Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Турция в период третьей республики 1983 – 2000-е гг.



Утвержденная под контролем и влиянием военных властей конституция значительно отличалась от основного закона принятого в 1960 г.

«Для новой конституции характерны существенные ограничения демократиче­ских свобод; расширение прав исполнительной власти, особенно прези­дента; усиление контроля государства за деятельностью политических партий и всех общественных организаций, его роли в сферах идеологии, культуры, образования. Было введено обязательное религиозное обуче­ние в начальной и средней школе. Страна вернулась к однопалатному меджлису. Одобрение конституции на референдуме означало одновре­менно избрание К.Эврена президентом на семилетний срок». (Турецкая республика, с. 73)

Под контролем военных властей было образовано 15 политических партий. Новым объединениям было запрещено брать названия старых, распущенных в 1981 г. партий. К уча­стию в выборах были допущены Национал-демократическая партия (НДП), Партия отечества (ПО) и Народническая партия (НП). Победу на выборах одержала ПО во главе с Т.Озалом, получив 45% голосов. Это позволи­ло ей сформировать однопартийное правительство, Т.Озалом становится премьер-министром.

Правительство Т.Озала выступило с программой либерализации экономики, внедрения законов «свободного рынка», перехода к экспортоориентированной экономике, сокращения роли госсектора. По сути это была переработанная программа стабилизации 1980 г., автором которой являлся Т. Озал, и, которую так и не смогло осуществить правительство С.Демиреля. Правительство поощряло сотрудничество турецких производителей с компаниями промышленноразвитых стран, с использованием передовой иностранной техники и технологий. Поощрялось производство конкурентоспособных качественных товаров, которые шли на экспорт. Среднегодовые темпы роста ВВП середине 1980-х гг. составляли около 7%. Интенсивно развивалось сельское хозяйство, которое не только полностью обеспечило потребности страны, но и производило продукцию на экспорт. Особенно успешно в 1980-е гг. развивалась легкая промышленность. Также наращивали темпы роста машиностроение, электротехническая отрасль. Кроме того, следует отметить количественный и качественный прогресс в оборонно-промышленном комплексе. С помощью стран НАТО, прежде всего США, в Турции было освоено сборка и производство артиллерийских систем, ракет, вертолетов, и даже лицензионное производство истребителей Ф-16.

Внешняя политика Турции в период правительства Т.Озала продолжала курс на дальнейшее сотрудничество с США, участие в НАТО, на развитие всестороннего сотрудничества с Западной Европой. Однако попытка вступить в Европейское экономическое сообщество в 1987 г. оказалась для Турции неудачной, вплоть до сегодняшнего дня Турции отказывают во вступлении теперь уже в Европейский союз. Относительно новой тенденцией во внешней политике при Т.Озале стало серьезное развитие политических, экономических, культурных связей с мусульманскими странами.

«Политика Т. Озала способствовала восстановлению статуса ислама как одного из самых влиятельных институтов не только духовной, но и политической жизни в стране. Во время его правления появились многочисленные религиозные фонды («вакуфы») социального назначения, стипендии и интернаты для неимущих учащихся. Часто за такими вакуфами стояли религиозные ордены, а за ними – крупный капитал из исламских государств. Новое законодательство предоставило особые льготы инвесторам из Саудовской Аравии, Ливии, Ирана, Ирака, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна и Катара. Вместе тем на протяжении долгого времени власти, по инициативе прежде всего военного руководства страны, продолжали преследование в судебном порядке сторонников шариата, противников светской власти, то ужесточая, то смягчая практику реализации соответствующих правовых норм». (История Востока, VI, с. 354)

Политическая жизнь в третьей республике постепенно освобождалась от жестких рамок установленных при военном режиме. В результате слияния новой Социал-демократической партии (СДП) и Народнической партии (НП) в ноябре 1985 г. появилась в Социал-демократическая народническая партия (СДНП). Но эта партия недолго доминировала на левом фланге. В 1985 г. была создана Демократическая левая партия (ДЛП), противопоставившая себя СДНП. В 1987 г. ДЛП возглавил вернувшийся в большую политику Б.Эджевит. В том же году вновь включился в политическую жизнь и другой «тяжеловес» С.Демирель, возглавивший недавно созданную Партию верного пути (ПВП). Эта партия претендовала на тот же право-центристский электорат, голосовавший за правящую ПО. Также в политику вернулись такие «старожилы» как Н.Эрбакан и А.Тюркеш, возродившие свои партии под новыми названиями.

На фоне активизации оппозиционных партий, Т.Озал добился проведения досрочных выборов в меджлис в ноябре 1987 г. Не смотря на потерю значительной части голосов избирателей по сравнению с предыдущими выборами, ПО получила 292 места из 450, что позволило ей вновь сформировать однопартийное правительство. По истечению срока президентских полномочий генерала К.Эврена в октябре 1989 г. Т.Озал был избран президентом Турции.

На рубеже 1980-90-х гг. отчетливо проявились негативные последствия проводимой ПО политики — рост безработицы, инфляция, рост внешнего долга. Сложившуюся ситуацию активно использовали в своей пропаганде оппозиционные партии. В октябре 1991 г. состоялись досрочные парламентские выборы. На первое место вышла оппозиционная ПВП получив 178 мест, ПО -115, СДНП - 88, Рефах (партия Н.Эрбакана) - 62, ДЛП - 7. Было сформировано коалиционное правительство ПВП-СДНП во главе с С.Демирелем. Дважды смещенный с поста премьер-министра военными, он вновь возглавил кабинет.

Весной 1993 г. Турцию постигла тяжелая утрата — ушел из жизни президент республики Т.Озал. Новым президентом Турции был избран С.Демирель. На пост лидера ПВП и, соответственно, на пост главы правительства С.Демирель вместо себя выдвинул профессора-экономиста Тансу Чиллер, которая пробыла на должности премьера с июля 1993 г. по декабрь 1995 г.

Попытки Т.Чиллер продолжить курс на дальнейшую либерализацию экономики, и, особенно планы приватизации госсектора экономики натолкнулись в коалиционном правительстве на сопротивление СДНП, в результате к середине 90-х годов процесс разгосударствления застопорился. Кроме того, между партнерами по коалиции возникли противоречия политического характера. По инициативе СДНП была создана совместная комиссия, подготовившая пакет предложений по обеспечению процесса дальнейшей демократизации. Но, не смотря на предварительные договоренности с СДНП, ПВП всячески тормозила их реализацию.

Значительную трансформацию претерпела сама СДНП. В результате расколов и слияний она была переименована в Народно-республиканскую партию, подчеркивая этим преемственность по отношению к НРП Кемаля Ататюрка. Партию возглавил видный турецкий социал-демократ Дениз Байкал, заявивший, что он не согласен с условиями правительственной коалиции. В итоге в сентябре 1995 г. коалиция ПВП, и, теперь уже НРП распалась.

Последствием разногласий внутри правящей коалиции стал острый соци­ально-политический кризис, вызванный ухудшением состояния экономики. На фоне колоссального роста ин­фляция в 1994 г. правительство объявило о «пакете мер по экономи­ческой стабилизации», который вызвал возмущение в обществе, ибо пре­дусматривал замораживание заработной платы, рост безработицы. В октябре 1995 г., страну охватила волна забастовок и массовых выступлений рабочих крупных предприятий гос­сектора. В результате договоренности крупнейших политических партий меджлис принял закон о досрочных парламентских выборах.

Результаты выборов, состоявшихся 24 декабря 1995 г., оказались неожиданными. На первое место с небольшим отрывом вышла руководимая Н.Эрбаканом Партия благоденствия – Рефах. Голоса избирателей и места в ВНСТ распределились следующим образом: Партия Рефах - 21,1% голосов и 158 мест в парламенте, ПО - 19,7% и 138 мест, ПВП - 19,4% голосов и 132 места, ДЛП - 14,5% голосов и 75 мест, НРП - 10,5% голосов и 50 мест. Сенсационный успех происламской партии стал результатом недовольство населения Турции социально-экономической поли­тикой правоцентристов и социал-демократов.

«Парламентские выборы привели к принципиально новой в истории республики расстановке политических сил. До сих пор борьба за голоса избирателей шла между двумя политическими полюсами - правоцентри­стским и социал-демократическим (левоцентристским). При этом оба по­люса при наличии между ними существенных разногласий по вопросам внутренней политики сохраняли четко выраженный прозападный харак­тер, выступали за интеграцию с Западом по всем линиям. После 24 де­кабря размежевание переместилось в иную плоскость - образовались два новых полюса. На одном из них сосредоточились все прозападные силы - правоцентристы и социал-демократы, а на другом - Рефах, выступившая за интеграцию с исламским миром» (Турецкая республика, с. 76).

Однако, не смотря противодействие почти всех остальных партий, в июне 1996 г. Н.Эрбакану удалось договориться с Т.Чиллер о создании коалиционного правительства. Согласно договоренностям в течение первых двух лет пост премьера должен был занимать Н.Эрбакан, затем Т.Чиллер. В новом правительстве 36 министерских постов были поделен­ы поровну между Рефах и ПВП, при этом посты министров внутренних дел, обороны получила ПВП. Первым вице-премьером и одновременно министром иностранных дел стала Т.Чиллер.

В программе коалиционного правительства не было каких либо радикальных идей. В ней содержались декларации о проведении либеральной экономической полити­ки, создании справедливой системы налогов, поощрении иностранного капитала, продолжении приватизации, борьбе с инфляцией, курсе на ин­теграцию с ЕС, уважении подписанных Турцией «соглашений стратегиче­ского характера». И что не маловажно - протокол о коалиции подчеркивал незыблемость принципа светскости государства.

Однако уже в самом начале деятельности коалиционного пра­вительства обозначились серьезные противоречия между представителями обеих партий. Если Т.Чиллер настаивала на западной ориентации внешнеполитического курса страны, то Н.Эрбакан и занимавший пост государственного министра Абдуллах Гюль стремились сбалансировать внешнюю политику Турции, укрепляя отношения со странами мусульманского Востока. Также обозначились серьезные разногласия по поводу дальнейшего развития экономики. Если Т.Чиллер и ее сторонники из ПВП настаивали на продолжении либерального курса, то Н.Эрбакан приостановил осуществле­ние приватизационных проектов. Также были повышены зарплаты работникам бюджетной сферы.

Одной из главных проблем Турции в конце ХХ в. становится разгул террора в юго-восточных провинциях страны. Справедливые требования курдов по сохранению языка, традиций были подхвачены и использованы в своих целях Курдской рабочей партией (КРП), сделавшей главную ставку на террористическую деятельность. В ходе атак террористов и ответных действия правительственных сил за последние годы погибли десятки тысяч человек. Н.Эрбакан пытался нормализовать положения на юго-востоке страны, путем перего­воров с лидерами крупнейших курдских организаций Ирака Барзани и Талабани, и, даже с КРП, но эти его инициативы не получили поддержки партнеров по коалиции.

«Будучи верной своим программным установкам, партия Рефах в пе­риод пребывания у власти приложила много усилий для защиты традици­онных ценностей от «чрезмерного западного влияния». Были приняты меры по защите турецкого языка и введены санкции для дикторов турец­кого телевидения, злоупотребляющих иностранными словами, проведена кампания по замене иностранных названий магазинов, ресторанов и дру­гих заведений на турецкие. В стране также ограничивалось время работы игорных домов, запрещалось посещать их государственным служащим». (Турецкая республика, с. 78)

К концу 1996 г. наблюдается рост популярности партии Эрбакана - на выборах в местные органы власти она получила уже более 30% голосов. Возглавив правительство, Н.Эрбакан заявлял о незыблемости установленных конституцией прин­ципов государства, в публичных выступлениях он снизил тон критики по отношению к США и Израилю. Однако правительство и сам премьер продолжали, как в стране, так и за рубежом, подвергаться нападкам за «происламистский» курс. Визиты Н.Эрбакана в Иран, Ливию и другие мусульманские страны, вызывали недовольство прозападной элиты Турции, как и его попытки по созданию «исламской семерки», исламского общего рынка и ислам­ского таможенного союза. Особое раздражение правительство Н.Эрбакана вызывало у руководства вооруженных сил, которое открыто с февраля 1997 г. критиковало его политику.

В итоге в июне 1997 г. Н.Эрбакан был вынужден уйти в отставку с поста главы правительства. Н.Эрбакан зая­вил о сложении с себя полномочий премьера и передаче их Т.Чиллер, согласно договоренностям. Однако президент С.Демирель поручил формирование правительства лидеру ПО М.Йылмазу. События 1997 г. некоторые называют четвертым военным переворотом в истории Турции, или «постмодернистским» переворотом.

Одновременно с отставкой начались гонения на самого Н.Эрбакана и его партию. В феврале 1998 г. конституционный суд принял решение о роспуске Рефах (ПБ) «за действия, несовместимые с зафиксированным в конституции страны светским характером государства». Самому Н.Эрбакану в течение пяти лет был наложен запрет на политическую деятельность. Однако руководство Рефах было готово к подобному развитию событий. Была создана новая политическая сила – Партия Добродетели (ПБ) или Фазилет, куда вступили почти все депутаты меджлиса - члены Рефах. Лидером партии стал Реджаи Кутан.

18 апреля 1999 г. состоялись досрочные выборы в ВНСТ, результаты были таковы: больше всего голосов получила Де­мократическая левая партия Б.Эджевита - 22,1%; второй шла ПНД, основателем которой был полковник в отставке А.Тюркеш (после его кончины партию возглавил Девлет Бахчели) - 17,9 %; далее шли Партия Фазилет - 15,4%; ПО- 13,2%; ПВП - 12%. Выборы обозначили тенденцию падения популярности ведущих в 1980-90 гг. политических объединений – ПО и ПВП, что было связано многочисленными коррупционными скандалами с участием их лидеров. И, напротив, Б.Эджевит оказался единственным крупным политиче­ским деятелем, не замешанным в подобного рода делах. В 2000 г. новым президентом Турции был избран бывший глава Конституционного суда А.Н.Сезер.

По итогам выборов была создана достаточно странная коалиция левой партией Б.Эджевита, который вновь стал главой правительства и крайне правой ПНД, также в коалицию вошла ПО. Годы, когда это правительство находилось у власти, стали самыми трудными для Турции после переворота 1980 г.: влияние мирового экономического («азиатского») кризиса, вызвавшего обвал турецкой экономики, последствия землетрясения и неустойчивая политическая обстановка в стране.

Не смотря отстранение происламской партии Рефах и ее лидера Н.Эрбакана от власти, позиции политического ислама в Турции на рубеже веков продолжали оставаться достаточно сильными, вот как оценивали наблюдатели ситуацию в этот период:

«…влияние религии в стране сейчас как бы реставрировано в новых условиях после многих лет европеизации и модернизации республиканского светского режима. Это влияние настолько окрепло и укоренилось, что не всякий даже турецкий аналитик во время нахождения у власти Эрбакана мог с уверенностью утверждать, что итоги кемалистской секуляризации – необратимы и что возвращение шариата в страну невозможно. Что же произошло? В поисках ответа на это вопрос следует учитывать беспрецедентное расширение социальной, финансовой, политической поддержки исламистского движения в современной Турции. И это при том, что светская элита, активно приобщившись к накопленным обществом богатствам, к внешней мощи, не хочет делиться ими с обездоленным большинством страны, как бы сама указывает ему, где искать социальную поддержку, кто готов помочь. Рыночная экономика обеспечила этому движению не только приток местных частных накоплений в форме тех же вакуфных средств, но и громадных поступлений из-за рубежа из мусульманских стран». (Турция между Европой и Азией, с. 276-277)

По всей видимости правящая светская элита осознавала, что на фоне неудач тогдашнего правительства (в первую очередь неспособностью справиться с последствиями экономического кризиса) популярность исламистов вновь будет расти и поэтому решила не допустить повторения успеха сторонников Эрбакана. Власти обрушили репрессии на исламскую, теперь уже, Партию Добродетели (ПД).

«ПД оказалась последней партией представлявшей в ХХ в. «монопольно» политический ислам в стране: в июне 2001 г. по решению Конституционного суда она была распущена. После этого ее приверженцы, расколовшиеся в парламенте на «традиционалистов» (во главе Р.Кутан, 48 депутатов) и «обновителей» (во главе Р.Т.Эрдоган), учредили свои партии: Партию счастья, активно поддержанную Н.Эрбаканом, и Партию справедливости и развития, ратующую за внедрение модели «мягкого» ислама» (История Востока VI, с. 362)

На фоне недовольства населения и признаков вызревания нового системного кризиса было решено провести досрочные парламентские выборы, которые состоялись в сентябре 2002 г. Результаты голосования оказались сенсационными: во-первых, ни одна из партий прежнего состава ВНСТ в новый парламент не попала, а, во-вторых с 34,28% голосов убедительную победу одержала Партия справедливости и развития (ПСР), единственной оппозиционной ей партией стала НРП (19,39%) во главе Д.Байкалом. Новое однопартийное правительство возглавил А.Гюль, а в марте 2003 г., премьер-министром стал лидер ПСР Реджеп Таип Эрдоган.

Главные усилия правительства Р.Эрдогана были направлены на преодоление последствий кризиса, обуздание инфляции и достижения экономического роста. Новые власти добились улучшения ситуации в энергетике, сельском хозяйстве, образовании. Многое делалось и делается для борьбы с безработицей и в области социальной поддержки населения. До 2009 г. среднегодовой прирост ВВП составлял около 6%. Показателем борьбы с инфляцией стала деноминация национальной валюты в 2006 г. Небывалой величины достиг экспорт турецких товаров. При том интенсивно развивались и развиваются не только традиционные для Турции отрасли, такие как легкая и пищевая промышленность, но также машиностроение и сфера высоких технологий. Особо следует отметить развитие оборонной промышленности. Если в 1980-е гг. большим успехом считалось сборка и частичное производство иностранных образцов вооружений по лицензии, то в 2000-е гг. была сделана ставка на создание собственных разработок. Турция производит и даже экспортирует бронетранспортеры, идет строительство корветов, ведутся работы над созданием собственного танка, беспилотных самолетов, также стоит вопрос о разработке собственного истребителя.

Не смотря на серьезные успехи в экономике правительство Р. Эрдогана и правящая «Партия справедливости и развития» (ПСР) продолжали подвергаться критике за «исламизм». В 2007 г. страна оказалась втянута в очередной политический кризис.

«Военные и поддерживающие их светские силы забили тревогу во время президентских выборов 2007 г., когда ПСР выставила кандидатуру Абдуллаха Гюля, которого поддержало парламентское большинство. Из-за своих исламских взглядов этот политик абсолютно не устраивал армию, тем более что должность президента республики, некогда принадлежавшая Ататюрку, как правило, принадлежала бывшему военному». (Ближний Восток, с. 131)

Оппозиционная НРП бойкотировала голосование в парламенте, что бы сорвать избрание А. Гюля. На улицы турецких городов вышли сотни тысяч человек с портретами Ататюрка и с лозунгами против избрания «президента-исламиста», сторонники правящей партии также провели не менее многочисленные манифестации в поддержку избрания нового президента. В итоге дело дошло до роспуска парламента и внеочередных выборов в парламент.

«После следующих выборов (22.07.2007 г.) ПСР имела в меджлисе 340 мест; на этот раз уже два ее главных оппонента в меджлисе имели: Народно-республиканская партия 98 мест и Партия националистического движения 70 мест. Более того, в конце августа 2007 г. второй человек в правящей партии. Абдуллах Гюль, был избран (через парламент) президентом страны. таким образом, и исполнительная, и законодательная власть в стране оказались в руках умеренных исламистов». (Киреев 2010, с. 20)

Однако на этом противостояние ПСР и ее противников, как гражданских в лице оппозиционных партий, так и военных не завершилось. Была предпринята неудачная попытка запретить деятельность ПСР через суд. Затем последовали ответные удары: были заведены уголовные дела по подрывной деятельности группы военных и гражданских лиц («Эргенекон») и факту попытки военного переворота («Балъёз»). По обоим делам были арестованы сотни высокопоставленных отставных и действующих военных. 12 сентября 2010 г. состоялся референдум, утвердивший поправки в конституцию страны по ограничению влияния военных, что стало крупной победой правящей партии. На очередных парламентских выборах в 2011 г. ПСР одержала убедительную победу, набрав почти половину голосов избирателей, и вновь сформировала однопартийное правительство.

Успехи в Турции В 2000-е гг. впечатляют. По размерам экономики страна поднялась с 26 на 17 место, увеличив объем ВВП с 230 в 2002 г. до почти что 800 млрд. долларов к 2012 г. За эти годы заметно повысился жизненный уровень жителей страны. Строительный бум до неузнаваемости изменил облик многих турецких городов. При сохранении нынешних темпов роста экономики Турция может в течение следующего десятилетия выйти на уровень промышленноразвитых стран.

 

Вопросы и задания.

1. Каковы основные причины начала национально-освободительной борьбы в Турции.

2. Дайте оценку политике реформ Мустафы Кемаля (Ататюрка).

3. Каковы основные черты развития Турции в 1938-1960 гг.?

4. Дайте характеристику политической ситуации в период Второй республики

5. Дайте оценку политической роли армии в истории Турецкой республики.

6. В чем причины кризиса рубежа 1970-1980-х гг.?

7. В чем особенность политической роли ислама в Турции?

8. Дайте общую характеристику внутренней и внешней политики ПСР.

 

Литература

1. Ближний Восток: война и политика / под ред. Г. Г. Исаева и А. А. Сотниченко. – М., 2010. – 288 с.

2. История Востока: в 6 т. Т. 5.: Восток в новейшее время: 1914-1945 гг. – М.: Вост. лит., 2006. -717 с.

3. История Востока: в 6 т. Т. 6.: Восток в новейшее время: (1945-2000 гг.) – М.: Вост. лит., 2008. -1095 с.

4. Киреев Н. Г. История Турции ХХ век. – М.: Институт востоковедения РАН, 2007. – 608 с.

5. Киреев Н. Г. Турция: неудачи радикального исламизма и успехи умеренного / Турция в условиях новых внутренних и внешних реалий. Сборник статей. - М., 2010. – 256 с.

6. Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе ХХ века. – М.: Институт востоковедения Ран – Крафт+, 2001. – 536 с.

7. Турецкая республика. Справочник. - М., 2000 — 344 с.

 


[1]Джемаледдина аль-Афгани (1839-1897) – мусульманский реформатор идеолог панисламизма. Учился в Индии. До 1869 г. находился на службе у афганских эмиров. Принимал активное участие во внутриполитической борьбе, был вынужден эмигрировать. Проживал в Египте, Персии, во Франции, последние годы жизни провел в Османской империи. Призывал противостоять экспансии Англии и других колониальных держав, объединившись под знаменем ислама. Считал, что ислам должен приспособиться к современным условиям жизни. Призывал развивать светское образование, науку и национальную промышленность в мусульманских странах.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.