Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Словесное ударение, eгo функции и типы



Обычно словесное ударение заключается в том, что в слове(или же в группе, состоящей из знаменательного слова и одного илинескольких служебных) с помощью тех или иных звуковых средствподчеркивается один вполне определенный слог, а иногда - в мень­шей мере -«' еще и другой или другие слоги. Так, в русском словеновая всегда подчеркивается первый слог, в под окном – последнийслог, в да знаешь ли? - второй слог, в немецком слове Eisenbahп'железная дорога' - первый и в меньшей степени третий слог и т. д.Слоги, несущие ударение, называют ударными (или ударенными), остальные же – безударными (или неударенными). Способы звукового выделения, используемые словесным ударением, разнообразны.

Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью - так называемое д и н а м и ч е с к о е, или силовое, ударе­ние. Он может удлиняться (чаще за счет своего гласного) - кван­титативное, или к о л и ч е с т в е н н о е, ударение. Он может выде­ляться повышением или понижением тона - м у з ы к а л ь н о е, или тоническое, ударение. В ряде языков наблюдается также к а ч е­ с т в е н н о е ударение - особое качество звуков, составляющих ударный слог.

Перечисленные способы звукового выделения выступают обычно не изолированно, как «чистые» типы, а в тех или иных сочетаниях друг с другом. Например, в русском языке словесное ударение из­давна считалось динамическим, но более новые исследования пока­зали, что оно в большей мере является количественным: ударный слог не только громче, но прежде всего продолжительнее безударного (в среднем в 2-3 раза). Кроме того, важную роль играет в русском словесном ударении и качественный момент - тембровая окраска ударенного гласного.

В двусложных и многосложных словах подчеркивание того или иного слога имеет место на фоне соседних, не подчеркиваемых слогов. Между ударным и безударными слогами одного и того же слова наблюдается отношение контрастирования. Но словесное ударение характеризует и односложные слова. Ср. предложения, состоящие из одних только односложных ударенных слов, например: «Дней бык пег» (Маяковский), «Тут брат взял нож». Почему, несмотря на отсутствие в этих случаях контраста с безударными слогами, мы ясно ощущаем ударенность всех слов в приведенных примерах? От­вет на этот вопрос может быть только один: потому, что хотя фона безударных слогов поблизости нет, в языке он все-таки есть. В си­стеме русского языка в целом ударные и безударные слоги определен­ным образом противопоставлены друг другу, и это противопостав­ление сохраняет свою силу и в тех случаях, когда в рамках того или иного высказывания безударных слогов почему либо не окажется вовсе. В этих случаях явственно выступает качественная, тембровая сторона русского ударения, которая меньше, чем другие его стороны, нуждается в «поддержке» при помощи непосредственного контраста: все гласные фонемы в наших примерах - /а/ в брат, взял; /0/ в нож; /и/ в тут; /е/ в дней, пег; /ы/ в бык - выступают в своих ударных вариантах, четко отличающихся от вариантов безударных.

Рассмотрим функции и типы словесного ударения.

В многосложных словах особенно отчетливо выступает та функ­ция ударения, которую Н. С. Трубецкой называл «вершинообразу­ющей». Ударный слог как бы составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине. В отрезке связной речи, состоящем из подобных слов, количество вершин указывает нам, сколько слов содержится в этом отрезке. Например: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» - 7 ударений и 7 слов. Но такую же картину дают и односложные слова, несущие ударение: в приведенном выше примере «Тут брат взял нож» - 4 ударения и 4 слова. Можно сказать, что ударение и в односложном, и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его «отдельности», его некоторой самостоятельности в ряду соседних слов. Таким образом, «вершинообразующая» функция ударения есть частный случай более общей функции - словоформирующей. Ударение - такой же обязательный элемент звукового облика данного слова, как и определенный фонем­ный состав. Отмечено, что опознание слова, особенно в затрудненных условиях общения, в первую очередь зависит от правильного вос­приятия ударного слога.

Выше были приведены примеры под окном, да знаешь ли . Они показывают, что единица, формируемая и «сплачиваемая»ударением, не всегда подходит под то понятие слова, которым опе­рирует орфография, или под То, с которым мы встречаемся в слова­рях. Для орфографии слово есть «цепочка букв между двумя пробе­лами», и потому под окном - 2 слова. Для составителя словаря под окном - тоже 2 слова, так как он в разных местах словаря приведети объяснит (или переведет на другой язык) под и окно. А вот с точкизрения ударения отрезок под окном - одно слово, поскольку здесьодно и только одно ударение. Кроме того, после под здесь невозможна пауза. Oтрезок, сплачиваемый ударением и невозможностью (неес­тественностью) Внутренней паузы, называют а к ц е н т н ы м с л о­ в о м.

Несколько акцентное слово совпадает с орфографическим и словарным («Буря мглою небо кроет» и т.п.), в том числе иногда и со служебным словом («Будешь писать?» - 2 ударения и 2 слова, из которых одно служебное). Но в ряде случаев акцентное слово включает два или несколько орфографических или словарных слов: под окном, да здравствует, зачем же, пошел бы, да знаешь ли и т.д. Одно из этих слов – знаменательное, и оно способно само по себе, вне рамок данной или другой подобной группы, быть отдельным акцентным словом. Другое или другие слова в составе такой группы не способны ни выступать в качестве отдельного акцентного слова, ни вообще употребляться отдельно (под, да, же, бы, ли). Эти слова, неспособные иметь собственное ударение (отдельное от ударение знаменательного слова), называют к л и т и к а м и и в зависимости от положения перед или после ударного слова подразделяются на проклитики и энклитики.

Многие клитики (например, проклитика да, энклитики бы, же, ли) вообще никогда не получают ударения. Есть, однако, и такие,на которые в определенных случаях переходит ударение знаменатель­ногo слова. Таковы в русском языке многие предлоги, ср.за' спину, под ноги, по полю, из лесу. В любом случае предлог и соответствующеезнаменательное слово образуют с точки зрения ударения одно целое. Энклитика не может быть первым словом в предложении, так как она всегда должна примыкать к какому-то предшествующему слову (нель­зя себе представить русского предложения, которое начиналось быс бы или ли).

В большинстве своем клитики - служебные слова: предлоги, союзы, грамматические частицы, артикли, некоторые вспомогатель­ныe и связочные глаголы, модальные частицы вроде русских де, мол, бишь. Клитиками могут быть и слова «полуслужебные» - местоиме­ния или специальныe формы местоимений. Так, во французском языке мы имеем клитические формы личных местоимений: субъектные (проклитические) je, tu, il /i.re/, /ty/, /il/ 'я', ты , 'он' и qбъектные те, t'е, le /moe/,. /loe/, /toe/ 'меня', 'тебя', 'его,- рядом с «полными»(т. е. способньrми нести ударение) формами toi, lui, /mwa/, /twa/,/lqi/, совмещающими субъектное и объектное значения. Подобный параллелизм энклитической и «полной» форм наблюдается в косвенных падежах личныx местоимений в ряде славянских языков, напри­мер в болгарском (ме и мене 'меня', го и него' его' и т. д.); Русский литературный язык не имеет специальных клитических форм ме­стоимений, но обычные формы местоимений могут здесь в одних слу­чаях выступать с ударением, в других - составлять одно акцентное слово с ближайшим глаголом. Ср. «ТЫ знал Петрова?» - 3 ударения (хотя на ты - более слабое) и «Знал ты Петрова?» только 2 ударения, между знал и ты паузы в естественной речи нет.

Иногда наблюдается совпадение фонемного состава клитики и ударенного слова. Например, в русском языке совпадают, подобным образом союз как (проклитика) и местоименное наречие как (ср. «Как старший, он хотел помочь, но не знал как»); частица было (энклитика: «пошел было, да вернулся») и глагольная форма было («Всё это было, было, было» - А. Блок). В некоторых языках так же совпадают по фонемному составу определенный артикль и указательное местоимение (нем. der, фр. le и т.д.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.