1. В чем состояли различия в основных подходах к инженерно-психологическому проектированию?
2. Основные требования к средствам отображения информации. Примеры информационных моделей.
3. Проблема цвета в инженерно-психологическом обеспечении деятельности человека.
4. Инженерно-психологические требования к средствам ввода информации. Сравнение различных способов ввода информации в современных компьютерных системах.
5. Проблема организации рабочего пространства и рабочей среды человека.
6. Учет инженерно-психологических закономерностей в организации рекламы.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте протокол инженерно-психологической оценки одного из технических или программных средств по Вашему выбору.
2. Проведите анализ взаимного расположения устройств на любом рабочем месте.
3. Проведите анализ размещения рабочих мест в пространстве офиса.
4. Проведите анализ рекламной продукции с точки зрения учета инженерно-психологических требований.
Методический материал
Инженерно-психологическая оценка технических и программных средств [по 3]
Инженерно-психологическая оценказаключается в количественном выражении соответствия значений показателей инженерно-психологического качества оцениваемого объекта разработанным инженерно-психологическим требованиям.
Процедура инженерно-психологической оценки:
1. Ознакомиться c перечнем требований к показателям инженерно-психологического качества оцениваемых средств.
2. Сопоставляя требования c объектом оценки, отобрать инженерно-психологические показатели, соответствующие этим требованиям, и определить их рекомендованные значения.
3. Исследовать оцениваемые технические или программные средства c целью получения фактических значений выбранных показателей, которые могут быть установлены по конструкторской документации, техническому описанию, в результате прямых измерений, а также расчетов и должны быть зафиксированы экспертом.
4. Сопоставить фактические значения показателей c рекомендуемыми и выставить частные оценки «удовлетворяет», если фактическое значение показателя соответствует рекомендован ному, и «не удовлетворяет», если фактическое значение показателя не соответствует рекомендованному.
5. Рассчитать общую оценку (Оц) и ее стандартную погреш- ность:
где ∑1 —суммарное число случаев, когда имеет место соответствие фактических значений инженерно-психологических показателей качества технического устройства рекомендованным; ∑0 — суммарное число случаев, когда такого соответствия нет. Очевидно, что ∑1 + ∑0 — общее число используемых показателей. Поэтому общая оценка, которая изменяется в пределах от 0 до 1, имеет смысл эмпирической вероятности,
а стандартная погрешность, рассчитываемая по формуле:
имеет смысл среднеквадратической погрешности оценки вероятности.
Результаты оценки вносятся в таблицу:
№
π/π
Наименование требования
Показатель
Оценка
Замечания и рекомендации
По результатам оценки формулируются рекомендации, в которых указываются мероприятия по улучшению инженерно-психологического качества оцениваемого объекта.
Литература:
1. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. /Под ред. Душкова Б.А. - М., 1983.
2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, програмных средств и среды. – М.: Логос, 2001.
3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. // Под ред. Крылова А.А. – Санкт-Петербург, 1997.
4. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Ломова Б.Ф. - М., «Машиностроение», 1982.
Дополнительная литература:
5. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб, 2000.
6. Васильев М.Ф. Структура восприятия, пропорции в архитектуре, музыке, цвете. - М.: Изд-во РУДН, 2000.
7. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. – М., 1995.