Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы избирательного права России



Принципы избирательного права - это его основополагающие начала, в которых в концентрированном виде выражается демократическое содержание избирательного права. Принципы избирательного права представляют собой исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование избирательных отношений на всех его стадиях от правотворчества в сфере избирательного права (принимаемые нормативные правовые акты должны опираться на эти принципы) до реализации избирательно-правовых норм (участники избирательно-правовых отношений в процессе осуществления своих прав и обязанностей, применения норм избирательного права должны сообразовывать свои действия с принципами избирательного права).

Принцип всеобщего избирательного права раскрывается в ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях», где говорится о том, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этому принципу не противоречит установление в ст. 32 Конституции Российской Федерации, на неучастие в выборах граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Условием реализации избирательного права является достижение опре­деленного возраста (возрастной ценз). Граждане вправе реализовывать свое активное избирательное право (право избирать) с восемнадцатилетнего возраста наступления общей конституционной дееспособности. Возрастной ценз пассивного избира­тельного права устанавливается Конституцией Россий­ской Федерации и федеральными законами. Он различен в зависимости от вида органа, должности, в который (на которую) избирается гражданин. ФЗ «Об основных гарантиях» установлено, что минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

ФЗ «Об основных гарантиях» впервые иностранцам предоставлена возможность принимать участие в выборах при определенных условиях. Согласно части 10 ст. 4 закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в ор­ганы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

ФЗ «Об основных гарантиях» в ред. от 25.07.2006 г. № 128- ФЗ был дополнен нормами о том, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (п.3.1 ст. 4).

Также не имеют права быть избранными граждане России:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 ФЗ «Об основных гарантиях», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы (п. 3.2 ФЗ «Об основных гарантиях» в ред. от 05.12.2006 № 225-ФЗ).

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. В отношении активного избирательного права равенство избирателей достигается двумя способами. Во-первых, каждому избирателю предоставляется равное количество голосов (в одномандатном округе - один голос, в многомандатном - количество голосов, равное числу распределяемых мандатов). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей и соответственно участвует в голосовании только один раз. Во-вторых, на выборах образуются примерно равные по численности избирателей избирательные округа. Таким образом, достигается «одинаковый вес» голосов избирателей.

В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство условий при проведении предвыборной агитации.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 ФЗ «Об основных гарантиях» и распространяется на все виды выборов в Российской Федерации.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирательные бюллетени не нумеруются (не маркируются иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю), избирателю предоставляется возможность заполнить бюллетень для голосования в специально оборудованной кабине, в которой не допускается присутствие посторонних лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно без какого-либо принуждения со стороны государства. В соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным, при этом никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Неучастие избирателей в выборах получило название «абсентеизм». Различают политический, экономический, социальный и иные виды абсентеизма. В частности, при политическом абсентеизме избиратель, уклоняясь от участия в выборах, выражает тем самым политический протест предвыборным программам и платформам кандидатов, считая, что ни одна из них не отвечает в достаточной степени его взглядам и представлениям, а иногда, что данные выборы ничего не меняют или в сложившейся ситуации не могут быть свободными и честными.1 Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли, слова, информации.

К принципам организации и проведения выборов относятся: периодичность и обязательность проведения выборов, открытость и гласность выборов, альтернативность выборов, осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами - избирательными комиссиями, непрерывность и поступательность, законность, гласность (открытость) избирательного процесса, равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса, документальность избирательного процесса.

Принцип периодичности означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований и не может составлять более пяти лет (ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях»).

Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов являются порядок и сроки назначения выборов. Так, в соответствии со ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях» выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками, закрепленными в соответствующих нормативных правовых актах, и проводятся избирательными комиссиями. В случае если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией.

Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию принципа открытости и гласности выборов в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и гласность избирательных кампаний для всех участников избирательного процесса. Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательность официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

Альтернативность выборов означает, что на один мандат претендуют как минимум два кандидата. Данный принцип получил свое закрепление в частях 33 и 35 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях», в соответствии с которыми, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Исключением является, если в одномандатном или едином избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

 

Источники избирательного права России

Под источником избирательного права понимается внешняя форма установления и закрепления правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Многообразию избирательных правовых норм соответствует и многообразие содержащих и выражающих их источников, которые образуют определённую систему по функциональному назначению и юридической силе.1 В зависимости от уровня их принятия они подразделяются на четыре группы: международные, федеральные, региональные и муниципальные.

К первой группе относятся международно-правовые акты. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В международных договорах закрепляются международные избирательные стандарты - обязательства государств предоставлять гражданам права и свободы на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, не посягать на такие права и свободы, принимать соответствующие меры по их реализации.

Основными и важнейшими источниками международных избирательных стандартов являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Статья 21 Декларации устанавливает: воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равно­значных форм, обеспечивающих свободу голосования;

Согласно ст. 25 Пакта каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Первым кодифицированным международно-правовым документом является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.

Ко второй группе относятся Конституция Российской Федерации 1993 г., законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Конституция Российской Федерации 1993 г. регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах.

Во-первых, в ней закрепляется принцип народовластия. Статья 3 гласит: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, закрепляя, таким образом, исходный (выборный) принцип организации системы органов государственной власти.

Во-вторых, Конституция признает и гарантирует избирательные права граждан. Статья 32 закрепляет: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В-третьих, Конституция разграничивает компетенцию Федерации и её субъектов в сфере избирательного законодательства. Статья 71 устанавливает, о регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации, защита же прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и её субъектов (ст. 72). К исключительному ведению Российской Федерации относится установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, их формирование, а к совместному ведению относится установка общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Сама же система органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно ст. 77 устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В-четвертых, Конституция в ст. 81 упоминает о принципах избирательного права: всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании - только применительно к выборам Президента России.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. от 26.04.2007г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с послед. изменениями и дополнениями) является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом. Основные особенности Закона в том, что:

1) он является универсальным актом, регулирующим любой избирательный процесс на территории Российской Федерации;

2) его основной целью является гарантирование избирательных прав граждан, что реализуется конкретизацией содержания избирательных прав граждан, закреплением основных принципов проведения выборов, а также установлением общей регламентации процедуры проведения выборов;

3) он имеет рамочный характер. Закон устанавливает обязательные стандарты обеспечения избирательных прав граждан, подлежащие соблюдению не только в правоприменительном, но и в законотворческом процессе. Статья 1 прямо закрепляет верховенство данного закона в системе избирательного законодательства: федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные правовые акты о выборах и референдумах не должны противоречить данному закону.

4) он имеет прямое действие. В случае если федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, противоречат данному закону, применяются нормы ФЗ «Об основных гарантиях». Нормы закона применяются также в случае пробелов в федеральном и региональном законодательстве. Принцип прямого действия Закона означает также, что избиратели и иные участники избирательного процесса вправе обжаловать неправомерные решения и действия должностных лиц, государственных органов, организаций, основываясь на данном федеральном законе.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» был принят, чтобы восполнить пробелы в регулировании порядка проведения муниципальных выборов в Российской Федерации. Он применяется в части, не противоречащей ФЗ «Об основных гарантиях», в случае отсутствия в субъекте Российской Феде­рации, муниципальном образовании нормативно-правовой базы для проведения муниципальных выборов, а также в случае отсутствия органов и должностных лиц, ответственных за осуществление избирательных действий.

Федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (ред. от 26.04.2007г.) «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51–ФЗ (ред. от 26.04.2007г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральные законы, определяющие общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (ред. от 10.05.2007г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15.06.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законы, регулирующие отдельные аспекты избирательных отношений. Федеральными законами, предметом регулирования которых не являются избирательные отношения, могут определяться некоторые правовые понятия, имеющие значение для избирательного права, отдельные стороны правового статуса участников избирательного процесса. Среди них следует выделить: Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие.

Особое значение имеет Федеральный закон «О политических партиях», который определил новый электоральный статус партий. Во-первых, при проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями были признаны только политические партии и их региональные объединения. Во-вторых, федеральный закон вводил в систему избирательного права новые институт и категорию – электоральные преференции политических партий в избирательном процессе или право электоральных преференций. В-третьих, федеральный закон вводил в качестве обязательного компонента региональной избирательной системы пропорциональную модель распределения депутатских мандатов.1

К источникам этой группы относятся нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Так, Указом Президента России от 21 августа 2006 г. № 913 было утверждено Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва, которым подробно регулируется порядок проведения выборов в законодательный орган нового субъекта Российской Федерации, образовавшегося в результате объединительного референдума.

К источникам избирательного права относятся также нормативные правовые акты избирательных комиссий, принятые ими в рамках делегированного правотворчества. Право издавать такие акты предоставляется избирательным комиссиям законодателем и содержится в законодательных актах либо в виде наделения избирательной комиссии общими полномочиями по принятию нормативных актов, либо в виде прямых предписаний издать определенный акт. Так, в ч. 13 ст. 21 ФЗ «Об основных гарантиях» закреплено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения данного закона, обязательные для исполнения. Содержащиеся в инструкциях Центризбиркома предписания закрепляют в основном процедуры организационного характера (формы официальных документов, порядок их рассмотрения в избирательных комиссиях1), нормативы технического характера (стандарты оборудования) и т.д. Таким образом, в инструкциях Центризбиркома могут содержаться нормативные предписания, регулирующие организационно-процедурные и технико-юридические вопросы, которые по объективным причинам не урегулированы в федеральном законе и потому нуждаются в подзаконном (вторичном) регулировании общественных отношений. 2

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации также вправе принимать правовые акты, имеющие нормативный характер. Так, Избирательная комиссия Белгородской области Постановлением от 23 марта 2005 г. утвердила «Положение о порядке предоставления помещений зарегистрированным кандидатам в депутаты Белгородской областной Думы для проведения предвыборных собраний и встреч с избирателями».

Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам избирательного права решений Конституционного Суда Российской Федерации, в которых рассматриваются и разрешаются вопросы конституционности федеральных законов, законов субъектов Федерации, регламентирующих проведение выборов. Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются актами применения права, носящими нормативно-интерпретационный характер, что позволяет отнести их к особому виду источников российского права.3 По мнению Ю.А Веденеева и С.В. Навального решения Конституционного Суда Российской Федерации не только образуют юридическое содержание новых институтов избирательного права, но и определяют политико-правовой смысл современного избирательного права»1.

Фактически все основные моменты, касающиеся политико-правового и юридико-технологического содержания избирательной системы Российской Федерации, а именно: субъективного и объективного избирательного права, равенства избирательных прав граждан; принципов организации и проведения выборов, в том числе обязательности, периодичности, альтернативности; открытости и прозрачности действий участников избирательного процесса; разграничения полномочий по законодательному регулированию избирательных отношений; соблюдения общефедеральных стандартов регулирования избирательных процедур и действий получили адекватное юридическое решение. Всего с 1991 г. Конституционным Судом Российской Федерации было принято 135 постановлений и определений, касающихся практически всех аспектов организации и проведения выборов и референдумов.2 Нормативный характер постановлений Конституционного Суда состоит в том, что они имеют общеобязательный характер, распространяются на неопределённый круг субъектов и предполагают многократность применения.

К третьей группе источников относятся конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в Уставе Архангельской области от 20 марта 2001 г. закреплены основные принципы выборов (ст. 14), общий порядок и условия проведения референдума (ст. 13, 15).

В развитии регионального избирательного законодательства можно выделить два подхода к строительству его системы. Во-первых, это «пакетное» регулирование, когда региональное законодательство представляет собой «пакет» законов, регулирующих отдельные виды выборов: в законодательные органы субъектов Российской Федерации, в органы местного управления. Во-вторых, кодифицированное регулирование: в этом случае избирательные отношения регулируются единым сводным кодифицированным нормативным актом (законом – кодексом). Такие кодексы действуют в Белгородской, Воронежской и Свердловской областях, Республике Башкортостан.

Источником избирательного права являются нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, коллегиальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в постановлении губернатора Белгородской области «О мерах по содействию избирательным комиссиям области в организации подготовки и проведения выборов депутатов Белгородской областной Думы четвёртого созыва и представительных органов вновь образованных муниципальных образований городских и сельских поселений» от 15 августа 2005 г. № 1301 рекомендуется прокуратуре Белгородской области, Управлению внутренних дел Белгородской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Белгородской области, иным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, а также главам местного самоуправления муниципальных образований обеспечить охрану общественного порядка и общественную безопасность в период подготовки и проведения выборов и осуществить другие мероприятия в рамках их полномочий. Наряду с рекомендациями в данном постановлении содержатся прямые предписания Департаменту финансовой и бюджетной политики области, Управлениям здравоохранения, социальной защиты населения, печати и телерадиовещания области обеспечить принятие соответствующих мер по содействию в организации и проведении выборов.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации также вправе принимать правовые акты, имеющие нормативный характер. Так, Избирательная комиссия Белгородской области Постановлением от 23 марта 2005 г. утвердила «Положение о порядке предоставления помещений зарегистрированным кандидатам в депутаты Белгородской областной Думы для проведения предвыборных собраний и встреч с избирателями».

К четвёртой группе источников относятся муниципальные акты. Центральное место среди них занимают уставы муниципальных образований, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо этих вопросов уставы муниципальных образований могут в со­ответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации регулировать отдельные избирательные отношения в рамках, определенных ФЗ «Об основных гарантиях». Так, в уставах муниципальных образований содержатся нормы, регламентирующие сроки проведения и порядок назначения муниципальных выборов, и некоторые другие положения.

Таким образом, источниками избирательного права России являются главным образом нормативные правовые акты, разнообразные по форме, содержанию и уровню принятия.

 


ТЕМА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

План.

1. Стадии избирательного процесса.

2. Назначение выборов

3. Формирование избирательных округов

4. Образование избирательных участков

5. Составление списка избирателей

6. Образование избирательных комиссий

7. Выдвижение и регистрация кандидатов

8. Порядок проведения голосования и определения результатов выборов

 

Стадия избирательного процесса — это обо­собленная во времени совокупность избирательных действий и процедур, объединенных собственной самостоятельной целью и на­правленных на достижение предусмотренного процессуальной нор­мой избирательного права результата, обеспечивающего дости­жение общей цели избирательного процесса, и характеризующаяся особым кругом субъектов и оснований их (действий и процедур) совершения. Закон об основных гарантиях 2002 г. содержит упоминание более 30 различных избирательных документов.

Каждая стадия избирательного процесса заканчивается со­ставлением процессуального документа. Исключение составля­ет стадия предвыборной агитации

Выделяют пять обязательных стадий избирательного процесса:

1) назначе­ние выборов;

2) образование избирательных округов, избира­тельных участков, составление списков избирателей, образова­ние избирательных комиссий (в целом - организационная ста­дия);

3) выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов);

4) информирование избирателей и предвыборная агитация;

5) голосование и опре­деление результатов выборов и их опубликование.

Процессуальная стадия складывается из процессуальных действий и процедур, совершаемых в рамках данной стадии.

Процессуальное действие - это действие, направленное на дости­жение определенного правовой нормой промежуточного ре­зультата в рамках стадии. Процессуальные действия разделяют на необходи­мые и возможные. Необходимые процессуальные дейст­вия являются объектом закрепленных законом обязанностей соответствующих субъек­тов.

Возможные процессуальные действия предусмотрены зако­ном без требования обязательности их совершения. Это, одна­ко, не означает, что с ними не связывается наступление пра­вовых последствий. Такими действиями являются, например, выдвижение кандидата и голосование избирателя. Основная часть этих диспозитивных действий связана с осуществлением гражданами своего активного и пассивного избирательного права.

Процессуальные действия складываются в процессуальные процедуры. Процессуальную процедуру как составляющую ста­дии процесса можно определить следующим образом: процес­суальная процедура - это совокупность последовательно со­вершаемых процессуальных действий, объединенных промежу­точной целью и направленных на достижение определенного правовой нормой промежуточного результата в рамках стадии, который невозможно достичь совершением одного процессу­ального действия.

Назначение выборов

Цель данной стадии - дать начало избира­тельному процессу, путем издания субъектом права назначения выборов (уполномоченным на то органом или должност­ным лицом) акта, в ко­тором определяется дата голосования.

Так, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указом Президента Российской Федерации не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы. Для решения вопроса о выборах Президента Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации и ст.5 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Советом Федерации принимается постановление в сроки не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Зная, что днем голосования является первое воскресенье (2 декабря 2007 года) месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва, можно определить, что период с 14 августа по 3 сентября 2007 года принимается указ Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.

Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье (2 марта 2008 года).

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти, (п. 3 ст. 5). Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются представительными органами в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Именно после издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур: формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, обновление регистра избирателей, подготовка списков избирателей, образование избирательных участков и формирование избиратель­ных комиссий, действующих на непостоянной основе (окружных, участковых), выдвижение кандидатов и т.п.

 

Образование избирательных округов

Процедура образования избирательных округов в обязательном порядке осуществляется при выбо­рах депутатов законодательного (представительного) органа государственной вла­сти или местного самоуправления. Применительно к выборам должностных лиц Закон об основных гарантиях 2002 г. упот­ребляет термин «определение избирательного округа». В соот­ветствии с п. 1 ст. 18 для проведения выборов образуются одно­мандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ. Понятие единого избирательного округа дается в ст. 2 названного Закона. Под ним понимается избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Комплекс процессуальных действий, составляющих данную избирательную процедуру, включает в себя:

1) определение схемы избирательных округов, которое осуществляется организующей выборы избирательной комиссией;

2) утверждение схемы избирательных округов соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом местного самоуправления);

3) опубликование утвержденной схемы избирательных округов.

Выделяют пять признаков избирательного округа:

1) территориальный принцип образования. Он означает, что избирательным округом может быть только территория и никакие другие единицы;

2) выборные лица в избирательном округе избираются гражданами. Это означает, что недопустимо образование избирательных округов из ненаселенных территорий. Избирательным округом является только территория, на которой проживают граждане Российской Федерации;

3) в избирательном округе выборные лица избираются гражданами непосредственно. Это является выражением принципа прямого избирательного права и означает, что избирательные округа образуются только при прямых выборах;

4) от избирательного округа избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). Этот признак определяет состав избираемых населением от избирательных округов субъектов;

5) избирательные округа определяются законом либо образуются в соответствии с федеральным и региональным избирательным законодательством, никакие иные акты не могут регулировать порядок образования избирательных округов, уста­навливать требования, предъявляемые к их образованию.

Избирательные округа можно разделить по количеству изби­раемых лиц на одномандатные и многомандатные, по принци­пу, лежащему в основе их образования, на территориальные и административно-территориальные. В качестве дополнитель­ной классификации используется деление избирательных окру­гов по виду избирательной системы, используемой на выборах депутатов в округе, - на мажоритарные и округа, в которых используется пропорциональная избирательная система.

Одномандатный избирательный округ - это округ, в кото­ром избирается один депутат (п. 33 ст. 2 Закона об основных гарантиях 2002 г.). Одномандатные округа образуются при ис­пользовании мажоритарной избирательной системы. Следует иметь в виду, что Закон об основных гарантиях 2002 г. исполь­зует понятие одномандатного избирательного округа только применительно к округам, которые образуются при выборах де­путатов представительных органов.

Для округов, от которых избираются выборные должност­ные лица, Закон использует понятие единого избирательного округа (п. 31 ст. 2). Под ним понимается избирательный округ, включающийся в себя всю территорию, на которой проводятся выборы. Единый избирательный округ также является одно­мандатным в собственном смысле этого слова, так как в нем распределяется только один мандат. Однако такое разграниче­ние, использованное законодателем, применяется для удобства использования соответствующих терминов внутри Закона.

Многомандатный избирательный округ определяется в За­коне об основных гарантиях 2002 г. как избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов и в котором за каждо­го из них избиратели голосуют персонально (п. 32 ст. 2). Это означает, что в избирательном бюллетене напротив каждого кандидата помещается квадрат, в котором избиратель простав­ляет знак, свидетельствующий о том, что он голосует за данно­го кандидата. Выборы в многомандатном округе также прово­дятся по мажоритарной избирательной системе, но в отличие от одномандатного округа избиратель обладает количеством го­лосов, равным числу депутатов, подлежащих избранию в мно­гомандатном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос (при пропорциональной системе избиратель го­лосует не за кандидата персонально, а за список кандидатов и имеет при этом один голос).

Территориальные избирательные округа образуются на основе средней нормы представительства избирателей, т. е. равенства по числу избира­телей. Предъявление данного требования к избирательным ок­ругам исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного представительства. Равенство избирательных округов выступает, таким образом, с одной стороны, реализа­цией, а с другой стороны, гарантией принципа равного избира­тельного права.

 

Образование избирательных участков

Образование избирательных участков (территориальных единиц), объединяющих избира­телей общим местом голосования. В пределах избирательного участка образуется участковая избирательная комиссия, кото­рая организует голосование избирателей на выборах, осуществ­ляет подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на из­бирательном участке.

По общему правилу в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона об основных гарантиях 2002 г. избирательные участки образуются главой местной администрации муниципального района, городского округа, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского или сельского поселения - главой местной администрации поселения по согласованию с изби­рательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательно­го участка, из расчета не более 3 тыс. избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выбо­рах. При этом границы избирательных участков не должны пе­ресекать границы избирательных округов.

Таким образом, общим принципом, лежащим в основе об­разования избирательных участков, является территориальный принцип, как и при образовании избирательных округов. Ис­ключения из общего правила касаются избирательных участ­ков, образуемых за пределами территории Российской Федера­ции, в местах временного пребывания избирателей, в трудно­доступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, в воин­ских частях.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комис­сий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования на выборах.

 

Составление списка избирателей

Составление списка избирателей - важнейшая избирательно-процессуальная процедура, целью которой является определение круга лиц, обладающих на данных выборах активным избирательным правом. Общее количество избирателей является основой определения количества избирателей, необходимого для признания выборов состо­явшимися.

В Российской Федерации действует модель постоянной регистрации лиц, достигших 18 лет и имею­щих на соответствующей территории место жительства, полу­чившая название государственной системы регистрации (учета) избирателей (п. 4 ст. 16 Закона об основных гарантиях 2002 г.). Регистрация избирателей осуществляется главами местной администрации муниципального района, городского округа, командирами воинских частей, руководите­лями дипломатических представительств и консульских учреж­дений Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Основаниями для регистрации являются:

1) факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории, который устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

2) для избирателей, проживающих за пределами Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, — факт постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках, который устанавливается дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации.

Сведения, полученные в результате регистрации избирате­лей, направляются соответствующими должностными лицами в территориальные избирательные комиссии (а при отсутствии таковых — в окружные, а в случаях, предусмотренных зако­ном - в участковые) сразу после принятия решения о назна­чении выборов или после образования соответствующих ко­миссий.

Территориальные избирательные комиссии составляют список избирателей по каждому избирательному участку. В список из­бирателей включаются следующие сведения об избирателе: фа­милия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - до­полнительно день и месяц рождения), адрес места жительства. Список избирателей составляется в двух экземплярах, один из которых передается территориальными комиссиями участко­вым не позднее чем за 20 дней до дня голосования (п. 13 ст. 17 Закона об основных гарантиях 2002 г.).

Список избирателей является избирательным документом ограниченного доступа. Правом ознакомления с ним обладают только избиратели, включенные в него. Список избирателей должен быть представлен для ознакомления избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования (п. 15 ст. 17 Закона об основных гарантиях 2002 г.). На основании ознакомления избирателей со списком в него вносятся уточнения, связанные с невключением в него избирателей или допущенными в нем ошибками и неточностями.

Уточнения в список избирателей вносятся также на основа­нии дополнительных данных, предоставленных органами, осу­ществляющими регистрацию избирателей. Кроме того, в спи­сок на данном избирательном участке включаются избиратели, получившие открепительные удостоверения и исключенные на этом основании из списка на другом избирательном участке. Уточнения в список могут вноситься до окончания голосова­ния. Этот момент и является заключительным моментом дан­ной процедуры и всей организационной стадии избирательного процесса.

 

Образование избирательных комиссий

Формирование всего двух видов избирательных комиссий окружных и участковых происходит в рамках избирательного процесса. При этом окружные из­бирательные комиссии формируются только в случае проведе­ния выборов депутатов представительных органов по мажори­тарной избирательной системе, т. е. с образованием одноман­датных или многомандатных избирательных округов.

Субъектами формирования соответствующих комиссий яв­ляются вышестоящие избирательные комиссии, которые назначают и председателей комиссий.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов

Выдвижение и регистрация кандидатов представляют собой начальный этап реализации пассивного избирательного права граждан.

Выдвижение кандидатов определяется в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях...» как самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность. В.к. - это юридический факт, обозначающий начальный этап в реализации гражданином России своего конституционного права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. в реализации своего пассивного избирательного права.

Период выдвижения кандидатов, определенный Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, должен составлять:

- не менее 45 дней при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы;

- не менее 30 дней при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- не менее 20 дней при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований.

Условия выдвижения кандидатов. Условия выдвижения кандидатов являются необходимыми предпосылками для возможности реализации субъектами выдвижения своего права. Выделяются два условия выдвижения кандидатов (кандидатов в составе списка кандидатов): материальное и процессуальное. Материальным условием является наличие у лица, выдвигаемого кандидатом, пассивного избирательного права, т.е. возможности быть избранным в данный орган государственной власти, орган местного самоуправления, на выборную должность.

Процессуальным условием в соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях...» является представление лицом письменного уведомления о согласии баллотироваться кандидатом. В этом заявлении указываются сведения биографического характера фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Несоблюдение этого обязательства в случае, если кандидат набрал необходимое количество голосов для избрания, влечет отмену избирательной комиссией своего решения о признании данного кандидата избранным. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, указываются сведения о судимости.

Вместе с заявлением в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Субъектами права выдвижения кандидатов являются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях...» избиратели и избирательные объединения.

Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Выдвижение кандидатов на съездах (конференциях, собраниях) избирательных объединений осуществляется тайным голосованием, это является обязательным требованием Федерального закона «Об основных гарантиях...»

Список кандидатов в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях...» определяется как единый заверенный для сбора подписей избирателей или зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией список лиц, выдвинутых избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления. В списке кандидатов указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий), место жительство кандидата, иные данные, предусмотренные федеральные законами, законами субъектов Российской Федерации.

Список кандидатов представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться от данного избирательного объединения по избирательному округу и (или) по списку кандидатов. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации предусматривают также представление иных документов. После заверения списка избирательное объединение вправе начать сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться основания для отказа в заверении списка избирателей, ими могут быть отсутствие или ненадлежащее оформление необходимых документов, нарушения порядка выдвижения списка кандидатов.

Федеральный закон «Об основных гарантиях...» предусматривает гарантии стабильности выдвинутого избирательным объединением списка кандидатов. После представления списка в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением случаев, вызванных выбытием (отзывом) кандидатов. Данное требование обусловлено необходимостью того, чтобы избиратели на выборах голосовали за тот же список кандидатов, выдвижение которого было поддержано собранными подписями.

Формами поддержки инициативы выдвижения кандидата (списка кандидатов) являются сбор подписей или внесение избирательного залога. Подписи избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов) собираются в количестве, определяемом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация представляет собой заключительный этап рассматриваемой стадии избирательного процесса. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные п. 24 - 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях...», являются исчерпывающими.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.