Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 27 страница



К. принадлежит едва ли не первое рус. соч. по грамматике — т.н. «Литорея в квадратах» и толкова­ние к ней. В религ.-филос. введении к своим грамма­тич. таблицам (Лг.эдикийское послание) К. сформули­ровал осн. идею гуманистич. мировоззрения — утверж­дение воли и разум человека. Его исходный тезис — идея «самовластия» души. Вместе с тем К. в духе ре­лиг.-реформац. идей «оградой» души провозгласил веру, к-рую понимал как постоянное памятование бога. Такое понимание веры приводило К. к противо­поставлению формулам авторитарной религии уче­ния ветхозаветных пророков, толкуемого им в каче­стве религии «духа», некоего религ.-творч. воодушев­ления. К. верил в способность ветхозаветных проро­ков творить чудеса, но пояснял, что «дар чудотворе-ния» силен мудростью пророков, а не сам по себе и заявлял: «В мудрости — сила».

К. высказал идею о познаваемости духовных явле­ний благодаря их физич. проявлению и о разуме как функции не одной души, но и тела. К. приписывается также «Написание о грамоте», проникнутое реформац.-гуманистич. духом и утверждавшее широкие позна-ват. способности разума.

Лит.: К л и б а н о в А. И., Опыт исследования просве-
тительско-реформац. памятников конца XV — половины
XVI в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 3, М.,
1955; его же, Реформац. движения в России в XIV —
первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С, Идео­
логии, борьба в рус. публицистике конца XV — начала
XVI века, М.— Л., 1960. А. Клибанов. Москва.

КУРНО(Cournot), Антуан Огюстен (28 авг. 1801 —31 марта 1877) — франц. математик, экономист и фи-


лософ-идеалист. Проф. математики в Лионе (с 1834), ректор Академии в Гренобле (с 1835) и Академии в Дижоне (с 1854). Философия К. эклектична. Вслед за Кантом утверждал непознаваемость сущности вещей и возможность знания лишь о феноменах. От Канта же К. заимствовал принцип иерархия, классификации наук, в основу к-рой он положил степень вероятности знаний (она максимальна в математич. науках, где приближается к достоверности, и минимальна в фи­лософии; промежутояное положение занимают естест­вознание и история). По К., для каждой науки свой­ственны специфия. категории — «фундаментальные идеи», к-рые он пытался представить в виде системы. Ценность «фундаментальных идей» определяется ре­зультатами, к к-рым они приводят: они приемлемы, если вносят порядок и связь в систему знаний, и не­приемлемы, если ведут к несогласованности знаний. Большую роль в философии К. играет понятие слу­чая, к-рый К. определял как точку пересечения од­ного или неск. независимых друг от друга причинных рядов. К. пытался применить математич. методы к ис­следованию экономия, явлений; выступал с аполо­гией бурж. прогресса.

Философия К., почти не известная при его жизни, вызвала значительный интерес среди философов-идеа­листов 20 в.

Соч.: Recherches sur les principes mathematiques de la theorie des richesses, P., 1838; Expositions de la theorie des chances et des probability, P., 1843; De l'origine et des limites de la correspondence entre l'algebre et la geometrie, P., 1847; Essai sur lesfondements de nos connaissances et sur les caracteres de la critique philosophique, P., 1851, nouv. ed., P., 1912; Traite elementaire de la theorie des tonctions et du calcul infinitesimal, P.. 1857; Traite de renchainement des idees fondamentales dans les sciences et dans l'histoire, t. 1—2, nouv. ed., P., 1911; Principes de la the­orie des richesses, P., 1863; Considerations sur la marche des idees et des evenements dans les temps modernes, t. 1 — 2, P., 1872; derniere ed., t. 1—2, P., [1934]; Materialisme, vita-lisme, rationalisme, P., 1875.

Лит.: Mentre F., Ccurnot et la renaissance du pro-babilisme au XIX siecle, P., 1908; D a r b о n A., Le con­cept du hasard dans la philosophie de C, P., 1911; В a r-r a u 1 t H., Les doctrines de C. sur le commerce international, [P.], 1912; В о t t i n e 1 1 i E. P., A. A. C— metaphysicien de la connaissance, P., 1913; M i 1 h a u d G., Etudes sur C, P., 1927; Ruyer R., L'humanite de l'avenir d'apres C, P., 1930; La H a r p e J., De l'ordre et du hasard; le realisme critique d'A. A. C, Neuchatel, 1936; Cournot nella economia e nella filosofia, Padova, 1939; С a i z z i В., La filosofia di A. C, Bari, 1942; R e i-c h a r d t H., A. A. Cournot, Tubingen, [1954]; С a 11 о t E., La philosophie biologique, P., 1957.

В. Кузнецов, Э. Пчелпина. Москва.

КУРСАНОВ,Георгий Алексеевия (р. 10 мая 1914) — сов. философ, профессор (с 1941), д-р филос. наук (с 1951). Член КПСС с 1940. Оконяил Моск. ин-т инженеров транспорта (1936), аспирантуру Ин-та истории, философии и лит-ры (экстерном, 1938). Профессор ВПШ при ЦК КПСС (с 1959). Науя. тру­ды посвящены разработке проблем теории познания и логики (роль обществ, практики в познании, проб­лемы науя. понятия, проблема истины, логич. прин­ципы науки), филос. вопросов естествознания (совр. физич. картина мира, вопросы пространства и времени, теории относительности, познават. значение принци­пов квантовой механики) и критике совр. бурж. фи­лософии (кризис бурж. философии, гносеологич. концепции неопозитивизма, прагматизма и нео­томизма).

Соч.: Пространство и время — формы бытия материи, «Под знаменем марксизма», 1940, Х° 6; Логич. законы мышле­ния, Л., 1947; Реакционная гносеология и «теории» понятия неопозитивизма, «Изв. АН СССР, Серия история и филосо­фии», 1948, т. 5, № 5; Понятие как форма отражения дей­ствительности, в кн.: Уч. зап. Уральзкого ун-та. Обществ, науки, вып. 5, Свердл., 1948; Диалектич. материализм о пространстве и времени, «Вопр. философии», 1950, № 3; Великий рус. ученый-материалист И. П. Павлов, Свердл., 1952; О нек-рых совр. концепциях истины в совр. идеали-стич. гносеологии, «Вопр. философии», 1957, J\8 2, О связи динамич. и статистич. закономерностей в атомных явлениях (соавтор), «Вестн. АН СССР», 1957, № 4; О естественно-науч-


КУ РЫЛЕВ — КУУСИНЕН 127


пом мировоззрении Гёте; яПрирода», 1957, № 6; Гносеология совр. прагматизма, М., 1958; Die philosophischen Anschauurt-gen Einsteins uber die Natur der geometrischen Begriffe, «Dtsch. Z. Philos.», 1959, № 1; К оценке филос. взглядов А. Эйнштейна на природу геометрич. понятий, в сб.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; Ф. Франк и его филосо­фия науки (вступит, ст.), в кн.: Франк Ф., Философия науки, М., 1960; Что такое диалектика, М., 1960; В, И. Ле­нин и совр. физич. картина мира, «Коммунист», 1960, № (>; Бесконечность и вечность Вселенной, М., 1961; О новых попытках примирения науки с религией, в сб.: Успехи совр. науки и религия, М., 1961; А. Грамши и революИ. борьба итал. рабочего класса, «Коммунист», 1962, J* (>\ Бурж. философия в тупике, там же, № 15; Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Научное познание мира и неопозитивизм, «Вестн. АН СССР», 1963, № 9: Кризис бурж. филос. мысли и совр. объект, идеализм (соавтор), в сб.: Совр. объект, идеализм, М., 1963; Die Weltanschauung Goethes, «Dtsch. Z. Philos.», 1959, № 5/6; Des principes logiques de la science, «Analele universitatii C. I. Parchon». Sena Acta Logica, 1960, № 1; Hegels «Phanomenologie des Geistes», «Dtsch. Z. Philos.», 1962, № 11; Sull'unita dei componenti scientifici ed artistici nell'opera di Leonar­do, в кн.: Atti del IV Congresso internazionale di estetica, Atene, 1960.

КУРЫЛЕВ, Анатолий Константинович [р. 27 янв. (9 фсвр.) 1909] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1928. Окончил ВПШ при ЦК КПСС (1950). В 1954—61 — зам. директора Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ, наук при МГУ, с 1963 — зав. кафедрой науч. комму­низма там же. Разрабатывает проблемы: преодоление социально-экономич. различий между городом и дерев­ней, между умств. и физич. трудом, всестороннее развитие личности в социалистич. обществе.

С о ч.: Социалистич. революция — осн. предпосылка уничтожения противоположности между умств. и физич. трудом, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1958, Xs 1; К вопросу о преодолении существенного различия между городом и деревней, «Вопросы философии», 1959, .N1 4; Строительство коммунизма и стирание существенного различия между умств. и физич. трудом, «Коммунист», 1959, Л° 5; Значение ленинского наследства для практики комму-нистич. строительства, М., 1960; Проблема существенного различия между умств. и физич. трудом, в кн.: Нек-рые теоретич. вопросы строительства коммунизма, М., I960; О ликвидации социально-зкономич. и культурно-бытовых различий между городом и деревней, М., 1961; О всестороннем развитии личности при коммунизме, «Вопр. философии», 1961, JA И; Разделение труда и всестороннее развитие лич­ности в период перехода от социализма к коммунизму, там же, 1962, № 10; Преодоление существенных различий между умств. и физич. трудом — проблема строительства коммунизма, М., 1963; Коммунизм и труд, М., 1963.

КУТУЗОВ, Алексей Михайлович (ок. 1750 — ок. 1797) — рус. писатель и переводчик, масон, один из пайщиков «Компании типографической» Н. Нови­кова. Вместе с Радищевым и Ф. Ушаковым обучался в Лейпцигском ун-те (1766—70). Друг Радищева, к-рый посвятил К. «Житие Федора Васильевича Уша­кова» и «Путешествие из Петербурга в Москву». Был близок к Карамзину; перевел «Мессию» Клопштока ((785—87) и поэму «Плач, или Нощныя размышления...» Э. Юнга (1785, две части), в примечаниях к к-рой философски обосновывал сентиментализм. Этим объяс­няется большое влияние К. на становление рус, сентимент. лит-ры.

В философии К. придерживался характерных для масонства религ.-мистич. взглядов, в то же время критиковал внешние обрядовые стороны религии и пн-т монашества. До сих пор не обнаружена переписка между К. и Радищевым, в к-рой, по свидетельству современников, они вели полемику по филос. и религ. вопросам.

Соч.: Наставление отца сыну..., «Моск. ежемесячное издание», 1781, ч. 2, август; О приятности грусти, там же, I. 3, октябрь; «Сочувствснник А. Н. Радищева» А. М. Ку­тузов и его письма к И. П. Тургеневу, в кн.: Тр. по рус. • слав, филологии. VI (Уч. зап. Тартуского ун-та, вып. 139, 1963).

t Лит.: Л о н г и н о в, Новиков и московские мартини-
вы, СПБ, 1865; Тарасов Е., К истории масонства в
России, СПБ, 1910; Вороницин И. П., История атеиз­
ма, 3 изд., [М.], 1930; Л о т м а и Ю. М., Из истории лите-
Ьатурно-общественной борьбы 80-х годов XVIII века.
&. Н. Радищев и А. М. К. в кн.: Радищев. Статьи и материа-
|Ы, ГЛ.], 1950. А. Голодко. Москва.


КУТЮРА(Couturat), Яуи (1868—1914) — франц. философ, логик и математик. Осн. областью науч. ин­тересов К. была методология наук, особенно физики и математики, а также математич. логика, в филос. ис­толковании к-рой К. следовал Расселу. Филос. взгля­ды К. оформились под влиянием Канта, вслед за к-рым К. считал, что философия «в сущности есть теория познания и ее истинное имя — Критика» («De Pinfini mathematique», P., 1896, p. VI). Прини­мая априоризм Канта, но критикуя его учение о «ве­щи в себе», К. утверждал, что «... реальность не может быть чем-то иррациональным или интеллиги­бельным, так как реальным для нас является то, что мы мыслим как истинное, а истина — то, что разум познаёт и утверждает как существование» (там же, р. XIII). Математика, ст. зр. К.,— наука рациональ­ная и априорная, физика же основана на опыте и поль­зуется апостериорными методами; связующим звеном между этими науками является прикладная математи­ка; приложение математики к физике порождает ма­тематич. физику; математич. методы применимы ко всем наукам, а язык математики — это «универсаль­ный язык наук». Поэтому и логика должна быть ма­тематизирована. С этой т. зр. К. высоко оценивал тот подход к математике и логике, к-рый развивали Декарт и Лейбниц. Труды Лейбница по логике К. подверг тщательному изучению. Отмечая узость клас­сической (т. е. традиционной) логики, К. указывал вместе с тем на то, что и алгебра логики не обнимает всей логики; это — «...математическая ло­гика по своей форме и по своему методу; но не следует принимать ее за логику математики» («Алгеб­ра логики», рус. пер., О., 1909, с. 102); подлинной ло­гикой математики является логика отношений, к-рую «...предвидел Лейбниц, основание которой положили Пирс... и Шредер, и которую Пеано и Рэссель..., как кажется, установили окончательно на прочном основании» (там же). В соч. «Принципы математики» («Les principes des mathematiques», P., 1905) К. изло­жил одноименную работу Рассела, отметив, что этот труд является «... необходимым завершением... всех критических исканий математиков за последние пол­века» (указ. соч.; рус. пер. «Филос. принципы мате­матики», СПБ, 1913, с. 1). В трактовке оснований математики К. следует логицизму Рассела; математи­ка, утверждает К., с т. зр. формы совпадает с (дедук­тивной) логикой, а с т. зр. содержания является «...лишь одной специальной областью в поле при­ложения логики» (там же, с. 18.6); «...математика „абстрактная" наука... потому, что она уже ни в какой степени более не является наукой опредметах, но — формальной и чистой наукой, кото­рая рассматривает только форму и отношения пред­метов» (там же, с. 177). Это не исключает опре-дел. отношения математики к миру опыта; так, из всех логически мыслимых геометрий, к-рые можно теоретически построить, лишь опыт, утверждает К., позволяет нам выбрать ту, к-рую мы будем прилагать к действительности. К.— талантливый пропагандист логич. знаний. Его «Алгебра логики», в которой ши­роко освещаются результаты П. С. Порецкого, до сих пор остается хорошим популярным введением в алгебраич. теории логики.

С о ч.: La logique de Leibnitz, P., 1901; В защиту логи­стики, в сб.: Новые идеи в математике, JSU10, П., 1915.

Лит.: Э р е п ф е с т П., Л. Кутюра. Алгебра логики, (рец.), «Ж. рус. физ.-хим. об-ва», 1910, т. 42, отд. 2, вып. 10; Пуанкаре А., Математика и логика, [пер. с франц.], в сб.: Новые идеи в математике, № 10, П., 1915; С е р-р ю с III., Опыт исследования значения логики, пер.с франц., М., 1948. Г. Зелъманова. Ленинград. Н. Стяжпин. Москва.

КУУСИНЕН,Отто Вильгельмович (4 окт. 1881 — 17 мая 1964)— деятель Коммунистам, партии Сов. Союза и междунар. коммунистич. движения, член. Президиума (с 1957) и секретарь (с 1957) ЦК КПСС;


128 КУУСИНЕН — КЬЕРКЕГОР


академик (с 1958). Член КПСС с 1904. Герой Социа-листич. Труда (1961).

Род. в с. Лаукаа (Финляндия) в семье портного. В 1892—1900 учился в гимназии, затем окончил историко-филологич. ф-т Гельсингфорсского ун-та. С 1905—кан­дидат филос. наук. В социалистич. движении с 1904: сначала в студенч. кружках, а с мая 1905 в Финской с.-д. партии. В 1906—08—редактор «Socialist Journal» («Социалистич. журнала»), с 1907 по 1916 — редактор центр, органа с.-д. партии газ. «Т joomies» («Рабочий»). В этот период неоднократно избирался депутатом сей­ма. В сеймовской фракции, печати и партруководстве был активным деятелем левого крыла, боролся про­тив оппортунистов-ревизионистов. Делегат Базель-ского (1912) конгресса 2-го Интернационала. В ав­густе 1917 впервые встретился с В. И. Лениным (в Хельсинки). Активный участник и один из руководи­телей революции в Финляндии (янв. 1918), член ре-волюц. пр-ва. Один из основателей Коммунистич. партии Финляндии (авг. 1918).

К.—участник всех (кроме II) конгрессов Коминтер­на. В 1921 К., по поручению Ленина, написал, ддя IIIконгресса Коминтерна проект тезисов по органи-зац. вопросу, к-рые были приняты конгрессом. На III конгрессе К. был избран членом Исполкома Ко­минтерна и до 1939 работал в Коминтерне в качестве секретаря и члена Президиума ИККИ.

К. неоднократно поручалось выступать с докладами на пленумах Исполкома Коминтерна, в частности по таким вопросам, как междунар. положение и задачи Коминтерна, о борьбе против фашизма и опасности войны, а также на VI конгрессе Коминтерна—о нац.-освободит. движении в колониях и полуколониях.

В 1940—56 К.— пред. Президиума Верх. Совета Карело-Финской ССР; одновременно (до 1958) — зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР. С 1941 — член ЦК КПСС.

В годы Великой Отечеств, войны и в послевоен. пе­риод К. написал много нублицистич. итеоретич. статей и брошюр по вопросам: свобода и ответственность печа­ти, сов. патриотизм, проблемы коммунистич. движения в Зап. Европе, внешняя политика капиталистич. гос-в, жизнь и деятельность Г. Димитрова и др.

После смерти Сталина К. вместе с др. руководи­телями КПСС последовательно боролся за восстанов­ление и развитие ленинских норм парт, и гос. жиз­ни, против приверженцев порядков и методов куль­та личности, за ленинский курс политики партии. К. внес значит, вклад в разъяснение и осуществле­ние политич. линии мирового коммунистич. дви­жения, выраженной в Декларации (1957) и Заявле­нии (1960). К. выступал с принципиальной крити­кой правых и левых оппортунистов, стойко борол­ся за укрепление единства рядов коммунистов все­го мира.

К. деятельно участвовал в творч. разработке проб­лем науч. коммунизма, стратегии и тактики революц. борьбы. Под руководством К. создана книга «Основы марксизма-ленинизма» (1959, 2 изд. 1962), в к-рой обобщены важнейшие вопросы марксистско-ленинской теории (переведена на многие языки).

Соч.: Учебник политэкономии для партийной школы (на финском языке), Хельсинки, 1912; Финляндская рево­люция, в сб. ст.: Финляндская революция, М., 1920; Тезисы о строении и организац. деятельности коммунистич. партий, М., 1921; Ленинские заветы в организационной работе ком­партий в капиталистич. странах, «Коммунистич. Интернацио­нал», 1925, № 2; Слабый участок на фронте Коминтерна, «Коммунистич. Интернационал», 1931, № 8; Молодёжь и борьба против фашизма и военной опасности, «Большевик», 1935, № 16; Финляндия без маски, М., 1943; Победивший социализм и телохранители капитализма, «Новое время», 1947, № 45; О претендентах на опеку над народами Европы, М., 1947; Совр. правые социал-демократы, М., 1948; Вы за или против Советского Союза?, «Новое время», 1948, Л° 39; «Калевала» — неувядаемый эпос карело-финского народа. Предисловие в кн.: Калевала. Карело-финский эпос, Inep.


с фин.1, М.( 1949; Коммунистич. партии Западной Европы в авангарде борьбы за демократич. свободы, М., 1954; Хартия единства международного коммунистич. движения, «Правда», 1958, 22 ноября, № 326; О тенденциях и перспек­тивах совр. монополистич. капитализма, «Проблемы мира и социализма», 1960, №4; Как Ленин в Коминтерне лечил детскую „болезнь «левизны», «Правда», 1963, 6 ноября.

КУЧИНСКИЙ(Kuczynski), Юрген (р. 17 сент. 1904) — экономист и обществ, деятель ГДР. Профес­сор экономич. истории Берлинского ун-та (с 1946). в 1946 — 50 — первый пред. Об-ва германо-советской дружбы. Член Немецкой АН, лауреат Нац. премии, член Социалистич. единой партии Германии.

Осн. экономич. работы К. посвящены изучению положения рабочего класса в капиталистич. странах. К. опубликовал также ряд работ по истории герм. империализма и истории мирового х-ва. На большом конкретно-историч. материале К. показывает абсолют­ное и относит, обнищание пролетариата и всех тру­дящихся при капитализме. В работе «О некоторых проблемах исто рич. материализма» («Uber einige Probleme des historischen Materialismus...», 1956) K. исследует, преимущественно на примерах нем. исто­рии, вопросы о различии сфер влияния законов, об экономич. законе как абстрактной модели и конкрет­ной действительности, проблемы производств, отно­шений и производит, сил, базиса и надстройки. К.— автор ряда работ, направленных против бурж. идео­логии, политики империалистов и западногерм. ре­ваншистов.

Соч.: Die Geschichte der Lage der Arbeiter unter dem
Kapitalismus, T. 1, Bd 1^4, 6, 8—16, 18, В., 1960 — 63
(изд. продолжается); Die Revolution der Direktoren und
andere gefahrliche Gespinste der biirgerlichen Ideologie, В.,
[1949]; Traktat vom Fricden, В., 1951; Fortschrittliche
Wissenschaft, В., 1951; Die zwei Weltwirtschaftssysteme und
die Vertietung der allgemeinen Krise des Kapitalismus, В.,
1953; Studien iiber schone Literatur und politische Okonomie,
В., 1954; Der Ausbruch des ersten Weltkrieges und die deutsche
Sozialdemokratie, В., 1957; в рус. пер.: История условий тру­
да в США с 1789 по 1947 г., М., 1948; История условий тру­
да в Великобритании и Британской империи, М., 1948;
Очерки истории герм, империализма, т. 1, М., 1952; Очерки
по истории мирового х-ва, М., 1954; Условия труда в капи­
талистич. странах. (Теория и методология), М., 1954; Поло­
жение рабочего класса в Зап. Германии. (1945 —1956 гг.),
М., 1957. А. Мысливченко. Москва.

КЬЕРКЕГОР,Киркегор (Kierkegaard), Серен (5 мая 1813—11 нояб. 1855)—датский теолог и философ-идеалист, предшественник совр. экзистенциализма. Подчеркнуто личная окраска философии К. делает важными для ее понимания нек-рые черты биографии К. Особенно характерны: архаи­чески-суровая религ. атмо­сфера родительского дома (отец К. считал себя прокля­тым за совершенное в дет­стве богохульство и передал ощущение мистич. виновно­сти детям), чрезвычайно зам­кнутая жизнь (особенно по­сле разрыва с невестой в 1841), наполненная только интенсивной лит. работой, а под конец жизни — бурной полемикой с официальными теологич. кругами. Свои труды К. публиковал под различными псевдонимами, маскируя свое авторство и стремясь к «косвенной связи с публикой». В целом К., как впоследствии Ницше, представляет собой пси-хологич. тип философа, в сознательном аскетич. одиночестве культивирующего свои возможности эмо­ционального переживания проблематики эпохи и виртуозной рефлексии самонаблюдения.

Стиль философствования К. полемически противо­стоит традиц. рационалистич. умозрению. Это сказы­вается уже в форме изложения, исключающей систе­матичность. Исходя из сознательной установки на


КЬЕРКЕГОР 129


субъективизм («истина — в субъективности»), К. не избегал противоречий в своих высказываниях (что чисто технически связано с системой различных псев­донимов) . Формализирующая абстракция как мс-тод объявляется у К. извращением интимной реально­сти существующего; онтологич. конструкции усту­пают место у К. этико-психологич. проблематике.

С. Аверинцев. Москва.

Филос. воззрения К. сложились под влиянием нем романтизма, а также — антирационалистич. реак­ции на гегелевскую философию (Шопенгауэр, Ц1ел-лпнг); определ. след в мировоззрении К. оставила религ.-филос. концепция Баадера. Нем. романтики импонировали К. своим субъективизмом, стремле­нием усмотреть в субъективном переживании изо­лированного индивида «внутр. бесконечность». Осо­бое значение К. придавал романтич. концепции иронии, религ.-филос. истолкованию к-рой (в духе протестантизма) он посвятил -свою магистерскую дрсс. «О понятии иронии» («От begrebet ironi med stadigt Hensyn til Socrates», 1841). С позиций, близки* к романтическим, К. резко критиковал Гегеля за «объ­ективизм», т. е. стремление понять индивида как мо­мент в исторически-конкретной системе объективного духа. Эту т. зр. К. считал «сверхличной», отдаю­щей личность во власть «анонимного» господства ис­тории и, следовательно, исключающей самостоятель­ность и свободу личности, снимающей с нее ответствен­ность за происходящее, лишающей ее возможности этически отнестись к действительности и к самой с(?бе, т. е. деморализующей личность.

К. видел свою задачу в том, чтобы противопоставить гегелевской «сверхличной» концепции такое понима­ние личности, к-рое основывалось бы на абс. свободе индивидуального выбора. В поисках этой абс. свободы К. должен был все больше и больше очищать личность от всех и всяких объективных детерминаций. Он счи­тал, что только в «безусловной независимости» от природных связей, обществ, влияний и отношений к др. людям — словом, от всего внешне существующего человек может обрести «абсолютность» своего индивиду­ального этич. решения (выбора) и сохранить себя как личность, способную принять ответственность за самое себя. Только такая отд. личность способна достичь подлинного, «этически-личностного» существования, т. е. экзистенции. Логически неизбежным результатом подобного очищения личности от всего «неличностного» могло быть только углубление романтич. субъективиз­ма до иррационализма и мистицизма.

Стремясь определить исходные понятия своего филос. построения — «свобода», «личность», «выбор», «решение» и пр.— безотносительно к их реальному обществ, содержанию, К. подверг их предельной ми­стификации. Так, свободу К. рассматривает только в этич. аспекте — как свободу определения позидии по отношению к действительности, как свободу реше­ния дилеммы «или — или», как свободу «выбора». Причем, в данном случае К. интересует не содержа­ние «выбора», не «действительность выбранного, но лишь действительность акта выбора» (К и р к е г о р Серен, Наслаждение и долг, СПБ, 1894, с. 247). Этому акту выбора, взятому в абс. обособленности от всякого содержания, К. придает метафизич. значение: в минуту этого — «истинного» — выбора «...душа остается наедине сама с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзтых небесах самое Вечную Силу» (там же).

В этом пункте этич. содержание акта «абсолютного выбора» раскрывается как религ. и мистическое. «... Духовное крещение воли человека в купели этики» (там же, с. 238) оказывается его (человека) вступлением «...в непосредственную связь с Вечной Силой, прони­кающей все и вся» (там же, с. 235), нек-рым способом


«причащения» к этой божеств. «Силе»— с тем, чтобы в этом «причастии» обрести личность. В конце концов личность находит себя в боге — в созерцании «Вечной Силы». Т. о., абсолютность индивидуальной свободы теряется у К. в «абсолютности» бога. Тезис об абсолют­ной свободе индивида противоречил постулату об аб­солютности бога. В то же время К. не мог отказаться от этого постулата, ибо это единственное, что позво­ляло ему избежать этического солипсизма в ходе раз­вития постулата об абсолютности индивидуального этич. решения (выбора): бог должен был гарантировать общезначимость этич. содержания личности и ее — уникальных! — интимно-личностных акций.

К. выступил с попыткой противопоставить гегелев­ской — объективной и «количественной», согласно К., диалектике — принципиально иную — субъективную и «качественную» — диалектику. Эту «качественную» диалектику (или «диалектику существования», «экзи-стенц-диалектику») К. рассматривал как корректив к гегелевской, как корректирующее преобразование нем. идеализма. В противоположность гегелевской, «качественная» диалектика должна исходить не из объективных и исчисляемых (т. е.— по К.— «количе­ственных») предпосылок, но из предпосылок, прин­ципиально «необъективируемых» (и, следовательно, неопределяемых, неисчисляемых, словом — чисто «ка­чественных»). К ним К. относит те из «интимно-лич­ностных» переживаний, к-рые, по его мнению, не поддаются никакой объективации и потому невырази­мы и неизреченны. Это, прежде всего, переживание «страха». «Страх» выступает у К. в качестве бытия, противопоставленного личной «ничем не обоснован­ной» свободе; он выступает как изнач. характеристика человеч. бытия (существования) в противоположность небытию; это — интимнейшее выражение свободы че­ловека в вопросе о том, «быть или не быть?». «Страх», выражающий бытие личности «перед лицом смерти», и то уникальное интимнейшее переживание, к-рое личность не может передать никому другому, относит­ся, по К., к сфере истинного существования личности в противоположность неистинному, к-рое она всегда может разделить с другими [«О понятии страха» — «Begrebet angest», 1844]. «Качественная» диалектика «страха» и других родственных ему экзистенциальных категорий, внутренне противопоставленная гегелев­ской, определяет методологическое строение работ К. Суть «качественной» диалектики К.— противопо­ставление некоего «иррационального» содержания личности рациональному; иррац. «экзистенция» — «существование», к-рое «нельзя мыслить»,— рассмат­ривается как истинная основа человеч. личности, ее «качественная» диалектика.

В противоположность «количественной» диалектике, к-рая выступает в качестве инструмента науч. позна -ния, «качественная» диалектика оказывается средство м сохранить отношение к богу, ибо только там, где су­ществует отношение к богу, сохраняется личность. На пути к богу человек, согласно К., проходит три стадии познания своего существования: эстетиче­скую, этическую и религиозную. «Эстетический» человек живет переживаниями минуты, «этический»— заботой о будущем, «религиозный» — ощущением вечности. «...Эстетическим началом,— по К.,— может назваться то, благодаря чему человек является не­посредственно тем, что он есть, этическим же то, благодаря чему он становится тем, чем становится» («Наслаждение и долг», с. 249). Четкое противопо­ставление первой и третьей стадий отделяет К. от ро­мантиков, часто отождествлявших принцип религии и принцип искусства. Острый интерес К. к психологии эстетич. имморализма (в эпоху К. еще воспринимав­шегося как отдаленная возможность) во многом предвосхищает эстетизм 2-й пол. 19 в., аналитико-


130 КЬЕРКЕГОР — КЮВЬЕ


критич. окрашенность этого интереса — критику «де­каданса» у Ницше. Эстетически живущий индивид, по К., достигает цельности и остроты эмоционального наслаждения отказом от дальнейшего познания и обре­тения «истины» своего существования («поэт — дитя вечности, но лишен залога вечности»); этот отказ — источник неудовлетворенности и «отчаяния», к-рое и составляет экзистенциальную основу эстетич. стадии. Однако это — неистинное отчаяние. «Истинное отчая­ние» наступает на этической стадии, это — «...ду­шевный акт, требующий серьезного напряжения и сосредоточения всех сил души» (там же, с. 286); это отчаяние К. полемически противопоставляет философ­скому (картезианскому или гегелевскому) сомнению: «сомнение — отчаяние мысли; отчаяние — сомнение личности» (там же, с. 290); «сомнение дробится в пре­ходящих различиях, отчаяние же абсолютно» (там же, с. 292). Абсолютное отчаяние приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности, т. е. возводит на религ. стадию существования; другого пути к богу, по К., нет (об этом см. Exis-tenz im Glauben, 2 Aufl., 1956). Ю. Давыдов. Москва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.