Самость – результат психического развития. Эго является центром сферы сознания, включает все мысли, чувство, сознание, осознание нашей идентичности.
Архетип. Слово «архетип» происходит от 2 греческих слов: начало и форма, образец. Юнг обозначал этим термином некие первичные врожденные структуры коллективного бессознательного.
Учился в Германии, работал в Берлине. Во Время ВОВ переехал США.
Нео марксизм, и даже его считают представителем среднего поколения мыслителей Франкфуртской школы.
Основателем данной школы являются Хоркхаймер, Адорно.
Самая первая работа 1941 г. – «Бегство от свободы», «Искусство любви», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть?», «Человек для самого себя».
Фромм испытал серьезное влияние:
1- ранней работы Маркса «Экономическо-философские рукописи»,
2- классический психоанализ в версии Фрейда. Фромм считал Маркса мыслителем более глубоким, чем Фрейд, психоанализ использовал только для заполнения пробелов в теории Маркса,
3- экзистенциализм начала 20 века.
Фромм стремится к органичному синтезу этих подходов на основе основных положений теории Маркса.
Фромм считает, что Маркс описал ситуацию отчуждения (тотального отчуждения человека), отчуждение является ядром психопатологии современного человека.
Отчуждение – это социальная ситуация, в которой человек не ощущает себя свободным субъектом собственной деятельности, а воспринимает себя только в произведенных им вещах в качестве объекта внешних воздействий своих же собственных сил.
Воздействие представляется собой опасным и враждебным.
Идеи Фромма
- Противоречивости человеческого существования (идея идет от Маркса)
Вся предшествующая история – процесс возникновения человека. Фромм разделяет позицию экзистенциализма, в том вопросе, что существование человека определяет его сущность. Вопрос о том, что есть человек – это вопрос об условиях человеческого существования.
Человеческое существование складывается из противоречий, а эти противоречия в свою очередь определяются так называемой человеческой ситуации.
Человеческая ситуация – это с одной стороны утрата единства человека со всем остальным миром, а во вторых человек оказался одинок и беззащитен в этом мире, и, следовательно, чтобы обеспечить себе защищенность человек должен сам создать новые формы единения с миром (природа, как в обычном смысле, так и общество).
Человеческая ситуация включает в себя, так называемые дихотомии. Это противоположности следующего плана:
- Между субъектностью человека и его объектностью
- Противоречие между многообразием задатков и ограниченными возможностями для формирования способностей
- Противоположность между стремлением отождествить себя с другими и противоположным стремлением – стремлением к собственной уникальности
Фромм считал, что фундаментальные человеческие потребности вытекают не из анатомической и физиологической организации человека, а из человеческой ситуации с присущими ей экзистенциальными дихотомиями.
К числу основных потребностей, Фромм относил:
1. Объединиться с человеком таким образом, чтобы сохранить при этом свою индивидуальность, свою личностную целостность и независимость, творческое начало. Способом удовлетворения этой потребности выступает так называемая продуктивная любовь, которая связана с чувством ответственности, взаимной заботой, уважением и пониманием.
2. Потребность в трансценденции (перешагивание через границу, преодоление границы), потребность преодолеть случайность, комичность и страдательность собственного существования. Способами удовлетворения этой потребности выступают с одной стороны творчество и любовь – стремление к созданию новой жизни, стремление у Фромма называется биофилия, а с другой стороны выступает стремление к разрушению жизни, стремление воспрепятствовать появлению новых форм в жизни - некрофилия, образующая основное содержание деструктивности.
3. Потребность в укорененности - стремление сохранить принадлежность к роду, и тем самым обеспечить себе защищённость и покровительство. Способы удовлетворения данной потребности – это 2 основных принципа организации и психической жизни и социальной одновременно, матриархальных и патриархальный принцип.
4. Потребность в идентичности и в осознании само тождественности. 2 пути к достижению этой цели: собственные творческие усилиями идентификация себя с группой. Чувство идентичности и чувство значительности вырастает не из бытия кем либо, а из принадлежности к кому либо.
5. Потребности в объекте поклонения
В общественной жизни и индивидуальной присутствуют такие противоречия, которые возникают и соответственно могут быть устранены в процессе исторического развития. Такие противоречия Фромм называет историческими дихотомиями.
Исторические дихотомии связаны с конкретными социальными условиями жизни людей.
Связь между психикой отдельного человека и социальной структурой общества в целом выражает особой понятие – понятие социальный характер.
Социальный характер. Характер определяется основным влечением, но влечение Фромм трактует иначе, чем Фрейд, потому что у Фромма речь идет не об инстинкте, а о страсти, которая воспринимается носителем того или иного характера, как нечто естественное и само собой разумеющееся.
Характер трактовался Фроммом как относительно устойчивая система всех не инстинктивных стремлений, через которые человек связан с природным и социальным миром.
Смысловые аспекты понятия социальный характер:
1.Соцаильный характер формируется объективно и изначально выражает внешнюю социальную необходимость.
2.Социальный характер задает направленность формирования индивидуального характера, таким образом, что требования социально-ролевого поведения в итоге совпадают с собственными стремлениями и установками человека.
3.Социальный характер выступает как совокупность социально-психологических черт, присущих большинству представителей общества определённого исторического типа и обусловленных общностью образа жизни.
4.Социальный характер – результат приспособления изначальных потребностей человека к условиям определенного социального строя.