Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, программа Хmind для демонстрации интеллект-карты (см. рис. 1 ниже)
Рис. 1. Интеллект-карта по теме «Этнопедагогика как наука, учебная дисциплина и практическая деятельность »
Семинар 1. «Место этнопедагогических знаний в формировании общей культуры человека и социального педагога»
Интерактивное занятие
План
1. Обобщение и систематизация основных понятий и категорий этнопедагогики как междисциплинарной области знания.
2. Этнопедагогическое знание в окружающей нас жизни.
3. Государственные документы образовательной политики, регулирующие вопросы этнокультурного образования: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.
Ключевые понятия семинара:этнопсихология, народная педагогика, этнопедагогика, объект и предмет этнопедагогики, этнос, этническое самосознание, целостный воспитательный процесс, диалог культур, этнопедагогическая концепция, общая культура человека, социальный психолог, нравственный идеал народной педагогики.
Ход семинара
1. Работа с этнологическим словариком (повторение терминов этнопедагогики по интеллект-схеме).
2. Мини-дискуссия «Этнопедагогическое знание в окружающей нас жизни» с обсуждением вопросов и проблем: «этнический парадокс» – глобализация и единая культура или сохранение самобытности и социально-культурной специфики отдельных этносов–народов? этнокультурное-поликультурное или национальное образование? практика народного воспитания – теория этнопедагогики: сходство и различие?
3. Работа с текстами документов: Образовательная политика в этнокультурном ракурсе.
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Форма отчетности
Общая
Работа с этнологическим словариком
Проверка конспекта в портфолио студента
Индивидуальная
Работа с текстами документов: Образовательная политика в этнокультурном ракурсе.
Подготовка интеллект-карты в программе Хmind по содержанию документа Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации : Режим доступа : http://old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988
Обсуждение ответов, определение наиболее полного и дидактически ценного с точки зрения современных подходов к образованию и обучению
Групповая
Обсудите вопросы в группах и найдите на них ответы
1. Из приведенного перечня наук выберите те, которые изучают этнопедагогическую тематику:
Этнография
Конфликтология
Экология
Этнопсихология
Культурология
Правоведение
Этносоциолгия
Политология
Философия
Этология
Этноэтика
Этнология
Эстетика
История
Логопедия
2. Из нижеперечисленных факторов кружком выделите те, которые способны объяснить общность педагогических культур различных народов:
– общность исторических условий развития разных народов,
– общность целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческие и духовно-нравственные ценности,
– общность основ народной психологии,
– общность географических условий,
– взаимовлияние педагогических традиций разных народов.
3. Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, другие – нет. Определите верные и неверные высказывания, о чем отразите информацию в ниже представленной таблице:
Суждения
Да
Нет
1. Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 г. академиком Г.Н. Волковым
2. Этнопедагогика собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в этносоциальном (семейном укладе, быте) и этнокультурном опыте (религии, сказках, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, поговорках, играх, игрушках, традициях и т.д.)
3. Культуры народов делятся на отсталые и передовые
4. На рубеже ХХ и ХХI века этнопедагогика стала университетской наукой и её стали преподавать как учебную дисциплину
5. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействует воспитанию человека
6. Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая связь
8. С одной стороны, классическая педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методический инструментарий научной педагогики
9. У каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение
Мини–дискуссия по теоретически вопросам
Задания для мини–дискуссии:
«Педагогика требует от человека качеств, близких к материнским». (М.О. Кнебель). Обоснуйте справедливость этой мысли. Какие качества педагога, можно сопоставить с требованием к народному идеалу.
Прокомментируйте педагогическую идею народной узбекской пословицы: "Делай то, что учитель говорит, не делай то, что учитель делает". Какие особенности развития личности учитывал народ, создав эту пословицу. Вспомните своих педагогов, какие их поступки расходились с их словами.
Прокомментируйте пословицы: «Знания не тяжесть – их не носить за спиной». «За труд возьмись, будет жизнь», «Работящим рукам – цены нет». Добавьте свои, современные варианты.
Прокомментируйте высказывание Г.Н. Волкова: «Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов». Назовите некоторые "находки" этнопедагогики, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их очевидную воспитательную ценность.
– Меня зовут Алиса, а…
– Какое глупое имя! – нетерпеливо прервал ее Шалтай. – Что оно значит?
– Разве имя должно что-то значить? – проговорила Алиса с сомнением.
– Конечно, должно, – ответил Шалтай-Болтай и фыркнул. – Возьмем, к примеру, мое имя – оно выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно. Ну просто чем угодно!
Задание: Как в народной культуре происходил выбор имени ребенка? Какова его педагогическая ценность? Знаете ли Вы значение своего имени? Можете ли Вы сказать в честь кого, или по какой причине состоялся выбор Вашего имени?
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплине:
№
п/п
Вид самостоятельной
работы
Форма самостоятельной работы
Срок сдачи
Форма
отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Подготовка к следующему семинару № 2 «Элементы истории этнопедагогики»
Найти в доступных источниках информацию о научном вкладе в развитие этнопедагогики классиков педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и отечественных ученых, внесших вклад в становление и развитие этнопедагогики Г.Н. Волкова, С. Г. Виноградова, Ш.М–Х. Арсалиева. ответить на вопросы:
– Какими идеями народной педагогики данный педагог-просветитель обогатил этнопедагогику?
– Каковы наиболее значимые педагогические труды данного педагога? Каким проблемам этнопедагогики они посвящены?
– Подготовиться к выступлению на 3–5 мин на занятии об этих ученых
3 неделя семестра
Выступление на следующем семинаре на 3-5 минут, заполненная обобщающая таблица
Индивидуальная
По выбору студента (студент выбирает задание из предложенного перечня)
1. Представить в виде образов-рисунков сущность Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации или ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» Режим доступа : http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/420/.
2. Написание статьи для публикации в сборнике студ. работ по проблемам применения этнопедагогического знания в современном образовательном пространстве
3 неделя семестра
Презентация продуктов деятельности на следующем семинаре