Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (2 этап)».

Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине «микробиология»

Для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 5

ТЕМА: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (2 этап)»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.

 

Составители:

к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.

к.б.н., доцент_________________ Хохлова О.Е.

 

 

Красноярск


Занятие № 5

Тема: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (2 этап)».

2. Форма организации занятия:лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы: выявление бактерионосительства золотистого стафилококка у сотрудников аптек проводится путем их выделения. Для этого необходимо получить изолированные колонии на чашках первичного посева, которые, являясь результатом размножения одной клетки, содержат микроорганизмы одного вида.

4. Цели занятия:

- общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и ПК: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

- учебная: знать цель и последовательность работы на II этапе бак. метода; тактику изучения колоний; понятие «чистая культура» микроорганизмов;

уметь описать характер роста колоний на плотной питательной среде (культуральные свойства микроорганизмов); изучить морфологические и тинкториальные свойства бактерий в фиксированных препаратах из отобранных колоний; провести посев характерных изолированных колоний на скошенный питательный агар;

владеть навыками интерпретации результатов бактериологического метода диагностики.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

Собеседование по контрольным вопросам:

1. Цель и последовательность работы на II этапе бак. метода.

2. Тактика изучения колоний.

3. Понятие «чистая культура» микроорганизмов.

Тесты.


1. Для первичного посева отделяемого из носа при диагностике бактерионосительства золотистого стафилококка используют:

а) среду Эндо

б) МПА

в) МПБ

г) желточно-солевой агар (ЖСА)

д) кровяной агар (КА)

 

2. Исследуемый материал при выявлении бактерионосительства золотистого стафилококка у аптечных работников:

а) смывы с рук

б) желчь

в) кровь

г) отделяемое из носа

д) слюна

3. Цель II этапа бак. метода:

а) идентификация чистой культуры

б) отбор изолированных колоний

в) накопление чистой культуры

г) посев исследуемого материала

д) определение антибиотикограммы исследуемой культуры

 

4. Культуральные свойства бактерий:

а) морфология бактерий

б) способность воспринимать краситель

в) тип метаболизма

г) морфология колоний

д) интенсивность метаболизма

5. Цель посева изолированных колоний на скошенный агар:

а) идентификация бактерий

б) разобщение бактерий

в) накопление чистой культуры

г) изучение подвижности

д) получение изолированных колоний

6. Изучение колоний при малом увеличении (x8) позволяет определить:

а) морфологию микроорганизмов

б) структуру

в) цвет

г) консистенцию

д) прозрачность

7. Основной механизм поступления питательных веществ в бактериальную клетку:

а) пассивная диффузия

б) облегченная диффузия

в) активный транспорт

г) фагоцитоз

д) пиноцитоз

8. Факторами роста микроорганизмов являются все соединения, к р о м е:

а) аминокислот

б) пуринов

в) пептонов

г) пиримидинов

д) витаминов

9. Интенсивность роста S. aureus на ЖСА, свидетельствующая о наличии бактерионосительства:

а) отсутствие роста

б) единичные колонии (10-25)

в) значительный рост (до 100 колоний)

г) сливной рост или сплошной рост изолированных колоний

д) единичные колонии (1-5)

10. По типу питания бактерии, вызывающие инфекционные заболевания, являются:

а) факультативными анаэробами

б) фотоаутотрофами

в) хемоаутотрофами

г) фотогетеротрофами

д) хемогетеротрофами

11. Компонент ЖСА, определяющий её элективность для выделения золотистого стафилококка:

а) яичный желток

б) хлористый натрий

в) пептон

г) питательный бульон

д) дистиллированная вода

Составители тестов:

зав. кафедрой, доцент Перьянова О.В.

ст. преподаватель Степанова А.И.


Основные понятия и положения темы

Одной из мер профилактики контаминации лекарственных средств и оборудования в условиях аптеки является выявление носителей золотистого стафилококка среди персонала с последующей санацией. При проведении бактериологического обследования обязательным является исследование слизи из передних отделов носа; исследование слизи из зева проводят выборочно, прежде всего, при наличии воспалительных процессов в зеве.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1. Провести II этап бак. метода (продолжение исследования по выявлению бактерионосительства золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета):

1.1. изучить посевы и отобрать характерные изолированные колонии;

1.2. приготовить, окрасить по Граму и промикроскопировать мазок из части колонии;

1.3. оставшуюся часть колонии отсеять на скошенный агар.

· Занести в протокол полученные результаты.

 

Методические указания к выполнению исследовательского задания:

1. Проведите II этап бакметода выделения аэробов с целью установления бактерионосительства золотистого стафилококка:

1.1. Просмотрите чашки, отберите изолированные колонии, обведя их контуры стеклографом со стороны дна чашки.

Исследование отобранных изолированных колоний проводят по следующей схеме:

Макроскопическое изучение колоний:

· в проходящем свете (чашку держат дном к себе):

а) форма (круглая, неправильная и т.д.);

6) величина (точечные - менее 1 мм, мелкие — 1-2 мм, средние — 2-4 мм, крупные — более 4 мм);

в) прозрачность (прозрачные, полупрозрачные, непрозрачные).

· в отраженном свете (чашку держат горизонтально крышкой вверх):

а) поверхность (гладкая, складчатая, радиально исчерченная, блестящая, матовая и т.д.);

6) рельеф (плоский, выпуклый и т.д.);

в) цвет (бесцветные - грязно-белые относятся к бесцветным; пигментированные - указать цвет пигмента).

Микроскопическое изучение колоний (х8):

· чашку Петри кладут вверх дном на предметный столик микроскопа, слегка опускают конденсор и с помощью объектива х8 изучают:

а) край колонии (ровный, волнистый, зубчатый и т.д.);

б) структуру (гомогенная, зернистая и т.д.).

Поскольку для посева использовался ЖСА, то отмечается образование радужного венчика, свидетельствующего о лецитиназной активности.

На ЖСА стафилококк растет в виде круглых, диаметром 1-3 мм, непрозрачных, выпуклых, блестящих, пигментированных колоний, имеющих ровный или волнистый край, гомогенную структуру и маслянистую консистенцию. Вокруг колоний может образовываться радужный венчик (лецитиназа «+»).

При отсутствии на чашках лецитиназоположительных колоний исследованию подвергают колонии, сходные по морфологии с колониями стафилококков.

1.2. Из части отобранных изолированных колоний приготовьте фиксированные препараты, окрасьте по Граму и промикроскопируйте. При приготовлении препарата определяют консистенцию, прикасаясь петлей к поверхности колонии (маслянистая, слизистая, крошащаяся и т.д.).

В препарате, окрашенном по Граму, стафилококки — это грамположительные мономорфные кокки, располагающиеся, в основном, неправильными группами, гроздьевидно.

1.3. Оставшуюся часть изолированной колонии засейте зигзагом на поверхность скошенного агара в пробирке. Посев следует проводить со дна пробирки, не касаясь конденсата. Пробирки с посевом поместите в термостат на 18-24 часа при 37°С.

Для ориентировочного определения массивности роста используют её оценку в крестах, обозначая:

++++- сливной рост;

+++ - сплошной рост изолированных колоний;

++ - значительный рост (до 100 колоний);

+ - единичные колонии (10-25).

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия

· Цель II этапа бак.метода.

· Последовательность работы на II этапе бак.метода.

· Понятие культуральных свойств микроорганизмов.

· Методы изучения колонии микроорганизмов.

· Какие признаки колоний изучают в проходящем свете, какие - в отраженном свете и микроскопически (х8, х90)?

· Цель микроскопического исследования колоний.

· Цель посева части изолированной колонии на скошенный агар.

- решение ситуационных задач:

1.В мазках, окрашенных по Граму, обнаружены грамположительные мономорфные кокки, расположенные скоплениями, напоминающими гроздья винограда.

Назовите микроорганизмы с учётом морфологии и взаимного расположения.

Каковы тинкториальные свойства выявленных микроорганизмов?

2. На чашках первичного посева получен сплошной рост микроорганизмов. Можно ли переходить к следующему этапу работы? Что необходимо сделать в такой ситуации?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.