Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Словарь терминов и персоналий



Абстрагирование – художественный прием древнерусской литературы (высоких жанров), преследующий цель «увидеть во всем «временном» и «тленном», в явлениях природы, человеческой жизни, в исторических событиях символы и знаки вечного, вневременного, «духовного», божественного», «найти общее, абсолютное и вечное в частном, конкретном и временном, «невещественное» в вещественном, христианские истины во всех явлениях жизни». (Д.С. Лихачев).

 

Агиография - (от греч. hagios – святой, grapho – пишу) – 1) литература в жанре житий, одной из основных форм церковной словесности (т.н. «практическая» агиография); 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых как памятников религиозной и литературной истории (т.н. «критическая» агиография, которая в научной литературе может осмысляться как часть агиологии – теории святости).

 

Апокриф (греч. apokryphos — тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон (не используются при богослужении), особый жанр.

 

Житие (греч. βιος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.

 

Литературный этикет – прием в др.-рус. лит-ре, объясняющий ее традиционность. Описан Д.С Лихачевым. Л.Э. зависит от церк. и светской обрядности феод. об-ва. Выражается в использовании др.-рус. книжниками устойчивых лит. формул и образов (напр., "воинских", "житийных", "летописных" и т. д.). Л.Э. складывается из представлений о том, как должны были происходить те или иные события (ситуация микропорядка), как должны вести себя определ. персонажи в соотв. со своим соц. положением (поведение героя), какими словесными выражениями поступки героя описаны в тексте (речевая характеристика). Т.о., выделяются три уровня Л. Э.: 1) этикет ситуации; 2) этикет поведения; 3) этикет речевой, или словесный (см., напр., анонимное "Сказание о Борисе и Глебе", где автор стремится дать образы идеальных героев — князей-мучеников, идущих на "вольную жертву". Еще сильнее Л. Э. выражен в Несторовом "Чтении о Борисе и Глебе"). Выбор писателем средств выражения зависел от предмета изображения и, соответственно, жанра. Лит.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

 

Литературная трансплантация (термин, введенный Д.С. Лихачевым) - перенос литературы на другую (чужую) почву и дальнейшее её развитие.
Например, при слиянии государств разных культур (как Византия и Древняя Русь (на Руси литературы как таковой до крещения не было), византийская литература перешла на территорию Руси, продолжали издаваться произведения, русифицироваться). См.: Д.С. Лихачев «Великое наследие».

Медиевистика (от лат. medius – средний и лат. aevum – век, эпоха) – раздел исторической науки, изучающий историю средних веков.

 

Монументальный историзм – первый стиль в изображении человека, стиль, сильнейшим образом сказавшийся в литературе XI—XIII вв. и «тесно связанный с феодальным устройством общества, с рыцарскими представлениями о чести, правах и долге феодала, о его патриотических обязанностях и т. д. Стиль этот развивается главным образом в летописях, в воинских повестях, в повестях о княжеских преступлениях, но пронизывает собой и другие жанры. Он более отчетлив в летописях, составлявшихся по указаниям князей, чем в летописях епископских, монастырских и городских,— в светских произведениях, чем в церковных» (Д.С. Лихачев).

 

Патери́к (греч. πατεριχόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертоград (греч. λειμωνάριον) – жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них.

Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм (ἰσοσυλλαβία – равносложность, от ἴσος – равный и συλλαβή – слог) – принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.

 

Секуляризация (от позднелатинского saecularis – мирской, светский) – освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.

 

ПЕРСОНАЛИИ

АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна (1888–1972).Историк литературы, чл.-корр. АН СССР (с 1943) и УССР (с 1926). Заслуженный деятель науки (с 1959). Научную деятельность начала в 1907 с доклада "Филология и ее методы", прочитанного в семинарии проф. В.Н. Перетца в Киеве, наметив одно из основных направлений своих исследований: проблему "лит. истории" памятников Древней Руси. В 1912 А.-П. сдала экстерном экзамены за курс историко-филологического факультета Киевского университета. В 1917 защитила магистерскую диссертацию на тему «Житие Алексея человека Божия в древней рус. литре и нар. словесности». Работы А.-П. 1920–30-х гг. посвящены вопросам поэтики др.-рус. литературы и ее связям с фольклором, изучению демократической литературы (сб. «Очерки по истории рус. сатирич. лит-ры XVII в.»., 1937). В 1954 г. в сер. «Лит. памятники» вышел подготовленный А.-П. сб. «Рус. демократич. сатира XVII в.», включавший, в т. ч., неск. не изв. ранее текстов. Одновременно А.-П. проводила исследования по истории школьного театра, предприняв единств. в своем роде попытку реконструкции сценич. приемов рус. школьного театра на основе ремарок и спец. пособий по постановке (ст. «Новые материалылы по истории рус. школьного театра XVIII в.», 1940). В ее монографии «Очерки поэтич. стиля Древней Руси» (1947г.) на основе анализа «Слова о полку Игореве» выявлен ряд метафорических символов, общих для народной и книжной традиции. Текстологич. иссл. 40-х гг. посвящены выявлению различий редакций «Задонщины» и восстановлению первонач. авторского текста (3 варианта опублик. в сб. «Воинские повести Др. Руси», 1949). В полемике о подлинности «Слова» отстаивала его первичность по отношению к «Задонщине». В 1933 А.-П. вошла в организованный по инициативе акад. А.С. Орлова, Перетца и Н.К. Никольского отдел (сектор) др.-рус. литературы ИРЛИ АН СССР; в 1947–1954 гг. возглавляла ред. и соавтор ряда коллективных монографий и библ. пособий. Автор также ряда статей методологич. характера.

БАХТИНА Ольга Николаевна (р. 1950) – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Томского университета. Кандидатская диссертация посвящена изучению Повести о меркурии Смоленском (1982г.), докторская диссертация рассматривает «Проблемы поэтики старообрядческой литературы: агиографические тексты» (2000 г.). Научные интересы О.Н. Бахтиной связаны с изучением исторической поэтики на материале древнерусской и старообрядческой литературы, проблем литературных жанров. В 2002 году награждена премией ТГУ за монографию «Старообрядческая литература и традиции христианского понимания слова».

ГУДЗИЙ Николай Каллиникович (1887–1965). Научную работу начал в 1908 г. в семинаре В.Н. Перетца в Киевском университете, который окончил в 1911 г. Первая статья Гудзия напечатана в 1910г. С 1922г. стал профессором кафедры истории русской литературы Московского государственного университета. Впоследствии первый декан филологического факультета МГУ, заведующий кафедрой русского устного народного творчества (1941–1946). Руководил отделом древнерусской литературы в Институте мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР (1938—1947), отделом русской литературы (1945—1952) и отделом украинской древней литературы (1952—1961) в Институте литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР. Основной сферой научной и научно-педагогической деятельности Гудзия была история древнерусской литературы. Гудзий Н.К. – автор первого учебника по истории древнерусской литературы (М., 1938) и составитель хрестоматии по литературе XI–XVII вв. (М., 1935, дополнялась и переиздавалась неоднократно, используется в преподавании и сейчас). Ему принадлежат работы, посвященные отдельным авторам и памятникам древнерусской литературы: Максим Грек, Серапион Владимирский, митрополит Даниил, Аввакум, легенда о папе Григории, легенды об Иуде предателе и Андрее Критском, История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе, Александрия, Моление Даниила Заточника, Слово о полку Игореве, Слово о погибели Русской земли, Прение Живота и Смерти, Беседа Валаамских чудотворцев и другие.

ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921–1993). Известный российский учёный литературовед, исследователь древнерусской литературы. Член-корреспондент АН СССР (с 1984), член-корреспондент РАН (1991). Главный научный сотрудник Института русской литературы РАН. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993, посмертно). автор обобщающих исследований по древнерус. лит-ре XIII—XIV вв., по древнерус. агиографии. Ему принадлежат ист.-лит. и текстологич. разыскания о «Сказании о Мамаевом побоище» и др. памятниках Куликовского цикла, им осуществлено несколько изд. текстов этих произведений. Д. посвятил ряд работ рус.-болг. лит. связям, истории отеч. медиевистики, изучению отдельных памятников древнерус. повествоват. лит-ры. Он являлся сост., ред. (совм. с Д. С. Лихачевым) и автором мн. публикаций сер. «Памятники литературы Древней Руси» (1978—93), чл. редколлегий сер. «Лит. памятники» и «Памятники культуры: Новые открытия».

ЕРЁМИН Игорь Петрович (1904–1963) – исследователь древнерусской и украинской литературы. Доктор филологических наук (1937), профессор Ленинградского университета, В 1957–1963гг. был заведующим кафедрой русской литературы филологического факультета ЛГУ. Основные работы И. П. Ерёмина посвящены изучению жанровых особенностей произведений древнерусской литературы, их стилистического строя, художественного метода. Особенное внимание уделил «Слову о полку Игореве». Также изучал украинскую публицистику XVI–XVII веков, историю народного театра. И. П. Ерёмин подготовил критически комментированные издания древнерусских писателей: Симеона Полоцкого (1953), Феофана Прокоповича (1961), украинского писателя Ивана Вишенского (1955) и др.

ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – литературовед и историк культуры, глава школы отечественной медиевистики, академик АН СССР с 1970г, председатель советского фонда культуры с 1987г., с 1954 г. руководил сектором древнерусской литературы ИРЛИ (Пушкинский дом). Родился в Петербурге. В 1928 окончил Ленинградский университет. Научную деятельность начал в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в 1938, где с 1954 руководил сектором древнерусской литературы. Профессор Ленинградского университета (1946–55). В своих трудах Лихачев ставил важные теоретические проблемы литературоведения. Исследуя древнерусскую литературу и культуру X–XVII вв. («Слово о полку Игореве», 1950; «Человек в литературе древней Руси», 1958; «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», 1962, «Поэтика древнерусской литературы», 1967, 1979, и др.), Лихачев впервые установил наличие разных литературных стилей при изображении человека в различные исторические периоды. Одной из важнейших задач Лихачев считал «анализ эстетической ценности памятников словесного искусства древней Руси». Его работы о возникновении древнерусской литературы, об изображении в ней человеческого характера, о зарождении литературных направлений, образовании жанровых и стилистических систем отличались комплексным изучением общественной идеологии, литературы, народной поэзии и изобразительного искусства. В работах по истории русского летописания Лихачев поставил по-новому вопросы истории Киевского и Новгородского летописания XI–XII вв. В монографии «Текстология» (1962) Лихачев, исходя из традиций А. А. Шахматова, на обширном фактическом материале древнерусской литературы и текстологической практики выдвигает мысль о самостоятельном значении текстологии как науки. Лихачев утверждает необходимость комплексного изучения текстов: не только различных редакций памятников, но и их создателей, переписчиков, идейных и общественных факторов. Лихачев – также автор трудов, посвященных «Молению» Даниила Заточника, повестям о разорении Рязани и др., эссе «Заметки о русском» (1981), работы о русской культуре и наследовании ее традиций (сб. «Прошлое – будущему» (1985), «Воспоминания» (1995)).

Сайт, посвященный академику Д.С. Лихачеву -http://likhachev.lfond.spb.ru

 

ОРЛОВ Александр Сергеевич (1871–1947).Окончил Московский университет, научная и педагогическая деятельность О. связана с Московским и Ленинградским университетами. С 1931 г. академик АН СССР, в 1933 г. организовал отдел, а затем сектор древней русской литературы в ИРЛИ, начавший выпускать Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), первый том вышел в 1934 г., издание продолжается по настоящее время.

Научные труды О. посвящены древнерусской литературе и литературе нового врмени. Опираясь на традиции культурно-исторической школы академического русского литературоведения, О. обратился к изучению древнерусских литературных памятников как произведений словесного искусства. В этом плане принципиально важное значение имеет исследование «Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.)» (1902), где анализируются стилистические особенности древнерусской воинской повести.

В центре внимания исследователя столяи произведения светской исторической повествовательной литературы: «История о российском дворянине, кавалере Александре» (первая треть XVIII в.), цикл повестей об Азове (XVII в.), переводные повести Древней Руси. Значительный вклад был внесен О. в изучение «Слова о полку Игореве».

 

РОБИНСОН Андрей Николаевич (1917–1993). Известный русский литературовед, исследователь древнерусской и славянских литератур, длительное время возглавлявший группу, а затем сектор древнерусской литературы и литературы XVIII в. Института мировой литературы РАН им. А.М. Горького.

А.Н. Робинсон окончил Московский институт истории, философии и литературы, ученик профессора Н.К. Гудзия. Крупное исследование Р. Посвящено творчеству протопопа Аввакума – «Жизнеописание Аввакума и Епифания». Исследование и тексты». – М., 1963г.

Р. Начал разрабатывать вопросы типологического изучения славянских литератур. Обстоятельное изучение русской литературы XVII века, путей её развития в переходный период позволило ученому внести свой значительный вклад в решение таких важных проблем, как формирование литературных направлений, развития ранней русской драматургии, творчества Симеона Полоцкого.

 

РОМОДАНОВСКАЯ Елена Константиновна (1937–2013) – чл-кор. РАН, директор Института филологии СО РАН (г. Новосибирск). Крупнейший в стране специалист по истории и теории древнерусской литературы, источниковедению, археографии, текстологии, исторической поэтике. Выпускница филологического факультета Ленинградского государственного университета (1959), ученица И.П. Еремина и Л.А. Дмитриева, закончившая аспирантуру ИРЛИ и защитившая в Пушкинском Доме обе диссертации, активная участница заседаний его знаменитого Отдела (Сектора) древнерусской литературы, постоянный автор издаваемых этим отделом сборников трудов (ТОДРЛ). Значительный вклад – десятки статей – внесен Е.К. Ромодановской в фундаментальные исследовательские проекты Пушкинского Дома: десятитомник «Памятники литературы Древней Руси» и «Словарь книжников и книжности Древней Руси».

 

ШАХМАТОВ Алексей Александрович (1864–1920). Русский филолог, языковед, историк русского летописания, исследователь русского языка и его истории. Окончил Московский университет (1887), приват-доцент того же университета (1890), профессор Петербургского университета (с 1909), председатель Отделения русского языка и словесности АН (1906–1920), академик Петербургской АН с 1894г.

Ш. заложил основы текстологического изучения русских летописей, разработал научную гипотезу возникновения русского летописания, которую изложил в своих капитальных исследованиях «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908) и «Повесть временных лет» (т. 1 – 1916 г., изд. 2-го т. не было осуществлено); проследил историю развития русского летописания с XI по XVI век.

 

ПЕРСОНАЛИИ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.