Тема: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (2 этап)».
Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По дисциплине «микробиология»
Для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)
К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 5
ТЕМА: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (2 этап)»
Утверждены на кафедральном заседании
протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.
Составители:
к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.
к.б.н., доцент_________________ Хохлова О.Е.
Красноярск
Занятие № 5
Тема: «Бактериологический метод исследования. Исследование на бактерионосительство золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета (2 этап)».
2. Форма организации занятия:лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы: выявление бактерионосительства золотистого стафилококка у сотрудников аптек проводится путем их выделения. Для этого необходимо получить изолированные колонии на чашках первичного посева, которые, являясь результатом размножения одной клетки, содержат микроорганизмы одного вида.
4. Цели занятия:
- общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и ПК: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
- учебная: знать цель и последовательность работы на II этапе бак. метода; тактику изучения колоний; понятие «чистая культура» микроорганизмов;
уметь описать характер роста колоний на плотной питательной среде (культуральные свойства микроорганизмов); изучить морфологические и тинкториальные свойства бактерий в фиксированных препаратах из отобранных колоний; провести посев характерных изолированных колоний на скошенный питательный агар;
владеть навыками интерпретации результатов бактериологического метода диагностики.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Собеседование по контрольным вопросам:
1. Цель и последовательность работы на II этапе бак. метода.
2. Тактика изучения колоний.
3. Понятие «чистая культура» микроорганизмов.
Тесты.
1. Для первичного посева отделяемого из носа при диагностике бактерионосительства золотистого стафилококка используют:
а) среду Эндо
б) МПА
в) МПБ
г) желточно-солевой агар (ЖСА)
д) кровяной агар (КА)
2. Исследуемый материал при выявлении бактерионосительства золотистого стафилококка у аптечных работников:
а) смывы с рук
б) желчь
в) кровь
г) отделяемое из носа
д) слюна
3. Цель II этапа бак. метода:
а) идентификация чистой культуры
б) отбор изолированных колоний
в) накопление чистой культуры
г) посев исследуемого материала
д) определение антибиотикограммы исследуемой культуры
4. Культуральные свойства бактерий:
а) морфология бактерий
б) способность воспринимать краситель
в) тип метаболизма
г) морфология колоний
д) интенсивность метаболизма
5. Цель посева изолированных колоний на скошенный агар:
а) идентификация бактерий
б) разобщение бактерий
в) накопление чистой культуры
г) изучение подвижности
д) получение изолированных колоний
6. Изучение колоний при малом увеличении (x8) позволяет определить:
а) морфологию микроорганизмов
б) структуру
в) цвет
г) консистенцию
д) прозрачность
7. Основной механизм поступления питательных веществ в бактериальную клетку:
а) пассивная диффузия
б) облегченная диффузия
в) активный транспорт
г) фагоцитоз
д) пиноцитоз
8. Факторами роста микроорганизмов являются все соединения, к р о м е:
а) аминокислот
б) пуринов
в) пептонов
г) пиримидинов
д) витаминов
9. Интенсивность роста S. aureus на ЖСА, свидетельствующая о наличии бактерионосительства:
а) отсутствие роста
б) единичные колонии (10-25)
в) значительный рост (до 100 колоний)
г) сливной рост или сплошной рост изолированных колоний
д) единичные колонии (1-5)
10. По типу питания бактерии, вызывающие инфекционные заболевания, являются:
а) факультативными анаэробами
б) фотоаутотрофами
в) хемоаутотрофами
г) фотогетеротрофами
д) хемогетеротрофами
11. Компонент ЖСА, определяющий её элективность для выделения золотистого стафилококка:
а) яичный желток
б) хлористый натрий
в) пептон
г) питательный бульон
д) дистиллированная вода
Составители тестов:
зав. кафедрой, доцент Перьянова О.В.
ст. преподаватель Степанова А.И.
Основные понятия и положения темы
Одной из мер профилактики контаминации лекарственных средств и оборудования в условиях аптеки является выявление носителей золотистого стафилококка среди персонала с последующей санацией. При проведении бактериологического обследования обязательным является исследование слизи из передних отделов носа; исследование слизи из зева проводят выборочно, прежде всего, при наличии воспалительных процессов в зеве.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1. Провести II этап бак. метода (продолжение исследования по выявлению бактерионосительства золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета):
1.1. изучить посевы и отобрать характерные изолированные колонии;
1.2. приготовить, окрасить по Граму и промикроскопировать мазок из части колонии;
1.3. оставшуюся часть колонии отсеять на скошенный агар.
· Занести в протокол полученные результаты.
Методические указания к выполнению исследовательского задания:
1. Проведите II этап бакметода выделения аэробов с целью установления бактерионосительства золотистого стафилококка:
1.1. Просмотрите чашки, отберите изолированные колонии, обведя их контуры стеклографом со стороны дна чашки.
Исследование отобранных изолированных колоний проводят по следующей схеме:
Макроскопическое изучение колоний:
· в проходящем свете (чашку держат дном к себе):
а) форма (круглая, неправильная и т.д.);
6) величина (точечные - менее 1 мм, мелкие — 1-2 мм, средние — 2-4 мм, крупные — более 4 мм);
· в отраженном свете (чашку держат горизонтально крышкой вверх):
а) поверхность (гладкая, складчатая, радиально исчерченная, блестящая, матовая и т.д.);
6) рельеф (плоский, выпуклый и т.д.);
в) цвет (бесцветные - грязно-белые относятся к бесцветным; пигментированные - указать цвет пигмента).
Микроскопическое изучение колоний (х8):
· чашку Петри кладут вверх дном на предметный столик микроскопа, слегка опускают конденсор и с помощью объектива х8 изучают:
а) край колонии (ровный, волнистый, зубчатый и т.д.);
б) структуру (гомогенная, зернистая и т.д.).
Поскольку для посева использовался ЖСА, то отмечается образование радужного венчика, свидетельствующего о лецитиназной активности.
На ЖСА стафилококк растет в виде круглых, диаметром 1-3 мм, непрозрачных, выпуклых, блестящих, пигментированных колоний, имеющих ровный или волнистый край, гомогенную структуру и маслянистую консистенцию. Вокруг колоний может образовываться радужный венчик (лецитиназа «+»).
При отсутствии на чашках лецитиназоположительных колоний исследованию подвергают колонии, сходные по морфологии с колониями стафилококков.
1.2. Из части отобранных изолированных колоний приготовьте фиксированные препараты, окрасьте по Граму и промикроскопируйте. При приготовлении препарата определяют консистенцию, прикасаясь петлей к поверхности колонии (маслянистая, слизистая, крошащаяся и т.д.).
В препарате, окрашенном по Граму, стафилококки — это грамположительные мономорфные кокки, располагающиеся, в основном, неправильными группами, гроздьевидно.
1.3. Оставшуюся часть изолированной колонии засейте зигзагом на поверхность скошенного агара в пробирке. Посев следует проводить со дна пробирки, не касаясь конденсата. Пробирки с посевом поместите в термостат на 18-24 часа при 37°С.
Для ориентировочного определения массивности роста используют её оценку в крестах, обозначая:
++++- сливной рост;
+++ - сплошной рост изолированных колоний;
++ - значительный рост (до 100 колоний);
+ - единичные колонии (10-25).
5.4. Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия
· Цель II этапа бак.метода.
· Последовательность работы на II этапе бак.метода.
· Понятие культуральных свойств микроорганизмов.
· Методы изучения колонии микроорганизмов.
· Какие признаки колоний изучают в проходящем свете, какие - в отраженном свете и микроскопически (х8, х90)?
· Цель микроскопического исследования колоний.
· Цель посева части изолированной колонии на скошенный агар.
- решение ситуационных задач:
1.В мазках, окрашенных по Граму, обнаружены грамположительные мономорфные кокки, расположенные скоплениями, напоминающими гроздья винограда.
Назовите микроорганизмы с учётом морфологии и взаимного расположения.
Каковы тинкториальные свойства выявленных микроорганизмов?
2. На чашках первичного посева получен сплошной рост микроорганизмов. Можно ли переходить к следующему этапу работы? Что необходимо сделать в такой ситуации?