Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие виды деятельности: бухгалтерский учет, справочное и информационное обеспечение экономической деятельности, организация труда руководителя, документооборот, экономическая и финансовая деятельность, обучение.
Наибольшее число ППП создано для бухгалтерского учета. Среди них можно отметить «1C: Бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «ABACUS», «Бэмби+», «Бухкомплекс», «Бэст», «Лука».
Справочное и информационное обеспечение экономической деятельности представлено следующими ППП «ГАРАНТ» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль), «КОНСУЛЬТАНТ+» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).
Экономическая и финансовая деятельность поддерживается следующими ППП:
• «Экономический анализ и прогноз деятельности фирмы, организации» (фирма ИНЕК), реализующий функции: экономический анализ деятельности фирмы, предприятия; бизнес-план; технико-экономическое обоснование возврата кредитов; анализ и отбор вариантов деятельности; прогноз баланса, потоков денежных средств и готовой продукции;
• «Финансовый анализ предприятия» (фирма Инфософт), реализующий функции: общая оценка финансового состояния; анализ финансовой устойчивости; анализ ликвидности баланса, анализ финансовых коэффициентов (ликвидность, маневренность, покрытие, соотношение заемных и собственных средств); анализ коэффициентов деловой активности; расчет и анализ коэффициентов оборачиваемости; оценка рентабельности производства. В области создания финансово-кредитных систем работают фирмы «Диа-софт», «Инверсия», R-Style, Программбанк, «Асофт» и др.
Информационными системами менеджмента называют комплекс бухгалтерских или торгово-складских программ, базирующихся в основном на учетной основе. Еще их называют корпоративными системами (ERP -Enterprise Resource Planning). Основные функции систем приведены в таблице 3.
Система «Галактика». Объединяет более 40 модулей, использующих единую базу данных и предназначенных для автоматизации решения задач бухгалтерского и управленческого учета, анализа хозяйственной деятельности, планирования, технико-экономической подготовки производства и т.д. Содержит следующие модули:
ü «Финансовое планирование»;
ü «Финансовый менеджмент»;
ü «Контроллинг» для обеспечения автоматизированного расчета затрат по разным видам продукции и принятия управленческих решений (например, закрытие каких-либо направлений);
ü «Управление ресурсами» для определения оптимальной конфигурации заказов по времени, месту и составу;
ü «Производственное планирование»;
ü «Управление договорами».
Таблица 3. Основные функции информационных систем менеджмента.
Функции
Этапы
Управление
финансовыми потоками
Управление товарными потоками
Управление себестоимостью
Управление персоналом
Стратегическое планирование
Финансовое планирование,
бюджетирование
Товарный план закупок, продаж
Бизнес-планирование
Бизнес-планирование
Оперативное планирование
Финансовое планирование по
контрактам
Товарный календарь по контрактам
Технико-экономическое планирование
Персонификация планирования деятельности по
исполнителям
Оперативный учет
Исполнение финансовой части контрактов
Исполнение товарной части
контрактов
Мониторинг
себестоимости
Табельный учет, наряды, учет
контрактов
Бухгалтерский учет
Финансовый
раздел
Материальный учет
Учет фактических затрат
Учет труда и
затраты
На данный момент «Галактика» практически полностью закрывает вопросы, связанные с созданием управленческого слоя на предприятии. Имеется целостная информационная система управления предприятием, развиваются компоненты, связанные с управлением финансами, ресурсами и производственным планированием.
IFS Applications. Компания ФОРС предлагает программный комплекс управления предприятием IFS Applications™ (разработку шведской компании IFS — Industrial & Financial Systems). Комплекс охватывает основные сферы деятельности предприятия вне зависимости от его профиля. Комплекс является полномасштабным интегрированным продуктом класса ERP— планирование ресурсов предприятия. В его основе лежит принцип единого хранилища данных, содержащего всю деловую информацию, накопленную компанией в процессе ведения бизнеса. ERP-системы автоматизируют всю работу современной компании:
ü отношения с клиентами;
ü финансовый анализ и планирование;
ü бухгалтерский учет;
ü контроль и планирование производства;
ü управление бюджетом и т.д.
В состав системы входят модули: «Финансы»; «Поставки»; «Производство»; «Маркетинг»; «Персонал».
Система «БААН» поддерживает весь сектор разнообразных управленческих задач (финансового управления, оперативного управления производством, снабжением, сбытом и др.). Наиболее важная функциональная составляющая — подсистема «БААН — Финансы». Анализ данных главной книги дебиторской и кредиторской задолженностей и других данных может осуществляться на уровне отдельного подразделения и на уровне всей компании. Аналитический просмотр финансовой информации обеспечивается в соответствии с установленной структурой счетов главной книги.
Бэст-план разработана компанией «Интеллект-Сервис», одним из ведущих разработчиков программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов. ИС «БЭСТ-ПЛАН» — управленческая система нового типа. В ее основе производственный или коммерческий план. Программа позволяет разрабатывать планы по производству продукции, реализации товаров или услуг. Периодами планирования могут быть месяц, квартал, полугодие, год. В условиях применения может быть подготовлено любое количество вариантов по каждому плану. Программа позволяет сравнивать их друг с другом и выбирать оптимальное стратегическое решение с точки зрения уровня затрат или прибыли.
NS2000. Компания «НикосСофт» специализируется на создании программного обеспечения в области финансов и бизнеса. Преимущество комплекса «NS2000» — возможность поддержки логически сложных бизнес-цепочек, в которых результаты работы одних сотрудников — основа для выполнения своих задач другими сотрудниками.
В любой момент по каждой фирме, отделу, складу, магазину возможен просмотр следующих данных: баланс; финансовое состояние фирмы; запасы на складах; динамика изменения затрат; прибылей, доходов; рентабельность; оборачиваемость средств.
Platinum ERA (система класса ERP) - программный продукт создан американской корпорацией Epicure Software. Platinum ERA ориентирована на автоматизацию работы с клиентом и в меньшей степени на автоматизацию производства.
Пакет приложений Platinum ERA для финансового планирования — набор средств планирования и анализа в масштабе предприятия, с помощью которых можно: отслеживать и контролировать доходы и расходы; контролировать любые другие аспекты бизнес-операций; производить составление бюджета методом «сверху вниз» или «снизувверх»; проводить анализ и планирование на основе сценариев «что, если» для моделирования потенциального эффекта от принятия того или иного делового решения, тенденций развития индустрии или любых других изменений, которые могут произойти в деятельности компании. Благодаря использованию технологий OLAP можно выбирать, подытоживать и анализировать информацию, необходимую для выявления тенденций в динамике продаж, определения эффективности работы определенного поставщика и прочих стратегически важных характеристик.
ORACLE Application. В состав компонент ORACLE Applications входят модули: «Финансовый анализ и планирование»; «Управление расходами»; тесно интегрированные модули «Закупки», «Кредиторы», «Основные Средства».
Модули «Управление Затратами» и «Финансовый Анализатор» позволяют оценивать, контролировать и анализировать рентабельность операций. Модуль «Производство» обеспечивает оптимальную последовательность операций как внутри предприятия, так и за его пределами. Модуль «Незавершенное производство» применяется для управления серийными сборками с высокими объемами производства, и для управления выполнением уникальных разовых сборок. Модуль «Закупки» позволяет покупателю просматривать каталоги поставщиков, давать прогнозы и заказы на приобретение, заранее получать уведомления о поставке в электронном виде. С помощью WEB-приложения ORACLE поставщики получают возможность просматривать свои собственные соглашения, счета-фактуры и платежные поручения. Модуль «Планирование и управление материальными потоками», позволяет определить складские структуры и необходимые параметры для нескольких мест расположения запасов. Имеются модули «Управление заказами на продажу», «Послепродажное обслуживание», «Услуги», «Контроль качества» «Проектирование, моделирование и планирование новых изделий», «Управление материальными потоками». Модуль «Проекты» позволяет руководителю организовать и контролировать операции по выполнению проекта с помощью неограниченного числа уровней декомпозиции работ, независимой от используемого плана счетов Главной книги. Модуль «Выставление счетов по проектам» обеспечивает гибкое начисление доходов в соответствии с политикой компании, например, по ставкам счетов за работу и материалы, по сумме затрат и наценок, по проценту. Средства непрерывной обработки модуля «Заработная Плата» позволяют при подготовке прогнозов на следующий год планировать расходы на оплату труда и в дальнейшем обеспечивать их поддержание на заданном уровне. Модуль «Персонал» позволяет вести полный учет сведений о выплатах и пособиях при неограниченном числе позиций по заработкам, удержаниям и пособиям. Модуль «Сбыт и Маркетинг» улучшает управление продвижением товаров, поиск потенциальных заказчиков, рассылку рекламных проспектов, отслеживание эффективности рекламных кампаний.
Все рассмотренные выше системы имеют как информационно-справочные, так и расчетные функции. Однако алгоритмы расчета имеют жесткую, заранее заданную структуру, и их изменение в рамках системы невозможно.