Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 37 страница




Во время польского освободит, восстания 1830—31 был членом пр-ва и пред. радикального бурж.-демо-кратич. «Патриотич. клуба», выступавшего за социаль­ные реформы и респ. строй. После поражения восста­ния Л. эмигрировал во Францию. После высылки из Франции (1883) переехал в Брюссель, идейно руководил польскими демократич. орг-циями «Молодая Польша», «Месть народа» и др. В 1847 познакомился с Марксом, с к-рым сотрудничал в междунар. «Демократич. ассо­циации».

Л. был представителем демократич. течения ро-мантич. историографии. Он требовал, чтобы историч. наука перестала быть хроникой жизни героев и коро­лей, а стала летописью жизни народа, всесторонне показывающей «состояние людских дел во все времена». Придавая большое значение проблеме нации, он рас­сматривал нац. историю как фрагмент всеобщей исто­рии. Л. как решительный сторонник детерминизма выступал за создание «философской истории», к-рая выясняла бы «тесную возможность событий, единство и гармонию».

Л. принадлежал к тем ученым, к-рые, по словам Маркса, составляли «вторую реакцию» против Фран­цузской революции и связанного с нею просветитель­ного движения. Эта реакция заключается в том, чтобы заглянуть за средневековье в первобытную историю каждого народа и обнаружить в ней элементы будущего развития народов — «...вплоть до поборников равен­ства...». Эта реакция, писал Маркс, «... соответствует социалистическому направлению, хотя эти ученые и не подозревают о своей связи с ним ...» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 200).

Рассматривая историю Польши как историю потери народом своих прав, его борьбы в их защиту и за обладание ими, Л. подошел — независимо от франц. историков Реставрации — к пониманию роли клас­совой борьбы в обществе. Работы Л. способствовали формированию революц.-демократич. воззрений на общество (Дембовский, Кремповецкий). Маркс дал высокую оценку исследованиям Л. о происхождении феод, привилегий (см. «Мадзини и Наполеон», в кн.: К. Маркс и Ф, Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 435).

Соч.: Dziela, t. I, 3, 6—8—, Warsz., 1957—62—; Dzieje starozytne, Wilno, 1818; Polska, dzieje i rzeczy jej rozpatry-wane, t. 1—20, Poznan, 1846—68; Historyka..., Warsz., 1862; Listy do rodzenstwa pisane, t. 1—2, Poznan, 1878—79; Listy emigracyjne, t. 1—5, Wr.— Kr., 1948—56; Wyb6r pism politycznych, [Warsz.], 1954; в рус. пер. — Краткие очерки истории польского народа, СПБ, 1862; [Отрывки] в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956.

Лит.: Энгельс Ф., Речь по польскому вопросу, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 5, М.—Л., 1929, с. 265; История философии, т. 2, М., 1957, с. 436—38; Chrzanowski I., J. Lelewel, czlowiek i pisarz, [Kr. j, 1946; S e r e j s k i i M. H., J. Lelewel. Z dziej6w postgpowej mysli historicznej w Polsce, Warsz., 1953; его же, Коп-cepeja historii powszechnej J. L., Warsz., 1958; A s s о г o-d о b r a j N., Kcztaltowanie sig zalozen teoretycznych histo-riografii J. L., в кн.: Z dziej6w polskiej mysli filozoficznej i spolecznej, t. 3, [Warsz., 1957 ]; Slowikowski Т., Pogla.dy na nauczanie historii w Polsce w wieku XVIII oraz dydaktyczna koncepeja J. L., Kr., 1960; BronowskiF., Idea Narodu w twdrczosci J. L. w latach 1806 — 1830, «Roczniki Historyczne», 1960, rocz. 26, s. 171—94; н I e b — KoszanskaH. iKotwiczfiwnaM., Bibliografia utworow J. L., Wr., 1952; N о w о d w о г s k i W., Bibliog-raficznych ksiag dwoje J.L., Wr., 1959. E. Шацкий. ПНР.

ЛЕММА(греч. Wju.u.a,6yKB. — польза; в философии— предложение, предположение). Термин «Л.» у Ари­стотеля обозначал посылку (категорического) сил­логизма. В «Началах» Эвклида Л. — математич. предложение, специально доказываемое с целью последующего использования при доказательстве нек-рого другого предложения (теоремы). Этот смысл термина «Л.» в истории науки подвергался модификациям. Лейбниц рассматривал Л. в качестве промежуточных (между аксиомами и теоремами) истин, необходимых для сокращения рассужде-


ЛЕНИН


ний. По Канту, наука, нуждающаясядля своего обо­снования во внешних для нее положениях, заимствует эти положения, к-рые и наз. леммами, из др. наук (напр., механика заимствует теоремы геометрии в каче­стве лемм). Иногда Л. называют истину, к-рая доказы­вается в др. части той же науки. В совр. математике и математич. логике общепринят смысл, к-рый при­давал термину «Л.» Эвклид.

У стоиков Л. имела значение большей (условной или разделительной) посылки в рассматривавшихся ими умозаключениях с условными и разделит, суж­дениями (второй посылкой в к-рых было катогорич. суждение); с этим смыслом термина «Л.» связаны тер­мины «дилемма», «трилемма» и т. п. традиц. логики, охватываемые понятием лемматических умозаключений. Лемматич. умозаключения— особый вид умозаключений с условными и разделит. посылками, являющиеся обобщением дилеммы. В от­личие от дилеммы, лемматич. умозаключение в об­щем случае может иметь большее, чем 2, число услов­ных посылок (и соответствующее число членов дизъ­юнктивной посылки); если это число равно трем, умо­заключение наз. трилеммой, если четырем— тетралем­мой и т. п. Пример одной из форм лемматич. умоза­ключения: «Если А, то В; и если В, то D; и если С, то D; А или В или С; значит, D», где А, В, С, D — к.-л. суждения; это — один из видов три леммы.

Лит.: К ант И., Критика способности суждения, СПБ, 1898, § 68; его же, Логика, П., 1915, § 39; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеческом разуме, М.— Л., 1936, с. 395; Ч е л п а н о в Г. И., Учебник логики, М., 1946, гл. 16; Начала Эвклида, пер. с греч., М.— Л., 1950 (см. кн. VI, а также комментарии Д. Д. Мордухай-Болтов-ского, с. 256—57); Aristoteles, Top. VIII 1, 156 а Ь 21; Diog. L., VII 16; Cicero, De divin. II, 53, 108; Prantl K., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 375—85; Fries J. F г., System der Logik, Lpz., 1914, S. 224. В. Бирюков, А. Ноноплянкин.

Москва.

ЛЕМУС(Lemos), Мигел (25 нояб. 1854 —Юавг. 1917) — браз. философ и социолог, последователь Кон-та, глава т. н. ре лиг .-ортодоксального позитивизма. Руководил (с 1877) «позитивистской церковью» в Бра­зилии. Вместе с Мендесом Л. издавал ежегодный бюллетень «Circular anual do apostolado positivista do Brasil» и брошюры, в к-рых пропагандировал т. н. религию человечества, добиваясь превращения позитивизма в господств, идеологию и религию.

Соч.: Peqnenos ensaios postivistas, R. de J., 1877: A nossa iniciacao no positivismo, R. de J., 1889 (совм. с blen­des Т.); Apelo as conservadores, R. de J., 1899; О positivismo e a escravidao moderna, 2 ed., R. de J., 1934.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 416; К р у з
К о с т а Ж., Обзор истории философии в Бразилии, пер.
с португ., М., 1962; Cruz Costa J., О positivismo
па Republica, Sao Paulo, 1956. Ж. Базарян. Москва.

ЛЕНИН(Ульянов), Владимир Ильич [10(22) аир. 1870—21 янв. 1924] — гениальный мыслитель, теоретик марксизма, организатор и вождь КПСС и междунар. коммунистич. движения, основатель Сов. гос-ва. В эпоху империализма и начала строительства социалистич. общества Ленин обогатил марксизм опытом трех рус. революций и междунар. рабочего движения, дал науч. решение вопросов, поставленных всемирной историей.

Ленинизм вырос в борьбе против ревизионистских и догматических извращений теории Маркса, явился прямым продолжением и новой фазой в истории марк­сизма, органич. развитием всех его составных частей — философии, политич. экономии, науч. коммунизма, достижением не только русской, но мировой культуры (см. Марксизм-ленинизм). На основе теоретич. обоб­щения особенностей новой историч. эпохи — эпохи империализма и начала крушения капиталистич. системы, эпохи социалистич. и национально-освобо-дит. революций, эпохи построения социализма — Ле­нин развил марксистскую стратегию и тактику проле­тариата, интернац. значение к-рой подтверждено всем


последующим развитием междунар. рабочего и ком­мунистич. движения. В области философии Ленину принадлежит заслуга всестороннего развития диалек-тич. и историч. материализма на основе обобщения практики революц. преобразования общества и но­вейших открытий естествознания.

Ленин завершил начатое группой «Освобождение труда» во главе с Плехановым перенесение марксизма в Россию, почва для к-рого была подготовлена всем ходом освободит, движения и развитием обществ, мысли. «Марксизм, как единственно правильную рево­люционную теорию, — писал Ленин, — Россия поисти­не выстрадала полувековой историей неслыхан­ных мук и жертв, невиданного революционного геро­изма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы» (Соч., т. 31, с. 9). Историч. развитие сделало Россию в нач. 20 в. центром мирового революц. движения.

Мировоззрение Ленина складывалось в годы, к-рые он впоследствии охарактеризовал как период «...раз­нузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции...» (Соч., т. 1, с. 267). Среди факторов, ока­завших влияние на формирование взглядов юного Ленина, надо отметить демократич. воспитание в семье, раннее знакомство с тяжелым положением народа, с экономич., политич. и нац. гнетом царизма.

Ленин кончал Симбирскую классич. гимназию, когда в мае 1887 за организацию покушения на царя был казнен его старший брат народоволец Александр Ульянов. Это событие имело важное значение для раз­вития взглядов молодого Ленина в революц. духе; вместе с тем оно показало ему несостоятельность тех методов, к-рыми народовольцы надеялись изменить социальный строй- самодержавной России.

В Казанском ун-те, на юридич. фак-т к-рого по­ступил Ленин, он принял участие в студенч. движе­нии. В дек. 1887 «за участие в студенческих беспо­рядках» Ленин был арестован и выслан под надзор полиции в дер. Кокушкино, где начал систематически изучать обществ.-политич. лит-ру, в частности про­изведения рус. революц. демократов, в первую оче­редь Чернышевского. Значительно позже Ленин вспо­минал: «Моим любимейшим автором был Чернышев­ский. Все напечатанное в „Современнике" я прочитал до последней строчки и не один раз. Благодаря Чер­нышевскому произошло мое первое знакомство с фило­софским материализмом. Он же первый указал мне на роль Гегеля в развитии философской мысли и от него пришло понятие о диалектическом методе, после чего уже было много легче усвоить диалектику Марк­са» («Вопр. лит-ры», 1957, № 8, с. 133).

Это было время, когда в России интенсивно рас­пространялось учение Маркса, повсеместно возни­кали революц. кружки, в к-рых изучался марксизм. В один из таких кружков, организованных Н. Е. Фе­досеевым в Казани, осенью 1888 вступил Ленин (ему было разрешено вернуться в Казань без права поступ­ления в ун-т). Ленин изучает осн. произведения Марк­са (особенно «Капитал»), Энгельса, работы Плеханова, становится убежденным марксистом.

В Самаре, куда семья Ульяновых переехала в мае 1889, Ленин продолжает изучать и пропагандировать марксистскую теорию. В 1891 он сдает экстерном экзамены за юридич, фак-т Петерб. ун-та. Однако Ленина влечет не юридич. практика, а революц. деятельность. В Самаре Ленин определяется как профессиональный революционер. Вскоре, переехав в Петербург (1893), он становится признанным руково­дителем марксистов столицы.

В 90-е гг., в период быстрого развития капитализма и начала подъема массового рабочего движения, важ­нейшей теоретич. задачей рус. марксистов было иссле-


ЛЕНИН 167


дование обществ, строя России и определение роли различных классов в надвигавшейся революции. Эта задача была осуществлена Лениным в произведе­ниях «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (1893), «По поводу так называемого вопроса о рынках» (1893), «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» (1894), «Эко­номическое содержание народничества и критика его и книге г. Струве» (1894—95) и особенно в кн. «Раз­ните капитализма в России» (1896—99). Развитие капитализма, писал Ленин, углубляет обществ, раз­деление труда в России, вызывает дифференциацию мелких производителей и расширяет внутр. рынок, ведет к увеличению численности пролетариата, делает его гл. производит, силой общества; развитие капи­тализма делает необходимым ликвидацию сковыва­ющих его феод, отношений.

Марксистский взгляд на обществ, отношения рус. общества неизбежно сталкивался с господствовав­шими в то время народнич. представлениями, к-рые к концу 19 в. стали серьезным препятствием для раз­вития освободит, движения. Вот почему в работах Ленина 90-х гг. анализ обществ, отношений сопровож­дается критикой их искаженного отражения в народ­нич. лит-ре, а вместе с тем и критикой всей системы субъективно-идеалистич. взглядов либеральных на­родников. Исключит, значение в этой критике имела книга Ленина «Что такое „друзья народа"...», к-рая знаменовала собой начало нового, ленинского этапа в развитии марксизма вообще, в развитии марксист­ской философии в частности; в ней нашла выражение одна из осн. особенностей Ленина как философа-марксиста — блестящее умение применять общие теоретич. положения к анализу историч. действитель­ности, к политическим задачам пролетариата. Марк­сизм, указывал Ленин, в самой теории внутренне я неразрывно «... соединяет строгую и высшую науч­ность (являясь последним словом общественной на­уки) с революционностью...» (Соч., т. 1, с. 308).

Применительно к рус. условиям 90-х гг. Ленин развил марксистскую идею гегемонии пролетариата и уче­ние о союзниках рабочего класса в революц. борьбе, наметил задачи политич. организации пролетариата, создания самостоят, пролет, партии. Метафизич. ме­тоду мышления и субъективной социологии народ­ников Ленин противопоставил марксистскую диалек­тику, в частности учение о конкретности истины, и ма-териалистич. понимание закономерностей развития общества, роли нар. масс, классов и личности в исто­рии. Раскрывая существо революц. переворота, совер­шенного Марксом и Энгельсом в философии, Ленин особо подчеркнул методологич. значение материали-стич. понимания историч. процесса: «... Идея мате­риализма в социологии была гениальная идея... До сих пор социологи затруднялись отличить в сложной сети общественных явлений важные и неважные явле­ния... и не умели найти объективного критерия для такого разграничения. Материализм дал вполне объек­тивный критерий, выделив „производственные отно­шения" как структуру общества и дав возможность применить к этим отношениям тот общенаучный кри­терий повторяемости, применимость которого к социо­логии отрицали субъективисты» (там же, с. 121—22). В книге рассмотрены такие категории историч. материализма, как общественно-экономич. формация, способ произ-ва и др.

С конца 19 в., когда марксизм, как теория, наиболее адекватно отражающая историч. роль пролетариата, завоевал господствующее положение в европ. рабочем движении, враждебные марксизму обществ, учения все чаще стали маскироваться под марксизм, стре­мясь осуществить его ревизию, подорвать его «изну­три». Одним из таких течений в России был «легаль-


ный марксизм». В ст. «Экономическое содержание народничества...», «Некритическая критика» (1900) и др. Ленин показал несостоятельность попыток «ле­гальных марксистов» навязать марксизму неоканти­анскую философию, «надклассовую» «общечелове­ческую» этику. Бурж. объективизму «легальных марк­систов» Ленин противопоставил партийность марк­сизма.

Методологич. порок «легального марксизма» и на­родничества, обусловленный классовой природой этих идейных течений, Ленин видел в идеализме й «абстрак­тном догматизме», неспособности конкретно анализи­ровать явления действительности. Выступая против догматизма, Ленин писал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, как на нечто законченное и непри­косновенное; мы убеждены, напротив, что она поло­жила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех на­правлениях, если они не хотят отстать от жизни» (Соч., т. 4, с. 191).

В 1895 для установления связи с группой «Освобож­дение труда» Ленин выезжал за границу; здесь он изу­чает марксистскую лит-ру, в частности конспектирует книгу Маркса и Энгельса «Святое семейство». В связи со смертью Энгельса Ленин пишет статью-не­кролог, в к-рой характеризует духовное развитие и историч. значение одного из основоположников марксизма.

В дек. 1895 .Ленин был арестован и после 14 ме­сяцев тюремного заключения выслан на 3 года под гласный надзор полиции в Вост. Сибирь (с. Шушен­ское). Здесь Ленин не прекращает теоретич. работу, пишет ряд статей и рецензий, заканчивает книгу «Развитие капитализма в России», внимательно сле­дит за развернувшейся на страницах иностр. и рус. журналов борьбой марксистов с ревизионистами, вы­ступает против бернштейнианства и «экономизма». В сент. 1898 он пишет А. Н. Потресову: «Обратили ли Вы внимание в „Русскомбогатстве" на статьи Н. Г. (в 2-х последних книжках) против „материализма и диалектической логики" (речь шла о статьях Жит-ловского. — Ред.). Преинтересны ведь — с отрица­тельной стороны. Я должен сознаться, что некомпе­тентен в поднятых автором вопросах, и меня крайне удивляет, почему это автор „Beitrage zur Geschichte des Materialismus" (Плеханов. —Ред.) не высказы­вался в русской литературе и не высказывается реши­тельно против неокантианства, предоставляя Струве и Булгакову полемизировать о частных вопросах этой философии, как будто бы она уже вошла в состав воззрений русских учеников (т. е. марксистов.— Ред.)» (тамже, т. 34, с. 5—6). В связи с борьбой против неокантианства Ленин начинает систематически из­учать историю философии. Н. К. Крупская впослед­ствии вспоминала: «Ильич всегда интересовался во­просами философии, занимался ею много в ссылке, знал хорошо все высказывания в этой области К. Марк­са, Ф. Энгельса, Плеханова, изучал Гегеля, Фейер­баха, Канта. Еще в ссылке он яро спорил с товари­щами, склонявшимися к Канту, следил за тем, что писалось по этому вопросу в „Neue Zeit", и вообще по части философии был серьезно подкован» («Воспо­минания о Ленине», 1957, с. 145). Летом 1899 Ленин изучает произведения Гольбаха, Гельвеция, Гегеля, Канта, читает «Очерки по истории материализма» Плеханова, знакомится с неокантианской лит-рой (Ланге, Штаммлер и др.). В письмах Ленина этого периода упоминаются работы Маркса «Нищета фило­софии» и «К критике гегелевской философии права», «Очерки материалистического понимания истории» А. Лабриолы, журн. «Вопросы философии и психо­логии». Во время встреч с ссыльными товарищами Ленин обсуждает «Науку логики» Гегеля; в 1898—99


168 ЛЕНИН


он переписывается по филос. вопросам с Н. Е. Фе­досеевым и с Ф. В. Ленгником, критикуя в сво­их письмах юмизм и кантианство (см. там же, ч. 3, 1960, с. 25; письма Ленина не сохранились). В направленной против Струве ст. «Еще к вопросу о теории реализации» (март 1899) Ленин указал на бесплодность подмены неокантианством диалектич. материализма, к-рый «...представляет из себя закон­ный и неизбежный продукт всего новейшего развития философии и общественной науки» (Соч., т. 4, с. 66).

Вскоре после окончания срока ссылки (янв. 1900) Ленин выезжает за границу (июль 1900); началась первая эмиграция Ленина. В декабре 1900 вышел пер­вый номер газ. «Искра», сыгравший решающую роль в создании (в 1903) марксистской партии в России.

Накануне первой рус. революции в центре теоре-тич. деятельности Ленина была разработка марксист­ского учения о политич. партии пролетариата. В работах 1900—04 («С чего начать?», «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад» и др.) Ленин иссле­дует процесс формирования социалистич. идеологии и ее влияние на историч. развитие, разрабатывает учение о партии нового типа как высшей форме клас­совой организации пролетариата, его передовом от­ряде, анализирует формы классовой борьбы пролета­риата, формулирует принципы организац. строения партии, действующей гл. обр. в нелегальных усло­виях. Именно марксистская партия, — показывает Ленин, — призвана осуществить соединение социа­лизма с рабочим движением; возникающее в резуль­тате выработки классового сознания духовное един­ство пролетариата должно быть закреплено «... мате­риальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса» (Соч., т. 7, с. 383). Организац. вопросам Ленин дал глубокое теоретич. обоснование, противопоставив «теории стихийности» марксистское понимание роли субъективного фактора в истории.

Ленин продолжал внимательно следить и за филос. борьбой. В письме от 5(18) февр. 1902 к Аксельрод он просит прислать ее ст. «О нек-рых филос. упраж­нениях нек-рых „критиков"», рекомендует обратить внимание на статьи Чернова в «Рус. богатстве» («О субъективном методе») и Лозинского в «Sozialistische Monatshefte», к-рый «тоже хоронит материализм и восхваляет Бердяева». Судя по письму, Ленин был осведомлен о филос. спорах, к-рые велись тогда в вологодской ссылке, где находились, в частности, Бердяев и Богданов.

В работах периода революции 1905 — 07 Ленин гл. внимание уделяет теории революции, тактике пролетариата и его партии («Две тактики социал-де­мократии в демократической революции»). В революц. периоды, писал Ленин, неизмеримо возрастает роль субъективного фактора историч. процесса, роль нар. масс, продуктивность «организаторского творчества народа» (см. там же, т. 10, с. 233); причем в бурж.-демо-кратич. революции в капиталистически развитой стране руководителем, гегемоном революц. сил высту­пает пролетариат, а его союзником является крестьян­ство. Такой союз представляет необходимое условие победы и предпосылку перерастания буржуазно-демо-кратич. революции в социалистическую. Анализируя революц. процесс, Ленин раскрывает диалектику об­щего и отдельного, абстрактного и конкретного, части и целого, формы и содержания в обществ, развитии. Он указывает на многообразие форм и методов клас­совой борьбы пролетариата, подчеркивает, что «...марксизм требует безусловно исторического рассмотрения вопроса о формах борьбы. Ставить этот вопрос вне исторически-конкретной обстановки значит не понимать азбуки диалектического материа­лизма» (там же, т. И, с. 187).


Ленин показывает политич. непоследовательность, абстрактный, формально-логич. метод мышления меньшевиков, их социальный фатализм, отказ от анализа своеобразия революции в России, в резуль­тате чего ортодоксальность превращалась в теории в догматизм, а в политике — в оппортунизм. Мень­шевики,— писал Ленин, — «...принижают мате­риалистическое понимание истории своим игнориро­ванием действенной, руководящей и направляющей роли, которую могут и должны играть в истории пар­тии, сознавшие материальные условия переворота и ставшие во главе передовых классов» (там же, т. 9,. с. 28). В ноябре 1905 Ленин приезжает в Петербург и непосредственно возглавляет борьбу партии.

К 1906 относится одна филос. работа Ленина (не
сохранилась), о к-рой он позднее писал: «Филосо­
фией заниматься в горячке революции приходилось
мало. В тюрьме в начале 1906 г. Богданов написал
еще одну вещь,—кажется, III вып. „Эмпириомонизма".
Летом 1906 г. он мне презентовал ее и я засел вни­
мательно за нее. Прочитав, озлился и взбесился не­
обычайно: для меня еще яснее стало, что он идет
архиневерным путем, не марксистским. Я написал
ему тогда „объяснение в любви", письмецо по фило­
софии в размере трех тетрадок___ Сии тетрадочки

показал я некоторым друзьям (Луначарскому в том числе) и подумывал было напечатать, под заглавием „Заметки рядового марксиста о философии", но не собрался» (Соч., т. 13, с. 412). Решающий этап борьбы с богдановской ревизией философии марксизма насту­пил вскоре после поражения революции, в 1908—09.

В февр. 1907 Ленин пишет предисловие к рус. пе­реводу писем Маркса к Л. Кугельману, в к-ром, отме­чая важнейшие в теоретич. отношении места писем, уделяет гл. внимание революц. политике Маркса, ука­зывает на необходимость рассматривать историю «...с точки зрения тех, кто ее т в о р и т...», ценить выше всего «историческую инициативу масс». Здесь же Ленин раскрывает соотношение теории и практики в марксизме, подчеркивая, что «...тот не марксист, кто теорию, трезво констатирующую объективное положение, извращает в оправдание существующего...» (там же, т. 12, с. 90, 88, 86 — 87).

После поражения революции, скрываясь от пресле­дований полиции, Ленин уезжает в Женеву [25 дек. 1907 (7 янв. 1908)]; началась вторая эмиграция Ленина.

В годы реакции усилилось влияние на пролета­риат и его партию бурж. идеологии, в частности идеа-листич. философии. Это сказалось в предпринятой Богдановым, Базаровым, Луначарским, Юшкевичем, Валентиновым и др. попытке ревизии марксистской философии, замены ее махизмом. В ст. «Марксизм и ре­визионизм» (апр. 1908) Ленин показал, что в капи-талистич. обществе развитие теории Маркса неизбеж­но сопровождается попытками ее ревизии. «Все более тонкая фальсификация марксизма, все более тонкие подделки антиматериалистических учений под марк­сизм,— писал он позднее,— вот чем характеризуется современный ревизионизм и в политической экономии, и в вопросах тактики, и в философии вообще, как в гносеологии, так и в социологии» (Соч., т. 14, с. 316).

Борьба против филос. ревизионизма имела между-нар. значение, поскольку оппортунистич. лидеры 2-го Интернационала примиренчески относились к идеа­лизму, пытались доказать совместимость марксизма в политике с идеализмом в философии. «Материализм, как философия, — писал Ленин, — везде у них в загоне. „Neue Zeit", самый выдержанный и зна­ющий орган, равнодушен к философии, никогда не был ярым сторонником философского материализ­ма, а в последнее время печатал, без единой оговорки, эмпириокритиков... Все мещанские течения в социал-


ЛЕНИН 169


демократии воюют всего больше с философским мате­риализмом, тянут к Канту, к неокантианству, к кри­тической философии» (там же, т. 34, с. 336). Против филос. ревизионизма в годы реакции выступали Пле-ланов, Боровский, Горин и др. марксисты, но решаю­щую роль в его разгроме сыграли работы Ленина, в особенности кн. «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) — гл. филос. труд Ленина. В нем Ленин рас­смотрел осн. направления бурж. философии конца 19—нач. 20 вв. (эмпириокритицизм, неокантианство, имманентную школу, прагматизм и др.), показал их антинауч. реакц. характер, прямую связь с субъ-ективно-идеалистич. традицией в истории философии. Ленин раскрыл филос. значение той революции в естествознании, к-рая началась на рубеже 19 и 20 вв. Обобщив с позиций диалектич. материализма важней­шие естеств.-науч. открытия, Ленин всесторонне раз­вил осн. понятия марксистской философии (материя, опыт, истина, практика, причинность, свобода и необ­ходимость и др.), выдвинул мысль о неисчерпаемости материи, подтвержденную всем дальнейшим развити­ем естествознания. Определяя материю как объек­тивную реальность, данную нам в ощущениях, и ука­зывая на ее первичность по отношению к сознанию, Ленин вместе с тем подчеркивал, что абс. противопо­ложность материи (бытия) и сознания (мышления) ограничивается пределами «основного гносеологи­ческого вопроса», что «за этими пределами относи­тельность данного противопоставления несомненна» (там же, т. 14, с. 134, 135). Этот аспект в решении осн. вопроса философии явился предпосылкой развитой Лениным впоследствии материалистич. трактовки активной роли сознания в процессе познания и прак-тич. изменения человеком объективной действитель­ности. Исследуя процесс познания, Ленин показал плодотворность применения диалектики к теории отражения. Ощущение есть субъективный образ объек­тивного мира, содержание наших знаний не зависит от субъекта, познание есть процесс развития относи­тельной объективной истины в абсолютную. «Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (там же, с. 122).

Книга Ленина — образец марксистской партийно­сти в философии, показывающий, как за «гносеологи­ческой схоластикой» бурж. философии нужно уметь видеть «...борьбу партий в философии, борьбу, кото­рая в последнем счете выражает тенденции н идеоло­гию враждебных классов современного общества» (там же, с. 343).

В связи с 80-летием Л. Толстого Ленин пишет ста­тью «Лев Толстой, как зеркало русской революции» (1908), к-рая наряду с работой «Партийная организа­ция и партийная литература» (1905), статьями о Тол­стом 1910, письмами к М. Горькому, И. Арманд и др. имеет важное значение для марксистской эстетики; здесь обосновывается принцип партийности лит-ры и иск-ва, рассматривается их роль в классовой борьбе пролетариата, специфика и социальное содержание художеств, творчества.

Переехав в Париж (дек. 1908), Ленин в связи с подготовкой к изданию книги «Материализм и эмпи­риокритицизм» продолжает заниматься философией, следит за новейшей филос. лит-рой. Его внимание привлекают гл. обр. филос. вопросы естествознания и лит-ра о различных направлениях бурж. философии того времени (см. Соч., т. 38, с. 42—'47). В начале янв. 1909 Ленин выступаете лекциями по философии в большевистском кружке в Париже.

Для борьбы против различных филос.-религ. тече­ний, усилившихся в России в годы реакции (богострои-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.