а) наука об информационном взаимодействии человека и автоматизированной системы управления;
б) правила учета человеческих факторов при проектировании программных средств;
в) комплексная дисциплина, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве;
г) наука о закономерностях трудовой деятельности.
2. Множество сигналов, несущих оператору информацию об управляемом объекте и организованных в соответствии с определенной системой правил, это:
а) образно-концептуальная модель;
б) обратная связь;
в) образ-цель;
г) информационная модель.
3. Оптимальное расстояние от глаз человека до экрана монитора:
а) 30 см;
б) 70 см;
в) 110 см;
г) не имеет значения.
4. Признаками Интернет-зависимого поведения не являются:
а) пренебрежение здоровьем, в частности, временем на сон, ради общения в Интернете;
б) неспособность человека отвлечься от работы в Интернете;
в) владение в совершенстве многими прикладными программами и правилами работы в Интернете;
г) склонность забывать о деловых и личных планах во время работы в Интернете.
Задания для студентов заочного отделения
1. Оцените с помощью психодиагностических методик (Приложения 1, 2) особенности технического интеллекта и пространственного воображения.
2. Проведите анализ профессиональных задач с точки зрения стратегий принятия решений (Приложение 3). Опишите ситуации в деятельности операторского типа, требующие разных стратегий мышления.
3. Проведите психологический анализ профессиональной деятельности операторского типа и заполните таблицу: «Психологический анализ профессиональной деятельности и средств ее выполнения».
4. Подготовьте протокол инженерно-психологической оценки одного из технических или программных средств по Вашему выбору.
5. Выберите для оценки конкретную профессиональную деятельность, ответьте на вопросы Эргономической контрольной карты (Приложение 6) и заполните таблицу.
6. Сформулируйте требования к субъекту деятельности и профессионально-важные качества специалиста рассмотренной профессии.
7. Оцените с точки зрения инженерной психологии некоторые сайты по своему выбору.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Шкалы»
Важнейшей особенностью технического мышления является тесное единство теоретических и практических компонентов мышления, а решение технических задач не обходится без чтения и оперирования различной технической документацией, выраженной в наглядно-образной форме. Мануальная ловкость является необходимым качеством при решении и общих и частных технических задач. Она представляет собой показатель не только исполнительских возможностей в области технической деятельности, но и общей оперативности интеллекта, значение которой подчёркивалось неоднократно.
Назначение и содержание.Тест проверяет уровень развития зрительно-моторной координации, умение быстро и точно работать с таблицами и графиками, скорость выработки простых навыков.
Стимульный материал представляет собой брошюру с 48 задачами. Необходимо, используя таблицы для каждой кривой, изображённой на графике, определить значения температуры или времени. В таблицах из четырёх предложенных вариантов ответов верен один, который и надо отметить в листе для ответов.
Методические указания.Чёткое инструктирование должно быть проведено на образцах первой страницы брошюры. Следует особо подчеркнуть необходимость работать внимательно, ни в коем случае не пользоваться линейкой и не ставить точек на графиках, быть внимательным при переходе с одной кривой на другую ( на кривой А определяется значение температуры в зависимости от времени, а на кривой В – наоборот. Однако в инструкции об этом не говорится). На решение теста даётся только 10 минут, поэтому, как правило, задания выполняются не до конца. Инструкция обследуемым дана на первой странице субтеста.
Ключ к тесту «Шкалы»
1. D 9. D 17. D 25. B 33. B 41. C
2. A 10. B 18. C 26. B 34. B 42. D
3. C 11. B 19. D 27. D 35. B 43. D
4. B 12. B 20. C 28. D 36. B 44. C
5. A 13. D 21. A 29. A 37. B 45. B
6. A 14. B 22. B 30. D 38. A 46. D
7. C 15. B 23. B 31. B 39. B 47. A
8. A 16. B 24. D 32. B 40. A 48. C
Оценка результатов. Обработка результатов производится при помощи «ключа» - бланка с правильными ответами. Оценивается скорость (общее число решённых задач)иточностьрешения задач (отношение верно решённых задач ко всем решённым задачам).Обе эти оценки также переводятся в 100-бальную шкалу, и затем их можно сравнить со средней оценкой по данной или соответствующей по полу возрасту и специфике деятельности выборке. Особо могут быть выявлены лица, ориентированные на скорость решения задач, за счёт чего страдает точность, и наоборот – ориентированные на точность выполнения задания за счёт снижения скорости. Наилучший результат – это сочетание точного и быстрого решения задач, что означает способность к быстрой выработке зрительно-моторных навыков, оперативность и точность в практической работе.
Тест проверяет скорость и точность чтения показаний с разного рода шкал и графиков.
Кривые K, L, M, N графика 1 показывают зависимости температуры от времени при разных условиях. По данному в таблицах значению времени требуется найти на указанной кривой графика соответствующее значение температуры (или по температуре найти время).
Ниже для каждой кривой даны образцы задач с возможными ответами A, B, C, D.
В задаче П 1 ( кривая К) времени 10 минут соответствует температура 6 ,0. Значит, верен ответ, обозначенный буквой D. Найдите на листе ответов заголовок «Кривая К». Поставьте крест под буквой D задачи П 1.
В задаче П 3 ( кривая L ) температуре 5 соответствует время 16,5 минут, значит, верен ответ В. Найдите задачу П 3 на листе ответов. Поставьте крест под буквой В. Решите остальные задачи П 2, П 4, П 5, П 6, П 7, П 8 самостоятельно. Сверьте ваши ответы с предлагаемыми экспериментатором.
При работе не пользуйтесь линейкой! Не ставьте точек на графиках! Пишите только на листах ответов. Работайте как можно быстрее!
Приступайте к решению только по команде экспериментатора.