Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПИСАТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ



1. Религиозно-символический характер средневекового мировоззрения. Теологическая концепция мира и человека, особенности ее художественного воплощения. Идея неизменности и вечности миропорядка, ее отражение в эстетической теории русского средневековья. Духовное как эстетическое. Основные этапы развития эстетических понятий в литературе Древней Руси.

2. Эстетика подобия. Значение канона в искусстве и литературе Древней Руси. Разные уровни проявления канонического в художественном творчестве. Причины возникновения “общих мест” в литературных памятниках средневековья. Элементы национального и индивидуально-авторского в решении традиционных тем, сюжетов, образов. Софийность русского искусства средневековья.

3. Двойственный характер понимания прекрасного в средние века. Народнопоэтическое и книжно-христианское начала в осмыслении прекрасного. Сакральное как прекрасное. Идея светоносности прекрасного. Материальная и идеальная красота, способы ее художественного воплощения.

4. Безобразное в древнерусской литературе. Греховность как проявление безобразного. Синкретический характер категории безобразного (греховное, низменное, ужасное, уродливое). Этический аспект восприятия безобразного (зло, нарушение нравственных норм, преступление против религии и церкви, предательство). Дисгармонизм безобразного. Зависимость категории безобразного от смены мировоззренческих систем и эстетических представлений.

5. Трагическое в литературе Древней Руси. Мученическое как средневековое выражение идеи трагического. Народное понимание трагического как физической или духовной гибели человека. Идеи религиозного фатализма, свободы воли и их связь с категорией трагического. Противоречия телесного и духовного, мирского и религиозного как источник трагических коллизий. Формы проявления трагического в литературных памятниках Древней Руси.

6. Комическое и способы его выражения. Почему категория комического появилась в русской литературе лишь в XVII в.?

7. Новые эстетические явления в русском искусстве и литературе XVI—XVII вв. Причины, ход и итоги полемики о каноне в XVII в. Церемониальная эстетика. Процесс обмирщения эстетических представлений в переходный период от древней к новой русской литературе.

Задания

1. По специальной справочной литературе отработайте понятия: “эстетика”, “этика”, “прекрасное”, “безобразное”, “трагическое”, “комическое”. Учитывают ли энциклопедические словари и справочники специфику этих понятий применительно к средневековой литературе? Какие уточнения ввели бы вы в определения?

2. Сопоставьте основные идеи и формы их выражения в “Слове о законе и благодати” митрополита Илариона и в “Слове о погибели Русской земли”. Что общего и различного в эстетических идеалах этих писателей?

3. Проведите сопоставительный анализ трактата “О премудрой мастроте живописующих” Иосифа Владимирова и “Об иконном писании” протопопа Аввакума. В чем разница эстетических концепций Иосифа Владимирова и Аввакума?

4. Сравните отрывки из произведений Кирилла Туровского и С.И. Шаховского, посвященные описанию весны. Как и почему меняются эстетические представления и их художественное воплощение?

Кирилл Туровский (XII в.): “Днесь весна красуеться, оживляющи земное естьство: бурнии ветри, тихо повевающе, плоды гобьзуютъ, и земля, семена питающи, зеленую траву ражаеть. Весна убо красная есть вера Христова, яже крещениемъ поражаеть человеческое паки естьство, бурнии же ветри — грехотворнии помыслы, иже покаяниемъ претворьшеся на добродетель, душеполезныя плоды гобьзують: земля же естьства нашего, акы семя, слово Божие приимши и страхомъ его болящи, присно духъ спасения ражаеть”.

С.И. Шаховской (XVII в.): “Уже зиме прошедши, время же бо прииде, яко солнце творяше подъ кругомъ зодейным течение свое, в зодею же входить Овен, в нем же нощь со днемъ уровняетца, время начинаетца веселить смертнымъ, на воздусе светлостию блистаяся. Растаявшеся снегу и тиху веюще ветру, и во пространныя потоки источницы протекают, тогда ратой росло погружает и сладкую брозду про чертаеть и плододателя Бога на помощь призываеть. Растуть семена сеющия, и зеленятца поля, и новым листвиемъ облечаютца древеса и отовсюду украшаютца, плоды земля подаютъ, птицы сладкия воепевають. Уже по смотрению Божию и по человеколюбию ево всяко покаяние человекомъ спееть на услажение всякое. В сие же время красовитныя годины прежреченный хищный волкъ собрався со множеством воинъ полсково народу и с казацы Северския страны и поидоша на воевод московскаго войска князя Дмитрея Ивановича Шуйскаго, никако сего ужасесь”.

Тексты

● Памятники мировой эстетической мысли / Ред.-сост. В.П. Шестаков. М., 1962. Т. I. С. 428 - 460.

● Слово некоего калугера о чтении книг. О пользе книг. “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона. Слово о погибели Русской земли. Решение собора 1551 года о книжном и иконописном деле. “О премудрой мастроте живописующих” Иосифа Владимирова. “Об иконном писании” протопопа Аввакума // Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 1980. С. 6 - 7, 29 - 32, 117, 247, 297 -299, 348 - 349.

Литература

Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974. С. 287 - 309.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 22 - 36, 80 - 102.

Прокофьев Н.И. О литературно-художественных взглядах и представлениях в Древней Руси XI - XVI веков // Литература Древней Руси. М., 1986. С. 3 - 18.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. М., 1992. С. 109 - 126, 177 - 240, 530 - 542.

Дополнительная литература

Дмитриев Ю.Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности Древней Руси // ТОДРЛ. М.; Л., 1953. Т. 9. С. 97 - 116.

Шохин К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России (древнерусская эстетика XI - XVII вв.). М., 1963.

Овчинникова Е.С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве “Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу” // Древнерусское искусство: XVII век. М., 1964. С. 9 - 61.

Робинсон А.Н. Идеология и внешность (взгляды Аввакума на изобразительное искусство) // ТОДРЛ. М., Л., 1966. Т. 22. С. 353 - 381.

Абрамов А.И. Эстетические и познавательные функции древнерусской литературы // Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры. М., 1987. Ч. I. С. 67 - 87.

Пилюгина Н.Б. Эстетический идеал Древней Руси XI - XIII вв. и современность // Эстетический идеал и современность. М., 1986. С. 107 - 129.

Панченко А.М. Эстетические аспекты христианизации Руси // Русская литература. 1988. № 1. С. 50 - 59.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.