Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Русская историография истории татарского народа XVIII –перв. пол Х1Х вв. 4 ч.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА

Направление подготовки история

Профиль подготовки история - всеобщая история

Квалификация (степень) выпускника

специалист

(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)

Форма обучения

Очная

 

(очная, очно-заочная и др.)

Автор: к.и.н., доцент Д.Ш.Муфтахутдинова

 

Г. Казань – 2011 г.


Цели освоения дисциплины

 

Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского народа.

Задачи:

- сориентировать студентов в процессе подготовки ВКР и иных видов научных работ по истории Татарстана;

- научить составлять историографический обзор литературы;

- сформировать у студентов представления о многовариантности подходов к изучаемым научным проблемам;

- помочь студентам в выборе дополнительной литературы при подготовке к аудиторным занятиям и педагогической практике по истории Татарстана.

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данный курс входит вгуманитарный, социальный и экономический цикл, в

вариативную часть ГСЭ .

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

-готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям - ОК-14

-способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества. ОК-15

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- особенности развития историографии истории татарского народа в соответствующие периоды;

- наиболее выдающихся историков, занимавшихся проблемами истории татарского народа и Татарстана;

- об особенностях подходов различных историков по ключевым проблемам развития науки;

- специальную историческую терминологию и лексику данной дисциплины.

в) уметь:

- определять новизну в историческом исследовании;

-анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые исторические и философские проблемы;

-использовать знания полученные на занятиях при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также на занятиях по смежным дисциплинам и в ходе практической работы в педагогической и творческой сфере.

г) владеть:

- технологиями приобретения, использования и обновления знаний;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации ( исторические монографии, статьи, журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

4. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет -40 ч.

из них 20 ч. аудиторных.

 

Тематическое планирование курса

№   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
        Лек Сем Сам Сумм  
  1. 1
Русская историография истории татарского народа XVIII –перв. пол Х1Х вв. 1,2   Конспект
  1. 2
Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 г.   3,4   Конспект
  1. 3
Развитие российской ориенталистики во второй половине Х1Х - начале ХХ в. 5,6   Сдача монографии Контрольная работа
  1. 4
Историография истории Татарстана и татарского народа советского периода. 7,89   Конспект
Историография истории Татарстана и татарского народа современности       Конспект Сдача 2-ой монографии Итоговая контольная
  Всего       Зачёт

Содержание дисциплины

Тема 1. Русская историография истории татарского народа XVIII –перв. пол Х1Х вв. 4 ч.

Историография истории Татарстана – как предмет, цели и задачи курса. О природе исторического познания.

Зарождение тюркологии связано с расширением российских границ на восток, а также с появлением в России западных учёных.

Филипп Иоган Стралленберг. Изучение тюркских рун. Классификация урало-алтайских народов. Перевод «Родословного древа тюрок» Абул Гази.

1735г.- проект Керр учреждения восточной академии.

Готлиб Зигфрид Байер - перевод на латинский язык «Родословной тюрок» Абул Гази. Попытка расшифровать тюркские руны через кельтское письмо.

Герхард Фридрих Миллер - «Описание Сибирского царства и всех происшедших в нём дел от начала, а, особливо, от покорения его Российской державе по сии времена».

Пётр Симон Паллас- «Путешествие по Российской империи», «Собрание исторических сведений по истории монгольских народностей».

Татищев – «История Российская» борьба Руси со степью.

Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853) - основоположник изучения народов Центральной Азии. Перевод китайских источников; «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие времена».

Казанский университет «колыбель» отечественной ориенталистики.

Карл Федорович Фукс – историк-краевед; «Краткая история г. Казани», « Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении». Коллекция «восточных древностей» и документов.

Христиан Мартин (Христиан Данилович) Френ. Деятельность в Казанском университете. Работы: «О титулах и почётных прозвищах ханов Золотой Орды», « «Монеты ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды», «О древнейшей монете волжских булгар».

Мирза Мухаммед Али (Александр Касимович) Казем – Бек (1801-!870)- адьюнкт, а затем профессор восточной словесности в казанском университете до 1849 г.

Илья Николаевич Березин (1818-1896)– тюрколог, иранист и путешественник. Биография: 1842-1845 путешествия на Ближний и Средний Восток, преподавание турецко-татарской словесности в Казанском университете (1846-55). Научные командировки в Оренбургскую губернию и в Тобольск с целью изучения наречий татар. 1862 - докторская диссертация « Очерк внутреннего устройства Улуса Джучиева» . 1855-1896- профессор Санкт-Петербургского университета. Основные работы: «Шейбанида». История монголо-тюрков на джагатайском диалекте, с переводом и примеч.», «Сборник летописей . Татарский текст с русским предисловием», «История Абуль-Гази», «Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет –Гирея, с ведением, переписью переводом и примечаниями», «Внутреннее устройство Золотой Орды : по ханским ярлыкам», «Джагатайские рукописи», «Ханские ярлыки И.Н.Березина», « Тарханные ярлыки, данные ханам Золотой Орды русскому духовенству», «Булгар на Волге», «Нашествие Батыя на Россию», «Очерк внутреннего устройства Улуса Джучиева».

Михаил Самсонович Рыбушкин - публицист, историк–краевед. «Краткая история г. Казани»- как исторический источник.

Развитие казанской школы востоковедения. Перевод «Восточного разряда» в 1855 г. в Санкт-Петербургский университет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.