мены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих,... как вопрос жизни и смерти, ставит задачу ... частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции представляют сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» («Капитал», т. 1, 1955, с. 493). Т. о., природа крупной промышленности вызывает потребность и создает предпосылки для устранения бурж.-огранич. системы разделения труда, для всестороннего развития работника. Но капиталистич. форма производства, классовые интересы буржуазии препятствуют осуществлению этой потребности. В условиях капитализма рабочие при каждом изменении в характере труда безжалостно выбрасываются на улицу. Капиталистич. отношения производства воспроизводят уродующее человека социальное разделение труда с его закостенелыми специальностями, с отрывом умств. труда от физического, с пожизненным закреплением рабочего за строго определ. операцией, с расщеплением человеч. личности, превращением индивида в частичного человека. Рабочий превращается в придаток машины. При капитализме противоположность между умств. и физич. трудом углубляется и особенно остро отражается на положении рабочего.
Это глубокое противоречие между обществ, потребностью во всесторонне развитых людях и капиталистич. системой производства может быть устранено только в результате уничтожения частной собственности и установления нового, социалистич. способа производства, осуществляемого в плановом порядке и в интересах всего общества. Только в условиях коммунизма создается возможность для всестороннего, гармонич. развития людей.
Маркс и Энгельс обосновали ведущий принцип воспитания людей коммунистич. общества — принцип соединения обучения с трудом. В новом обществе, писал Маркс, «... каждый трудоспособный взрослый человек, должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 197). Производит, труд тружеников бесклассового общества будет дополняться широким политехнич. образованием, сущность к-рого состоит в том, что оно «знакомит с основными принципами всех процессов производства» и осн. навыками обращения с простейшими орудиями всех производств. Политехнич. образование содействует преодолению свойственного эксплуататорскому обществу разрыва между умств. и физич. трудом. В результате этого рабочий становится хозяином производства, а его труд из подневольного и механического превращается в свободный и творческий. Политехнич. образование, соединенное с производительным трудом, Маркс рассматривал не только как одно из средств увеличения обществ, производства, но и как «... единственное средство для производства всесторонне развитых людей» («Капитал», т. 1, с. 489).
Соединение производит, труда, духовного и физич. развития при политехнич. обучении, превращение труда в самодеятельность и потому в первую потребность всей жизни —вот путь воспитания новых, не только всесторонне, но и целостно развитых людей. Освобожденные от мелочных забот, члены коммунистич. общества смогут в полной мере овладеть богатствами культуры и утверждать себя как личности в деятельности, в творчестве, преодолев противоположность между рабочим и свободным временем.
Учение Маркса и Энгельса о К. в. в новых историч. условиях было развито Лениным. Строительство ком-
36 КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
мунистич. общества, писал ои, приведет «к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет, должен идти и придет...» (Ленив В. И., Соч., т. 31, с. 32).
Ленин конкретизировал и развил дальше марксистский принцип соединения обучения с трудом. Он считал, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: «... ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, Которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» (там же, т. 2, с. 440). Ленин подчеркивает здесь необходимость как соединения производит, труда с обучением, так и соедине-яия обучения и образования с производит, трудом. | Важную роль в воспитании всесторонне развитых людей Ленин отводил политехнич. образованию, в к-ром главное — это изучение науч. основ производства. Политехнич. образование должно осуществляться в тесной связи с производит, трудом, с усвоением науч. знаний. Овладение знаниями означает в то же время и умение применять их на практике. Общее образование будет неизбежно односторонним и неполным, если школа, вооружая учащихся основами наук, не научит их трудиться. Ленинский принцип соединения обучения с производит, трудом и производит, труда с обучением положен в основу системы воспитания и образования подрастающих поколений сов. людей.
В речи о «Задачах союзов молодежи» Ленин указывал, что решать вопросы воспитания в гос-ве необходимо в тесной, органич. связи с задачами организации социалистич. строительства. Большую роль в воспитании всесторонне развитой личности должна сыграть школа. Она должна вооружить молодое поколение подлинно науч. знаниями о природе и обществе, выработать у него революц. материалистич. мировоззрение. Для того чтобы быть строителем коммуни-стич. общества, молодежь должна неустанно учиться, овладевать знаниями, к-рые выработало человечество на протяжении своего историч. развития. В неразрывной связи с образованием Ленин считал необходимым осуществить воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. нравственности. Ленин писал, что надо воспитывать «... всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (Соч., т. 31, с. 274), в духе коммунистич. организованности, умения подчинять свои интересы интересам коллектива.
В СССР в результате победы социалистич. революции и строительства коммунистич. общества на практике осуществляются идеи К. в., строятся отношения, ■основанные на принципах коллективизма, интернационализма, товарищества, преданности обществ, долгу. Воспитание нового, всесторонне развитого ■человека, гармонически сочетающего в себе моральную чистоту, духовное богатство и физич. совершенство, стало насущной практич. задачей партии. Широкое развитие демократии, обществ, начал в жизни общества сужает рамки административного регулирования взаимоотношений людей. Убеждение, воспитание масс все в большей степени становится осн. методом регулирования жизнедеятельности общества.
Идейной основой К. в. является марксизм-ленинизм. В условиях строительства коммунизма овладение теорией марксизма-ленинизма, формирование науч. мировоззрения у всех тружеников общества приобретает жизненно важное значение. Формиро-
вание науч. мировоззрения предполагает укрепление и развитие в людях пролетарского интернационализма и социалистич. патриотизма. Быть интернационалистом — значит крепить дружбу народов, единство стран социалистич. лагеря, поддерживать борьбу трудящихся всех стран за мир, демократию и социализм.
Интернационализм, любовь к человечеству неотъемлемы от любви к социалистич. Родине. Воспитывать любовь к своему народу, высокую нац. гордость, чувство достоинства гражданина великой и могучей Сов. страны, готовность защищать социалистич. Родину — важнейшая задача К. в. С образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистич. общества выражается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистич. стран. К. в. основано на принципах гуманизма, братства и взаимопомощи. Поэтому социалистич. патриотизм и интернационализм органически включают пролетарскую солидарность с рабочим классом трудящихся всех стран. Воспитание пролетарского интернационализма и социалистич. патриотизма требует настойчивой борьбы против реакц. идеологии бурж. национализма, расизма и космополитизма.
Составной частью К. в. является атеистич. воспитание, к-рое введено в СССР после победы социалистич. революции (см. Атеизм). Освобождение духовных сил человека от религ. предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям.
Коммунистич. мораль впитала в себя осн. обще-человеч. моральные нормы, к-рые нар. массы выработали на протяжении тысячелетий в процессе обществ, трудовой деятельности, в борьбе с социальным злом и нравств. пороками. Эти «простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами» (Материалы XXII съезда КПСС, 1961, с. 410). В Программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителей коммунизма, включающий важнейшие нравств. принципы, к-рые становятся привычками поведения людей как в обществ., так и в личной жизни. Усвоение принципов морального кодекса, превращение их в нормы поведения, в органич. потребность каждого человека — такова задача К. в.
Важнейшей составной частью К. в. является эсте-тич. и художеств, воспитание, целью к-рого является всесторонне и гармонически развитая личность, воспитание творч. способностей людей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и иск-ве, обогащение духовной жизни человека. Эстетически развитый человек способен наслаждаться красотой, творить «по законам красоты» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 566). Необходимым условием К. в. является физич. воспитание как условие гармонич. развития человека.
В центре воспитат. работы партия ставит развитие сознательного, коммунистич. отношения к труду и обществ, собственности — трудовое воспитание. «Необходимо воспитывать всех трудящихся на лучших образцах труда, на лучших примерах ведения общественного хозяйства... Каждый трудоспособный человек должен участвовать в создании тех средств, которые необходимы для его жизни и деятельности, для благосостояния общества. Человек, который получал бы от общества какие-либо блага, не участвуя в труде, был бы тунеядцем и жил за счет других» (Программа КПСС, 1961, с. 118—19).
Воспитание нового, коммунистич. отношения к труду — задача исключит, трудности. Как показал опыт
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — КОММУТАТИВНОСТЬ 37
коммунистич. строительства в СССР, задача коренного изменения взглядов на труд не может быть полностью решена в переходный период от капитализма к социализму. Она решается и в период перехода от социализма к коммунизму. Свободный творч. труд — основа формирования нового, всесторонне развитого человека, школа воспитания коллективизма, взаимопомощи, дисциплины. В труде формируются коммунистич. мировоззрение и характер человека, новое отношение личности к обществу, глубокое сознание обществ, долга, в труде раскрываются способности и таланты людей. Отношение к труду становится мерилом моральных качеств члена социалистич. общества. Коммунистич. отношение к труду возникает тогда, когда человек трудится не только ради удовлетворения личных потребностей, но и ради общества, ради общего блага. «Коммунизм,— писал Ленин,— начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда...» (Соч., т. 29, с. 394). Забота не только о себе и своем ближнем, а забота об интересах всего общества — вот в чем выражается нравств. значение коммунистич. труда.
В процессе развития общества к коммунизму возрастает значение моральных стимулов к труду. Этот процесс проявляется в социалистич. соревновании, в изобретательстве и рационализации производства, в создании добровольных нар. дружин по охране порядка, в создании бригад коммунистич. труда. В условиях коммунистич. общества труд превращается в первую жизненную потребность, в наслаждение. При коммунизме создаются необходимые материальные и культурные условия, высвобождается свободное время, к-рое становится мерилом обществ, богатства и условием воспитания всесторонне развитых людей.
Технич. прогресс в условиях коммунизма, ведущий к созданию полной автоматизации производства, служит материальной основой для перерастания социалистич. труда в труд коммунистический. Автоматизация коренным образом меняет характер труда, открывает возможность постепенной передачи функций непосредственного контроля и управления автоматически действующим устройствам, приводит к ликвидации различий между физическим и умственным трудом.
Воспитание нового человека происходит в процессе активного участия в революц. борьбе, в строительстве коммунистич. общества, под влиянием всего уклада жизни общества, способа производства, форм распределения, бытового обслуживания, обществ., политич. деятельности, правовых и моральных норм. Руководящей и направляющей силой в процессе К. в. выступает КПСС. Владея знаниями законов развития общества, она обеспечивает правильное руководство всей работой по строительству коммунизма, придает ей планомерный, научно обоснованный характер.
В период развернутого строительства коммунизма возрастает роль общественности и обществ, мнения во всех сферах жизни. Программа КПСС ставит в качестве важной задачи «...повысить внимание и требовательность со стороны общественности к поведению людей», требует активнее использовать моральный вес и авторитет общественности для борьбы с нарушителями норм и правил социалистического общежития (там же, с. 195). Развитие и утверждение принципов коммунистич. морали происходит в упорной борьбе с остатками старой бурж. морали, с пережитками в сознании части людей, с влиянием бурж. идеологии. Борьба с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич.
психологии, суеверий и предрассудков — составная часть К. в.
Проблемы К. в. получили широкое освещение на Июньском пленуме ЦК КПСС (1963). Пленум подчеркнул воспитат. значение важнейшего принципа социализма — распределения по труду, отметил большое значение мероприятий, обеспечивающих материальное стимулирование сознат. инициативы трудящихся. Важнейшей предпосылкой К. в. масс является рациональная организация быта и досуга, разумное использование каждым трудящимся своего свободного времени, к-рое все более становится гл. мерилом обществ, богатства, условием формирования всесторонне развитого человека. Пленум подчеркнул, что проблема воспитания нового человека тесно связана с борьбой против бурж. идеологии, пережитков прошлого в сознании людей, наметил конкретные пути совершенствования организации, методов и форм партийного руководства идеологич. деятельностью, указал на необходимость развивать ленинский стиль идейно-воспитат. работы, соединяющий в себе высо кую принципиальность, коммунистическую идейность, непримиримость к враждебной идеологии и характеризующийся творч. применением революц. теории.
Лит.: Ленин В. И., Задачи союзоь молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; К а л и н и н М. И., Вопросы коммунистиче ского воспитания. (Речи), М., 1940; Н. К. Крупская о К. в., Избр. ст. и речи, М., 1956; А. С. Макаренко о К. в., 2 изд., М., 1956, с. 64—87, 424—54; его же, Соч. в 7 тт., т. 5, М., 1958, с. 190—224, 420—26, 437—58; С к а р- ж и н с к а я В. Д., Роль труда в К. в. сов. народа, К., 1957; Белов М. В., К. в. трудящихся в преодолении решающих религиозных пережитков, М., 1958; Ж у р а в- к о в М., О К. в. трудящихся, М., 1959; К. в. трудящихся в период развернутого строительства коммунизма. Сокр. тексты докладов и сообщений на науч. межвузовской кон ференции 25—27 мая 1960 г., О., 1960; Проблемы К. в. [Сб. ст.], М., 1960; Болдырев Н. И., О принципах К. в. молодого поколения, «Вопр. философии», 1960, ,№ 12; Вопросы эстетики, [Сб. ст.], вып. 4, Искусство и К. в., М., 1960; Ковалев С. М., К. в. трудящихся, М., 1960; Котов Л. И., Развитие нравственных убеждений и привычек в процессе К. в., М., 1961; Б а т и щ е в Г. С, Методологич. аспекты формирования целостной личности, «Докл. АПН», 1962, № 1, 2; ШестаковВ. П., Проб лемы эстетич. воспитания, М., 1962; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Основы К. в. Учебное пособие, 2 изд., М., 1962. Л. Князева. Москва.
КОММУТАТИВНОСТЬ (позднелат. commutativus— подвергающийся перемещению, от лат. commuto —-меняю, обмениваю) — свойство нек-рых бинарных (т. е. двучленных, двуместных) логич. и математич. операций или функций, состоящее в том, что результат применения данной операции к предметам а и 6, взятым в одном порядке, совпадает с результатом применения той же операции к тем же предметам, взятым в обратном порядке. К. выражается обычно формулами вида a^fb=b^fa, в к-рых вместо >|< стоят знаки рассматриваемых операций. Операция, обладающая свойством К., наз. коммутативной. Предложение (или формула), выражающее свойство К. для данной операции, наз. обычно законом К. (или переместит ельным законом) этой операции. Широко известны законы К. для сложения и умножения в обычной арифметике: а-\-Ь— = Ь-\-а и a-b=b-a или, говоря словами, «при перестановке слагаемых (сомножителей) сумма (соответственно произведение) не меняется». В логике свойством К. обладают, напр., конъюнкция и дизъюнкция (как неразделительная, так и разделительная), что отражает то свойство союзов «и» и «или» естеств. языка, к-рое проявляется в равнозначности таких, напр., предложений, как 1) «Москва — большой город и столица СССР» и «Москва — столица СССР и большой город» или 2) «Сегодня мы пойдем на выставку или в театр» и «Сегодня мы пойдем в театр или на выставку»; коммутативной яв-
38 КОН — КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ
ляется также операция эквивалентности (эквивален- ция) и нек-рые др. логич. операции (напр., штрих Шеффера). Существует ряд обобщений понятия К. (называемых 'симметричностью) на отноше ния (понимаемые как логич. функции) и многомест ные операции. Напр., двуместное отношение R на нек-ром множестве 1) понимают часто как множество упорядоченных пар элементов множества D. При этом пару, имеющую элемент х первым своим членом, а элемент у — вторым, обозначают <х, у>. Говорят, что пара <£,;/> принадлежит Д,или символически < ж,у>6Я, если х находится в отношении Яку. Условие симмет ричности (К.) отношения R можно записать тогда в виде след. предложения: Асимметрично, если и толь ко если из того, что <х, у> 6Д, следует, что <У.^> 6Д. Лит.: Ван-дер-Варден Б. Л., Современная алгебра, пер. с нем., ч. 1—2, М.—Л., 1947; К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, с. 109, 168- В. Бирюков, М. Новоселов. Москва.
КОН(Kohn), Ганс (р. 15 сент. 1891)— бурж. социолог и историк. Род. в Праге; с 1933 живет в США, проф. истории гор. колледжа Нью-Йорка (с 1949), Военно-морского колледжа (с 1952), Пенсильванского ун-та (с 1954), пред. Междунар. об-ва по изучению идей (с 1960). В первых работах —«Смысл и судьба революции» («Sinn und Schicksal der Revolution», 1923, посвящена Окт. революции в России), .«История национального движения на Востоке» («Ge-schichte der nationalen Bewegung im Orient», 1928), «Восток и Запад» («Orient und Okzident», 1931) и др., К. высказывал прогрессивные взгляды, подчеркивал преходящий характер капиталистич. цивилизации, на смену к-рой идет социалистич. общество, клеймил колониальную политику империалистич. держав, отмечал, что Окт. революция была воплощением идеалов рус. народа. В 30 — нач. 40-х гг. К. выступал против фашизма. В 40—50-е гг.. находясь в США, К. перешел на реакц. позиции, полностью отказавшись от прежних взглядов. В своей осн. работе «Идея национализма» («The idea of nationalism», 1944) К. определяет национализм как явление, в к-ром «сконцентрированы все проблемы недавней истории и современности». Понятие «национализм» К. толкует и как собственно национализм, и как патриотизм, и как нац.-освободит, движение. В конечном счете К. сводит национализм к двум видам — «западному», англо-саксонскому, принципами к-рого он объявляет Свободу индивида, либерализм, терпимость, и «восточному», для к-рого якобы характерны тоталитаризм, стремление к насилию. Условие прогресса «отсталых» вост. стран К. видит в отказе от вост. «традиционализма» и в «вестернизации»— усвоении зап. «образа жизни» и либеральной идеологии.
Основой этой реакц. теории К. служитидеалистич. определение национализма как самодовлеющей «идеи-силы». Рассуждая о зап. «национализме», К. распространяет на все историч. периоды относит, прогрессивность раннего бурж. национализма; говоря о «вост. духе», К. отождествляет с ним панславизм и политику феод, режимов, свергнутых демократич. и социалистич. революциями.
В работах о т. н. «русском духе» К., воспроизводя идеи бурж. историографии, пытается изобразить борьбу западников и славянофилов «осью» всей рус. истории, пишет о «свободолюбии» кадетов, скрывая монархизм контрреволюц. рус. либерализма. Большевикам К. приписывает традиции «нечаевщины», «бакунизма», панславизма и пытается доказать «случайный характер» Октябрьской революции.
Последние историч. «труды» К. служат политике империалистич. кругов.
С о ч..: Revolutions and dictatorships. Essays in contemporary history, [2 ed.J, Camb. (Mass.), 1941; World order in historical perspective, Camb. (Mass.), 1942; Prophets and peoples,
N. Y., 1946; Nationalism, its meaning and history, Princeton (N. Jersey), (1955]; The mind ot modern Russian, New Brunswick (N. Jersey), 1955; The twentieth century. The challenge to the West and its responce, newed.. N. Y., 1957; Basic history of modern Russia, Princeton (N. Jersey),[1957]; Reflections on colonialism, в сб.; The idea of colonialism, N. Y., 1958; The mind of Germany, N. Y., [1960].
Лит.: Врутенц К. Н., Апология колониализма или «теория национализма» Г. К.,«Вопр. философии», 1958, Ли 2; К а р я к и н Ю. Ф., П л и м а к Е. Г., Мистер К. исследует «рус. дух», М., 1961. Ю. Нарякин, В. Плимак. Москва,
КОН,Игорь Семенович (р. 21 мая 1928)— сов. философ, д-р филос. наук (с 1960), профессор (с 1963). Член КПСС с 1955. Окончил историч. фак-т Ленинградского гос. пед. института им. Герцена (1947) и аспирантуру там же (1950). Ведет преподават. работу с 1950; с 1956—на филос. фак-те Ленинградского ун-та. Проблематика науч. исследований: история бурж. философии истории и социологии 19—20 вв., филос.-методе логич. проблемы историч. науки и общие во-просы историч. материализма (характер и механизм действия законов обществ, развития, критерии историч. прогресса, формы обществ, сознания и др.). Занимался историей обществ.-дюлитич. мысли Англии 17 в., вопросами этики и истории этич. учений. Участвовал в написании кн. «Основы марксизма-ленинизма» (1959).
Соч.: Этич. воззрения Н. Г. Чернышевского, «Вопр. философии», 1950, № 2; Наука как форма обществ, сознания, там же, 1951, Mi; Марксистская этика и проблема долга, там же, 1954, J48 3; О совр. бурж. философии истории, Л., 1957; О понятии историч. прогресса, в сб. ст.: Проблемы развития в природе и обществе, М.— Л., 1958; Страх перед законами истории, М., 1958, венг. пер. — Bdpst, 1960; рум. доп. пер.— Вис, 1960; Дж. Мильтон как социально-политич. мыслитель, «Вопр. философии», 1959, № 1; Некоторые вопросы философии истории в совр. франц. историографии, «Вести, истории мировой культуры», 1959, № 1; Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли (Критич. очерки философии истории эпохи империализма), М., 1959; Вопросы закономерности обществ, развития, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Мораль коммунистич. и мораль бурж., М., 1960; Бурж. философия истории в тупике, «Вопр. истории», 1960, № 12; Христиан, философия Истории на службе реакции, там же, 1961, № 12; Основные направления бурж. философии и социологии XX века, [Л.], 1961 (соавтор), словацк. пер.— Brat., 1963; К вопросу о предмете социологии (Краткий историч. очерк), в сб. ст.: Вопросы марксист, социологии, Л., 1962; Неопозитивизм в социологии, в сб. ст.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; Неопозитивизм и вопросы логики историч. науки, «Вопр. истории», 1963, № 9; Kriticky nastin filosofie dejin 20. stoleti, Praha, 1963.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ(от лат. conventio — соглашение) — идеалистич. направление в филос. истолковании науки, согласно к-рому в основе математич. и естественнонауч. теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции), выбор к-рых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, «принципом экономии мышления» и т. п. К. возник в нач. 20 в. в условиях революции в естествознании, Когда нек-рые ученые, не знавшие диалектики, сделали идеалистич. выводы из таких достижений науки, как относительности теория, неэвклидовы и многомерные геометрий, распространение метода аксиоматического и т. п.
Основоположником К. был Пуанкаре, развивший К. в применении к физике и особенно к математике. Аксиоматизация ряда математич. дисциплин, развитие неэвклидовых геометрий [показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, но эквивалентные (в смысле: изоморфные, см. Изоморфизм) друг другу геометрии, а одной и той же геометрии — различные системы удовлетворяющих ей объектов] привели его к выводу, будто геометрия не имеет опытного происхождения и ничего не говорит о реальном мире; математик, сам творит «факты этой науки, или скажем иначе, их творит его каприз» («Наука и метод», СПБ, 1910, с. 17); лежащие в основе математич. теорий (в частности, геометрии) системы аксиом суть произвольные соглашения; основанием для предпочтения одной системы другой является
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ — КОНВЕРСИЯ39
«удобство» или «полезность» системы. Последняя понимается в духе, близком к прагматизму; геометрия, ст. зр. Пуанкаре, «не истина, но она полезна» («Наука и гипотеза», СПБ, 1906, с. 58). К. извращал подлинное отношение между теорией, объективной действительностью и практич. деятельностью людей: «удобство», «полезность», «экономность» к.-л. естеств.-науч. теории является следствием (но отнюдь не основанием) ее объективной истинности; «мышление человека „экономно", когда оно правильно отражает объективную истину, и критерием этой правильности служит практика, эксперимент, индустрия» (Ленин В. П., Соч., т. 14, с. 157).
Ни один представитель К. не мог провести последовательно свою т. зр. Уже Пуанкаре пришлось наложить в качестве ограничения на произвольность выбора аксиом требование их непротиворечивости. Однако первые же попытки доказательства непротиворечивости нек-рых систем аксиом (напр., неэвклидовой геометрии) показали, что это фактически удается сделать лишь тогда, когда можно указать хотя бы одну интерпретацию, т.е. область объектов (либо непосредственно вещественных, либо абстрактных, но находящихся на более низкой ступени абстракции), для к-рых данная система аксиом превращается в систему истинных предложений, т. е. область, для к-рой зти аксиомы имели бы конкретный, содержат, смысл, к к-рой они были бы приложимы и отображением к-рой они служили бы. Непротиворечивость оказалась зависимой от истинности. Фактически это признавал для арифметики сам Пуанкаре. В вопросе о непротиворечивости арифметики он отказался от положений К., считая аксиомы арифметики не произвольными соглашениями, а «очевидными истинами» (правда «очевидность» истолковывалась им в духе кантианства).
Следующий «взлет» К. падает на 30-е гг., когда он был связан с ошибочными выводами, сделанными нек-рыми зарубежными философами и логиками из развития математич. логики. Математич. логика ввела понятие о формальной системе как особом «языке», с помощью к-рого могут быть выражены определ. разделы науки и к-рый имеет свой синтаксис (см. Логический синтаксис) и свою семантику (см. Логическая семантика). К. этого периода особенно явно выражен в ранних работах Карнапа (Логич. синтаксис языка — R. Carnap, Logische Syntax der Sprache, 1934) и Айдукевича. Карнап сформулировал принцип, названный им «принципом терпимости», согласно к-рому в основу каждой естеств.-науч. теории можно положить любую систему аксиом, любую совокупность правил синтаксиса, или «языковых форм». «Мы не хотим устанавливать запреты,... мы хотим достигать соглашений... В логике нет морали. Каждый может строить свою логику, т. е. свою языковую форму, как он хочет. Он должен только давать ... четкие синтаксические определения того, как он строит свою логику» (указ. соч., с. 44—45). Но и Карнап не смог последовательно провести свою т. зр., т. к. открытым оставался вопрос, на каком: языке нужно формулировать эти определения и как судить о том, «четко» они сформулированы или нет. Без признания необходимости пользоваться обычным языком и обычной содержат, логикой ответить на эти вопросы было нельзя. Поэтому начиная с 40-х гг. Карнап видоизменил свой принцип и стал утверждать, что предпочтение одной логической системы, «языковой формы», другой делается на основании эффективности достигнутых с ее помощью результатов (см., напр., «Значение и необходимость», М., 1959, с. 320), что было приближением к признанию значения практической проверки теоретических выводов науки.