1. Основные категории педагогики как науки и сущность процессов воспитания и обучения как составных частей образования (рассматриваемого в качестве процесса), а также непрерывного процесса социализации.
2. Ведущие методологические идеи, концепции и теории, по-разному раскрывающие сущность процессов социализации, воспитания, образования и обучения.
3. Основные педагогические технологии, применяемые при организации образовательного процесса.
4. Основы географических и историко-философских знаний, которые будут способствовать более качественному усвоению понятий «Этнос», «народность», «народ», «нация» и более глубокому осмыслению современной этнической картины мира.
Уметь:
1. Конструировать и моделировать различные элементы педагогического процесса в соответствии с современным социальным заказом, концептуальными положениями основных образовательных систем и учетом регионально-национальных условий как важных мезофакторов социализации.
2. Определять состав профессиональной деятельности социального педагога-психолога в различных направлениях: учебном, воспитательном, исследовательском, организационно-методическом; анализировать педагогические проблемы и тенденции развития школы и образования в современном мире;
3. Представлять структуру социализации человека, а также управляемой её части – образовательного процесса, его внешние и внутренние стороны с выделением этнической и национальной составляющих.
Иметь навыки и опыт деятельности (владеть):
1. Иметь навыки по использованию знаний о поликультурности современного образования и его полиэтничности, миграционных процессах как важных факторах изменения этнической картины мира в целом в профессиональной деятельности.
2. Владеть представлениями о своей собственной этнической и гражданской идентичности и умением толерантно выстраивать отношения с представителями других культур и этносов.
3. Иметь опыт проведения психолого-педагогического исследования с учетом регионально-национальной специфики.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Этнопедагогика», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины «Этнопедагогика» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Общекультурные компетенции:
1. (ОК–1): Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды:
Знать: сущность ситуации «этнического парадокса современности»; основные понятия, раскрывающие сущность этнопедагогики как междисциплинарной отрасли знаний на стыке этнологических, социальных и психолого-педагогических наук
Уметь: с помощью этнопедагогических принципов, форм и средств находить в каждой конкретной образовательной или социокультурной ситуации способ разрешения противоречия между официальной и народной педагогикой; творчески развивать и применять на практике идеи этнопсихологии и этнопедагогики.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (Владеть): приемами самостоятельной трансформации, структурирования и психологически грамотного преобразования теоретического этнопедагогического знания в практическую профессиональную деятельность социального педагога.
2. (ОК–8): Способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий:
Знать: этнопедагогическую основу народной педагогической культуры разных этносов, народностей и наций; основную литературу по проблемам этнопедагогики.
Уметь: использовать знания этнопедагогического характера в повседневной социально-педагогической деятельности; применять на практике этнопедагогические средства и методы воспитания.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (Владеть): приемами выражения толерантности в процессе общения с участниками образовательного процесса при выстраивании социальных взаимодействий.
3. (ОК–15): Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям:
Знать: методологию анализа наследия классиков педагогики с учетом национально-этнического компонента; идеи народности и культуросообразности в педагогической теории; особенности этнопедагогического воспитания в семьях возникших в различных природных условиях и исповедующих разные религии; о влиянии средств (устного народного творчества, традиций и обычаев, обрядов, народных праздников, детских игр, народных художественных промыслов) и факторов народного воспитания (труда, слова, общения, религии) на социализацию личности.
Уметь ориентироваться в особенностях этнического взаимодействия народов проживающих на территории России; использовать народные традиции в образовательном процессе и воспитании как его составной части; формировать этническую идентичность личности ребенка; анализировать традиции воспитания разных народов, выявлять общее и особенное; вести наблюдения в процессе деятельности в различных этнических сообществах.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (Владеть): приемами рефлексирования в общении всего комплекса ощущений, приводящих к ксенофобии и национальной нетерпимости.
Общепрофессиональные компетенции:
4. (ОПК–9): Способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития:
Знать: об объективных связях обучения, воспитания и развития личности в социокультурном пространстве; специфику современной поликультурной и полиэтнической образовательной среды; требования к педагогу, выполняющему свои профессиональные функции в этих условиях;
Уметь: проявлять культуру межнационального общения; использовать методы диалога, обсуждения для разрешения межэтнических и межнациональных конфликтных ситуаций в общении и взаимодействии с различными категориями субъектов с различной этнокультурной и конфессиональной принадлежностями; педагогически обосновывать свои профессиональные действия по регуляции этнокультурных отношений в социуме; использовать в работе с ребенком его этнокультурный потенциал.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (Владеть): приемами этнопедагогического взаимодействия в педагогическом и ученическом коллективах, а также и других социальных группах; составляющими поликультурной компетенции (этнической и поликультурной толерантностью, гражданской и культурной идентичностью, соответствующим менталитетом, проявлением уважения к представителям других культур и наций и др.); приемами преобразования социального поведения детей разных возрастных групп и этнической принадлежностей, модификации внутрисемейных отношений с учетом этнической и национальной составляющих.