea mo§tenirii lenlniste in problema dialecticii notiunilor, «Cercettri Filozofice», 1956, anul 3, [JMi] 3; G i u d i с i E., La teorta del reflejo у la 16gica segun Lenin. Problemas actua-les, «Cuadernos de Cultura», 1957, afio 7, № 28; Z W e i 1 i n g K., Der Leninsche Materiebegriff und seine Bestatigung durch die moderne Atomphysik, [4 Aufl.], В., 1958; R e d 1 о w G., Lenin iiber den marxistischen philosophischen Begriff der Mate-rie, «Dtsch. Z. Philos.», 7 Jg., 1959, H. 2; R о с h h a u s e n R., Gegen eine Erweiterung Oder Einengung des Leninschen Materiebegriffs, там же; Добриянов В., Ленин и някои проблеми на диалектическата логика, «Ново Време», 1960, [№] 4; G h i s e D., V. I. Lenin si gnoseologia materialist-dialectica, «Steaua», 1960, anul 9 (122), [№] 4; M а с h a K., M 1 1 k о v s k у V., Zivy Lenin, «Filosoficky Casopis», 1960, rofinik 8, № 3; В а л д А., Ленинската теория на отраже-нисто против съвременната буржоазна философия, «Фило­софска Мысъл», 1960, №6; CackowskiZ., О stosunkach pogla_d6w gnoseologicznych Lenina i Plechanowa, «Studia Filozoficznc», 1960, № 1 (16); L о m b a r d i F. V., La dialettica come prassi revoluzionaria in Lenin, «Riv. di Filos. Neo-scolastica», 1962, anno 54, fasc. 5; M о 1 n a r L., Lenin a materialista dialektika kidolgoz^suert (A «Filozofiai fiizetek» uj kiadasa: Lenin Muvei 38 kotet), «Magyar Filoz. Szemle», 1962, № 3.

Развитие исторического материализма.

ФедосеевП.Н., Развитие В. И. Лениным историч. материализма, «Вопр. философии», 1954, №1; Черем-н ы х П. С, Разработка В. И. Лениным вопросов историч. материализма в годы первой рус. революции, «Вопр. фило­софии», 1956, №2; Айвазян К., Ленинский этап в раз­витии теории базиса и надстройки общества, веб.; Уч. зап. Ереванск. рус. пед. ин-та, т. 9, 1957; ХалиповН. А., В. И. Ленин о решающей роли нар. масс в истории, Минск, 1957; Горохов Ф. А., Ленин и историч. материализм, 3 изд., М., 1958; Коробков Д. П., В. И. Ленин о зна­чении конкретно-историч. анализа для познания обществ, явлений, в сб.: Уч. зап. Костромского пед. ин-та. т. 4, Кафед­ра марксизма-ленинизма, вып. 1, 1958; КаммариМ. Д., В. И. Ленин о единстве диалектич. и историч. материализма, «Вопр. философии», 1959, № 5; Владимир Ильич Ленин о строительстве социализма и коммунизма,[Сб. ст.], Саратов, 1960; Головаха1., 3 л о т i н а М., РозвитокВ. 1. Леншим историчного матер1ал1зму в Kiinii XIX — на початку XX ст., К., 1960; К у р с а н о в Г. А., В. И. Ленин о науч. предвидении и банкротство бурж. социологии, в }Ш.: Вели­кая сила ленинских идей, М., 1960; Мисабишвили Ш. В., В. И. Ленин об общих и специфич. закономерностях обществ, развития, Сухуми, 1960; ПавлюченкоА. М., В. И. Ленин об объективном характере закономерностей обществ, развития, Минск, 1960; Р о ж и н В. П., Разви­тие В. И. Лениным теории науч. коммунизма, «Вестн. ЛГУ», № 11, Серия экономики, философии и права, вып. 2, 1960; Федотов В. П., В. И. Ленин и историч. материализм (конец XIX—нач. XX вв.), Л., 1960; Ш м е л ь к о в М. И., В. И. Ленин и диалектика сближения физич. и умств. труда, М., 1960; Г е н д и н А., В. И. Ленин об историч. детерминизме и критика волюнтаризма и фатализма в совр. бурж. социологии, в сб.: Тр. Красноярского с.-х. ин-та, т. 9, 1961; Фурманов Г. Л., Развитие В. И. Лени­ным историч. материализма на основе обобщения опыта Октябрьской революции и строительства социализма в СССР, М., 1962; Францев Ю. П., Разработка В. И. Лениным проблем научного коммунизма, «Вопр. философии», 1963, № 12; Ч а г и н Б. А.,' Анализ В. И. Лениным роли субъ­ективного фактора в обществ, жизни, '«Вопр. философии», 1963, № 4; Н е у d e n G., Lenins Kampl gegen den Bio-logismus in der Geschichtsauffassung, «Dtsch. Z. Philos.», 1959, JNS 2; В о r g о s z J., Filozoficzne aspekty Leninow-skiej koncepeji wojen, «Myel Wojskowa», 1960, [JM»] 1. Развитие истории философии как науки.

БыховскийБ., Ленин и нек-рые вопросы теории философии, «Под знаменем марксизма», 1931, № 1—2; ПознерВ., К вопросу о ленинском понимании истории философии как науки, «Под знаменем марксизма», 1937, Ns 11 —12; Д ы н н и к М. А., Ленин об истории фило­софии, «Изв. АН СССР», 1945, т. 2, № 2; И о в ч у к М. Т., Сидоровы. И., Борьба В. И. Ленина за прогрессив­ное наследие филос. мысли человечества, «Вопр. филосо­фии», 1954, № 2; Ч е р к а ш и н П. П., В. И. Ленин о гносеологич. корнях идеализма, «Вопр. философии», 1954, № 1; Т а р а с о в К. Е., В. И. Ленин о гносеологич. кор­нях идеалистич. философии, в сб.: Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та, т. 113, Кафедра диалектич. и историч. материализма, вып. 2, 1957; Ш а м о в с к и й В. А., В. И. Ленин о геге­левском понимании предмета истории философии, веб.: Уч. зап. Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, вып. 44. Из исто­рии философии, вып. 2, 1958; Давыдов Ю. Н., Ленин­ская критика отношения Богданова к филос. традиции, «Вопр. философии», 1959, № 6; Кузнецов К. Т.,


В. И. Ленин и нек-рые вопросы истории марксистской фи­лософии, там же, 1960, № 4; Щ и п а н о в И. Я., В. И. Ленин и рус. философия, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1960, № 3; Б о г д а н о в Б. В., О нек-рых методологич. принципах истории философии как науки в работах В. И. Ленина, «Вестн. МГУ». Серия 8, Экономика, философия, 1962, №1; Сидоровы. И., В. И. Ленин и вопросы истории рус. материалистич. фило­софии, М., 1962.

Философские проблемы естествознания. Тимирязев А. К., Ленин и совр. естествознание, 2 изд., Л., 1925; ДеборинА. М., Ленин и кризис новейшей физики, 2 изд., Л., 1930; Максимов А. А., Ленин и естествознание, М.—Л., 1933; Оме.пьяно в-с к и й М. Э., В. И. Ленин и физика XX века, [М.], 1947; ПетленкоВ. П., В. И. Ленин об адекватности отра­жения и нек-рые вопросы критики физиологич. идеализма, «Вестн. ЛГУ», № 23, Серия экономики, философии и права, вып. 4, 1957; ПлоткинМ. Р., В. И. Ленин об отно­шении общества к природе, «Вестн. АН Казах. ССР», 1957, J\Ts 2; БогачеваИ.Е., Ленинское учение об абсо­лютной и относительной истине и смена научных представ­лений о физ. картине мира, в сб.: Тр. Воронеж, ун-та, т. 69. Обществ, науки, 1958; Ж д а н о в Ю. А., Ленин и естест­вознание, М., 1959; Щ е к и н а Л., Ленинский анализ проблемы причинности и его значение для естествознания, «В помощь политич. самообразованию», 1959, 12; Г р а-щ е н к о в Н. И., Ленинская теория отражения и совр. физиология органов чувств, в кн.: Филос. проблемы совр. естествознания. Тр. Всесоюзного совещания по филос. во­просам естествознания, М., 1959; Омельяновский М. Э., В. И. Ленин и филос. вопросы совр. физики, там же; Кольман Э. Я., Ленин и новейшая физика, М., 1959; С т р а ш н и к о в В. М., В. И. Ленин о свойстве отраже­ния и нек-рые вопросы технич. прогресса, Иркутск, 1959; Харламов П. А., К вопросу о критике В. И. Лениным идеализма в естествознании после выхода в свет его работы «Материализм и эмпириокритицизм», в кн.: Филос. вопросы физики и химии, вып. 1, Свердловск, 1959; Андрющен-к о М. Н., Ленинская теория отражения и кибернетика, в сб. ст.: Изв. Ленингр. электротехнич. ин-та, вып. 40, 1960; Вавилове. И., Ленин и физика, Сб. ст., М., 1960; Г у ц о л А. 3., К вопросу о значении филос. работ В. И. Ленина для развития науки, в кн.: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина, О., 1960; Жмудский А. 3., В. И. Ленин о временных кризисах в естествозна­нии, К., 1960; Кедров Б. М., Ленинский анализ революции и кризиса совр. естествознания, в кн.: Ленин и наука, М., 1960; его же, Ленин о связи совр. физики с философией, «Вестн. АН СССР», 1960, № 4; Кузне-ц о в И. В., Филос. идеи Ленина и познание природы, «Успе­хи физ. наук», 1960, т. 70, вып. 4; Рудаков В. Н., Ле­нинское понятие материи и проблемы единства поля и вещест­ва, веб. ст.: Изв. Ленингр. электротехнич. ин-та, вып. 40, 1960; СтудитскийА. Н., В. И. Ленин и биологич. наука, «Успехи совр. биологии», 1960, т. 49, вып. 2; Топ­чиев А. В., Ленин и наука, «Вопр. философии», 1960, №5; УмаровС.У. и МосстепаненкоМ.В., Ленин и развитие совр. физики, [Душанбе], 1960; Школьни­ков С. А., Об источнике развития живых тел в свете ленин­ского учения о противоречиях, в кн.: Сб. ст., посвященных 90-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ростов-на-Дону, 1960; В i льницький М. Б., Лешн про npocTip i час та тео-piH в1дносност1, К., 1961; Смирнов А. А., Ленинская теория отражения в психологии, в сб. ст.: В. И. Ленин и проблемы нар. образования, М., 1961; БажеювЛ., Слуцкий М., Ленинские принципы критики идеализма в естествознании, «Коммунист», 1963, № 9; Vassails G., Lenine et la physique moderne, «La Nouvelle Critique», 1949, №4; Ley H., Die Bedeutung der philosophischen Arbeiten Lenins fur die Naturwissenscliaft, «Dtsch. Z. Philos.», 1957, ЛГ» 5; Tlusty V., Leninova poznamka о absolutnim pros-toru, «Filosoficky Casopis», 1957, № 3; H i e b s с li H., Die Bedeutung der philosophischen Arbeiten W. I. Lenins fur die Grundfragen der dialektisch-materialistischen Psycho-logie, «Wiss. Z. der Karl Marx Univ. Leipzig», Gesch.-und Sprachwiss. Reihe, 1959 — 1960, Jg 9, J* 4; Бербатов H., Значението на Лениновото философско наследство за някои теоретически въпроси на биологията, в кн.: Годиш-ник на Соф. ун-т. Филос.-историч. фак., т. 53, кн. 1, 1960; Novacu V., Invatatura leninista, si problemele $tiinte-lor naturii, «Cercetari Filozofice», i960, anul 7, № 2; Панч ев И., Ленин и естествознанието, С, 1960. Проблемы этики и эстетики. Г р и г о р ь я н Т. Г., В. И. Ленин об основах комму-нистич. морали, в сб.: Уч. зап. Азерб. пед. ин-та рус. яз. и лит-ры. Серия обществ, наук, вып. 4, Баку, 1957; Э р е н-г р о с с Б., Ленинская теория отражения и искусство, в сб. ст.: Нек-рые вопросы теории изобразительного искусства, М., 1957; Е г о р о в А. Г., Ленинская теория отражения и совр. ревизионизм в эстетике, «Вопр. философии», 1959, №5; Мезенцев П., Эстетич. взгляды В. И. Ленина, Кишинев, 1959; Д з е в е р i н I., Лешн i питания естетики, К., 1960; М е й л а х Б., Проблема искусства и действитель­ности в эстетич. взглядах В. И. Ленина, «Рус. литература», 1960, №2; Овсянников М., В. И. Ленин и проб-


ЛЕНИНИЗМ — ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 175


лемы эстетики, «Искусство», 1960, № 4; Парсаданов Н. Я., Филос. наследие В. И. Ленина и нек-рые проблемы эстетики,«Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1960, № 2; С т о л о в и ч Л. Н., Ленинская критика махизма и ее значение для эстетики, там же, № 3; Ф р и д л е н-дерГ., В. И. Ленин и эстетич. наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, «Рус. литература», 1960, № 2; Шишкин

A. Ф., Вопросы этики в трудах В. И. Ленина, «Вопр. фило­
софии», 1960, М> 4; Щербина В., Ленинская теория
отражения и литература, «Вопр. литературы», 1960, № 4;
КачановскийН.И., В. И. Ленин и нек-рые вопро­
сы эстетики, веб.: Уч. зап. Ташкентского театрально-худож.
ин-та, вып. 5, 1962; Марк А. А., Развитие В. И. Ле­
ниным марксистской этики, в кн.: Сб. научн. работ препо­
давателей философии вузов г. Харькова, вып. 2, X., 1962;
ЭфендиевД. Ф., Ленинская теория отражения — фи­
лос. основа реализма, в еб.: Уч. зап. Азербайджан, ун-та.
Серия обществ, наук, вып. 1, Баку, 1962; N е j e d 1 у Z.,
Stati о Leninovi, Praha, 1952.

Проблемы научного атеизма. Галактионов М., Ленин о религии и борьбе с ней, М., 1933; Федосеев П. Н., Ленин о социальных и гно-сеологич. корнях религии, «Под знаменем марксизма», 1933, KI; Ярославский Е. М., Ленин, коммунизм и ре­лигия, М., 1933; Царицын А^, Ленин в борьбе с бого­строительством, М., 1939; Бонч-Бруевич В. Д., Владимир Ильич и религиозный вопрос, в кн.: Б о н ч -БруевичВ.Д., Избр. соч., т. 1, М., 1959; К а л у-ги н В. М., Филос. обоснование В. И. Лениным науч. ате­изма, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1959, Л? 3; К р ы в е л е в И. А., Ленин о религии, М., 1960; Шахнович М. И., Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах Ленина, М.—Л., 1961. См. также лит. при статьях об отдельных произведениях Ленина.

Л. Барчан, О. Виноградова, Я. Коликов. Москва.

ЛЕНИНИЗМ — см. М арксизм-ленинизм, Ленин.

ЛЕОН, Новее де Леон (Ponce de Leon), Луис (1527 или 1528 —28 авг. 1591) — исп. поэт и теолог, В 1572 — 76 находился в тюрьме инквизиции по об­винению в «иудеиствующей ереси», в 1579 —82 вновь находился под инквизиц. следствием.

Поэт и переводчик лат. авторов, Л. в многочисл. комментариях к текстам священного писания — трак­татах «Имена Христовы» («De los nombres de Christo», 1583, нов. изд., t. 1—3, 1932—38) и «Истолкование книги Иова» («Exposicion del libro de Job», изд. по­смертно в 1779) и др.— примыкал к школе «мисти­ков», отразивших кризис схоластики (см. Испанская философия) и характерное для Возрождения стремле­ние к критич. методам исследования.

В «Истолковании книги Иова» обнаруживается пес-симистич. оценка Л. действительности как воплоще­ния хаоса, страданий и раздоров. Путь к гармонии лежит, по его мнению, через созерцание природы и главное через стремление приблизиться к богу. Если наше мышление, речь и письмо «истинны», то вещи оказываются при этом в нас такими же, какими они существуют вне нас, и мы, т. о., устанавливаем с ним полную гармонию и единство.

Мир с самим собой, без к-рого немыслим мир с ок­ружающими и с богом, заключается, по мнению Л., в гармонии личных устремлений человека под конт­ролем разума и воли. А эта гармония возможна лишь благодаря стремлению к Иисусу, «высшему спасите­лю» рода человеческого. Если в трактате «Имена хри­стовы» Л. пытался установить некие абсолютные по­сылки морали, то в трактате «Совершенная супруга» («La perfecta casada», 1583, нов. изд., 1950) он форму­лировал принципы «практической этики», сочетая здесь религ. прописи с характерным для эпохи Воз­рождения уважением к человеч. личности.

Соч.: Obras completes, 2 ed., Md, 1951.

Лит.: Blanco Garcia F., Fr. L. de Leon, Md, 1904; Fitzmaurice-Kelly J., Fray L. de Le6n..., [Oxf.], 1921; Bell A. F. G., L. de Leon (a study of the Spanish renaissance), Oxf., 1925; Gutierrez M., Fray Luis de Lerjn У la filosofia espafiola del siglo XVI, Obras completes, t. 1. [El Escorial], 1929; V о s s 1 e r K., Fray L. de Le6n,

B. Aires, [1946]; Zarco Cuevas J., Bibliografla de
Fray L. de Le6n, Malaga, [1924]. 3. Плаескин. Ленинград.

ЛЕОН ЕВРЁИ(лат. Leo НеЬгаеивКпсевд. И у д ы А б-рабанеля или Абарбанеля; Abrabanel или Abarbanel) (р. ок. 1463 — ум. после 1520) — исп.-евр.


философ. Врач по образованию, Л. Е. вследствие пре­следований евреев переселился из Португалии в Ис­панию, а в 1492 — в Италию. Здесь он написал трак­тат «Диалоги о любви» (опубл. впервые посмертно по-итальянски «Dialoghi d'amore», 1535, критич. изда­ние — Bari, 1929; пер. на нем. яз. с комментариями,, ч. 1—7, Hdlb, 1929; пер. на англ. яз., L., 1937), Этот трактат — одно из самых популярных изложе-. ний неоплатонич. философии Возрождения — ана­лизировал природу и сущность любви, ее универ­сальность и происхождение.

Л. Е. объявлял любовь высшим принципом миро­здания: силою любви божество породило материаль­ный мир, ею он способен воссоединиться с божеством через посредство человека. Различая любовь, прису-. щую неодушевл. природе, животным и человеку, Л. Е. считал, что способность человека к «высшей» любви реализуется в совершенствовании его «разум­ной души» и очищениях от более «низких» видов любви. Из этого учения о любви Л. Е. выводил теорию эсте­тич. нравственности, к-рая опирается на представле­ние о красоте как об универсальной идее, являющей­ся воплощением любви, гармонии и истины. Эта тео­рия оказала большое влияние на этич. и эстетич. воз­зрения гуманистов в Италии и Испании эпохи Воз­рождения .

Неоплатоник, объективный идеалист в общефилос. взглядах, Л. Е. считал, что субстанцию вещей состав­ляют идеи, исходящие от бога. Метафизика является для Л. Е. своего рода поэзией, ведущей к познанию красоты всевышнего. Познание вещей равнозначно познанию идей; «формы» чувств как бы «освещают» формы, находящиеся в душе человека в скрытом со­стоянии. В то же время в трактате Л. Е. явственна обнаруживается тенденция к пантеистич. истолко­ванию действительности.

Лит.: Z i m m e I s В., Leo Hebraeus, ein jiidischer Philosoph der Renaissance, Lpz., 1886; его же, Leone Heb-reo. Neue Studien, W., 1892; S о 1 m i E., Benedetto Spinoza e L. E., Modena, 1903; С a r v a 1 h о J. de, LeSo Hebreu, filosufo, Coimbra, 1918; P f 1 a u m H., Die Idee der Liebe. Leone Ebreo, Tubingen, 1926; S a i t t a G., La filosofia di L. E., в кн.: S a i t t a G., Filosofia italiana e umanesimo, Venezia, 1928; Fontanesi G., II problemo filosofico deH'amore nell'opepa di L. E., Venezia, 1934; Marcel R., Le piatonisme de Petrarque a Leon l'Hebreu, в сб.: Congres de Tours et Poitiers, 3—9 sept., 1953, P., 1954, p. 293—319.

3. Плаескин. Ленинград.

ЛЕОНАРД, Павел Степанович (11 июля 1837 — 8 июля 1891) — молд. социолог и писатель, сторонник самодержавия, опору к-рого видел в зажиточном кре­стьянстве. В области эстетики был противником реа­лизма и народности иск-ва.

Соч.: Путешествие по Европе пресловутого принципа национальностей, Lpz., 1867; Эскизы из жизни Европы за по­следние 20 лет, СПБ, 1874; Смута и ее настоящая причина, СПБ, 1881; Новая эра для дворянства, Вена, 1885; Социаль^ ная боль, О., 1887; Сельско-промышленный кризис и меры к его устранению, СПБ, 1888.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci; 15 апр. 1452 —2 мая 1519) —итал. художник, инженер, ученый и философ, сформулировавший нек-рые приш ципы механистич. материа­лизма, один из величайших представителей искусства Возрождения. Сын зажиточ­ного нотариуса. Работал в качестве живописца, скульп­тора и инженера во Флорен­ции, Милане, Риме. Умер во Франции. Как ученый Л. да В. сделал ряд открытий, как инженер — построил замечат. сооружения и разрабатывал огромное количество технич. проектов и механизмов, мно­гие из к-рых могли быть осу-


176 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — ЛЕОНТЬЕВ


ществлены только в 19 и даже в 20 вв. В отличие от сторонников схоластики, Л. да В. видел смысл науч. деятельности прежде всего в той практич. пользе, какую она может принести человечеству. Это объясняет обращение Л. да В. к практич. дея­тельности, к опыту как гл. показателю истинности науч. положений (см. Избр. естеств.-науч. произв., ред. и пер. В. Н. Зубова, М., 19.55, с. 9). В то же время Л. да В. понимал огромную роль теоретич. осмысле­ния и обобщения в исследовании природы. Наиболее эффективное исследование возможно лишь на основе союза опыта с теорией (см. там же, с. 23). Подлинной он считал науку, связанную с математикой (см. там же, с. 12). Методологич. взгляды Л. да В., предвосхи­щавшие многие идеи Галилея, Ф. Бэкона, Декарта, вытекали из убеждения в познаваемости мира, объ­ективность и материальность к-рогв не вызывали у не­го сомнений. Особенно важно, что Л. да В. подходил к аналитич. методу исследования природы, восторже­ствовавшему лишь в 17 в. Согласно Л. да В., наблю­дения показали, что природа порождает ift сочета­ния ряда условий определенные действия. Чтобы раскрыть эти условия, познать причины, порождаю­щие интересующие человека действия, исследователь должен разложить эти действия посредством экспе­риментов на ряд простых элементов, указывающих на причинные закономерности, и познать их. В связи со своими интенсивными занятиями механикой Л. да В. одним из первых при переходе к новому времени сфор­мулировал принцип детерминизма, сознательно про­тивопоставив его принципу телеологии, почти без­раздельно господствовавшей не только в схоластике, но и в натурфилософии. От понятия же детерминизма, трактуемого механистически, мыслитель поднялся к еще более важной фплос. категории — закономерно­сти, объективного закона природы: «Необходи­мость, — писал он,— наставник и опекун природы ... и узда, и вечный закон» (там же, с. 11, ср. с. 713). По убеждению Л. да В. все сферы действительности под­чиняются численным отношениям, обнаруживают мате-матич. пропорции. Надо, однако, иметь в виду, что эти свои идеи Л. да В. изложил афористично в записных книжках и дневниках. Публикация и изучение науч.-филос. записей Л. да В. начались лишь со 2-й пол. 19 в., хотя нек-рые из содержащихся здесь идей и проектов были использованы отдельными учеными еще в эпоху Возрождения.

Иной оказалась судьба художеств .-эстетич. насле­дия Л. да В. Гениальный художник-реалист оказал могучее влияние на мн. живописцев Италии и др. стран. Влияние это было усилено тем, что он был не только гениальным мастером, но и крупнейшим теоре­тиком искусства. Эстетич. идеи Л. да В. изложены в «Книге о живописи» («Trattato della pittura», пер­вое изд. в 1651, рус. пер. со вступит, ст. В. Н. Лаза­рева в 1934). Реалистич. сущность эстетики Л. да В. состоит в убеждении, что иск-во, как и наука, служит делу познания реального мира, но они изучают раз ные стороны этого мира и используют при этом раз­личные средства. Если наука изучает количеств, зако­номерности явлений природы, то иск-во постигает качеств, особенности ее предметов. Недостатки этой позиции Л. да В. связаны с ограниченностью его ме-ханистич. методологии, ст. зр. к-рой наука призвана раскрывать только количеств, закономерности мира. Вместе с тем подчеркивание роли иск-ва как средства познания качеств, особенностей предметов природы и явлений человеч. мира выразило страстные стрем­ления передовых людей эпохи к восприятию красоты и неповторимости их форм, что игнорировалось в те­чение долгих веков господства ср.-век. теологич. и аскетнч. мировоззрения. Наиболее совершенным тво­рением природы Л. да В. считал человека. Подобно


подавляющему большинству передовых умов эпохи, он рассматривал его как микрокосм, концентрирую­щий в своем существе весь окружающий мир. Неповторимую индивидуальность и красоту тела и души человека он изучал как проницат. ученый-ана­том и физиолог и изображал как великий живописец-психолог. В центре методологич. изысканий Л. да В. как теоретика иск-ва стояла проблема пропорции, в к-poii он видел связующее звено между науч. иссле­дованием природы и ее художеств, изображением. Гениальная проницательность художника-реалиста проявилась у Л. да В. и в его отрицат. отношении к искусству, лишенному могучей обобщающей силы и позже развившемуся в натурализм (см. Избр. произв., пер. статьи, комментарии А. А. Губера, А. К. Дживелегова, В. П. Зубова, В. К. Шилейко и А. М. Эфроса, т. 2, М.—Л., 1935, с. 88). Ведущая роль в иск-ве, по убеждению Л. да В., принадлежит живописи, как наиболее наглядному и достоверному виду иск-ва, уподобляющемуся в этом отношении науке. В атом положении эстетики Л. да В. сказались не только его интересы великого живописца, но и та огромная роль, к-рую этот вид иск-ва играл в эпоху Возрождения.

С о ч.: La filosofia di Leonardo da Vinci, a curadi A. M. D'Anghiari, Mil., 1920; Frammenti letterari et lilosofici, a cura di E. Solmi, Firenze, 1920; Leonardo «ото sanza lette-re», Firenze, 1939; The literary works of L. da V., ed. by J. P. Richter, 2 ed., v. 1—2, L. [a. o.], 1939; в рус. пер.: Избранное, М., 1952.

Лит.: Э н г е л ь с Ф., Диалектика природы, М., 1955,
с. 4; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 59—62; Сто­
летов А. Г., Л. да В. как естествоиспытатель, в его кн.:
Избр. соч., М.—Л., 1950, с. 611—40; Зубов В. П., Науч­
ное наследие Л. да В., «Вестн.АН СССР», 1952, №4; Коган-
Бернштейн Ф. А., К вопросу о мировоззрении Л.
да В., «Изв. АН СССР. Серия истории и философии», 1952,
т. 9, Л» 3; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, М.,
1952; Алпатов М. В., Великий итал. художник и уче­
ный, «Искусство», 1952, № 2; Д ы н н и к М. А., О филос.
и эстетич. идеях Л. да В., «Вопр. философии», 1954, № 4;
Н а д о р Д., Леонардо — философ Возрождения, «Вопр.
философии», 1956, № 4; Г у к о в с к и й М. А., Пять лет
после юбилея (Из зарубежной литературы о Леонардо да
Винчи за 1952—57 гг.), «Вестн. истории мировой культуры»,
1958, К> 2 (8); его же, Леонардо да Винчи, Л.—М., 1958;
Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М.—Л., 1961; D u-
hem P., Etudes sur Leonard de Vinci, serie 1—3, P., 1913;
V и 1 1 i а и d P., La pensee esoterique de L. de V., P.,
1945; Colloques internationaux du Centre national de la recher­
che scientifique (sciences himaines). Leonard de Vinci et
1 'experience scientitique au XVI siecle, P., 1953; L и р о г i-
n i C, La mente di L., Firenze, 1953; Castelfranko
G., II pensiero estetico di L. da V., в сб.: Museo nazionale
della Scienza e della Tecnica, Mil., 1953; Zammattio C,
La visione scientifica di L. da V., Mil., 1953; Jaspers K.,
L. als Philosoph, Bern, 1953; Leonardo. Saggi e ricerche,
Roma, 1954; VergaE., Bibliografia Vinciana. 1493 — 1930,
t. 1 — 2. Bologna, 1931. В. Соколов. Москва.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.