ü Наиболее простая подача кислорода больному ребенку может быть осуществлена через воронку из кислородной подушки. При этом методе нельзя точно дозировать кислород, а содержание его во вдыхаемом воздухе увеличивается лишь на 2%, остальное попадает в окружающее пространство.
ü Подача кислорода через носовой катетер позволяет проводить более экономно кислородную терапию, но трудности дозировки остаются. Кроме того, присутствие катетера в носовых ходах раздражает и беспокоит детей.
ü Кислородная терапия с помощью кислородной палатки (рис.) обеспечивает строгую дозировку газа и экономный его расход. Кислородная палатка удобна для ребенка, особенно если предусмотрены системы для выведения отработанного воздуха и поглощения водяных паров. Кислородная терапия у детей обеспечивает хороший эффект в условиях раннего ее применения, непрерывности, длительности.
Кислородная палатка (подача кислорода через увлажнитель).
При острой дыхательной недостаточности подачу кислорода больному ребенку проводят в течение 15— 20 мин. с интервалом в 2 часа. Длительность интервалов определяется в каждом конкретном случае состоянием ребенка. При уменьшении дыхательной недостаточности интервалы между периодами дачи кислорода увеличиваются. При проведении кислородной терапии используют только увлажненный кислород. Концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе должна составлять 30—50%.
8.2. Применение грелки.
ü Тщательное наблюдение за состоянием кожных покровов и температурой тела ребенка.
ü Для согревания недоношенных детей вода должна иметь температуру 45 С.
ü Грелка оборачивается пеленкой, сложенной в 4 слоя.
ü При гипотермии у недоношенных детей 1 грелку положить на уровне стоп, две грелки – вдоль туловища с обеих сторон на расстоянии 10 см от завернутого в пеленки ребенка.
8.3. Применение пузыря со льдом.
ü Тщательное наблюдение за состоянием кожных покровов и температурой тела ребенка.
ü При асфиксии, перинатальном повреждении ЦНС, черепно-мозговых травмах, лихорадке пузырь со льдом подвешивают на 20-30 мин на расстоянии 2-3 см от назначенной для охлаждения области. При повторном применении делают перерыв на 15-20 мин.
ü Пузырь оборачивается пеленкой, сложенной в 4 слоя.
8.4. Применение компресса.
ü Для компрессов применяют камфорное (растительное) масло, раствор этилового спирта (у детей до трех лет — 20— 25%, у старших — 45%), а также масляно-спиртовой раствор в соотношении 1:1.
ü Воду для разведения спирта и масло предварительно подогревают до температуры 38—39 °С.
ü Масляный компресс накладывается на 6— 8 ч, чаще всего на ночь.
ü Согревающий компресс на ухо - уложить ребенка на бок так, чтобы больное ухо было сверху. Детям, умеющим сидеть, компресс делается в положении сидя.
8.5. Применение горчичников.
ü Детям грудного и ясельного возраста лучше применять горчичные обертывания.
ü Температура воды должна быть 38-40 С.
ü Тщательное наблюдение за состоянием кожных покровов и температурой тела ребенка.
ü Горчичники укладываются черепицей межу 1 и 2 слоями пеленки горчичной стороной вверх.
ü Область позвоночника и сердца при постановке горчичником должна быть свободна.
ü Накладываются на 10-15 мин, кожа после этого смазывается вазелиновым маслом.
Применение грелки взрослым
Применение грелки детям
Применение пузыря со льдом взрослым
Применение пузыря со льдом детям
Показания
ü Рассасывание воспалительных процессов;
ü согревание тела;
ü болеутоляющее действие.
ü Согревание недоношенных детей,
ü боли спастического характера при хронических заболеваниях органов пищеварения,
ü рассасывание воспалительного очага и гематом.
ü внутренние кровотечения;
ü 2-ой период лихорадки;
ü острые воспалительные заболевания брюшной полости (аппендицит, холецистит);
ü первые сутки после травмы;
ü послеоперационный период;
ü укусы насекомых.
ü Асфиксия
ü перинатальное повреждение центральной нервной системы;
ü лихорадка с температурой 38°С и выше;
ü острые воспалительные процессы в брюшной полости;
ü травмы черепа, ушибы (в первые сутки);
ü укусы насекомых.
Противопоказания
ü острые воспалительные процессы в брюшной полости (аппендицит, холецистит, панкреатит, перитонит);
ü ушибы в первые часы и первые сутки после травмы;
ü повреждение кожных покровов;
ü кровотечение;
ü инфицированные раны;
ü злокачественные новообразования;
ü высокая лихорадка;
бессознательное состояние больного.
ü Острые воспалительные процессы в брюшной полости (аппендицит, холецистит, панкреатит),
ü опухоли,
ü кровотечения.
ü коллапс;
ü шок;
ü спастические боли.
Лечебный эффект
ü вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры,
ü усиливает кровенаполнение внутренних органов.
ü оказывает болеутоляющее, рассасывающее и согревающее действие.
ü вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры,
ü усиливает кровенаполнение внутренних органов,
ü оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие.
ü вызывает сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов, тканей,
ü снижение чувствительности нервных рецепторов,
ü уменьшение отека тканей.
ü снижает потребность клеток мозга в кислороде,
ü приводит к сужению кровеносных сосудов кожи, а также более глубоко расположенных органов и тканей,
уменьшает чувствительность периферических рецепторов.
Возможные
осложнения
ü ожог кожных покровов;
ü перегревание
ü ожог;
ü гипертермия.
ü отморожение
ü отморожение
Длительность применения
До полного остывания
До полного остывания
В течение суток, прикладывают на 20-30 минут, делая перерыв на 10-15 минут или подвешивают пузыря на 3-5см над головой на 20 минут.
ü При асфиксии, перинатальном повреждении центральной нервной системы, черепно-мозговых травмах, лихорадке пузырь со льдом подвешивают на 20 — 30 мин на расстоянии 2 — 3 см от назначенной для охлаждения области с перерывом на 10—15 мин.
ü При остром воспалительном процессе в брюшной полости, ушибах и укусах насекомых пузырь прикладывают к коже на 5 — 10 мин с перерывом 20—30 мин.
Вопросы и практические задания для самоконтроля.
1. Расскажите технику безопасности при выполнении простейших физиопроцедур;
2. Расскажите технику безопасности при работе с кислородом;
3. Дайте определение понятию «Оксигенотерапия».
4. Охарактеризуйте ингаляционный метод подачи кислорода.
5. Охарактеризуйте неингаляционный метод подачи кислорода.
6. Охарактеризуйте гипербарический метод подачи кислорода.
7. Перечислите показания к выполнению оксигенотерапии.
8. Перечислите противопоказания к выполнению оксигенотерапии.
9. Перечислите растворы, которые можно использовать в качестве увлажнителей и пеногасителей.