Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Турция в период Второй республики (1961-1982 гг.)



Новая конституция была второй в истории республиканской Турции, поэтому то время, в которое страна жила по принятому в 1961 г. основному закону принято именовать Второй республикой. Конституция провозглашала Турцию «национальным, демократическим, светским и социально-правовым государством». Новый основной закон предоставлял гражданам гораздо больше прав и свобод, чем конституция 1924 г. Парламент стал двухпалатным, были урезаны полномочия президента, усилена роль правительства.

На парламентских выборах в октябре 1961 г. большинство голосов получили НРП, и Партия справедливости (ПС), в которую вступили многие бывшие члены запрещенной Демократической партии. НРП и ПС сформировали коалиционное правительство во главе с И.Иненю, которое находилось у власти до 1965 г. В эти годы были две неудачные попытки военных захватить власть. В первой половине 1960-х гг. были намечены основные направления экономического развития Турции: было принято решение о пятилетних планах, тогда же была определена стратегия смешанной экономики.

На выборах 1965 г. ПС одержало убедительную победу и смогло сформировать однопартийное правительство. Главой правительства становится ее лидер Сулейман Демирель - западник и сторонник либеральной экономики. На выборах 1965 г. впервые в парламент было избрано несколько депутатов от Рабочей партии Турции, выступавшей за интересы трудящихся. На правом фланге в парламенте оказалась националистическая партия во главе с А.Тюркешом.

При правительстве С.Демереля Турции продолжилось поступательное развитие турецкой экономики. Среднегодовые темпы роста превышали 6%. Базовые отрасли — энергетика, металлургия, нефтепереработка находились в руках государства. В частных руках были торговля, подрядное строительство, текстильная и пищевая промышленность, а также некоторые отрасли машиностроения. Власти делали упор на импортозамещении: строились предприятия по сборке лицензионных автомобилей, по расфасовке привезенных лекарств и т. д. В эти же годы начали отправлять турецких рабочих в страны Западной Европы. Денежные переводы работавших за рубежом турок способствовали росту банковского сектора.

Оставаясь членом НАТО и стратегическим союзником США на Ближнем Востоке, в 1960-е гг. Турция начинает проводить более сбалансированную внешнюю политику. Развиваются отношения с соседними, прежде всего, арабскими странами, меняется позиция Турции в арабо-израильском противостоянии от односторонней поддержки Израиля к более взвешенной точке зрения. Восстанавливаются добрососедские отношения с СССР, происходят обмены официальными делегациями. В 1967 г. было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве, в соответствии с которым в Турции при содействии СССР в 70-е годы был построен ряд крупнейших промышленных предприятий, среди которых сталелитейный завод в Искандеруне, завод по производству алюминия в Сейдишехире и др.

На выборах в ВНСТ в 1969 г. ПС вновь одержала победу, получив 256 мест, что позволило ей снова сформировать однопартийное правительство. Второе место заняла НРП (143 депутатских мандата). К этому времени партию возглавил Бюлент Эджевит, взявший курс на социал-демократическую ориентацию. Число депутатов от Рабочей партии в новом парламенте сократилось до двух, что стало не результатом падения ее популярности, а явилось последствием нового закона о выборах направленного против малых партий.

Во второй половине 1960-х гг. отмечается поляризация политических сил на фоне бурно развивавшегося общественного, в особенности левого, движения. В 1967 г. была образована Конфедерация революционных рабочих профсоюзов (ДИСК), которая находилась под влиянием левых сил. Но организации левого толка были не единственными, кто аккумулировал недовольство широких масс населения. В 1970 г. была создана Партия национального порядка (ПНП), выступавшая под исламскими лозунгами. Ее возглавил Неджметтин Эрбакан.

В 1970-1971 гг. в Турции обострились экономические проблемы, ухудшилось положение широких слоев населе­ния, что привело к массовым протестам трудящихся. В забастовке рабочих Стамбула в июне 1970 г. приняло участие около ста тысяч человек. Движение трудящихся за свои права сопровождалось активизацией деятельности всевозможных экстремистских группировок и актами политического террора.

Таким образом, в стране создалась кризисная обстановка. Во второй раз в истории республиканской Турции в политическую жизнь вмешались военные. Произошел так называемый «мягкий» военный переворот. 12 марта 1971 г. высшее военное руководство во главе с начальником генерального штаба генералом М.Тагмачем выступило с меморандумом, в котором потребовало наведения порядка в стране. Правительство С.Демиреля ушло в отставку, однако парламент распущен не был, и политические партии продолжали свою деятельность.

Под строгим контролем и давлением генералитета В 1971-1973 гг. Турцией управляли парламент и «технические», «надпартийные» кабинеты министров. Властями был осуществлен ряд мер по «стабилизации положения». Была развернута кампания борьбы против «крайних» течений - «коммунизма и фашизма». Однако под волну репрессий попали всех левые, в том числе РПТ. В конституцию 1961 г. была внесены дополнений и изме­нения, значительно ограничивавшие свободы и права личности. После проведенных мер военное руководство разрешило проведение вы­боров в ВНСТ.

На выборах 1973 г. победу одер­жала НРП, получив 185 мест, второй к финишу пришла ПС со 149 местами ПС, третье место с 48 мандата­ми заняла созданная в 1972 г. Н. Эрбаканом Партия нацио­нального спасения (ПНС), наследница (ПНП). Эта партия выступала с позиций защиты традиционных, то есть мусульманских, ценностей за защиту интересов анатолий­ской буржуазии, за переориентацию Турции с Запа­да на мусульманский мир. В январе 1974 г. было сформировано коали­ционное правительство НРП и ПНС во главе с Б.Эджевитом. Новое правительство выполнило некоторые предвыборные обещания НРП: улучшение положения крестьян, служащих, рабочих, была объ­явлена амнистия лиц, осужденных в 1971-1973 гг. за «коммунистиче­скую пропаганду».

Главным событием в период правительства Б.Эджевита стал кипрский кризис. В июле 1974 г. резко на Кипре произошел воен­ный мятеж с целью присоединения острова к Греции. В ответ на это правительство Б.Эджевита направило на Кипр турецкие войска для защиты турок-киприотов. В итоге до 40% острова оказалось в зоне турецкой оккупации. Пытаясь использовать поднявшуюся волну патриотизма, а вместе с ним и роста своей популярности Б.Эджевит, решился пойти на досрочные выборы, надеясь сформировать однопартийное правительство. Но ПС во главе с С.Демирелем удалось создать в де­кабре 1974 г. блок правых партий - Националистический фронт (НФ), куда вошли бывшая союзница НРП по коалиции - ПНС и Партия националистической действия (ПНД) во главе с А. Тюркешем. В апреле 1975 г. было сфор­мировано правое правительство НФ во главе с С.Демирелем, которо­е выражало интересы крупного капитала.

На досрочных выборах 1977 г. на первое место вновь вышла НРП, но полученных ею 213 мандатов не хватило для формирования однопартийного кабинета. Усиление малых партий привело к тому, что ни НРП, ни ПС не удавалось создать однопартийные кабинеты, возни­кавшие же коалиции оказывались непрочными и недолговременными. В октябре 1979 г. было сформировано правительство ПС во главе с С.Демирелем, в правящую коалицию вошли ПНС и ПНД.

Во внешней политике Турции 1970-х гг., как уже было сказано выше, главным событием стал Кипрский кризис. Действия Турции вызвали реакцию в США и европейских странах. В 1974 г. конгресс США ввел эмбарго на военную помощь Турции, также сократилась и экономиче­ская помощь. В ответ турецкие власти приступили к закрытию американских военных баз. Турецко-американские отношения были урегулированы лишь в 1976 г. подписанием нового соглашения об обороне. Отношения Турции с Советским Союзом в 1970-е гг. развивались успешно. В апреле 1972 г. была принята Декларация о принципах добрососедских отношений между СССР и Турецкой республикой. В 1975 г. между СССР и Турцией было подписано соглашение о дальнейшем развитии экономического и технического сотрудничества на 10-12 лет.

К концу 1970-х гг. обострились социальные проблемы, вызванные экономическим спадом. Турецкая экономика болезненно восприняла резкое повышение цен на энергоносители, прежде всего нефть. Ухудшение условий жизни стало причиной активизации радикальных группировок. Вновь заявила о себе Рабочая партия Турции, активизировали деятельность профсоюзы, находившиеся под влиянием нелегально действовавшей коммунистической партии. На правом фланге невиданных размахов достигла деятельность возглавляемой А.Тюркешом ПНД и близких к ней группировок, в особенности молодежного крыла партии («серые волки»). На фоне нарастающего социально-экономического кризиса и неэффективности политической власти в конце 1970-х годов невиданного размаха достиг по­литический террор, развязанный как правыми, так и левыми экстремист­скими организациями.

В январе 1980 г. правительство С.Демиреля приняло программу стабилизации, которая предусматривала изменение экономической страте­гии - переход к рыночной экономике, подготовку к приватизации, переход от импортозамещающей экономики к созданию индустрии ориентированной на экспорт. Однако правительство не могло навести в стране порядок и обуздать террор.

12 сентября 1980 г. в Турции произошел очередной, третий по счету, военный перево­рот. Руководство вооруженных сил сформировало Совет национальной безопасности (СНБ), ставший высший органом власти и подотчетное совету правительство. СНБ возглавил начальник генерального штаба генерал Кенан Эврен. Правительство С.Демиреля было свергнуто, парламент распущен, деятельность политических партий приостанов­лена, а в 1981 г. все политические партии были распущены.

Военная администрация обрушила репрессии на всех, кого считала ответственными в политическом экс­тремизме и терроризме. Самый мощный удар был нанесен по военизированным структурам ПНД и леворадикальным группировкам. Были проведены массовые аресты и конфисковано огромное количество оружия. В течение года военным властям удалось сбить волну терроризма. Однако репрессии не ограничивались лишь кругом лиц непосредственно связанных с террористической деятельностью. Гонения коснулись и людей лево-демократических взглядов. Состоялись судебные процессы над руководителями Рабочей партии, Общества сторонников мира, Союза писателей Турции, была разгромлена Конфедерация революционных профсоюзов. Военными властями были арестованы многие преподаватели, журналисты, деятели общественных организаций, студенты. Кроме того, тысячи студентов были исключены их вузов за участие в демонстрациях и митингах. Также репрессии затронули и политиков исламского направления. Был арестован, а затем лишен права заниматься политикой до 1987 г. Н.Эрбакан. Преследовался властями и известный проповедник Фетхуллах Гюлен.

С помощью жестким мер (запрет забастовок, приостановление действия рабочего законодательства) военным властям удалось стабилизировать экономику. В то же время военная администрация удовлетворила ряд требований трудящихся. Спад был остановлен, и даже начался небольшой рост. В качестве специалиста по экономике военные власти привлекли к сотрудничеству бывшего советника С.Демиреля Тургута Озала.

Придя к власти, военные заявляли, что в будущем намерены передать власть гражданскому правительству и уже в октябре 1981 г. начал работу учреди­тельный меджлис. Он состоял из СНБ (как «верхней палаты») и консуль­тативного меджлиса в составе 160 назначенных генералами членов. Был подготовлен проект новой третьей по счету конституции Турецкой республики, которая была принята на референдуме в 1982 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.