Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема I. Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики.



Вопросы к семинарским занятиям:

16. Как связаны научно-технический прогресс и инженерная психология?

17. Этапы развития инженерной психологии и эргономики в Советском Союзе, России и за рубежом.

18. В чем сходство и различие предметов инженерной психологии и эргономики?

19. Специфика методов инженерной психологии как системной дисциплины.

20. Как оценить эффективность деятельности человека в технической системе?

21. В чем состоит проблема распределения функций между человеческим и машинным звеном системы «Человек-Машина»?

22. Преимущества и недостатки технических устройств по сравнению с психикой человека на разных этапах развития техники.

23. Принцип ответственности в организации работы оператора и пользователя.

24. Принцип активного оператора и его реализация в современных условиях.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Как изменяется характер деятельности человека с развитием техники?

2. В чем проявляется опосредованность взаимодействия человека с объектами управления в технических системах?

3. Как влияет внедрение компьютерных технологий на развитие общества и человека?

4. Компьютеризация и распределение функций в сложных системах управления.

5. Особенности деятельности операторов разных видов и пользователей компьютерных систем.

 

Методический материал

 

 

Структурная схема системы «Человек-Машина» [по 8]:

 

Литература:

1. Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. - М., «Наука», 1977.

2. Инженерная психология. - М., 1964.

3. Инженерная психология за рубежом.Пер. с англ./Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. - М. Прогресс, 1967.

4. Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления.- Л., 1972.

5. Крылов А.А., Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. и др. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. - Л.,1974.

6. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - М., 1966.

7. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, програмных средств и среды. – М.: Логос, 2001.

8. Справочник по инженерной психологии /Под ред. Ломова Б.Ф. - М., «Машиностроение», 1982.

9. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература:

10. Бодров В.А. Сорок лет инженерной психологии // Психологический журнал, 1999, №2.

11. Зараковский Г,М. Психологический анализ трудовой деятельности. М., «Наука», 1966.

12. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. - М., 1970.

13. Мунипов В.М. Камо грядеши эргономика? - М., 1992.

14. Смолян Г.Л. Человек и компьютер. – М.: Политиздат, 1981.

Семинар 2.

 

Тема 2. Психологический анализ деятельности операторского типа.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Особенности психических процессов человека при работе в человеко-машинных системах: характеристики сенсорно-перцептивной сферы, памяти, внимания, воображения, имеющие значения для операторской деятельности.

2. Понятие оперативного мышления и его исследование в инженерной психологии.

3. Проблема принятия решений на разных уровнях и этапах деятельности.

4. Когнитивные стили и стратегии принятия решений как индивидуально-личностные особенности, влияющие на эффективность деятельности.

Методический материал

Этапы деятельности оператора:

Этап Содержание Выполняемые действия Влияющие факторы
Прием информации Формирование перцептивного образа Обнаружение – выделение объекта из фона. Различение – раздельное восприятие объектов либо выделение деталей. Опознание – выделение и классификация существенных признаков объекта. Сложность сигналов, вид и число индикаторов, организация информационного поля, размеры изображений, их технические и физические характеристики.
Оценка и переработка информации Формирование оперативного образа Сопоставление заданных и текущих параметров СЧМС. Анализ и обобщение информации. Способы кодирова- ния, степень слож- ности информаци- оных моделей, объем отображения.
Принятие решения Формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования исходной информации Поиск, выделение и обобщение информации о проблемной ситуации, Построение текущих оперативных образов. Сопоставление и оценка сходства оперативных образов и эталонов, коррекция моделей. Выбор или построение эталонной гипотезы. Принятие принципов и программы действий. Тип решаемой задачи, число и сложность проверяемых логических условий, сложность алгоритма и число возможных вариантов решения.
Реализация принятого решения Использование выходных «каналов» человека (двигательного или речевого). Перекодирование принятого решения в машинный код. Поиск нужного органа управления. Движение руки к органу управления и манипулирование с ним.   Число и тип органов управления, их характеристики, совместимость двигательных операций, компоновка рабочих мест.

Задания для самостоятельной работы:

1. Оцените с помощью психодиагностических методик (Приложения 1, 2) особенности технического интеллекта и пространственного воображения.

2. Проведите анализ профессиональных задач с точки зрения стратегий принятия решений (Приложение 3). Опишите ситуации в деятельности операторского типа, требующие разных стратегий мышления.

3. Проведите психологический анализ профессиональной деятельности операторского типа и заполните таблицу:

 

Психологический анализ профессиональной деятельности и средств ее выполнения [по 7]

№ п. Профессиональные задачи Психологическое содержание задач Условия и средства выполнения деятельности Психические функции, реализующие выполнение деятельности Требования к субъекту труда
           

 

Литература:

1. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М,: Наука, 1986.

2. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. – Ярославль, ЯрГУ, 1991.

3. Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 2000.

4. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. – М.: Аспект Пресс, 2003.

5. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. М.: МПСИ; Во­ронеж: МОДЭК, 1999.

6. Методология инженерной психологии, психология труда и управления. М., «Наука», 1981.

7. Романова Е.А., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М., 1990.

8. Стрелков Ю.К. Психологические процессы в операторском труде. М., МГУ, 1989.

Дополнительная литература:

9. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995.

10. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, програмных средств и среды. – М.: Логос, 2001.

11. Основы инженерной психологии / Душков Б.А., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. и др. Под ред.Ломова Б.Ф. - М., 1986.

12. Пономаренко В.А. Авиация. Человек. Дух. М.: ИП РАН, Универсум, 1998.

13. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Ломова Б.Ф. - М., «Машиностроение», 1982.

14. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

 

Семинар 3.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.