Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 22 страница




для досократовской философии (В 38—48; В 30—33). С др. стороны, К. уже дошел до той степени абстрак­ции, чтобы мыслить материю как единое сущее, сов­мещающее в себе осн. противоречия материи как филос. принципа. Это бытие и повсюду разное (при­знается постепенная эволюция материи), и повсюду однородное и в этом смысле шаровидное (шаровид­ность допускается здесь, очевидно, как символ всеоб­щей однородности, или, как мы теперь сказали бы, одинаковой удаленности всего от центра). Все и огра-. ничено и безгранично. Все едино и множественно. Все телесно и бестелесно. Все божественно и материально. Все сущее и не-сущее. Все является сознанием, ощу­щением, мышлением; и все — материально. Среди многочисл. мотивов натурфилософского, критико-мифологич. и поэтич. содержания и в дошедших до нас фрагментах К. убежденно проводится мысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего (см. особенно А 35—38), что, несомненно, оказало решающее влияние на всю элейскую школу.

Философия К. впоследствии толковалась и теологи­чески (см. у Климента Александрийского, В 23; у Секста-Эмпирика, В 24; у Симпликия, В 25—26), и материалистически (см. у Аэция, В 27; у Секста-Эмпирика, В 33).

С о ч.: Die Fragmente der Vorsokratikcr. Griechisch und deutsch, von H. Diels, Bd 1, 9 Aufl., В., 1960; Маковель-c к и й А., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, гл. 11 (пер. фраг­ментов из трудов К. и лит. о нем).

Лит.: М а н д е с М. И., Элеаты, О., 1911, с. 45 —100; История философии, т. 1, [M.J, 1940 (по указат. имен); История философии, т. 1, М., 1957 (по имен, указат.); В е г-ger H., Untersuchungen iiber das kosmische System des Xenophanes, «Ber. der konig. Sachs. Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig. Philol.-hist. CI.», Bd 46, 1894, S. 15—64; Mavrokordato N., Der Monotheismus des Xenophanes, Lpz., 1910 (Diss.); Frank el H., Xenopha-nesstudien, «Hermes», 1925, Bd 60, H. 2, S. 174 — 192.

А. Лосев. Москва.

КСЕНОФОНТАфинский (Eevoaxiv) (p. ок.

430 — ум. в 50-х гг. 4 в. до н. э.) — др.-греч. стра­тег, писатель, ученик Сократа, излагавший его уче­ние. Из произведений К. к философии имеют отно­шение: «Воспоминания о Сократе», «Апология Со­крата», «Киропедия», «Пир», отчасти «Гиерон» и «Агеси-лай». Если считать, что при­писываемые им Сократу взгляды принадлежат также и ему самому (что вовсе не так уж очевидно), то «Вос­поминания» дают обильный материал по диалектике (оп­ределение общих понятий) и по этике, к-рая и у него и у Сократа возникает на месте прежней натурфилософии. Этика понимается у них как учение о добродетели, а добродетель — как знание о правилах поведения, так что знание и добродетель неразделимы (Memor. Ill 9,5). Добродетели ведут к благу, заключающемуся в пользе (там же, IV 6, 9) и в счастье жизни, в к-рое входят и физич. здо­ровье, и науки, и иск-ва, и дружба, и гражд. дея­тельность, и благочестие. Др. обширная область филос. интересов К. — это социальная жизнь, где у него весьма заметна постоянная склонность к аристократич. и даже монархич. образу мышле­ния. В этом отношении он выступал как деятель кануна эллинизма и военно-монархич. идеологии, как представитель культа сильной личности (идеа­лизация Кира Старшего и Младшего, спартанского царя Агесилая, сиракузского тирана Гиерона и др.), ввиду чего он был вынужден покинуть демократия.


КУАЙН — КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 107


Афипы и скитаться до тех пор, пока не получил приют под покровительством аристократии Спарты.

Соч.: [Works, v l—3],Camb (Mass.), 1947 — 50; в рус. пор.— Ёократич. соч., М.—Л., 1935.

Лит.: Б а б с т, Политич. идеалы Исократа и Ксенофон-
тч, в сб.: История Греции со времени Пелопоннесской вой­
ны, пер. под ред. Н. Н. Шамонина и Д. М. Петрушевского,
вып. 1, М., 1896; Г о м п е р ц Т., Греч, мыслители, пер. с
нем., т. 2, СПБ, 1913; С г о 1 s e t A., Xenophon. Son
caractere et son talent, P., 1873; Sofro G., Коцо; und
•tot in X's Anabasis, «Hermes», 1899, Bd 34, S. 568—89;
K. a 1 i n k a E., Zu Xenophons Leben und Schriften, W.,
!>:).'); F r i e d e г i с i E., Das persische Idealheer der Cy-
i"])adie, В., 1909 (Diss.); S с h a r r E., Xenophon's Staats-
niid Gesellschaftsideal und seine Zeit, Halle, 1919 (Diss.);
!. u с с i о n i J., Les idees politiques et sociales de Xeno-
I'luin, P., 1946 (These). А. Лосев. Москва.

КУАЯН(Quine), Уиллард ван Орман (р. 25 июня 11)08)—амер. логик, математик и философ. Проф. Гарвардского ун-та (с 1948). Осн. работы К. в области юшки посвящены построению аксиоматич. системы, края включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Первая такая система изложена К. в его статье «Новые основания математич. логики» («New foundations for mathematical logic», 1936, опубл. в журн. «Amer. Math. Monthly», 1937, v. 44, № 2). Позднее в соч. «Математич. логика» («Mathematical logic», [1940], new ed., 1962) он расширяет эту систе­му, освобождаясь от ряда ограничений, к-рым должны удовлетворять объекты для того, чтобы быть членами классов. Чтобы избежать логич. пара­доксов, К. использует т. н. метод стратифи-к а ц и и, по своей идее близкий к теории типов, но более простой. Доказательство непротиворечи­вости для систем К. не найдено, но показано, что система Mathematical logic непротиворечива, если непротиворечива более узкая система New foundati­ons. Система Mathematical logic обладает тем достоин­ством, что она по меньшей мере так же ограждена от опасности скрытых противоречий, как и другие, более у:шие системы, включающие в себя логику классов. Ii. принадлежит оригинальная формулировка нату-:>пльного исчисления. В исследованиях по логической '■мантике К. утверждает, что понятия смысла ii синонимии лишены содержания; перевод с од­ного языка на другой, согласно К., вообще говоря, невозможен, так как язык включает в себя не только синтаксис и семантику, но и прагма-i и к у. Стало быть, в одном языке могут быть такие понятия (относящиеся к практич. жизни людей), к-рым нет соответствия в др. языке. В области модаль­ной логики К. возражал против введения кванторов в системы модальной логики. В философии матема­тики К. придерживается взглядовнолшкалкзжа. Он ста­вит вопрос о возможности выразить все естеств. науки па языке, в к-ром идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях н т. п. Тем не менее при исследовании оснований мате­матики К. приходится начинать с допущения суще­ствования классов или атрибутов (свойств). К. допу­скает возможность использования абстрактных поня­тии лишь в тех случаях, когда они служат вспомогат. средством, т. е. когда окончат, результат не содержит этих абстракций.

Соч.: A system of logistic, Camb. (Mass.), 1934; Desig­
nation and existence, «J. Philos.», 1939, v. 36, j\s 26; Elemen­
tary logic, Bost., 1941; Notes on existence and necessity,
«J. Philos.», 1943, v. 40; On universale, «J. Symbolic Logic»,
1947, v. 12, J\ft 3; Two dogmas on empiricism, «Philos. Rev.»
l'Jol, v. 60; From a logical point or view, Camb. (Mass.),
1953; Methods of logic, N. Y., [1957]; Word and object,
ICamb. (Mass.), I960]. В. Донченко. Москва.

КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.Остров Куба был открыт Колумбом в 1492 и до 1898 оставался исп. колонией. В колониальный период развитие филосо­фии на Кубе было тесно связано с развитием филосо­фии в метрополии — Испании, насаждавшей на острове религ. идеологию. До 18 в. на Кубе безраз-


дельно властвовала схоластика, распространяемая и пропагандируемая различными религ. орденами, в руках к-рых было сосредоточено образование, слу­жившее оружием духовного порабощения народа. Основанный в 1728 Гаванский ун-т контролировался орденом проповедников вплоть до 1842, когда была осуществлена реформа образования. Осн. филос. текстами были или аристотелевские труды, препари­рованные схоластами, или многочисл. комментарии к ним, приспосабливающие идеи Аристотеля к католич. доктрине. На Кубу не проникали передовые европ. филос. и общественно-политич. идеи. Лишь в конце 18 в. наметился нек-рый перелом, связанный с побе­дой франц. бурж. революции, борьбой северо-амер. штатов за независимость и подъемом нац.-освободит, борьбы в др. исп. колониях в Лат. Америке. На Кубе усилились выступления против исп. господства. Про­грессивные материалистич. филос. и гуманистич. об­щественно-политич, идеи эпохи бурж. революции проникали на Кубу и подрывали влияние господству­ющей на Кубе религ. идеологии.

В 1769 епископ Хосе де Эчаварриа в уставе семина­рии св. Карла и св. Амбросия писал, что необходимо уделить большее внимание исследованию и объясне­нию природных явлений (см. J. A. Caballero, Philo-sophia elective, в кн.: Obras, v. 1, La Habana, 1944, p. XLVI.XLVII). В 1791—98 в газ. «Papel Periodico» появился ряд статей, в к-рых остро критиковалась схоластика и ставился вопрос о необходимости заме­нить ее новыми филос. течениями, в частности фило­софией Декарта.

В 1797 всеминариисв. Карла и св. Амбросия начал читать филос. курс Хосе Агустин Кабальеро (1771 — 1835) — первый кубинский философ, к-рый пытался преодолеть косность и ограниченность схоластич. догматики и вводил ряд идей и положений Декарта и англ. материалистов.

Дальнейшее распространение передовых филос. идей на Кубе связано с именем последователя Кабаль­еро, Феликса Варела-и-Моралеса (1787—1853). Идеи Варелы еще эклектичны и непоследовательны, идеа-листич. положения переплетаются у него с материа­листическими. Следуя за Декартом, он боролся за но­вый метод филос. исследования, в к-ром на первое место выдвигалось опытное наблюдение природы, разум заменял веру. Реформа в преподавании филосо­фии, осуществленная Варелой, положила конец без­раздельному господству схоластики на Кубе. Среди других передовых философов этого периода можно указать Хуана Бернардо ОТавана, одного из учителей Варелы, по свидетельству нек-рых исследователей, близкого к Локку и Кондильяку.

В 19 в. развитие философии на Кубе отражало, по существу, развитие двух осн. направлений в фило­софии: материализма и идеализма. Идеалистич. фило­софия продолжала с нек-рыми изменениями линию обанкротившейся схоластики; это — неосхоластика, преподавание к-рой продолжалось в учебных заведе­ниях, контролируемых католич. церковью, и идеа­листич. эклектицизм В. Кузена. Наиболее видными представителями этого направления были братья Мануэль и Хосе Сакариас Гонсалес дель Валье. Ма­нуэль — д-р философии и права, в 1842 — декан филос. фак-та ун-та, написал ряд работ по пси­хологии и логике и вместе с братом Хосе вел в ун-те курс толкования «аристотелевского текста». Т. о. была осуществлена попытка обновить и дополнить аристотелевско-томистскую концепцию рядом новых положений идеалистич. философии.

Другое течение, имевшее материалистически-сен-суалистскую направленность, продолжало и разви­вало положит, стороны философии X. А. Кабальеро и Варелы. Наиболее ярким представителем его был


108 КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Хосе де ла Лус-и-Кабальеро (1800—62). Развивая учение Бэкона и Л окна, он уделял большое внимание разработке метода и теории познания. Вместе с тем в мировоззрении Лус-и-Кабальеро были определ. противоречия, связанные с его религиозностью.

Важным событием в истории К. ф. была полемика в 1839—40-х гг. между Лус-и-Кабальеро и сторонни­ками философии Кузена, братьями Гонсалес дель Валье, породившая многочисл. филос. лит-ру. Поле­мика, отражавшая борьбу двух осн. линий развития философии на Кубе в этот период, привела к оживле­нию филос. деятельности.

Идеи Лус-и-Кабальеро развивал его друг и сорат­ник Хосе Мануэль Местре (1832—85), преподавав­ший в ун-те логику, метафизику и мораль. В 1861 Местре выступил в ун-те с речью (в 1862 издана отд. книгой: J. М. М е s t г е, De la filosofia en la Habana), в к-рой впервые исследовал историю К. ф., указав на преемственность передовых филос. тради­ций. Мыслители, к-рые развивали и распространяли прогрессивные в условиях Кубы филос. взгляды, были вместе с тем борцами за отмену рабства и за независи­мость страны (Кабальеро, Лус-и-Кабальеро, Варела). Особенно ярко проявилась эта свободолюбивая тен­денция во 2-й пол. 19 в., когда нац.-освободит, борь­ба против исп. колониального господства приняла значит, размах. В 1868 вспыхнуло восстание, к-рое провозгласило Кубу республикой. Война с Испанией продолжалась 10 лет, и хотя восстание было подав­лено, борьба кубинского народа за свою независимость в действительности не прекращалась, а в 1895 вспых­нула с новой силой. В 1898 была провозглашена неза­висимость Кубы, однако империалисты США фактиче­ски закабалили страну. В этот период среди филосо­фов особенно выделяются Хосе Марты (1853—95) н Энрике Хосе Барона (1849—1933). Революц.-демо­кратам, поэт и мыслитель Марти оставил глубокий след в культуре стран Лат. Америки. Многие исследователи филос. творчества Марти пытались доказать его близость к Эмерсону или к исп. краусизму. Не отрицая влияния, к-рое оказали эти мыслители на Марти в определ. пе­риод, необходимо отметить, что его творчество в це­лом характеризуется явной тягой к естеств.-науч. материализму Дарвина и Геккеля, особенно замет­ной в ряде его последних работ. Неоценим вклад Мар­ти в развитие эстетич.идей. Центр, место в творчестве Марти занимают социальные вопросы. Он не только участвовал в революц. борьбе, но и был ее идейным руководителем. Марти» обосновал необходимость н неизбежность революц. освобождения Кубы, предо­стерегая против империалистич. политики США. Творчество Э. X. Варона также имело яркую соци­альную направленность. Во многих работах он критиковал исп. и амер. колонизаторов; в филос. сочинениях защищал и пропагандировал естеств.-науч. материалистич. концепцию.

В сер. 19 в. на Кубе получили нек-рую известность филос. идеи Канта, хотя тогда они не нашли сторон­ников. С критикой философии Канта выступил Варе­ла, а позднее Лус-и-Кабальеро. В 70-х гг. 19 в. куби­нец Хосе дель Перохо-и-Фигерас (1852—1908), слушав­ший в Германии лекции К. Фишера, стал на позиции неокантианства. Благодаря Перохо, к-рый перевел на исп. язык «Критику чистого разума» Канта (1883) и «Жизнь Канта» К. Фишера, эти работы получили нек-рое распространение в Лат. Америке. Хотя Перохо жил в основном в Испании, его работы, среди к-рых следует выделить «Кант и совр. фило­софы» (J. del Perojo, Kant у los filosofos contempo-raneos, опубл. в журн. «Revista Europea», 1875, t. 4), оказали влияние на развитие философии на Кубе. В 20 в. на Кубе становятся популярными идеи прагматизма, экзистенциализма и неотомизма.


Однако кубинскими философами в этот период не написано почти ничего значительного. Нек-рый интерес представляют лишь работы, посвященные истории филос. идей на Кубе, среди к-рых можно отметить книгу Медардо Витьера«Философия на Кубе» (М. Vitier, La filosofia en Cuba, 1948). Положит, явлением было издание работ классиков кубинской филос. мысли.

Распространение и развитие марксистских идей на Кубе тесно связано с развитием рабочего движения в конце 19—нач. 20 вв. Идеи социализма про­пагандировали газеты «El Obrero» и «El Pro-ductor», гл. редактором к-рой был Энрике Роит, популяризировавший марксизм (см. Блас Рока, Основы социализма на Кубе, М., 1961, с. 188). На страницах этих газет велась борьба за создание соцна-листич. партии, основанной на принципах марксиз­ма. В 1900 под руководством Диего Висенте Техера была создана Народная партия — первая партия рабочего класса Кубы. Нек-рое время спустя был создан «Клуб социалистической пропаганды», руко­водимый Карлосом Балиньо (1848—1926); клуб изда­вал газету «La Voz Obrera», пропагандирующую работы Маркса и Энгельса. В 1904 была основана «Рабочая партия Кубы» (с 1905—«Рабочая социали-стич. партия»), под влиянием «Клуба социалистической пропаганды» и благодаря усилиям Балиньо включив­шая в свою программу ряд социалистич. требований. Октябрьская революция в России оказала значит, влияние на рост рабочего движения и распростране­ние марксистских идей. В 1925 марксисты, входив­шие в «Рабочую социалистич. партию», порвали с оппортунистами и ревизионистами и создали Комму-нистич. партию Кубы (в 1944 преобразована в На-родно-социалистич. партию). Большую роль в ее создании сыграли выдающиеся деятели рабочего движения Кубы Карлос Балиньо и Хулио Антонио Мелья (1903—29).

Работы Балиньо свидетельствуют о его глубоком знании марксизма, к-рый он творчески применял к условиям кубинской действительности. Он подверг критике взгляды кубинских реформистов, считавших, что на Кубе должна быть «особая форма социализма», и показал, что подобные утверждения означают отказ от социалистич. идеалов. Его работа «Истины социа­лизма» (С. Balifio, Precursores cubanos. Verdades del socialismo, 1941) пропагандировала осн. идеи науч. социализма.

Хулио Антонио Мелья был стойким революционе­ром, пламенным пропагандистом идей марксизма: «Мелья,— писал Блас Рока,— убитый совсем моло­дым, это одна из вершин кубинского революционного движения, один из тех, кто выковывал антиимпериа­листическую идеологию...» («Conclusiones de la dis-cusion del programa...», in «Fundamentos...», № 158, La Habana, 1959, nov., p. 26).

Создание Коммунистам, партии явилось значит, событием в политич. жизни страны. Печатные органы партии стали важным фактором идеологич. борьбы. Несмотря на тяжелые условия нелегального сущест­вования, партия сумела регулярно выпускать тео-ретич. орган «Fundamentos» и др. издания, в к-рых освещались осн. политич. и теоротич. проблемы революции и нац.-освободит, борьбы на Кубе. Вы­дающуюся роль в пропаганде идей марксизма-ле­нинизма на Кубе в 1-й пол. 20 в. сыграли руководи­тели рабочего класса Блас Рока, Хуан Маринельо, Мартинес Вильепа, Хесус Менендес и др.

Несмотря на очень трудные условия борьбы, кубин­ские марксисты принимали активное участие в куль­турной жизни страны, отстаивая в литературе ииск-ве основы марксистского мировоззрения и принципы социалистич. реализма. Большую роль в идеологич.


КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — КУВАКИ ГЭНЪЁКУ109


борьбе сыграли работы ХуанаМаринельо, в к-рых с марксистских позиций исследуются проблемы развития культуры в Лат. Америке, традиции про­грессивной мысли в этих странах: работы о Хосе Марти (J. Marinello, Jose Marti, 1958), об аргентин­ском марксисте Анибале Понсе — «Восемь статей об Анибале Понсе» (,Т. Marinello, Ocho notas sobre Anibal Pon-ce, 1958). Маринельо отстаивает прин­ципы социалистич. иск-ва, выступает за новую куль-ТУРУ> близкую народу. В этой связи он остро крити­кует абстракционизм и формализм, показывает их оторванность от подлинных интересов народа.

Широкое распространение идей марксизма явилось одним из важных факторов, определивших характер нац.-освободит, борьбы и быстрое перерастание народ­ной антиимпериалистич. революции в социалисти­ческую.

Переломным моментом в истории нац.-освободит, борьбы кубинского народа явилась победа револю­ции и свержение диктатуры Батисты в 1959. Кубин­ская революция является самым значит, событием в истории нац.-освободит. борьбы народов Лат. Аме­рики в 20 в. Своим примером она вдохновляет на борь­бу угнетенные народы других латино-амер. стран.

Кубинская революция покончила с господством северо-амер. империализма, к-рый подчинил своим интересам всю экономику страны. Она доказала, что в совр. эпоху социалистич. революция может побе­дить даже в самых неблагоприятных условиях и опро­вергла теорию, согласно к-рой на амер. континенте в непосредств. близости от североамер. империализма социалистич. революция обречена на провал.

Опыт революц. развития Кубы теоретически обоб­щен в 1-й и 2-й Гаванских декларациях (от 2 сент. 1960 и 4 февр. 1962), в выступлениях руководителей кубинской революции и прежде всего в работах вождя Кубинской революции Фиделя Кастро Рус. В них на основе науч. анализа историч. развития революц. борьбы на Кубе показывается, что только под руко­водством рабочего класса народ может довести борь­бу против империализма до конца, успешно постро­ить фундамент нового общества. Анализируя опыт революц. борьбы на Кубе, Кастро Рус говорит: «Кубин­ская революция доказывает, что империализм несет в себе зародыши собственного разрушения» («Noticias de hoy», 1961, 9 de junio, p. 5).

В процессе революц. борьбы на основе принципов марксизма произошло слияние осн. идейных течений— революционно-демократического и марксистского, и соз­дана (1963) Единая партия социалистич. революции (ПУРС), являющаяся единств, партией кубинского на­рода. С целью усиления идеологич. работы среди масс, повышения теоретич. уровня членов партии, улучшения изучения марксистско-ленинской теории создана широ­кая сеть школ революц. просвещения. При Гаванском ун-те организована Школа политич. наук. Издает­ся теоретич. журнал «Cuba Socialista» («Социалистич. Куба»). Кубинскими учеными-марксистами написан ряд работ, в к-рых дается глубокий науч. анализ актуальных проблем кубинской революции и истории нац.-освободит. борьбы (Антонио Нуньес Хиыенес, Эмилио Роиг де Леучсенринга, Хосе Антонио Портуон-до и др.). Важное значение в деле пропаганды и рас­пространения марксистских фи лос. идей имеют работы сов. философов, переведенные на исп. язык.

Лит.: Народы Лат. Америки в борьбе против амер. им­периализма. Сб. ст., М., 1951; Ф о стер У. 3., Очерк политич. истории Америки, пер. с англ., 2 изд., М., 1955; Зорина А. М., Нац.-освободит. движение на Кубе в 1895—1898 гг., «Уч. зап. по новой и новейшей истории», 1957, вып. 3; Терновой О. С, Выдающийся кубин­ский мыслитель Хосе Марти, «Вопр. философии», 1959, № 2; Ермолаев В. И., Возникновение первых рабочих ор­ганизаций и марксистских кружков в странах Лат. Аме­рики (1870 — 1900 гг.), «Вопр. истории», 1959, JMj 1; Лат.


Америка в прошлом и настоящем. Сб. статей по экономике, истории и культуре стран Лат. Америки, М., 1960; Б л а с Рока, Кубинский народ в борьбе за свободу и независи­мость, «Коммунист», 1960, Ni 7; е г о ж е, Куба — свободная территория Америки, пер. с исп., М., 1961; История филосо­фии, т. 2, 4, 5, М., 1957—61; ЧеГевара Э., Партизанская война, пер. с исп., М., 1961; Портуондо X. А. Исто­рич. очерк кубинской лит., М., 1961; Нуньес Химе-н е с А., Империя янки — враг Лат. Америки, [пер. с исп.], М., 1962; его же, Республика Куба. Историч. очерк, [пер. с исп.], М., 1963; Л е у ч с е н р и н г Э. Р. де, Хосе Марти — антиимпериалист, пер. с исп., М., 1962; В а -рела А., Куба революционная, [пер. с исп., М.], 1962; Кастро Ф., Речи и выступления, пер. с исп., М., 1960; его же, Речи и выступления. 1961 —1963 гг., пер. с исп., М., 1963; Народы СССР и Кубы навеки вместе. Документы советско-кубинской дружбы, М., 1963; Sanguily M., Don Jose de la 1/uz у СаЪаПего, 2 ed., Habana, 1926; Men-da M. I., Marti, estudio critico-biognSfico, La Habana, 1941; Varona у Pera E. J., PrOlogo у selecciOn de J. A. Fernandez de Castro, Мех., 1943; его же, Рог la patria, en la Colonia у en la Repdblica, [Habana], 1949; Vida у pensamiento de Felix Varela, La Habana, 1944; V a r e-la у Morales F., MiscelSnea filosOfica, La Habana, 1944; его же, Cartas a Elpidio, v. 1—2, Obras, v. 6, 7. La Habana, 1944—45; Marti J., Obras completes, v. 1—2, La Habana, 1946: Luz у Caballero J. C. de la, La polemica filosOfica, t. 1, Obras, v. 3, La Habana, 1946; Sanguily у Garritte M., Defensa de Cuba, Ha­bana, 1948; V i t i e r M., La filosofia en Cuba, Мех.—В. Aires, [1948]; его же, Enrique Jose Varona, su pensamien­to representative, La Habana, 1949; R о a R., Historia de las doctrinas sociales, v. 1, [Habana], 1949; Marinello J., Meditacion americana, B. Aires, [1959]; Castro F., Pen­samiento politico, econOmico у social de Fidel Castro, [3 ed.], La Habana, 1959; Manach J., Jose Marti, t. 1—2, La Habana, [s. а.]; его ж e, El pensamiento vivo de Maceo, La Habana, [1952]; Nunez Jimenez A., Patria о muerte, La Habana, 1961; A r i s m e n d i R., Problemas de una revoluciOn continental, Montevideo, 1962.

P. Буреете. Москва.

КУБЛАНОВ,Борис Григорьевич [р. 15(28) февр. 1905] — сов. философ, д-р филос. наук (с I960). Член КПСС с 1932. Окончил филос. отделение Харьков­ского ун-та им. М. Горького (1936). Ведет преподават. работу по философии с 1936. Зав. кафедрой филосо­фии Львовского ун-та (с 1963). Работает над пробле­мами теории познания и эстетики, гл. обр. над вопро­сами образного мышления, гносеологич. природы лит-ры и иск-ва.

Соч.: При тзнавальну i виховну роль реал1стичного мистецтва, «Жовтень», 1955, К° 6; Эстетич. чувство и иск-во, Львов, 1956; Про працю 1вана Франка «1з секрет1в поетич-но'1 творчости», в кн.: Пращ кафедр суешльных наук, Льв!в. ун-т. Вып. 2—Фшософ1я, 1957; Матер1я и евщолпеть, [Льв1в], 1958; Гносеологич. природа лит-ры и иск-ва, Львов, 1958; Деяк! питания гносеолопчноГ природи мови, в кн.: Правд кафедр суешлышх наук, JIbBiB. ун-т. Вып. 5 — Питания фшософн, 1959; Комушзм i естетичне виховапня. Льв1в, 1960; Комушзм i завданпя естетичного виховання людини, в сб.: Зрипп риси комушзму, Льв1в, 1960; Леншсь-ска теор]я вщображення i деяш проблеми л1тературн i мштецтва, в сб.: Велика сила лешнських адей, Льв1в, 1960 ; Законом1рний характер глибоко! кризи сучасно! буржуазно!, идеолог!], в сб.: Всеперемагаюча сила марксизму-лешшзму, Льв!в, 1961; Деят проблеми теори шзнання, «Вютник Льв1вського ун-ту», Cepin сусп. наук, 1962, № 1.

КУВАКИ ГЭНЪЁКУ(1874—1946) — япон. фило­соф-идеалист, исследовал развитие логич. идей в др.-кит. философии, перевел на япон. язык «Пролего­мены» Канта. В 1905—06 выступил против распро­странившегося в Японии прагматизма. В 1918 К. Г. примкнул к бурж.-демократич. об-ву «Рэймэйкай» («Общество зари»),

К. Г. отрицательно относился к реакц. феод, идео­логии и воинствующему шовинизму. С позиций либерально-бурж. демократа критиковал реакцион­ных нем. философов (Дриша и др.). Сочувственно отнесся к организации «Общества по изучению мате­риализма» и принял участие в его первом заседании. С о ч.: Сюнси но ронри сэцу (Рассуждение о логике Сюнь-цзы), Токио, 189S; Тэцугаку гайрон (Очерки философии), Токио, 1900; Сина но кодай ронри сисо хаттацу-но гайсэцу (Очерк развития идей логики древнего периода Китая), То­кио, 1900; Мудзюн но гэнри то тэцугаку (Основной принцип противоречия и философии), Токио, 1902; Тэцугаку коё (Очерки философии), Токио, 1913; Канто то гэндай но тэцу­гаку (Кант и современность), Токио, 1917; Тэцугаку оёби тэцугаку си кэнкю (Изучение философии и истории филосо­фии), Токио, 1936; Тэцугаку ёги (Сущность философии),


110 КУДИН—КУЗЕН


Токио, 1946; Тэцугаку си дзюнэн (Сорок лет философии), Токио, 1947.

Лит.: Совр. япон. мыслители. Сб. ст., ред.-составитель Сакисака Ицуро, пер. с япон., М., 1958; Ои Тадаси, Нихон киндай сисо но ронри (Логика совр. япон. идей), Токио, 1958; Фунаяма Синъити, Нихон-но каннэя-ронся (Японские идеалисты), Токио, 1956; его же, Мэйдзи тэцугакуси кэнкю (Изучение истории философии времени Мэйдзи), Киото, 1959; его же, Тэцугаку гайрон (Очерки философии), Токио, 1959.

КУДИН,Вячеслав Александрович (р. 19 февр. 1925) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1951. Окончил лит. ф-т Владивостокского пед. ин-та (1949, заочно) и аспирантуру при Киев­ском ун-те (1954). Зав. кафедрой этики, астетики и логики Киевского ун-та (с 1960). Науч. исследова­ния по проблемам социалистич. реализма, законо­мерностям художеств, познания действительности.

Соч.: Питания теорп сощал1стичного реал1зму, К., 1959; Сошалк'тичний реал1зм, К., 1961; Що таке мистецт-во, 2 вид., К., 1902; Естетика, К., 1962.

КУДРЯВЦЕВ(Кудрявцев-Платонов), Виктор Дмитриевич (3 окт. 1828 — 3 дек. 1891) — рус. философ-идеалист, православный теолог. Окон­чил Моск. духовную академию (1852), профессор этой академии (с 1857). Считая материю и дух прояв­лением бога как высшей творч. причины, К. назы­вал свое учение системой трансцендентального мо­низма. Исходя из этих трех моментов — бога, мате­рии, духа, К. делил философию на учение о безусловно сущем, или боге (естеств. богословие), учение об условно сущем, или мире физическом (космология), и учение о мире духовном (рацион, психология). По К., религия коренится в природе человека как осн. признак его социальности. Сочинения К.—пестрое смешение отд. положений идеалистич. учений Канта, Якоби, Гегеля и христ. теологов — имели большой успех среди духовенства, высоко оценивались нек-рыми славянофилами (в частности, 10. Самариным), одобрялись офиц. кругами.

Соч.: Соч., т. 1—3, Сергиев-Посад, 1892—94; Соч., т. 1, вып. 1—3, т. 2, вып. 1—3, 2 изд., Сергиев-Посад, 1898 — 1914; О единстве рода человеческого, в кн.: Прибавления к изданию творений святых отцов, ч. 11—13, М., 1852—54; Материалистич. атомизм, там же, ч. 26, М., 1880; Телео-логич. идея и материализм, «Православное обозрение», 1877, т. 1—3, янв., март, сент.

Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для
истории философии в России, «Вопр. философии и психоло­
гии», 1890, № 4 (Приложение); Введенский А. [Ив.],
О характере, составе и значении философии В. Д. К.­
Платонова, Сергиев-Посад, 1893. И. Балакина. Москва.

КУЗЕН(Cousin), Виктор (28 ноября 1792 — 13 янв. 1867) — франц. философ-идеалист, эклектик, бурж. политич. деятель. Преподавал философию (1814—20) в Нормальной школе («L'ecole Nor­mal»); позднее — ее директор. В 1817—18 и 1824 посетил Германию, лично познакомился с Гегелем и Шеллингом. С 1828 — проф. философии в Сорбонне. Сторонник конституц. монархии, К. состоял при Луи Филиппе членом Гос. совета; пэр Франции; с 1832 — член Франц. академии, а затем Академии мораль­ных и политич. наук. Страх перед революционными выступлениями пролетариата развеял либерализм К. и привел его к реакции. В 1840 К.— министр просвещения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.