Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI. CИCTEMA РЕЗЕРВИРОВАНИЯ НA ЭЛЕКТРОПОЕЗДАХ



(Описание даёт авторитетный специалист - инженер Б.К. Просвирин)

Систему резервирования источников тока цепей уп­равления впервые применили на электропоездах посто­янного тока ЭР2Р. Она себя хорошо зарекомендовала и с некоторыми изменениями успешно используется на вагонах серии ЭТ2, ЭТ2М, ЭД4М. Однако данная схема вызывает наибольшие трудности у локомотивных бригад при изу­чении устройства электропоезда. Поэтому в главе приведены рекомендации, способные облегчить понимание материала.

Применяемая электрическая схема предусматривает резерви­рование как цепей постоянного, так и переменного тока. Источ­ники постоянного напряжения 110В каждого вагона (аккумулятор­ные батареи и выпрямительные мосты Д32 - 37) запараллелены между собой поездными проводами 16 и 30. Поэтому при выходе из строя источника тока любого вагона на него автоматически бу­дет подано напряжение 110В от соседних секций. При этом необ­ходимо проверить целость автоматических выключателей Q13 (ЭТ2М, ЭД4М), через которые источники подключаются к поездному проводу 16.

Для резервирования цепей переменного тока 220В использу­ется трехфазная резервная магистраль (провода 66 - 68), которая проложена вдоль электропоезда. На каждом вагоне, кроме головных, она разделяется на участки контакторами резер­вирования КР, которые в нормальных условиях отключены. Эти участки напряже­нием своего генератора запитывают наиболее важные потребители: освещение и печное отопление вагонов, отопление кабины машиниста, питание блоков защиты и блоков реле ускорения, т.е. обеспечивает тяговый режим вагонов и т.д. Резервируемая магистраль 66 - 68 на мотор­ных вагонах защищена пре-дохранителями (автоматическими выключателями) 41 - 43, на прицепных вагонах - 66 - 68.

Для удобства рассмотрения обозначим секции римскими цифрами: головную (вагоны 09,10) - I, секцию 07,08 - II, секцию 05,06 - III, секцию 03,04 - IV, вторую головную секцию (01,02) - V. Прово­да резервной магистрали 66 - 68, переходя на секцию, например, с I на II, со II на III и т.д. меняют свои номера соответственно на 70-72, затем, после предохранителей, номера проводов восстанавливаются.

Если генератор работает нормально, участок резервной маги­страли (между соседними контакторами КР) подсоединен к так называемой основной трехфазной магистрали генератора 81-83. Данная магистраль - секционная, она автоматически подключается к резервной линии 66-68 через трехполюсный контактор гене­ратора (КГ) и предохранители 41-43. От основной трехфазной магистрали питаются асинхронные двигатели главных компрессо­ров и обмотки возбуждения тяговых двигателей в режиме элект­рического торможения.

При неработающем генераторе одного из вагонов автоматичес­ки включаются аппараты КР, и переменное напряжение будет по­дано на обесточенные провода 66 - 68 данной секции от сосед­него генератора. При этом отключенный контактор не позволит запитать магистраль 81 - 83 и неподвижный генератор.

Для управления системой резервирования используются про­вода 14, 22, 32, 39, 85, 86 и 141. Основным служит провод 14, по нему поступает питание на катушки контакторов КР моторных вагонов. Он является секционным, однако передается между вагонами 06 - 08 через место разворота или через "крест", т.е. с секции II на секцию III. Кроме того, между вагонами 10 и 07, 05 и 04, 03 и 02, 03 и дополнительным вагоном (Д) провод 14 соединяется с проводом 141, от которого непосредственно запитываются катушки контак­торов КР прицепных вагонов.

Провод 14 при нормальной работе генератора обесточен и ока­зывается под напряжением при отказе одного из преобразовате­лей. Схема пуска преобразователя на неисправном вагоне разби­рается, отключаются контакторы КП и КГ, и через их обратные бло­кировки от плюсового провода 22К запитывается провод 14. В цепи катушек контакторов КР моторных вагонов имеются блок-контакты реле блокировки резервирования РБД. В нормальном режиме работы электропоезда данные устройства включены и сво­ими блокировками 14 - 14А подготавливают цепь включения кон­такторов КР (в противном случае реле РБР препятствуют этому).

Реле РБР не допускают перегрузок в системе резервирования: например, к одному преобразователю не могут подключаться сразу две "больные" секции (только одна), не будет также передаваться ре­зервирование с головных секций I, V на секции II, IV и т.д. Напряже­ние поступает к реле РБР по проводам 32 и 39, которые при перехо­де с секции I на секцию II, с секции III на секцию IV, с секции IV на сек­цию V перекрещиваются: провод 32 соединяется с проводом 39, а провод 39 - с проводом 32. Между секциями II и III (в месте "крес­та" между вагонами 06 и 08) провода 32, 39 не объединены.

Реле РБР запитываются от провода 39соседнего моторного вагона через обратную блокировку отключенного контактора КРпо цепи: плюсовой провод 22П, обратная блокировка КР 22П - 39, провод 39, провод 32, катушка РБР, минусовой провод 30. Так, в нормальных условиях отключенный контактор КР на вагоне 08 сво­ей блокировкой 22П - 39 замыкает цепь с реле РБР вагона 10, а контактор КР вагона 10 запитывает реле РБР на вагоне 08.

Условно схему резервирования можно разделить на две части - левую и правую. В левую часть (до места разворота или до "креста") входят сек­ции I и II, в правую часть (от "креста") - секции III, IV и V, Кроме того, в правую часть может быть вцеплен дополни­тельный вагон, поэтому управ­ление резервированием здесь сложнее. На рейках зажимов голов­ных вагонов 01 и 09 поставле­ны постоянные перемычки 32- 85. На моторных вагонах 06 и 08 провод 85 соединен с плюсо­вым проводом 86. На прицепных вагонах провода 85, 86 отсутству­ют. Данные провода необходимы для принудительного включения реле РБР, если состав поезда состоит из четырех вагонов (двух го­ловных секций I и V) или, если поезд сформирован так, что от "кре­ста" до конца состава имеется только одна секция.

 

Рассмотрим работу схемы резервирования на конкретных при­мерах. Так, при отказе преобразователя на вагоне 09 отключа­ются контакторы КП и КГ. Автоматически запитывается провод 14, по которому затем поступает напряжение к контактору КР на ваго­не 10 и по проводу 141 - на вагоне 07. На обесточенную резерв­ную магистраль 66 - 68 головного вагона 9 автоматически пода­ется переменное напряжение 220В от соседней секции II. Вклю­чившийся контактор КР вагона 10 обесточит провод 39 и реле РБР вагона 08. Поэтому, если затем выйдет из строя преобразователь на вагоне 05, контактор КР вагона 08 уже не включится и резерви­роваться секция III не будет, т.е. две неисправные секции не смо­гут подключиться к одному генератору.

При отказе преобразователя на вагоне 07 от головной секции I не будет резервироваться секция II, так как провод 14 не перехо­дит на вагон 10, и его контактор КР, а также КР вагона 07 не вклю­чатся. В этом случае секция II будет резервироваться секцией III, поскольку включатся контакторы КР на ваг. 08 и 06.

В случае перегорания высоковольтного предохранителя на моторном или прицепном вагоне схема пуска преобразователя может не разобраться, контактор КП останется включенным, провод 14 - обесточенным. Соответствующий контактор КР не включит­ся, т.е. резервирования не будет.

Чтобы аварийная схема надежно сработала, на неисправном вагоне необходимо выключить переключатель В1. Кроме того, при выходе из строя преобразователя головного вагона следует пере­соединить вилку разъема Ш19 в резервный разъем Ш18: отключить первичные обмотки трансформатора управления ТрУ от обесто­ченных проводов 81 - 83 и присоединить их к резервным прово­дам 66 - 68, которые запитываются напряжением 220В от исправ­ного генератора соседней секции.

Трансформатор ТрУ и выпрямительный мост Д32 - Д37 начнут нормально работать, на проводах 74Б - 30 появится напряжение 50В, необходимое для работы АЛСН, радиостанции, радиовещания и электропневматических тормозов. Контактор батареи БК включит­ся и переведет батарею в режим заряда, на пульте машиниста по­гаснет сигнальная лампа "Преобразователь". Разъем Ш19 желатель-

но переключать при отключенной кнопке управления ВУ, на проме­жуточных секциях подобное переключение не рекомендуется.

В электропоездах серии всех ЭД предусмотрено вцепление дополни­тельного прицепного вагона Д, поэтому в составе поезда мо­жет образоваться одна трехвагонная секция.

Чтобы избежать сбо­ев в работе схемы резервирования и перегрузок во вспомогатель­ных или тяговых цепях, при добавлении дополнительного вагона су­ществуют некоторые ограничения: допустимо вцеплять только один вагон, его нельзя располагать между моторными вагонами и в го­ловные секции; число вагонов в поезде должно быть 7, 9 или 11.

Дополнительный вагон обычно устанавливают в секцию IV меж­ду вагонами 03 и 04. Появление еще одного вагона вносит в ра­боту схемы резервирования некоторые трудности.

Рас­смотрим подробнее ее действие на примере трехвагонной секции IV (в правой части схемы резервирования).

Если головная секция примыкает к трехвагонной секции, а на вагоне 01 остановился преобразователь, то на вагонах 02 и 03 должны автоматически включиться контакторы КР. Головную сек­цию будет резервировать вагон 03.

Контакторы КР включаются по следующей цепи: провод 22К головного вагона 01, обратные бло­кировки КП и КГ, провод 14 вагона 01, межвагонное соединение, провод 14 вагона 02, блокировка РБР, катушка КР вагона 02. Про­вод 14 поступает также на межвагонное соединение, катушку КР, со­единяется с проводом 141 вагона 03.

При одновременном отказе преобразователей вагонов 01, 03 включатся контакторы КР на вагонах 02, 03 и дополнительном. В этом случае вагон Д будет резервировать вагоны 03 и 01.

Если сначала откажет преобразователь дополнительного вагона Д, и секцию IV начнет резервировать секция III (генератором вагона 05), а затем остановится преобразователь на головной секции V (вагон 1), то резервирования головной секции не произойдет. Дело в том, что включившийся ранее контактор КР вагона 04 обесточит реле РБР вагона 2. В такой ситуации для резервирования голов­ной секции на вагоне 04 следует отключить контактор КР, подложив изоляцию под блокировку реле РБР.

При неисправности вагона 03 его будет резервировать допол­нительный вагон Д по цепи: плюсовой провод 22К, блокировки кон­такторов КП и КГ, провод 14 вагона 03, межвагонное соединение, провод 141 дополнительного вагона, катушка контактора КР, мину­совой провод 30. При неисправности вагонов Д и 03 резервная магистраль трехвагонной секции подключится к секции III через контакторы КР дополнительного вагона и вагонов 04 и 05. Чтобы включить контакторы КР в случае перегорания высоко­вольтного предохранителя на вагоне 04, необходимо выключить выключатель «В1» на дополнительном вагоне.

Если головная секция примыкает к трехвагонной секции и ее преобразователь не резер­вируется, значит, не включились контакторы КР на вагонах 02,03 или Д. В этом случае необходимо проверить цепи включения КР на вагонах 03 и Д (провода 141): разъемы межвагонных соединений на вагонах 02 и 03, блокировки контакторов КП и КГ на вагонах 01 и 03. Для временной работы с резервированием надо отключить «В1» на вагоне 03.

Не следует переключать вилку разъема Ш19 в положение "ре­зерв" для питания трансформатора управления ТрУ и резервиро­вания цепей 110 и 50В на вагонах 03 и Д (т.е. на трехвагонной секции IV), чтобы не перегружать магистраль 66 - 68 резервного питания цепей 220В.

Еще раз напомним, если секция III уже резервирует секцию IV, и контактор КР на вагоне 04 включился, то своей блокировкой КР 22П - 30 он обесточивает провода 39 и 32 на вагоне 02. Реле РБР данного вагона отключится, поэтому резервирования головной секции V не произойдет: контакторы КР на вагонах 02 и 03 не смогут включиться (выход из положения описан выше).

Таким образом, логика резервирования следующая: секция II ре­зервирует секцию I; секции II и III резервируют друг друга; секция III резервирует секцию IV; секция IV резервирует секцию V; одновре­менное резервирование двух секций одной блокирует реле РБР. В заключение заметим, что при надлежащем уходе за

электри­ческой аппаратурой схема резервирования работает надежно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.