Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов



 

Предметом изучения курса «История древнерусской литературы» служат литературные памятники X–XVII.

Древнерусская литература – литература средневекового типа, этим обстоятельством определяется ее особое место в истории русской литературы и специфика ее художественного метода. В древнерусской литературе находятся истоки тех высоких нравственных принципов, той особой духовности, которые будут органично усвоены классической русской литературой Нового времени. Древнерусскую литературу с первых веков ее становления отличает стремление полно и глубоко отражать национальное историческое бытие своего народа. Главный основополагающий принцип древнерусской литературы – принцип историзма, а ведущей темой произведений литературы Древней Руси является русская и – шире – всемирная история. Высокая духовность древнерусской литературы связана с тремя основными мировоззренческими категориями, имеющими непреходящее значение для древнерусских писателей: православие, патриотизм, единодержавие, что представляет несомненную этическую ценность и для литературы Нового времени.

В процессе изучения конкретных тем, содержанием которых является анализ (рассмотрение художественных изобразительных средств, особенностей стиля, языка, сюжета и композиции, вопросы атрибуции, жанра и др.) произведений литературы Древней Руси, необходимо способствовать формированию у студента не только профессиональных навыков работы с художественным текстом, но и представления о духовном богатстве средневековой русской литературы.

Изучение курса истории русской литературы X–XVII века студентом необходимо для расширения его общекультурного и профессионального кругозора, а также для более глубокого, осознанного, научно-обоснованного понимания закономерностей развития национальной литературы.

Одной из главных задач курса является раскрытие характерных особенностей, динамики историко-литературного процесса. Необходимо показать литературно-эстетическое содержание, формирование, взаимопроникновение, борьбу и смену литературных эпох в Древней Руси. Следующей задачей является анализ литературной деятельности книжников, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.

Основными формами организации учебного процесса по изучению истории древнерусской литературы являются лекции, практические занятия, коллоквиумы, консультации по предложенным для самостоятельного изучения темам

Студенты должны хорошо представлять особенности, специфику историко-литературного процесса X–XVII столетия, знать основной корпус художественных произведений. Студенты должны понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом; владеть основными методами литературоведческого анализа; уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой.

В процессе изучения курса применяется культурологических подход к анализу литературных явлений, внимание уделяется вопросам религиозно-философского, этико-эстетического характера, проблемам поэтики художественного произведения.

В процессе освоения курса студенты должны ознакомиться с текстами литературных произведений X–XVII вв.; изучить исследования литературоведов, историков, искусствоведов по проблемам курса.

Цель лекционного курса заключается в стремлении поднять студента над фактом, заставить задуматься над причинно-следственными связями развития русской литературы. Лекционный курс позволит ознакомить студентов с актуальными вопросами в изучении литературы средневекового и переходного периодов.

Составной частью курса является выполнение студентами практических заданий, которые содержат план с перечнем вопросов, задания для самостоятельной работы, список литературы. Формулировки проблем, выносимых на обсуждение, имеют разъяснение более частных вопросов, что дает возможность студенту выделить главное в решении общей проблемы. Вопросы по анализу текста составлены с учетом единства формы и содержания художественного произведения и ориентированы на углубленное изучение проблем поэтики: пространство и время, художественный стиль, жанровое своеобразие произведения, особенности композиции и др.

Подготовка к выполнению практического задания потребует от студента отработки ряда теоретических и историко-литературных понятий, составления конспектов научно-критических статей. Конспект может содержать небольшой тезисный план выступления на занятии или на зачете, основные положения, выделенные в прочитанной статье или монографии, библиографию по теме. Преподавателем в процессе изучения тех или иных тем проверяются качество составленных студентами конспектов. В конспекте не допускается бездумное, механическое переписывание материала научно-исследовательской литературы.

Список литературы к изучаемым темам составлен на основе основополагающих работ отечественных исследователей, что должно помочь в выработке у студентов правильных оценок явлений литературы, искусства, культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.